Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых, износостойких покрытий, в частности композитных покрытий железо – титан - дисульфид молибдена, применяемых для восстановления и упрочнения поверхностей деталей автотракторной техники [C25D3/00, C25D3/56].
Известен СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ ПОКРЫТИЯ ЖЕЛЕЗО - ДИСУЛЬФИД МОЛИБДЕНА ИЗ ЭЛЕКТРОЛИТА (Специальные стали – Э.Гудремон, 1960), содержащего сернокислое железо, дисульфид молибдена, соляную кислоту на переменном асимметричном токе с коэффициентом асимметрии 1,2-6,0 и катодной плотностью 20-80 А/дм2 при механическом перемешивании электролита.
Недостатком данного способа является чувствительность дисперсной фазы в виде дисульфида молибдена к высокой температуре, что может привести к образованию из молибдена трехокиси молибдена, являющейся абразивом. Это может произойти от воздействия кислорода. В то же время известно, что титан является дизоксидирующим элементом, поэтому можно избежать негативных последствий взаимодействия молибдена с кислородом, путем добавления в покрытие титана.
Также известен СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО - ТИТАН – КОБАЛЬТ [RU2009117368A, ОПУБЛ. 20.11.2010], содержащего хлористое железо, титан щавелевокислый, соляную кислоту, отличающийся тем, что в него дополнительно вводят хлористый кобальт при следующем соотношении компонентов, г/л: хлористое железо 350-400, титан щавелевокислый 15-25, кобальт хлористый 10-15, соляная кислота 0,5-1,5 и осаждение ведут из электролита на переменном асимметричном токе с коэффициентом асимметрии тока 1,2-6 и частоте тока 50 Гц при температуре электролита 20-40°С, интервале катодных плотностей тока 15-40 А/дм2.
Недостатком данного способа является образование пористой структуры при электролитическом осаждении сплава, что снижает прочность и износостойкость, а также ограниченные свойства сплава при высоких температурах, таких как устойчивость к окислению и стойкость к повышенным температурам.
Наиболее близким по технической сущности является СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО - ТИТАН [RU2230139C1, ОПУБЛ. 10.06.2004], содержащего хлористое железо, соляную кислоту, отличающийся тем, что осаждение ведут из электролита, состоящего из, кг/м3: железо хлористое 350-400, титан щавелевокислый 15-25, соляная кислота 0,5-1,5 на переменном асимметричном токе с коэффициентом асимметрии 1,2-6,0, катодной плотностью тока 35-50 А/дм2, температурой электролита 20-40°С, кислотностью электролита рН 1-0,8.
Основной технической проблемой прототипа, содержащего хлорид железа, соляную кислоту и титан щавелевокислый, является интенсивное дендритообразование при использовании электролита с дисперсными частицами, а также уменьшение выхода по току железа, что приводит к уменьшению износостойкости сплава.
Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.
Технический результат заключается в повышении износостойкости покрытия за счет использования композитного компонента в виде твердой смазки - дисульфида молибдена в покрытии до 5,0%, порошка титана ПТК-1 до 5,0%.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ электролитического осаждения композиционного покрытия железо - титан - дисульфид молибдена включает осаждение из электролита на переменном асимметричном токе с коэффициентом асимметрии β=1,2-6,0 и катодной плотностью 20-80 А/дм2 при механическом перемешивании электролита с температурой 293-313 К и кислотностью pH 0,8-1,0, при этом полученное покрытие железо – титан – дисульфид молибдена подвергается термической обработке при температуре 673 К в течение 1 часа, в то же время электролит содержит хлорид железа, титановый порошок ПТК-1, соляную кислоту, порошок дисульфида молибдена при следующем соотношении компонентов, кг/м3:
Осуществление изобретения.
Способ электролитического осаждения композиционного покрытия железо – титан - дисульфид молибдена, включающий осаждение из электролита, который имеет в своем составе до 5,0% дисульфида молибдена, до 5,0% титана, а получаемое покрытие на деталях подвергается термической обработке. Получаемые покрытия обладают высокой прочностью сцепления с основой, высокой микротвердостью и износостойкостью. Осаждение происходит из электролита, содержащего хлорид железа, порошок титана, соляную кислоту и порошок дисульфида молибдена при следующем соотношении компонентов, кг/м3:
Электролитическое осаждение ведут при температуре 293-313 К на переменном асимметричном токе с интервалом катодных плотностей тока 20-80 А/дм2 при коэффициенте асимметрии β=1,2-6 и механическом перемешивании электролита. Кислотность электролита находится в пределах pH 0,8-1,0.
Способ электролитического осаждения композиционного покрытия железо - титан - дисульфид молибдена используется следующим образом.
Электролит получают соединением водного раствора хлорида железа, титанового порошка ПТК-1 и композитного порошка молибдена. Порошок молибдена находится в пределах 20 - 40 кг/м3. Нижний предел обусловлен тем, что при содержании менее 20 кг/м3 дисульфида молибдена не происходит заметного изменения физико-механических свойств покрытия. Верхний предел ограничивается содержанием дисульфида молибдена 40 кг/м3. При содержании композита более 40 кг/м3 не происходит значительного повышения его в самом покрытии, что делает его применение экономически невыгодным.
Концентрация хлорида железа находится в пределах 400-600 кг/м3. Нижний предел показывает зону минимальной вязкости. Верхний предел показывает зону максимальной электропроводности.
Содержание соляной кислоты находится в пределах 0,5-1,5 кг/м3. Электролитическое осаждение железа на катоде происходит с одновременным разрядом водорода. С повышением содержания соляной кислоты резко увеличивается количество разряжающегося водорода и падает выход по току. Нижний предел выбран по качественным характеристикам структур электролитического железа. При содержании соляной кислоты меньше 0,5 кг/м3 происходит сильное защелачивание прикатодного слоя. Гидроокись, образующаяся в прикатодном слое, включается в покрытие и этим ухудшает его структуру.
Количество титанового порошка ПТК-1 находится в интервале 15-25 кг/м3. Ниже 15 кг/м3 применение титана нецелесообразно, так как получаемые покрытия по микротвердости близки к покрытиям твердым железом. Выше 25 кг/м3 применение титана приводит к образованию окислов титана, что резко снижает качество покрытия и его микротвердость. Оптимальным является содержание титана 20 кг/м3.
Температурный интервал находится в пределах 293-313 К. Нижний предел ограничен диффузионными свойствами электролита. Движение ионов замедленное и скорость осаждения покрытия низкая. Выше 313 К использование электролита невыгодно с экономической точки зрения. Качественного изменения покрытия не происходит, однако увеличиваются затраты на подогрев электролита.
Катодная плотность тока находится в пределах 20-80 А/дм2. Ниже 20 А/дм2 плотность тока использовать нецелесообразно, так как процесс электролиза имеет низкую скорость осаждения покрытия железо – титан – дисульфид молибдена. При катодной плотности тока выше 80 А/дм2 происходит сильное дендритообразование и резко снижается выход по току.
Процесс электролитического осаждения покрытия ведут при температуре 40°С и катодной плотности тока 50 А/дм2. Процесс осаждения начинают с коэффициента асимметрии β=1,2 и постепенно в течение 3-5 минут повышают до β=6. Перемешивание электролита происходит мешалкой с нижним расположением. Покрытие имеет Gсц=350 МПа, микротвердость Hµ=10000-12000 МПа, скорость осаждения 0,45 мм/ч, содержание дисульфида молибдена в покрытии 5%, коэффициент трения, по сравнению с электролитическим железом снизился с 0,2 до 0,14.
Детали, восстановленные электролитическим покрытием железо-титан-дисульфид молибдена, загружаются в печь для отжига. Процесс термической обработки проходит в течение 1 часа, при температуре 673 К.
Пример использования заявленного изобретения.
Способ электролитического осаждения композиционного покрытия железо - титан - дисульфид молибдена используется для восстановления покрытия детали автомобиля.
Электролит состоит из следующих компонентов в количестве, кг/м3: хлорид железа 500, титановый порошок ПТК-1 20, соляная кислота 1,0, порошок дисульфида молибдена 30.
Процесс электролитического осаждения покрытия ведут при температуре 313 К и катодной плотности тока 50 А/дм2. Процесс осаждения начинают с β=1,2 и постепенно в течение 3-5 минут повышают до β=6. Готовую делать автомобиля с полученным покрытием железо – титан – дисульфид молибдена подвергают термической обработке при температуре 673 К в течение 1 часа. Предлагаемый способ имеет высокую производительность за счет применения переменного асимметричного тока. Осаждение покрытия железо – титан – дисульфид молибдена происходит при высокой катодной плотности тока и имеет высокую скорость осаждения. Покрытия, полученные предлагаемым способом, обладают высокой микротвердостью и износостойкостью, что позволяет их использовать в ремонтном производстве для восстановления и упрочнения поверхностей деталей автомобилей.
Технический результат заключается в повышении износостойкости покрытия за счет использования композитного компонента в виде твердой смазки - дисульфида молибдена в покрытии до 5,0%, порошка титана ПТК-1 до 5,0%.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ электролитического осаждения композиционного покрытия железо - титан - дисульфид молибдена включает осаждение из электролита на переменном асимметричном токе с коэффициентом асимметрии β=1,2-6,0 и катодной плотностью 20-80 А/дм2 при механическом перемешивании электролита с температурой 293-313 К и кислотностью pH 0,8-1,0, при этом полученное покрытие железо – титан – дисульфид молибдена подвергается термической обработке при температуре 673 К в течение 1 часа, в то же время электролит содержит хлорид железа, титановый порошок ПТК-1, соляную кислоту, порошок дисульфида молибдена при следующем соотношении компонентов, кг/м3:
На основе этого провели сравнительные испытания рациональными условиями способа электролитического осаждения композиционного покрытия железо – титан - дисульфид молибдена и прототипа. Провели определение износостойкости покрытый трением с помощью трибометра, а также температурную стойкость с помощью нагревания деталей автомобиля. Полученные результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ заявленного изобретения с прототипом
По полученным результатам видно, что материал, полученный по заявленному изобретению, выдерживает нагрузку 1,5 раза большую, чем аналог, а также покрытие железо-титан-дисульфид молибдена в 1,1 раза более термостойкое при воздействии высоких температур. Повышение износостойкости покрытия, полученного заявленным способом, происходит за счет введения в его состав в качестве композитного компонента твердой смазки - дисульфида молибдена до 5,0%, порошка титана ПТК-1 до 5,0%, а также финальная термическая обработка полученного покрытия на деталях в течение 1 часа при температуре 673 К.
Таким образом, заявленное изобретение обеспечивает повышение износостойкости покрытия примерно на 25% по сравнению с прототипом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ ПОКРЫТИЯ ЖЕЛЕЗО-ДИСУЛЬФИД МОЛИБДЕНА | 2013 |
|
RU2537686C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО-ТИТАН | 2003 |
|
RU2230139C1 |
Способ электролитического осаждения сплава железо-бор | 2019 |
|
RU2705843C1 |
Способ электролитического осаждения сплава железо-кобальт | 2015 |
|
RU2634555C2 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО-АЛЮМИНИЙ | 2012 |
|
RU2486294C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО-БОР | 2003 |
|
RU2250936C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО - АЛЮМИНИЙ | 2003 |
|
RU2263727C2 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО-ХРОМ | 2005 |
|
RU2285065C1 |
Способ электролитического осаждения железного покрытия | 2023 |
|
RU2816237C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО-ТИТАН-КОБАЛЬТ | 2009 |
|
RU2410473C1 |
Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых, износостойких, композитных покрытий железо - титан - дисульфид молибдена, применяемых для восстановления и упрочнения поверхностей деталей автотракторной техники. Способ включает осаждение из электролита на переменном асимметричном токе с коэффициентом асимметрии β=1,2-6,0 и катодной плотностью 20-80 А/дм2 при механическом перемешивании электролита с температурой 293-313 K и кислотностью pH 0,8-1,0, при этом полученное покрытие железо – титан – дисульфид молибдена подвергается термической обработке при температуре 673 K в течение 1 часа, в то же время электролит содержит хлорид железа, титановый порошок ПТК-1, соляную кислоту, порошок дисульфида молибдена при следующем соотношении компонентов, кг/м3: хлорид железа 400-600, титановый порошок ПТК-1 15-25, соляная кислота 0,5-1,5, порошок дисульфида молибдена 20-40. Технический результат заключается в повышении износостойкости покрытия за счет использования композитного компонента в виде твердой смазки - дисульфида молибдена в покрытии до 5,0 %, порошка титана ПТК-1 до 5,0%. 1 табл., 1 пр.
Способ электролитического осаждения композиционного покрытия железо - титан - дисульфид молибдена, включающий осаждение из электролита на переменном асимметричном токе с коэффициентом асимметрии β=1,2-6,0 и катодной плотностью 20-80 А/дм2 при механическом перемешивании электролита с температурой 293-313 K и кислотностью pH 0,8-1,0, при этом полученное покрытие железо – титан – дисульфид молибдена подвергают термической обработке при температуре 673 K в течение 1 часа, в то же время электролит содержит хлорид железа, титановый порошок ПТК-1, соляную кислоту, порошок дисульфида молибдена при следующем соотношении компонентов, кг/м3:
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО-ТИТАН | 2003 |
|
RU2230139C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ ПОКРЫТИЯ ЖЕЛЕЗО-ДИСУЛЬФИД МОЛИБДЕНА | 2013 |
|
RU2537686C1 |
Способ получения композиционных покрытий | 1981 |
|
SU960319A1 |
Управляемый делитель частоты | 1983 |
|
SU1173554A2 |
Авторы
Даты
2024-04-25—Публикация
2024-02-19—Подача