Контактное радиально-торцевое уплотнение опоры компрессора газотурбинного двигателя Российский патент 2024 года по МПК F16J15/30 F04D29/08 

Описание патента на изобретение RU2819103C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок.

Известно радиальное секционное уплотнение, содержащее корпус, в котором установлено уплотнительное кольцо в виде графитовых сегментов, обжимающее ротор газотурбинного двигателя посредством браслетной пружины и зафиксированное от проворота посредством, по меньшей мере, одного стопорного элемента (см. рис. 18.5_2а, стр. 1202, глава 18 Уплотнения ГТД, авторы: А.А. Иноземцев, М.А. Нихамкин, В.Л. Сандрацкий, «Газотурбинные двигатели», ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь, 2007 г.).

Данное уплотнение выбрано в качестве прототипа.

Известному техническому решению присущи следующие недостатки:

- существует необходимость развальцовки стопорного элемента и повторное проведение притирки торца корпуса уплотнения;

- усложненный процесс притирки поверхности корпуса уплотнения в связи с наличием установленного жестко в корпусе стопорного элемента;

- низкая герметичность уплотнения в связи с наличием сквозного отверстия под стопорный элемент.

Технический результат, достигаемый при использовании заявленного изобретения, заключается в отсутствии необходимости развальцовки стопорного элемента и повторного проведения притирки поверхности корпуса уплотнения; в упрощенном процессе притирки поверхности корпуса уплотнения в связи с отсутствием жестко закрепленного в корпусе стопорного элемента; в повышении герметичности уплотнения за счет отсутствия сквозных отверстий в его корпусе.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в известном контактном радиально-торцевом уплотнении опоры компрессора газотурбинного двигателя, содержащем корпус, в котором установлено уплотнительное кольцо в виде графитовых сегментов, обжимающее ротор газотурбинного двигателя посредством браслетной пружины и зафиксированное от проворота посредством, по меньшей мере, одного стопорного элемента, согласно настоящему изобретению, с внутренней стороны торцевой стенки корпуса выполнено, по меньшей мере, одно глухое отверстие, при этом стопорный элемент установлен в уплотнительном кольце в виде графитовых сегментов и контактирует с ним участком своей внутренней поверхности, а наружной поверхностью стопорный элемент контактирует с браслетной пружиной, причем концевой участок стопорного элемента установлен в упомянутом глухом отверстии с радиальным зазором.

За счет применения глухого отверстия повышается герметичность уплотнения. За счет того, что стопорный элемент установлен в корпусе концевым участком и контактирует участком своей внутренней поверхности, а наружной поверхностью контактирует с браслетной пружиной, достигается отсутствие необходимости развальцовки стопорного элемента и повторного проведения притирки поверхности корпуса уплотнения, а также достигается упрощенный процесс притирки поверхности корпуса уплотнения.

Предпочтительно в поперечном сечении глухое отверстие выполнено эллиптической формы, а установленный в нем концевой участок стопорного элемента выполнен цилиндрическим.

Эллиптическая форма выбрана в связи с тем, что стопорный элемент должен быть зафиксирован в окружном направлении, а в радиальном направлении должен иметь степень свободы, при этом цилиндрическая форма выбрана из-за технологической простоты исполнения.

Предпочтительно длина большой оси эллипса равна (3,9…4,1)×z+d, где z - величина зазора между близлежащими поверхностями корпуса и ротора газотурбинного двигателя; d - диаметр цилиндрического концевого участка стопорного элемента.

Диапазон выбран исходя из величины допустимых перемещений графитовых сегментов с ротором с дополнительным запасом исходя из допусков на изготавливаемые детали. Уменьшение размеров приведет к излишнему износу графитовых секций, а увеличение размеров не имеет целесообразности и несет дополнительные потери по массовым характеристикам газотурбинного двигателя.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами 1, 2.

На фиг. 1 представлен продольный разрез заявленного контактного радиально-торцевого уплотнения опоры компрессора газотурбинного двигателя.

На фиг. 2 представлен разрез А-А.

Контактное радиально-торцевое уплотнение опоры компрессора газотурбинного двигателя содержит корпус 1 с боковой крышкой в виде шайбы 2, зафиксированной в корпусе 1 посредством разжимного кольца 3. В корпусе 1 установлено уплотнительное кольцо 4 в виде графитовых сегментов, обжимающее ротор, в частности, контактную втулку 5, установленную на валу 6 газотурбинного двигателя, посредством браслетной пружины 7 и зафиксированное от проворота посредством, по меньшей мере, одного стопорного элемента 8. Количество стопорных элементов 8 зависит от трудоемкости изготовления и необходимой степени герметичности уплотнения и устанавливается экспериментальным путем.

С внутренней стороны торцевой стенки корпуса 1 выполнено, по меньшей мере, одно глухое отверстие 9. Количество глухих отверстий 9 равно количеству стопорных элементов 8.

Стопорный элемент 8 установлен в уплотнительном кольце 4 в виде графитовых сегментов и контактирует с ним участком своей внутренней поверхности, а наружной поверхностью стопорный элемент 8 контактирует с браслетной пружиной 7, причем концевой участок стопорного элемента 8 установлен в упомянутом глухом отверстии 9 с радиальным зазором.

Уплотнительное кольцо 4 в виде графитовых сегментов поджато к торцевой стенке корпуса 1 посредством осевой пружины (на фигурах не показана).

В поперечном сечении глухое отверстие в торцевой стенке корпуса 1 выполнено эллиптической формы, а установленный в нем концевой участок стопорного элемента 8 выполнен цилиндрическим, причем длина большой оси эллипса равна (3,9…4,1)×z+d, где z - величина зазора между близлежащими поверхностями корпуса 1 и ротора газотурбинного двигателя; d - диаметр цилиндрического концевого участка стопорного элемента 8.

В процессе работы вал 6 вращается вокруг своей оси и совершает движение в осевом направлении, уплотнительное кольцо 4 фиксируется от действия центробежных сил браслетной пружиной 7. От движения в осевом направлении уплотнительное кольцо 4 фиксируется корпусом 1 и шайбой 2 с осевой пружиной. От вращения уплотнительное кольцо 4 фиксируется стопорным элементом 8.

Похожие патенты RU2819103C1

название год авторы номер документа
БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ БРАСЛЕТ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОНТАКТНАЯ ВТУЛКА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603387C1
КОНТАКТНОЕ ГРАФИТОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2561809C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО БРАСЛЕТА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СЕКЦИЯ КОЛЬЦА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603389C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
Комбинированное уплотнение ротора турбомашины 2016
  • Донцов Сергей Николаевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2614910C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Багаутдинов Аняс Мухаммедович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614017C1
ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2525378C1
Торцевое контактное уплотнение ротора турбомашины 2016
  • Донцов Сергей Николаевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2634510C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
ТУРБИНА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Браудэ Александр Владиславович
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Канахин Юрий Александрович
  • Прокофьев Валентин Васильевич
RU2534339C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 819 103 C1

Реферат патента 2024 года Контактное радиально-торцевое уплотнение опоры компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Технический результат заключается в отсутствии необходимости развальцовки стопорного элемента и повторного проведения притирки поверхности корпуса уплотнения, в упрощенном процессе притирки поверхности корпуса уплотнения в связи с отсутствием жестко закрепленного в корпусе стопорного элемента, в повышении герметичности уплотнения за счет отсутствия сквозных отверстий в его корпусе. В контактном радиально-торцевом уплотнении опоры компрессора газотурбинного двигателя, содержащем корпус, в котором установлено уплотнительное кольцо в виде графитовых сегментов, обжимающее ротор газотурбинного двигателя посредством браслетной пружины и зафиксированное от проворота посредством, по меньшей мере, одного стопорного элемента. С внутренней стороны торцевой стенки корпуса выполнено, по меньшей мере, одно глухое отверстие, при этом стопорный элемент установлен в уплотнительном кольце в виде графитовых сегментов и контактирует с ним участком своей внутренней поверхности, а наружной поверхностью стопорный элемент контактирует с браслетной пружиной, причем концевой участок стопорного элемента установлен в упомянутом глухом отверстии с радиальным зазором. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 819 103 C1

1. Контактное радиально-торцевое уплотнение опоры компрессора газотурбинного двигателя, содержащее корпус, в котором установлено уплотнительное кольцо в виде графитовых сегментов, обжимающее ротор газотурбинного двигателя посредством браслетной пружины и зафиксированное от проворота посредством, по меньшей мере, одного стопорного элемента, отличающееся тем, что с внутренней стороны торцевой стенки корпуса выполнено, по меньшей мере, одно глухое отверстие, при этом стопорный элемент установлен в уплотнительном кольце в виде графитовых сегментов и контактирует с ним участком своей внутренней поверхности, а наружной поверхностью стопорный элемент контактирует с браслетной пружиной, причем концевой участок стопорного элемента установлен в упомянутом глухом отверстии с радиальными зазорами.

2. Контактное радиально-торцевое уплотнение опоры компрессора газотурбинного двигателя по п. 1, отличающееся тем, что в поперечном сечении глухое отверстие выполнено эллиптической формы, а установленный в нем концевой участок стопорного элемента выполнен цилиндрическим.

3. Контактное радиально-торцевое уплотнение опоры компрессора газотурбинного двигателя по п. 2, отличающееся тем, что длина большой оси эллипса равна (3,9…4,1)×z+d, где z - величина зазора между близлежащими поверхностями корпуса и ротора газотурбинного двигателя; d - диаметр цилиндрического концевого участка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2819103C1

РАДИАЛЬНАЯ УПРУГО-ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Грозов Владимир Александрович
  • Жидкова Галина Анатольевна
  • Шкредов Александр Васильевич
  • Деева Лариса Ивановна
  • Шкредова Маргарита Викторовна
  • Жарова Лариса Владимировна
RU2600219C1
БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ БРАСЛЕТ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОНТАКТНАЯ ВТУЛКА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603387C1
Контактное радиально-торцевое графитовое уплотнение ротора турбомашины 2017
  • Донцов Сергей Николаевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2663368C1
КОНТАКТНОЕ ГРАФИТОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2561809C1
WO 2009103870 A3, 15.10.2009.

RU 2 819 103 C1

Авторы

Еричев Дмитрий Юрьевич

Никитин Михаил Евгеньевич

Даты

2024-05-14Публикация

2023-03-09Подача