СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2024 года по МПК F02C9/28 

Описание патента на изобретение RU2820085C1

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано при разработке систем автоматического управления ГТД.

Наиболее близкой по технической сущности заявляемому изобретению является система управления ГТД, состоящая из датчиков положения рычага управления двигателем (РУД), температуры воздуха на входе в двигатель, частоты вращения ротора ГТД и блока управления, выход которого является выходом системы, реализующая способ, основанный на измерении положения РУД, частоты вращения ротора ГТД, температуры воздуха на входе в двигатель и регулировании расхода топлива в камеру сгорания (см., например, Черкасов А.Н., Грасько Т.В. Системы управления авиационных силовых установок: Учебное пособие. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018, с. 89).

Недостатком известной системы является низкая эффективность управления, обусловленная зависимостью коэффициента полноты сгорания топлива от влажности воздуха.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности управления ГТД за счет поддержания требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива в зависимости от относительной влажности и температуры воздуха.

Указанный технический результат достигается тем, что в известной системе управления газотурбинным двигателем, состоящей из датчиков положения рычага управления двигателем (РУД), температуры воздуха на входе в двигатель, частоты вращения ротора ГТД и блока управления, выход которого является выходом системы, согласно изобретению, дополнительно введены датчик относительной влажности воздуха, установленный на входе ГТД, датчик индексов эмиссии монооксидов углерода (СО) и углеводородов (СН), установленный на выходе камеры сгорания, последовательно соединенные блок расчета влагосодержания, блок расчета массового содержания сухого воздуха, блок расчета требуемого коэффициента полноты сгорания топлива, схема сравнения, выход которой соединен со входом блока управления, блок расчета действительного значения коэффициента полноты сгорания топлива, выход которого соединен со вторым входом схемы сравнения, при этом выходы датчиков относительной влажности и температуры воздуха соединены с первым и вторым входами блока расчета влагосодержания, выход которого соединен со входом блока расчета массового содержания сухого воздуха, выходы датчиков частоты вращения ротора и положения РУД соединены со вторым и третьим входами блока управления.

Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно введены датчик относительной влажности воздуха, установленный на входе ГТД, датчик индексов эмиссии СО и СН, установленный на выходе камеры сгорания, последовательно соединенные блок расчета влагосодержания, блок расчета массового содержания сухого воздуха, блок расчета требуемого коэффициента полноты сгорания топлива, схема сравнения, выход которой соединен со входом блока управления, блок расчета действительного значения коэффициента полноты сгорания топлива, выход которого соединен со вторым входом схемы сравнения, при этом выходы датчиков относительной влажности и температуры воздуха соединены с первым и вторым входами блока расчета влагосодержания, выход которого соединен со входом блока расчета массового содержания сухого воздуха, выходы датчиков частоты вращения ротора и положения РУД соединены со вторым и третьим входами блока управления.

Известно (см., например, Абдельвахид М.Б. Методика оценки влияния климатических условий и эрозионного износа на характеристики ТРДДФ: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: 05.07.05 / Абдельвахид Мохаммед Балла. - М., 2014, с. 27), что влияние влажности на характеристики ГТД проявляется как следствие изменения теплофизических свойств воздуха и продуктов сгорания топлива в нем. Это существенно влияет на эффективность рабочего процесса в камере сгорания, которая определяется коэффициентом полноты сгорания топлива. В свою очередь, действительное значение коэффициента полноты сгорания топлива определяется уровнем содержания СО и СН на выходе камеры сгорания, а требуемое значение - влажностью воздуха на входе в двигатель.

Поэтому, согласно изобретению, измеряют относительную влажность воздуха на входе ГТД, а на выходе камеры сгорания - индексы эмиссии СО и СН. С использованием относительной влажности и температуры воздуха рассчитывают влагосодержание в воздухе, массовое содержание сухого воздуха и далее требуемый коэффициент полноты сгорания. Действительное значение коэффициента полноты сгорания рассчитывают с использованием измеренных значений индексов эмиссии СО и СН. В зависимости от соотношения, требуемого и действительного значений коэффициентов полноты сгорания регулируют расход топлива путем изменения его количества, подаваемого в камеру сгорания.

Этим достигается указанный в изобретении технический результат.

Схема системы приведена на фигуре 1, где обозначено: 1 - датчик относительной влажности воздуха, 2 - блок расчета влагосодержания, 3 - датчик температуры воздуха, 4 - блок расчета массового содержания сухого воздуха, 5 - датчик индексов эмиссии СО и СН на выходе камеры сгорания, 6 - блок расчета требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива, 7 - блок расчета действительного значения коэффициента полноты сгорания топлива, 8 - схема сравнения, 9 - датчик положения РУД, 10 - блок управления, 11 - датчик частоты вращения ротора ГТД.

Назначение блоков, входящих в состав системы ясны из их названия.

Датчики относительной влажности воздуха 1 и температуры воздуха 3 могут быть конструктивно объединены в одном устройстве, предназначенном для непрерывного преобразования относительной влажности и температуры воздуха в цифровой либо аналоговый выходной сигнал напряжения или тока, и могут быть реализованы в виде емкостного, резистивного или психрометрического гигрометра с термопарой (см., например, пн.р: // теплоприбор.рф, дата обращения 15.06.2023 г.).

Датчик индексов эмиссии СО и СН на выходе камеры сгорания 5 может быть реализован, например, в виде газового хроматографа, который измеряет массовую концентрацию углеводородов и монооксидов углерода на выходе из камеры сгорания и по массовому расходу топлива выдает сигнал значения индексов эмиссии СО и СН (см., например, https://chromatec.ru, дата обращения 15.06.2023 г.).

Блоки расчета влагосодержания 2 и расчета массового содержания сухого воздуха 4 могут быть выполнены на программируемых микроконтроллерах (см., например, https://www.angstrem.ru, дата обращения 15.06.2023 г.) со специальным программным обеспечением, разработанным, например, по методике оценки влияния климатических условий и эрозионного износа на характеристики ТРДДФ, изложенной в диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Абдельвахида Мохаммеда Балла (см. https://mai.ru/events/defence, дата обращения 15.06.2023 г.).

Блок расчета требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива 6 может быть реализован в виде вычислителя на базе микроконтроллера (см., например, Бродин В.Б., Калинин А.В. Системы на микроконтроллерах и БИС программируемой логики. М.: ЭКОМ, 2002, с. 135) со специальным программным обеспечением, разработанным, например, по методике (см. Резник В.Е., Данильченко В.П., Болотин Н.Б. и др. Проектный расчет камеры сгорания авиационного ГТД: Учебное пособие. - Куйбышев: КуАИ, 1982, с. 37).

Блок расчета действительного значения коэффициента полноты сгорания топлива 7 выполнен на программируемых микроконтроллерах (см., например, https://www.angstrem.ru, дата обращения 15.06.2023 г.) со специальным программным обеспечением, разработанным, например, по методике (см. Григорьев А.В., Митрофанов В.А., Рудаков О.А., Саливон Н.Д. Теория камеры сгорания / под ред. О.А. Рудакова - СПб.: Наука, 2010, с. 135).

Схема сравнения 8 может быть выполнена в виде компаратора (см., например, Антипенский Р.В., Змий Б.В., Клочков Г.Л. Электроника и схемотехника. Воронеж: ВАИУ, 2009, с. 289).

Система работает аналогично прототипу с некоторыми отличиями. Отличия заключаются в том, что по данным датчиков относительной влажности воздуха 1 и температуры воздуха 3 в блоке расчета влагосодержания 2 и далее в блоке расчета массового содержания сухого воздуха 4 рассчитывают соответствующие величины, а в блоке расчета требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива 6 - требуемый коэффициент полноты сгорания топлива.

По данным датчика индексов эмиссии СО и СН на выходе камеры сгорания 5 рассчитывают действительное значение коэффициента полноты сгорания топлива. В схеме сравнения 8 сравнивают требуемое и действительное значения коэффициента полноты сгорания топлива, по результатам которого блок управления 10 регулирует расход топлива в камере сгорания.

Похожие патенты RU2820085C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2023
  • Легконогих Денис Сергеевич
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
  • Алхажжи Моханнад Хусейн
  • Ильченко Артем Владимирович
RU2812217C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2569466C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Тарасов Петр Сергеевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2602705C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 2017
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Тесля Денис Николаевич
RU2699324C2
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 2018
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Тесля Денис Николаевич
RU2699323C2
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 2018
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Тесля Денис Николаевич
RU2699322C2
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 2017
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Тесля Денис Николаевич
RU2700321C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2017
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Колесников Александр Сергеевич
  • Тесля Денис Николаевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2708474C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2017
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Колесников Александр Сергеевич
  • Тесля Денис Николаевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2665569C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королёв Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
  • Инюкин Алексей Александрович
RU2474711C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 820 085 C1

Реферат патента 2024 года СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано при разработке систем автоматического управления ГТД. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности управления ГТД за счет поддержания требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива в зависимости от относительной влажности и температуры воздуха. Система управления ГТД от известных отличается тем, что дополнительно введены датчик относительной влажности воздуха, установленный на входе ГТД, датчик индексов эмиссии монооксидов углерода и углеводородов, установленный на выходе камеры сгорания, последовательно соединенные блок расчета влагосодержания, блок расчета массового содержания сухого воздуха, блок расчета требуемого коэффициента полноты сгорания топлива, схема сравнения, выход которой соединен со входом блока управления, блок расчета действительного значения коэффициента полноты сгорания топлива, выход которого соединен со вторым входом схемы сравнения, при этом выходы датчиков относительной влажности и температуры воздуха соединены с первым и вторым входами блока расчета влагосодержания, выход которого соединен со входом блока расчета массового содержания сухого воздуха, выходы датчиков частоты вращения ротора и положения РУД соединены со вторым и третьим входами блока управления. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 820 085 C1

Система управления газотурбинным двигателем, состоящая из датчиков положения рычага управления двигателем, температуры воздуха на входе в двигатель, частоты вращения ротора ГТД и блока управления, выход которого является выходом системы, отличающаяся тем, что дополнительно введены датчик относительной влажности воздуха, установленный на входе ГТД, датчик индексов эмиссии монооксида углерода и углеводородов, установленный на выходе камеры сгорания, последовательно соединенные блок расчета влагосодержания, блок расчета массового содержания сухого воздуха, блок расчета требуемого коэффициента полноты сгорания топлива, схема сравнения, выход которой соединен со входом блока управления, блок расчета действительного значения коэффициента полноты сгорания топлива, выход которого соединен со вторым входом схемы сравнения, при этом выходы датчиков относительной влажности и температуры воздуха соединены с первым и вторым входами блока расчета влагосодержания, выход которого соединен со входом блока расчета массового содержания сухого воздуха, выходы датчиков частоты вращения ротора и положения РУД соединены со вторым и третьим входами блока управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2820085C1

ЧЕРКАСОВ А.Н., ГРАСЬКО Т.В
Системы управления авиационных силовых установок: Учебное пособие
- Воронеж: ВУНЦ ВВС "ВВА", 2018, с
Способ размножения копий рисунков, текста и т.п. 1921
  • Левенц М.А.
SU89A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2017
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Колесников Александр Сергеевич
  • Тесля Денис Николаевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2708474C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНЫМ ДВУХКОНТУРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2014
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Дрыгин Алексей Сергеевич
  • Ежова Ирина Вячеславовна
  • Нечкин Михаил Михайлович
  • Царьков Александр Павлович
RU2574213C1

RU 2 820 085 C1

Авторы

Легконогих Денис Сергеевич

Хакимов Тимерхан Мусагитович

Алхажжи Моханнад Хусейн

Даты

2024-05-28Публикация

2023-09-05Подача