СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2024 года по МПК F02C9/28 

Описание патента на изобретение RU2812217C1

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано при разработке систем автоматического управления ГТД.

Наиболее близким по технической сущности заявляемому изобретению является способ управления ГТД, основанный на измерении положения рычага управления двигателем (РУД), частоты вращения ротора ГТД, температуры воздуха на входе в двигатель и регулировании расхода топлива в камере сгорания (см., например, Черкасов А.Н., Грасько Т.В. Системы управления авиационных силовых установок: Учебное пособие. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018, с. 89).

Недостатком известного способа является низкая эффективность управления, обусловленная влиянием влажности воздуха на коэффициент полноты сгорания топлива.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности управления ГТД за счет поддержания требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива в зависимости от относительной влажности и температуры воздуха.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе управления ГТД, основанном на измерении положения РУД, частоты вращения ротора ГТД, температуры воздуха на входе в двигатель и регулировании расхода топлива в камере сгорания, согласно изобретению, дополнительно измеряют относительную влажность воздуха на входе в двигатель, а на выходе камеры сгорания - индексы эмиссии монооксидов углерода (СО) и углеводородов (НС), рассчитывают значение влагосодержания, также требуемое и действительное значения коэффициента полноты сгорания топлива и в зависимости от их соотношения регулируют расход топлива в камере сгорания.

Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно измеряют относительную влажность воздуха на входе в двигатель, а на выходе камеры сгорания - индексы эмиссии СО и НС, рассчитывают значение влагосодержания, также требуемое и действительное значения коэффициента полноты сгорания топлива и в зависимости от их соотношения регулируют расход топлива в камере сгорания.

Известно (см., например, Абдельвахид М.Б. Методика оценки влияния климатических условий и эрозионного износа на характеристики ТРДДФ: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: 05.07.05 / Абдельвахид Мохаммед Балла. - М., 2014, с. 27), что влияние влажности на характеристики ГТД проявляется как следствие изменения теплофизических свойств воздуха и продуктов сгорания топлива в нем. Это существенно влияет на эффективность рабочего процесса в камере сгорания, которая определяется коэффициентом полноты сгорания топлива. В свою очередь, действительное значение коэффициента полноты сгорания топлива определяется уровнем содержания индексов эмиссии СО и НС на выходе камеры сгорания, а требуемое - составом воздуха на входе в двигатель, в том числе количеством содержащейся в нем влаги.

Поэтому, согласно изобретению, измеряют относительную влажность воздуха на входе в ГТД, а на выходе камеры сгорания - индексы эмиссии СО и НС. С использованием относительной влажности и температуры воздуха рассчитывают влагосодержание в воздухе, массовое содержание сухого воздуха и далее требуемое значение коэффициента полноты сгорания топлива. Действительное значение коэффициента полноты сгорания топлива рассчитывают с использованием измеренных значений индексов эмиссии СО и НС. В зависимости от соотношения требуемого и действительного значений коэффициентов полноты сгорания топлива регулируют расход топлива путем изменения его количества, подаваемого в камеру сгорания.

Этим достигается указанный в изобретении технический результат.

Способ может быть реализован, например, с помощью устройства, схема которого приведена на фигуре 1, где обозначено: 1 - датчик относительной влажности воздуха, 2 - блок расчета влагосодержания, 3 - датчик температуры воздуха, 4 - блок расчета массового содержания сухого воздуха, 5 - датчик индексов эмиссии углеводородов и монооксидов углерода на выходе из камеры сгорания, 6 - блок расчета требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива, 7 - блок расчета действительного значения коэффициента полноты сгорания топлива, 8 -схема сравнения, 9 - датчик положения РУД, 10 - блок управления, 11 -датчик частоты вращения ротора ГТД.

Датчики относительной влажности воздуха 1 и температуры воздуха 3 могут быть конструктивно объединены в одном устройстве и предназначены для непрерывного преобразования относительной влажности и температуры воздуха в цифровой либо аналоговый выходной сигнал напряжения или тока, могут быть реализованы в виде емкостного, резистивного или психрометрического гигрометра с термопарой, см. (https://теплоприбор.рф, дата обращения 28.03.2023 г.).

Назначение датчика индексов эмиссии углеводородов и монооксидов углерода на выходе из камеры сгорания 5 ясно из его названия. Он может быть реализован, например, в виде газового хроматографа, который измеряет массовую концентрацию углеводородов и монооксидов углерода на выходе из камеры сгорания и по массовому расходу топлива выдает сигнал значения индексов эмиссии СО и НС, см. (https://chromatec.ru, дата обращения 28.03.2023 г.).

Блок расчета влагосодержания 2 и блок расчета массового содержания сухого воздуха 4 предназначены для расчета соответственно влагосодержания и массового содержания сухого воздуха по известной методике (см., например, Абдельвахид М.Б. Методика оценки влияния климатических условий и эрозионного износа на характеристики ТРДДФ: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: 05.07.05 / Абдельвахид Мохаммед Балла. - М., 2014, с. 82).

Блок расчета требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива 6 предназначен для расчета требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива по известной методике (см., например, Резник В.Е., Данильченко В.П., Болотин Н.Б. и др. Проектный расчет камеры сгорания авиационного ГТД: Учебное пособие. - Куйбышев: КуАИ, 1982, с. 37) и может быть реализован в виде вычислителя на базе микроконтроллера (см., например, Бродин В.Б., Калинин А.В. Системы на микроконтроллерах и БИС программируемой логики. М.: ЭКОМ, 2002, с. 135).

Блок расчета действительного значения коэффициента полноты сгорания топлива 7 предназначен для расчета действительного значения коэффициента полноты сгорания топлива по существующей методике (см., например, Григорьев А.В., Митрофанов В.А., Рудаков О.А., Саливон Н.Д. Теория камеры сгорания / под ред. О.А. Рудакова - СПб.: Наука, 2010, с. 135).

Схема сравнения 8 может быть выполнена в виде компаратора (см., например, Антипенский Р.В., Змий Б.В., Клочков Г.Л. Электроника и схемотехника. Воронеж: ВАИУ, 2009, с. 289).

Устройство работает аналогично прототипу с некоторыми отличиями. Отличия заключаются в том, что по данным датчиков относительной влажности воздуха 1 и температуры воздуха 3 в блоке расчета влагосодержания 2 и далее в блоке расчета массового содержания сухого воздуха 4 рассчитывают соответствующие величины, а в блоке расчета требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива 6 - требуемый коэффициент полноты сгорания топлива. По данным датчика индексов эмиссии СО и НС на выходе из камеры сгорания 5 рассчитывают действительное значение коэффициента полноты сгорания топлива в блоке 7. В схеме сравнения 8 сравнивают требуемое и действительное значения коэффициента полноты сгорания топлива, по результатам которого блок управления 10 регулирует расход топлива в камере сгорания.

Похожие патенты RU2812217C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2023
  • Легконогих Денис Сергеевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
  • Алхажжи Моханнад Хусейн
RU2820085C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Тарасов Петр Сергеевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2602705C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2569466C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2012
  • Сериков Ростислав Иванович
  • Старик Александр Михайлович
  • Титова Наталия Сергеевна
  • Фаворский Олег Николаевич
  • Шарипов Александр Сергеевич
RU2505749C1
ЦИФРОВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ С ВСТРОЕННОЙ ПОЛНОЙ ТЕРМОГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬЮ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Гуревич Оскар Соломонович
  • Гольберг Феликс Давидович
RU2554544C2
СПОСОБ ПОДАЧИ ПАРА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ПАРОГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2005
  • Ануров Юрий Михайлович
  • Постников Александр Михайлович
  • Федорченко Дмитрий Геннадиевич
  • Цибизов Юрий Ильич
  • Ярославцев Виктор Григорьевич
RU2287066C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2017
  • Пеков Ахиллей Периклович
  • Андрюков Николай Анатольевич
  • Нугуманов Алексей Дамирович
RU2665602C1
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 2018
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Тесля Денис Николаевич
RU2699322C2
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 2017
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Тесля Денис Николаевич
RU2700321C2
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 2017
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Тесля Денис Николаевич
RU2699324C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 812 217 C1

Реферат патента 2024 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано при разработке систем автоматического управления ГТД. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности управления ГТД за счет поддержания требуемого значения коэффициента полноты сгорания топлива в зависимости от относительной влажности и температуры воздуха. Способ управления ГТД от известных отличается тем, что дополнительно измеряют относительную влажность воздуха на входе в ГТД, а на выходе камеры сгорания - индексы эмиссии монооксидов углерода и углеводородов, рассчитывают значение влагосодержания, также требуемое и действительное значения коэффициента полноты сгорания топлива и в зависимости от их соотношения регулируют расход топлива в камере сгорания. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 812 217 C1

Способ управления газотурбинным двигателем, основанный на измерении положения рычага управления двигателем, температуры воздуха на входе в ГТД, частоты вращения ротора ГТД и регулировании расхода топлива в камере сгорания, отличающийся тем, что дополнительно измеряют относительную влажность воздуха на входе в ГТД, а на выходе камеры сгорания - индексы эмиссии монооксидов углерода и углеводородов, рассчитывают значение влагосодержания, также требуемое и действительное значения коэффициента полноты сгорания топлива и в зависимости от их соотношения регулируют расход топлива в камере сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2812217C1

Черкасов А.Н., Грасько Т.В
Системы управления авиационных силовых установок: Учебное пособие
- Воронеж: ВУНЦ ВВС "ВВА", 2018, с
Способ размножения копий рисунков, текста и т.п. 1921
  • Левенц М.А.
SU89A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2017
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Колесников Александр Сергеевич
  • Тесля Денис Николаевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2708474C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНЫМ ДВУХКОНТУРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2014
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Дрыгин Алексей Сергеевич
  • Ежова Ирина Вячеславовна
  • Нечкин Михаил Михайлович
  • Царьков Александр Павлович
RU2574213C1

RU 2 812 217 C1

Авторы

Легконогих Денис Сергеевич

Черкасов Александр Николаевич

Хакимов Тимерхан Мусагитович

Алхажжи Моханнад Хусейн

Ильченко Артем Владимирович

Даты

2024-01-25Публикация

2023-05-31Подача