Способ повышения тягового усилия локомотива Российский патент 2024 года по МПК B61C15/08 

Описание патента на изобретение RU2822073C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способам повышения тягового усилия локомотива при движении поезда по рельсовому пути в реальных условиях эксплуатации.

На железных дорогах Северного региона и Сибири в зимних условиях на рельсах появляется ледяная корка в виде так называемого «черного налета», толщина которого может доходить до 1 мм. Название ледяной корки обусловлено наличием в ее структуре мелкодисперсных продуктов износа колес, рельсов, тормозных колодок подвижного состава и частиц смазки (Косиков С.И. Фрикционные свойства железнодорожных рельсов. М., Наука. 1967. - 111 с).

В процессе движении подвижного состава колесные пары локомотива при наличии на рельсах ледяной корки могут двигаться с пробуксовкой, что приведет к снижению коэффициента сцепления и, следовательно, к уменьшению тягового усилия локомотива.

Известен способ увеличения сцепления колеса локомотива с рельсом, заключающийся в подаче сухого песка к точкам контакта колес с рельсами (Филонов С.П., Гибалов А.И. и др. Тепловоз 2ТЭ116. Песочная система. М, Транспорт, 1985). Данный способ для применения в зимних условиях не пригоден, так как непрерывно подаваемое при этом в зону контакта количество песка значительно превышает требуемое количество и его избыток засоряет рельсовый путь. Кроме того следует учесть условия зимнего климата, длящегося в России несколько месяцев, при температуре -25° … -40°С.

Известен способ увеличения сцепления колеса локомотива с рельсом, заключающийся в применении регулируемой импульсной подачи песка в зону контакта колеса и рельса (SU 935356 А, опублик. 15.06.1982 г.). В данном способе за счет регулирования количества подачи песка несколько уменьшен его расход, однако он также не обеспечивает увеличение коэффициента сцепления колес с рельсами в зимних условиях и существенное снижение расхода песка.

Следует отметить, что при наличии на рельсах в зоне их контакта с колесами значительного слоя песка, их взаимодействие осуществляется не непосредственно по схеме «металл-металл», а при участии многослойной прослойки песка. При этом передача нагрузки от колеса к рельсу происходит при взаимодействии частиц песка друг с другом и поверхностью ледяной корки, что приводит к снижению тяговых характеристик локомотива.

Наиболее близким является способ увеличения сцепления колеса локомотива с рельсом (RU 2504492 С1, опублик. 20.01.2014 г.), заключающийся в том, что с целью обеспечения функционирования пары колесо-рельс в зимний период песок подают в зону контакта предварительно подогретым, например, при помощи индукционного нагревателя. При этом величину нагрева песка определяют с учетом температуры окружающей среды (рельса) и тепловых потерь системы нагреватель - транспортирующая пескопроводная система.

Недостатком прототипа при реализации данного способа является повышенный расход энергии для обогрева всего объема бункера песка локомотива и неизбежные тепловые потери при транспортировании нагретого песка в зону сцепления колеса с рельсом в зимних условиях.

Техническим результатом изобретения является увеличение сцепления колеса с рельсом и повышение тягового усилия локомотива в зимних условиях путем подачи нагретого косвенным способом воздуха в зону контакта колеса локомотива с рельсом, покрытого ледяной коркой. При этом, подача воздуха реализуется без применения кварцевого песка, что в конечном итоге способствует исключению прямых энергозатрат для нагрева песка и способствует улучшению экологической обстановки за счет уменьшения уровня загрязнения («запесочивания») балластной призмы рельсового пути.

Технический результат достигается следующим образом.

Способ увеличения сцепления колеса с рельсом заключается в том, что с целью обеспечения функционирования пары колесо-рельс в условиях обледенения рабочих поверхностей рельсов в зону контакта колеса с рельсом подают нагретый до требуемой температуры газ-теплоноситель, причем газ-теплоноситель представляет собой воздух и проходит через многоканальную керамическую обойму, заключенную в стальную гильзу, через трубку подвода сжатого воздуха под давлением 1-1,5 атм, получает тепло от нагревательного элемента, заключенного в керамическую обойму.

Кроме того горячий воздух, омывая нагревательный элемент, нагретый до требуемой, рассчитанной по соответствующей формуле температуры, через конфузор подается на прогреваемый участок рельсового пути, расположенный по ходу движения локомотива перед зоной контакта колеса с рельсом.

Изобретение поясняется чертежом, где изображена схема реализации способа увеличения сцепления колеса с рельсом в зимних условиях.

Способ увеличения сцепления колеса с рельсом и повышения тягового усилия локомотива в зимних условиях заключается в следующем.

В многоканальную керамическую обойму 1, заключенную в стальную гильзу 2, подается сжатый воздух через трубку 3 под давлением 1-1,5 атм (Ручная сварочная горелка ГЭП-1А-67 // Правила эксплуатаци. НИИМосстрой. / ВСН 240-88. Инструкция по технологии гидроизоляции полиэтиленовыми листами монолитных подземных сооружений типа "А"). При движении по каналам обоймы газ-теплоноситель (например - воздух) омывает нагревательный элемент 4 и, нагреваясь до требуемой температуры, выходит через наконечник 5 и сменное сопло 6.

Далее, нагретый воздух через сопло 6 подается в конфузор 7 и распределяется по длине участка L, расположенного перед зоной контакта 8 тягового колеса 9 локомотива. Нагретый воздух, попав в зону L на ледяную корку перед колесом 8 на поверхности рельса 10, интенсивно растапливает ее и создает условия для обеспечения нормальных условий взаимодействия тягового колеса 9 с рабочей поверхностью рельса 10.

Регулировка температуры газа-теплоносителя производится в зависимости от расхода подаваемого газа с помощью реостата (на схеме не показан). Длина прогреваемого участка L регулируется изменением высоты h конфузора 7 над рабочей поверхностью рельса.

Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить повышение коэффициента сцепления и, следовательно, увеличение тягового усилия локомотива при уменьшении энергозатрат для нагрева газа-теплоносителя, за счет реализации способа косвенного нагрева подаваемого в зону контакта колеса с рельсом воздуха и уменьшения тепловых потерь за счет сокращения расстояния его транспортирования от точки нагрева до зоны контакта колеса с рельсом.

В связи с универсальностью, этот способ может быть применен для всех видов железнодорожных транспортных средств независимо от типа приводного механизма колесных пар: локомотивов с электрической и тепловой тягой, различных путевых машин, используемых на железнодорожном транспорте, а также для тяговых агрегатов, применяемых в горной промышленности.

Похожие патенты RU2822073C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С РЕЛЬСОМ 2012
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Лужнов Юрий Михайлович
RU2504492C1
Способ повышения тягового усилия локомотива 2021
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Калакуцкий Алексей Васильевич
  • Митусов Павел Евгеньевич
RU2781169C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ПЕСКА ПОД КОЛЕСА ЛОКОМОТИВА 2012
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Лужнов Юрий Михайлович
RU2502623C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАЧАЛА ПРОЦЕССА БУКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВА 2011
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Бабичев Юрий Егорович
RU2489286C2
СПОСОБ ОГРАНИЧЕНИЯ НАНЕСЕНИЯ ПЕСКА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ РЕЛЬСЫ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Кумар Аджит Куттаннаир
RU2394710C2
АКТИВИЗАТОР ТРЕНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ 2006
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Хачатуров Хорен Михайлович
RU2362799C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗКИ И МОДИФИКАТОРА ТРЕНИЯ НА РЕЛЬСЫ 2007
  • Коссов Валерий Семенович
  • Чаркин Виктор Анатольевич
  • Панин Юрий Алектинович
  • Халявин Владимир Сергеевич
  • Чижиков Алексей Николаевич
  • Трифонов Алексей Валерьевич
  • Егоров Алексей Юрьевич
  • Дисветов Максим Леонидович
RU2348557C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОЙ ПОДАЧИ ПЕСКА ПОД КОЛЕСА ЛОКОМОТИВА 2008
  • Дедов Александр Александрович
  • Ляпустин Василий Николаевич
  • Феоктистов Валерий Павлович
RU2347698C1
Способ адаптивного управления автоматической подачей песка под колеса локомотива 2022
  • Круглов Сергей Петрович
  • Исупов Станислав Андреевич
RU2780751C1
КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Бровко С.В.
  • Воробьев Е.И.
RU2247661C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 822 073 C1

Реферат патента 2024 года Способ повышения тягового усилия локомотива

Изобретение относится к устройствам для предотвращения буксования колес локомотива. Способ увеличения сцепления колеса с рельсом заключается в том, что в зону контакта колеса с рельсом подают нагретый газ-теплоноситель. При этом газ-теплоноситель, представляющий собой воздух, проходит через многоканальную керамическую обойму, заключенную в стальную гильзу, через трубку подвода сжатого воздуха под давлением 1-1,5 атм, получает тепло от нагревательного элемента, заключенного в керамическую обойму. Горячий воздух подается на прогреваемый участок рельсового пути через конфузор. Технический результат изобретения заключается в увеличении сцепления колеса с рельсом и повышении тягового усилия локомотива в зимних условиях. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 822 073 C1

1. Способ увеличения сцепления колеса с рельсом, заключающийся в том, что с целью обеспечения функционирования пары колесо-рельс в условиях обледенения рабочих поверхностей рельсов в зону контакта колеса с рельсом подают нагретый до требуемой температуры газ-теплоноситель, отличающийся тем, что газ-теплоноситель, представляющий собой воздух, проходит через многоканальную керамическую обойму, заключенную в стальную гильзу, через трубку подвода сжатого воздуха под давлением 1-1,5 атм, получает тепло от нагревательного элемента, заключенного в керамическую обойму.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что горячий воздух, омывая нагревательный элемент, нагретый до требуемой рассчитанной по соответствующей формуле температуры, через конфузор подается на прогреваемый участок рельсового пути, расположенный по ходу движения локомотива перед зоной контакта колеса с рельсом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2822073C1

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Ламанов А.В.
  • Щурин К.В.
  • Слутин А.Ф.
RU2252166C1
Способ повышения тягового усилия локомотива 2021
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Калакуцкий Алексей Васильевич
  • Митусов Павел Евгеньевич
RU2781169C1
CN 103332198 A, 02.10.2013
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Щурин Константин Владимирович
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2519586C1

RU 2 822 073 C1

Авторы

Керопян Амбарцум Мкртичевич

Калакуцкий Алексей Васильевич

Албагачиев Али Юсупович

Даты

2024-07-01Публикация

2023-07-11Подача