Способ повышения тягового усилия локомотива Российский патент 2022 года по МПК B61C15/10 

Описание патента на изобретение RU2781169C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и направлено на повышение реализуемой силы тяги локомотива при движении поезда по рельсовому пути в реальных условиях эксплуатации в зимний период.

На железных дорогах Северного региона и Сибири в зимних условиях на рельсах появляется ледяная корка в виде так называемого «черного налета», толщина которого может доходить до 1 мм. Название ледяной корки обусловлено наличием в ее структуре мелкодисперсных продуктов износа колес, рельсов, тормозных колодок подвижного состава и частиц смазки.

В процессе движении подвижного состава колесные пары локомотива при наличии на рельсах ледяной корки могут двигаться с пробуксовкой, что приведет к снижению коэффициента сцепления и, следовательно, к уменьшению тягового усилия локомотива.

Известен способ увеличения сцепления колеса локомотива с рельсом, заключающийся в подаче сухого песка к точкам контакта колес с рельсами (Филонов С.П., Гибалов А.И. и др. Тепловоз 2ТЭ116. Песочная система. М., Транспорт, 1985). Данный способ для применения в зимних условиях не пригоден, так как непрерывно подаваемое при этом в зону контакта количество песка значительно превышает требуемое количество и его избыток засоряет рельсовый путь. Кроме того, следует учесть условия зимнего климата, длящегося в России несколько месяцев, при температуре -25°… -40°С.

Известен также "Способ снижения сопротивления движению поездного состава и снижения износа системы «колесо - рельс» (RU 2446969, опубликовано 10.04.2015), при котором дополнительно к форсунке песочницы к пневматической системе добавляется через дополнительный воздухоотвод система сдува песка с поверхности рельсов, состоящая из входного отверстия, пробки, контргайки, регулировочного болта, удерживающего болта, направляющего сопла и выходной горловины. Причем горловина выполнена зауженной для увеличения скорости выходящего наружу воздуха через выходную трубу.

Недостатком реализации данного способа является сложность конструкции, а также загрязнение балластной призмы замасленным песком, который удаляется с рельса не полностью.

Следует отметить, что при наличии на рельсах в зоне их контакта с колесами значительного слоя песка, их взаимодействие осуществляется не непосредственно по схеме «металл-металл», а при участии многослойной прослойки песка. При этом передача нагрузки от колеса к рельсу происходит при взаимодействии частиц песка друг с другом, что приводит к снижению тяговых характеристик локомотива.

В качестве прототипа был выбран способ увеличения сцепления колеса локомотива с рельсом (Патент РФ №2504492, опубл. 20.01.2014), заключающийся в том, что с целью обеспечения функционирования пары колесо-рельс в зимний период песок подают в зону контакта предварительно подогретым, например, при помощи индукционного нагревателя. При этом величину нагрева песка определяют с учетом температуры окружающей среды (рельса) и тепловых потерь системы нагреватель - транспортирующая пескопроводная система.

Недостатком реализации данного способа является повышенный расход энергии для обогрева всего объема бункера песка локомотива, обусловленного неизбежными тепловыми потерями при транспортировании нагретого песка в зону сцепления колеса с рельсом в зимних условиях.

Техническим результатом изобретения является увеличение сцепления колеса с рельсом и повышение тягового усилия локомотива в зимних условиях при уменьшении энергозатрат для нагрева песка, за счет сокращения тепловых потерь при транспортировке нагретого песка до зоны сцепления колеса с рельсом.

Технический результат достигается тем, что в зону контакта колеса с рельсом подают предварительно подогретый сухой песок, например, при помощи индукционного нагревателя, и нагрев песка осуществляется с помощью предварительно подогретого воздуха, который через воздухораспределитель песочницы локомотива подается в форсунку песочницы, куда также подается холодный сухой кварцевый песок из песочницы локомотива. При этом температура нагретого воздуха регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха и при положительных температурах нагреватель воздуха автоматически отключается.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображена схема реализации способа увеличения сцепления колеса с рельсом в зимних условиях.

Способ увеличения сцепления колеса с рельсом и повышения тягового усилия локомотива в зимних условиях заключается в следующем.

Абразивный материал, например сухой кварцевый песок, из бункера 1 перемещают в форсунку песочницы 2, куда поступает нагретый с помощью системы компрессора 3 и нагревателя 4 до требуемой температуры воздух воздухораспределителя песочницы 5 локомотива. Далее нагретый воздух через сопло 6 форсунки песочницы 2 подают в зону контакта 7 колеса 8 с рельсом 9 по трубопроводу 10 через сопло 11. Затем нагретый песок, попав в зону 7 на ледяную корку перед колесом 8 на поверхности рельса 9, интенсивно растапливает ее и создает условия для обеспечения нормальных условий взаимодействия частиц песка с колесом и рельсом.

Температуру нагрева песка можно определить исходя из следующих соображений. Согласно имеющимся сведениям, при нагреве поверхности на 18…20°С выше температуры окружающего воздуха происходит интенсивная сухая возгонка льда [Косиков С.И. Фрикционные свойства железнодорожных рельсов. М., Наука, 1967, 111 с.]. Температуры подогрева рельса tp определяется по формуле:

где tp -температура подогрева рельса, °С;

tв - температура воздуха, °С.

Учитывая вышеизложенное, приняв температуру нагретого рельса равной температуре песка, формулу (1) можно представить в виде

где tn - температура нагрева песка, °С;

Кп - коэффициент, учитывающий тепловые потери вследствие адиабатического расширения поступающей из трубопровода 10 воздушно-песочной смеси при доставке песка через сопло 11 из форсунки песочницы 2 в зону контакта 7 колеса с рельсом. Коэффициент Кп также зависит от технических характеристик устройства, реализующего подачу песка согласно данному способу. В среднем Кп можно принять равным 1,18.

Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить повышение коэффициента сцепления и, следовательно, увеличение тягового усилия локомотива при уменьшении энергозатрат для нагрева песка, за счет реализации способа косвенного нагрева песка горячим воздухом и уменьшения тепловых потерь за счет сокращения расстояния транспортирования нагретого песка от точки нагрева до зоны контакта колеса с рельсом.

В связи с универсальностью этот способ может быть применен для всех видов железнодорожных транспортных средств независимо от типа приводного механизма колесных пар: локомотивов с электрической и тепловой тягой, различных путевых машин, используемых на железнодорожном транспорте, а также для тяговых агрегатов, применяемых в горной промышленности.

Похожие патенты RU2781169C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С РЕЛЬСОМ 2012
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Лужнов Юрий Михайлович
RU2504492C1
Способ повышения тягового усилия локомотива 2016
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Горбатюк Сергей Михайлович
  • Бибиков Павел Яковлевич
  • Кузиев Дильшад Алишерович
RU2641957C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ПЕСКА ПОД КОЛЕСА ЛОКОМОТИВА 2012
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Лужнов Юрий Михайлович
RU2502623C1
Устройство для повышения тягового усилия локомотива 2016
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Горбатюк Сергей Михайлович
  • Вержанский Петр Михайлович
  • Кузиев Дильшад Алишерович
RU2641611C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДНОГО СОСТАВА И СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ "КОЛЕСО - РЕЛЬС" 2010
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Газизов Юрий Владимирович
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2446969C2
Форсунка песочницы локомотива 1990
  • Горбунов Николай Иванович
  • Михайлов Евгений Валентинович
  • Кашура Александр Леонидович
  • Кудла Петр Иванович
  • Голубенко Александр Леонидович
  • Могила Валентин Иванович
SU1801827A1
Устройство управления песочницей локомотива 1984
  • Берлин Мириам Наумовна
  • Сосновенко Сергей Степанович
  • Осыпа Иван Гаврилович
  • Телик Анатолий Трофимович
  • Жолобов Борис Хрисанфович
SU1211119A1
Способ адаптивного управления автоматической подачей песка под колеса локомотива 2022
  • Круглов Сергей Петрович
  • Исупов Станислав Андреевич
RU2780751C1
Устройство управления пневматической форсункой песочницы локомотива 1984
  • Гольдштейн Абрам Ильич
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Япинь Андрей Владиславович
  • Чумоватов Анатолий Иванович
SU1204439A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАЧАЛА ПРОЦЕССА БУКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВА 2011
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Бабичев Юрий Егорович
RU2489286C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 781 169 C1

Реферат патента 2022 года Способ повышения тягового усилия локомотива

Изобретение относится к предотвращению буксования колес в зимних условия. Способ повышения тяговых усилий локомотива в зимних условиях эксплуатации заключается в том, что в зону контакта колеса с рельсом подают предварительно подогретый сухой песок. При этом нагрев песка осуществляют с помощью предварительно подогретого до требуемой температуры воздуха. Подогретый воздух через воздухораспределитель песочницы локомотива подают в форсунку песочницы, куда также подают холодный сухой кварцевый песок из песочницы локомотива. Температура нагретого воздуха регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха, причем при положительных температурах нагреватель воздуха автоматически отключается. Технический результат изобретения заключается в увеличении сцепления колеса с рельсом и повышении тягового усилия локомотива в зимних условиях. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 781 169 C1

Способ повышения тяговых усилий локомотива в зимних условиях эксплуатации, заключающийся в том, что в зону контакта колеса с рельсом подают предварительно подогретый сухой песок, отличающийся тем, что нагрев песка осуществляется с помощью предварительно подогретого до требуемой температуры воздуха, который через воздухораспределитель песочницы локомотива подается в форсунку песочницы, куда также подается холодный сухой кварцевый песок из песочницы локомотива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2781169C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗБРАСЫВАНИЯ ПЕСКА И РЕЛЬСОВОЕ СРЕДСТВО С УКАЗАННЫМ УСТРОЙСТВОМ 2017
  • Гронау, Ганс-Йоахим
  • Штельцле, Вильфред
RU2714067C1
ДОЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕСКОСТРУЙНОЙ УСТАНОВКИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2017
  • Гронау, Ганс-Йоахим
RU2720987C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С РЕЛЬСОМ 2012
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Лужнов Юрий Михайлович
RU2504492C1
DE 2938583 A1, 09.04.1981
CN 203126853 U, 14.08.2013.

RU 2 781 169 C1

Авторы

Керопян Амбарцум Мкртичевич

Калакуцкий Алексей Васильевич

Митусов Павел Евгеньевич

Даты

2022-10-06Публикация

2021-12-15Подача