СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕСКОНТАКТНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Российский патент 2024 года по МПК G06Q10/83 G06Q50/10 G06Q20/32 G07B15/04 

Описание патента на изобретение RU2823574C2

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Настоящее техническое решение относится к области информационных технологий, а именно к системам и способам, обеспечивающим возможность оплаты проезда в общественном транспорте с использованием бесконтактных платежных инструментов, а также определяющим размер платы за проезд, в том числе при совершении пересадок с одного вида транспорта на другой.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Из уровня техники известен источник информации RU 2666235 С1, опубликованный 06.09.2018 года и раскрывающий способ оплаты транспортных услуг и автоматизированную систему для его осуществления. В способе снабжают центральный комплекс сервером управления работой системы и обработки данных, получаемых непосредственно из личных кабинетов, в которые вводят идентификаторы детектируемых объектов и значения доступных балансов для оплаты услуг. Пользователи используют любой детектируемый объект с записанной информацией, в которой зафиксирован идентификатор, взаимодействующий с детекторами, вне зависимости от места его изготовления и мест размещения пользователя и детекторов, которые содержат блоки обнаружения, с помощью которых с объектов считывают информацию и передают в блок распознавания, где в считанной информации распознают идентификаторы. Передают идентификаторы обнаруженных объектов в центральный комплекс, в котором рассчитывают стоимость предоставленной услуги, передают эту стоимость в сервер списания.

Из уровня техники известен источник информации US8505816 B2, опубликованный 13.08.2013 года и раскрывающий тарифный процессор системы общественного транспорта для мультибалансного финансирования. Система и способ расчета стоимости поездки, связанных, по меньшей мере, с одной сетью общественного транспорта. Система и способ осуществляют предварительную обработку транзакций для консолидации и исключения ненужных транзакций с клиринговой и расчетной сетью финансового учреждения.

Недостатками вышеуказанных решений является отсутствие возможности расчета оптимальной стоимости за совершенную поездку. Также в вышеуказанных решениях отсутствует обеспечение бесшовности пересадок между различными видами транспорта, обслуживаемыми разными перевозчиками, с применением различных инструментов оплаты проезда.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное техническое решение, является расширение имеющихся инструментов для оплаты проезда на транспорте. Для использования предложенного способа не требуется переоборудования устройств контроля оплаты проезда. Также технической задачей является повышение безопасности проезда в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки, снижение затрат перевозчиков на обслуживание точек продаж разовых билетов и инкассацию. Для решения вышеуказанных задач разработаны варианты системы и способа для оплаты проезда в общественном транспорте с использованием бесконтактных платежных инструментов, охарактеризованные в независимых пунктах формулы. Дополнительные варианты реализации настоящего изобретения представлены в зависимых пунктах изобретения.

Техническим результатом, достигающимся при решении вышеуказанной технической проблемы, является автоматизированная обработка всех операций взаимодействия платежных инструментов, с терминалом устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, для осуществления обеспечения бесшовности пересадок между различными видами транспорта, обслуживаемыми разными перевозчиками, с применением различных инструментов оплаты проезда. Дополнительным техническим результатом является осуществление бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте с использованием платежных инструментов, с возможностью расчета стоимости поездки, включая комплексные поездки и расчет стоимости поездки в режиме агрегации. Дополнительный технический результат заключается в сокращении времени оплаты за проезд и прохождении систем оплаты проезда, покупки проездных билетов.

Заявленный технический результат достигается за счет осуществления первого варианта системы для оплаты проезда в общественном транспорте с использованием бесконтактных платежных инструментов содержащей:

платформу Транспортного процессинга, развернутую на первом сервере, включающую ядро Транспортного процессинга, сконфигурированное с возможностью:

• взаимодействия с модулем обработки информации Банка, билетной системой Перевозчика;

• получения информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента от модуля обработки информации Банка, и от билетной системы Перевозчика для осуществления сверки с целью сверки поездок;

• расчета стоимости по меньшей мере одной поездки, совершенной посредством по меньшей мере одного платежного инструмента на одном или нескольких видах общественного транспорта, на инфраструктуре по крайней мере одного оператора перевозчика, совершенных за транспортные сутки, для применения оптимального тарифа, на основе информации о зарегистрированных проходах;

• постановки по меньшей мере одного платежного инструмента в стоп-лист и вывода по меньшей мере одного платежного инструмента из стоп-листа;

терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, выполненный с возможностью информирования пассажира о возможности использования общественного транспорта, а также имеющий устройство чтения платежных инструментов, управляемый модулем обработки информации Перевозчика, взаимодействующим с билетной системой Перевозчика, и модулем обработки информации Банка, взаимодействующим с платформой Транспортного процессинга посредством телекоммуникационной связи причем:

модуль обработки информации Перевозчика, выполнен с возможностью передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента в билетную систему Перевозчика;

модуль обработки информации Банка, выполнен с возможностью взаимодействия с:

• устройством чтения платежных инструментов терминала общественного транспорта для валидации по меньшей мере одного платежного инструмента,

• модулем обработки информации Перевозчика для регистрации поездки и принятия решения на одобрение прохода,

• платформой Транспортного процессинга для передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента и получения информации по стоп-листам;

билетная система Перевозчика, развернутая на втором сервере и выполненная с возможностью получения от модуля обработки информации Перевозчика о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента и передачи полученной информации на платформу Транспортного процессинга для сверки;

Заявленный технический результат также достигается за счет осуществления второго варианта системы для оплаты проезда в общественном транспорте с использованием бесконтактных платежных инструментов содержащей:

платформу Транспортного процессинга, развернутую на первом сервере, включающую ядро Транспортного процессинга, сконфигурированное с возможностью:

• взаимодействия с модулем обработки информации Банка, билетной системой Перевозчика;

• получения информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента от модуля обработки информации Банка, и от билетной системы Перевозчика для осуществления сверки с целью определения незарегистрированных поездок;

• расчета стоимости по меньшей мере одной поездки, совершенной посредством по меньшей мере одного платежного инструмента на одном или нескольких видах общественного транспорта, на инфраструктуре по крайней мере одного оператора перевозчика, совершенных за транспортные сутки, для применения оптимального тарифа, на основе информации о зарегистрированных проходах;

• постановки по меньшей мере одного платежного инструмента в стоп-лист и вывода по меньшей мере одного платежного инструмента из стоп-листа;

видеокамеру, расположенную в зоне контроля прохода пассажиров, выполненную с возможностью сканирования лица пассажира для определения идентификатора платежного инструмента биометрических данных и передачи его в модуль обработки информации Перевозчика или в модуль обработки информации Банка;

терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, выполненный с возможностью информирования пассажира о возможности использования общественного транспорта, и содержащий модуль обработки информации Перевозчика и модуль обработки информации Банка, причем:

модуль обработки информации Перевозчика, выполнен с возможностью взаимодействия с видеокамерой, расположенной в зоне контроля прохода пассажиров, для регистрации поездки и передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием идентификатора платежного инструмента биометрических данных в билетную систему Перевозчика;

модуль обработки информации Банка, выполнен с возможностью взаимодействия с:

• модулем обработки информации Перевозчика для регистрации поездки и принятия решения на одобрение прохода,

• платформой Транспортного процессинга для передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием идентификатора платежного инструмента биометрических данных и информации по стоп-листам;

билетная система Перевозчика, развернутая на втором сервере и выполненная с возможностью получения от модуля обработки информации Перевозчика информации о зарегистрированных проходах с использованием идентификатора платежного инструмента биометрических данных и передачи полученной информации на платформу Транспортного процессинга для сверки.

В частном варианте реализации предлагаемых вариантов систем, платформа Транспортного процессинга дополнительно выполнена с возможностью расчета стоимости поездки на нескольких видах общественного транспорта с учетом зон.

В другом частном варианте реализации предлагаемых вариантов систем, платформа Транспортного процессинга дополнительно выполнена с возможностью расчета поездки с применением тарифа по условиям акций.

В другом частном варианте реализации предлагаемых вариантов систем, платформа Транспортного процессинга дополнительно выполнена с возможностью занесения и исключения платежных инструментов пассажира в и из «белого» листа.

В другом частном варианте реализации предлагаемых вариантов систем, платформа Транспортного процессинга дополнительно выполнена с возможностью занесения платежных инструментов пассажира в стоп-лист и/или исключения из «белого» списка, если по результатам авторизации возникает задолженность.

В другом частном варианте реализации предлагаемых вариантов систем, дополнительно содержит сервер сторонних модулей обработки информации, выполненный с возможностью передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента на платформу Транспортного процессинга для осуществления расчета стоимости по меньшей мере одной поездки.

Заявленный технический результат также достигается за счет осуществления способа оплаты проезда в общественном транспорте с использованием бесконтактных платежных инструментов, выполняющийся с помощью системы по первому варианту, содержащий этапы, на которых:

осуществляют регистрацию поездки путем взаимодействия по меньшей мере одного платежного инструмента с терминалом устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте и передают полученные данные в модуль обработки информации Банка, посредством устройства чтения платежных инструментов, для валидации по меньшей мере одного платежного инструмента и разрешения осуществления поездки;

посредством модуля обработки информации Банка взаимодействуют с платформой Транспортного процессинга для обмена стоп-листами, если платежный инструмент валиден и отсутствует в стоп-листе, то модуль обработки информации Банка направляет в модуль обработки информации Перевозчика разрешение на осуществление прохода, при этом модуль обработки информации Перевозчика подает сигнал на турникет для пропуска пассажира и передает информацию о проходе в билетную систему, а также в модуль обработки информации Банка для передачи на платформу Транспортного процессинга;

терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте информирует пассажира о возможности использования общественного транспорта;

посредством платформы Транспортного процессинга осуществляют расчет стоимости всех поездок пассажира, по по меньшей мере одному платежному инструменту, на одном или нескольких видах общественного транспорта, на инфраструктуре по крайней мере одного оператора перевозчика, совершенных за транспортные сутки, для применения оптимального тарифа, на основе информации о зарегистрированных проходах, полученных от модуля информации Банка или от билетной системы перевозчика;

посредством платформы Транспортного процессинга отправляют запрос на списание денежных средств в размере рассчитанной суммы поездок с по меньшей мере одного платежного счета, привязанного к платежному инструменту.

Заявленный технический результат также достигается за счет осуществления способа оплаты проезда в общественном транспорте с использованием бесконтактных платежных инструментов, выполняющийся с помощью системы по второму варианту, содержащий этапы, на которых:

осуществляют регистрацию поездки путем сканирования биометрических данных пассажира, для определения идентификатора платежного инструмента биометрических данных, посредством видеокамеры, установленной в зоне контроля прохода пассажира и передают полученные данные в модуль обработки информации Перевозчика и далее в модуль обработки информации Банка для валидации идентификатора платежного инструмента биометрических данных и разрешения осуществления поездки;

посредством модуля обработки информации Банка взаимодействуют с платформой Транспортного процессинга для обмена стоп-листами по идентификаторам биометрической системы, если идентификатор платежного инструмента биометрических данных отсутствует в стоп-листе, то модуль обработки информации Банка направляет в модуль обработки информации Перевозчика разрешение на осуществление поездки, при этом модуль обработки информации Перевозчика подает сигнал на турникет для пропуска пассажира передает информацию о проходе в билетную систему Перевозчика, а также в модуль обработки информации Банка для передачи на платформу Транспортного процессинга;

терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте информирует пассажира о возможности использования общественного транспорта;

посредством платформы Транспортного процессинга осуществляют расчет стоимости всех поездок пассажира по примененным платежным инструментам, на одном или нескольких видах общественного транспорта, на инфраструктуре по крайней мере одного оператора перевозчика, совершенных за транспортные сутки, для применения оптимального тарифа, на основе информации о зарегистрированных проходах, полученных от модуля информации Банка или от билетной системы перевозчика;

посредством платформы Транспортного процессинга отправляют запрос на списание денежных средств в размере рассчитанной суммы поездок с по меньшей мере одного платежного счета, привязанного к платежному инструменту.

В частном варианте реализации предлагаемых вариантов способов, посредством платформы Транспортного процессинга осуществляют расчет стоимости разовой и/или комплексной поездки.

В другом частном варианте реализации предлагаемых вариантов способов, посредством платформы Транспортного процессинга осуществляют расчет стоимости комплексной поездки, если зарегистрировано по меньшей мере два взаимодействия любого из зарегистрированных на пассажира платежных инструментов с терминалом общественного транспорта в течение заранее определенного интервала.

В другом частном варианте реализации предлагаемых вариантов способов, посредством платформы Транспортного процессинга осуществляют агрегацию рассчитанных поездок пассажира, если за одни транспортные сутки зарегистрированы по меньшей мере две комплексные поездки и/или по меньшей мере две разовые поездки.

ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Реализация изобретения будет описана в дальнейшем в соответствии с прилагаемыми чертежами, которые представлены для пояснения сути изобретения и никоим образом не ограничивают область применения изобретения. К заявке прилагаются следующие чертежи:

Фиг. 1 иллюстрирует схему процесса оплаты проезда в общественном транспорте с использование бесконтактных платежных инструментов.

ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В приведенном ниже подробном описании реализации изобретения приведены многочисленные детали реализации, призванные обеспечить отчетливое понимание настоящего изобретения. Однако, квалифицированному в предметной области специалисту, будет очевидно каким образом можно использовать настоящее изобретение, как с данными деталями реализации, так и без них. В других случаях хорошо известные методы, процедуры и компоненты не были описаны подробно, чтобы не затруднять понимание особенностей настоящего изобретения.

Кроме того, из приведенного изложения будет ясно, что изобретение не ограничивается приведенной реализацией. Многочисленные возможные модификации, изменения, вариации и замены, сохраняющие суть и форму настоящего изобретения, будут очевидными для квалифицированных в предметной области специалистов.

Предлагаемое решение позволяет обеспечить бесшовность пересадок между различными видами транспорта, обслуживаемыми разными операторами перевозчиков, с применением различных инструментов оплаты проезда, осуществить расчет стоимости поездок с наиболее оптимальным тарифом и учетом проводимых акций и скидок, определить доли денежных средств, подлежащих перечислению каждому перевозчику, оказавшему услугу перевозки пассажиру.

Оплата проезда в общественном транспорте с использованием бесконтактных платежных инструментов реализуется посредством вариантов заявленной системы. Схема системы и способа для оплаты проезда в общественном транспорте с использованием бесконтактных платежных инструментов проиллюстрирована на Фиг. 1.

Под платежным инструментом, в материалах настоящей заявки подразумевается бесконтактная банковская карта или виртуальная транспортная карта, выпущенные в различных форм-факторах, или идентификатор платежного инструмента биометрических данных или двумерный штрих-код, являющийся многоразовым или одноразовым. При осуществлении поездки с по меньшей мере двумя проходами может быть применен как один вид платежного инструмента, так и несколько, в случае привязки нескольких видов платежных инструментов к одному платежному счету (например, не ограничиваясь, первый проход осуществляется с использованием бесконтактной банковской карты, а второй проход осуществляется с использованием идентификатора платежного инструмента биометрических данных или первый проход осуществляется с использованием идентификатора платежного инструмента биометрических данных, а второй проход осуществляется с использованием виртуальной транспортной карты, а третий проход осуществляется с использованием двумерного штрих-кода, или все проходы совершены с использованием бесконтактной банковской карты). Все зарегистрированные и доступные платежные инструменты отражаются у пассажира в личном кабинете. Платформа Транспортного процессинга идентифицирует разные виды платежных инструментов и определяет их принадлежность к одному пассажиру и их связь с платежными счетами посредством учетной записи пассажира.

Под проходом понимается зарегистрированный результат взаимодействия платежного инструмента с инфраструктурой общественного транспорта. На основе проходов формируется поездка. Поездка может быть, как разовой, так и комплексной.

Под «белым» листом понимается список платежных инструментов, которые могут быть приняты для оплаты проезда на инфраструктуре перевозчиков с принятием решения о разрешении прохода модулем обработки информации Банка гарантировано без предварительного обращения на сервер платформы Транспортного процессинга для авторизации.

Под стоп-листом понимается список платежных инструментов, которые запрещены к приему для оплаты проезда на инфраструктуре перевозчика по, например, причине наличия задолженности по оплате или того, что с привязанных к ним платежных счетов невозможно провести оплату за проезд.

Описание системы

Предлагаемая система по первому варианту состоит из:

платформы Транспортного процессинга, развернутую на первом сервере, включающую ядро Транспортного процессинга, которое сконфигурировано на выполнение функций, указанных в материалах заявки,

билетной системы перевозчика, развернутой на втором сервере и взаимодействующей с платформой Транспортного процессинга,

терминала общественного транспорта, в который внедрены:

модуль обработки информации Перевозчика, взаимодействующий с билетной системой Перевозчика;

модуль обработки информации Банка, взаимодействующий с платформой Транспортного процессинга;

сервер сторонних модулей обработки информации, взаимодействующий с платформой Транспортного процессинга (опционально).

При этом, терминал общественного транспорта имеет устройство чтения платежных инструментов, управляемое модулем обработки информации Перевозчика и/или модулем обработки информации Банка.

Предлагаемая система по второму варианту, включает элементы системы по первому варианту, а также дополнительно включает видеокамеру с установленной системой распознавания лиц (например, не ограничиваясь https://zen.yandex.ru/media/id/5f623836ab0c900d7e19f295/raspoznavanie-lic-v-sovremennyh-sistemah-videonabliudeniia-60897e1d13b13504dbf7346f), расположенную в зоне устройства контроля оплаты проезда пассажиров на общественном транспорте, выполненную с возможностью сканирования лица пассажира и для определения идентификатора платежного инструмента биометрических данных и передачи его в модуль обработки информации Перевозчика или в модуль обработки информации Банка.

Указанные варианты системы дополнительно содержат личный кабинет пассажира, расположенный на устройстве пассажира, в котором к его учетной записи привязаны все его зарегистрированные платежные инструменты (бесконтактная банковская карта и/или виртуальная транспортная карта, выпущенные в различных форм-факторах, и/или идентификатор платежного инструмента биометрических данных и/или двумерный штрих-код, являющийся многоразовым или одноразовым) для совершения оплаты за проезд в общественном транспорте, и личный кабинет перевозчика, расположенный на устройстве перевозчика. Личные кабинеты пассажира и перевозчика могут быть расположены на Интернет-ресурсе, при входе на которые пассажир или перевозчик проходят этапы аутентификации и верификации.

Устройство пассажира и устройство перевозчика может быть выполнено в виде мобильного телефона, планшета, персонального компьютера, смарт-часов.

Банк-эквайер осуществляет списания сумм поездок с платежного счета пассажира в Банке-эквайере или другом Банке непосредственно или через платежные системы, расположенные на третьем сервере, а также осуществляет оплаты Перевозчикам.

Передача данных между всеми элементами системы осуществляется посредством телекоммуникационной связи.

Платформа Транспортного процессинга, развернута на первом сервере и включает ядро Транспортного процессинга, сконфигурированное с возможностью выполнения:

• взаимодействия с модулем обработки информации Банка, который внедрен в терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте и с билетной системой перевозчика. Взаимодействие заключается в получении и отправке данных посредством средств телекоммуникационной связи;

• получения информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента от модуля обработки информации Банка, от сервера сторонних модулей обработки информации и от билетной системы Перевозчика для осуществления сверки с целью определения расхождений в зарегистрированных проходах и расчета стоимости по меньшей мере одной или нескольких поездок;

• расчета стоимости по меньшей мере одной поездки, совершенной посредством по меньшей мере одного платежного инструмента на одном или нескольких видах общественного транспорта, совершенных за транспортные сутки, для применения оптимального тарифа, на основе информации о зарегистрированных проходах, включая возможность расчета стоимости поездки с учетом зон, а также с применением тарифа по условиям акций, посредством модуля акций, расположенного на платформе Транспортного процессинга;

• расчета доли каждого предоставившего услугу перевозчика в стоимости рассчитанной поездки;

• постановки/вывода по меньшей мере одного платежного инструмента в «белый» и в стоп-лист;

• списания денежных средств в размере рассчитанной суммы поездки с баланса платежного счета и осуществление запроса в банк-эквайер на списание с платежного счета, привязанного к платежному инструменту либо привязанной к платежному инструменту банковской карты или банковского счета и осуществление повторного запроса на списание оплаты, если не произошла оплата в первый раз;

• привязки идентификатора платежного инструмента биометрических данных, получаемого из личного кабинета пассажира, к бесконтактной банковской карте или альтернативному платежному счету (например, к виртуальной транспортной карте или банковскому счету), который в дальнейшем будет использован для оплаты поездки;

• конфигурирования терминала устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте и регистрации новых терминалов устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте. При конфигурировании терминалов устройств контроля оплаты проезда в общественном транспорте с платформы Транспортного процессинга передают на данные терминалы необходимую информацию (информация о сборке терминала (ПО), осуществляют мониторинг работы модулей обработки информации Перевозчика и Банка. При установке нового терминала устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, билетная система перевозчика направляет в модуль обработки информации Банка информацию о том, где находится терминал (например, название станции или номер транспорта) либо представитель перевозчика вводит информацию в терминал через инженерное меню или путем прикладывания специальных бесконтактных конфигурационных карт.Модуль обработки информации Банка направляет информации о терминале (что установлен новый терминал, его параметры и местоположение) на платформу Транспортного процессинга;

• формирования данных для осуществления финансовых взаиморасчетов перевозчиков с банком-эквайером;

• ежедневной сверки по платежным транзакциям с данными, полученными от платежных систем и других систем, которые используются для проведения платежей;

• подготовки отчетов для перевозчиков со статистикой по проходам на их инфраструктуре;

• выпуска (и токенизации) виртуальных транспортных карт, включая запись на них проездных билетов, управления жизненным циклом токенизированных виртуальных транспортных карт;

• продаж проездных билетов и пополнения баланса виртуальных транспортных карт.

Платформа Транспортного процессинга имеет возможность продажи сложных проездных билетов, включающих услуги нескольких Перевозчиков, а также имеет возможность привязывать такие билеты к различным платежным инструментам. Так, например, но не ограничиваясь, пассажир может купить проездной билет, который будет включать безлимитный абонемент на общественном транспорте и фиксированное количество поездок на такси.

Терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, расположен внутри общественного транспорта. Терминал выполнен с возможностью информирования пассажира о возможности использования общественного транспорта, посредством отображения на дисплее разрешения на проход и/или открытии устройств контроля прохода, а также взаимодействия с платформой Транспортного процессинга посредством телекоммуникационной связи через модуль обработки информации Банка и с билетной системой Перевозчика через модуль обработки информации Перевозчика.

Модуль обработки информации Перевозчика, является программным модулем, передающим информацию о зарегистрированных проходах с использованием платежных инструментов в билетную систему перевозчика и выполнен с возможностью получения информации от видеокамеры с установленной системой распознавания лиц), расположенной в зоне контроля прохода пассажиров, передачи информации об идентификаторе платежного инструмента биометрических данных пассажира в модуль обработки информации Банка для валидации и регистрации прохода.

Модуль обработки информации Банка, является программным модулем и выполнен с возможностью взаимодействия с модулем обработки информации Перевозчика и/или непосредственно с устройством чтения платежных инструментов на терминале для считывания и валидации платежного инструмента (для бесконтактной банковской карты и виртуальной транспортной карты проводится ODA аутентификация (Offline Data Authentication) и проверки срока действия), проверки платежного инструмента по «белым» и стоп-листам, онлайн авторизация платежного инструмента (при необходимости), регистрации поездки (формирование пакета данных для последующей передачи на платформу Транспортного процессинга для обработки и определения стоимости проезда) и принятия решения на одобрение прохода, а также с платформой Транспортного процессинга для передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием платежных инструментов и получения информации по стоп-листам и «белым» листам. Платформа Транспортного процессинга направляет актуальный список «белых» и стоп-листов по платежным инструментам в модуль обработки информации Банка. Модуль обработки информации Банка может быть интегрирован в оборудование носимых и стационарных устройств контроля, применяемых кассирами и контролерами перевозчиков.

Билетная система перевозчика развернута на втором сервере и выполнена с возможностью получения от модуля обработки информации Перевозчика информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента и передачи полученной информации на платформу Транспортного процессинга для сверок, а также с возможностью получения запросов на резервирование и активацию проездных билетов для транспортных карт от Транспортного процессинга.

Личный кабинет пассажира выполнен с возможностью просмотра истории поездок (информирование пассажиров через личный кабинет о совершенных поездках по привязанным платежным инструментам), оплаты стоимости совершенных и неоплаченных поездок, просмотра истории списаний, отображения статуса платежного инструмента (доступен для использования/заблокирован, наличие в стоп-листе), а также отправки сообщений в поддержку по возможным вопросам о поездках. Посредством личного кабинета, пассажир может осуществить регистрацию биометрических данных с присвоением идентификатора платежного инструмента биометрических данных и привязки данного идентификатора к бесконтактной банковской карте или альтернативному платежному счету (например, к виртуальной транспортной карте или банковскому счету), который в дальнейшем будет использован для оплаты поездки. Также в личном кабинете отображаются все платежные инструменты, которые пассажир зарегистрировал для использования.

В личном кабинете пассажира, в своей учетной записи, которая является идентификатором для определения платформой Транспортного процессинга платежного счета используемых платежных инструментов, пассажир добавляет свои платежные инструменты и привязывает к ним платежные счета. Привязка осуществляется известными из уровня техники способами, например, ввод данных платежной карты. В случае использования платежного инструмента, такого как, но не ограничиваясь виртуальная транспортная карта, идентификатор платежного инструмента биометрических данных, двумерный штрих-код, платформа Транспортного процессинга определяет, что данный платежный инструмент привязан к идентификатору пассажира (к учетной записи) и платежному счету. Данное определение происходит по идентификатору, который указан в данных платежного инструмента. В случае, если у пассажира есть несколько платежных инструментов, привязанных к учетной записи, и один их них занесен в стоп-лист, то пассажир не может использовать другие платежные инструменты, пока не погасит имеющуюся задолженность.

Платформа Транспортного процессинга имеет механизм привязки идентификатора в системе распознавания различных ключей идентификации к платежным инструментам. После того, как пассажир осуществил регистрацию биометрических данных в личном кабинете, ему присваивается идентификатор платежного инструмента биометрических данных, который направляют на платформу Транспортного процессинга. Пассажир в личном кабинете осуществляет ввод реквизитов платежного счета и на основе введенных данных платформа Транспортного процессинга осуществляют привязку идентификатора платежного инструмента биометрических данных и платежного инструмента.

Личный кабинет перевозчика, выполнен с возможностью, не ограничиваясь, мониторинга сотрудниками перевозчика работы оборудования по приему платежных инструментов на терминале устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, мониторинга динамики изменения количества транзакций за заранее заданный период (сегодня / вчера / неделю / месяц и т.д.), в том числе получение информации по транзакциям в реальном времени.

Процесс регистрации поездки

По первому варианту системы, пассажир, посредством бесконтактных платежных инструментов (Mifare, банковской карты с RFID-чипом, платежных приложений для бесконтактной оплаты устройством пассажира, двумерного штрих-кода и др.) взаимодействует с терминалом устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, путем прикладывая или сканирования бесконтактного платежного инструмента к терминалу устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте для совершения попытки прохода, данные с платежного инструмента считываются устройством чтения карт терминала устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте.

По полученным данным, с устройства чтения платежных инструментов терминала устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, модуль обработки данных Перевозчика определяет тип приложенной карты. Если карта считана и ее реквизиты содержат информацию по стандарту Mifare, то данная карта относится к физическим транспортным картам и полученные данные направляются в модуль обработки информации Перевозчика для последующей обработки, которая не раскрывается в материалах данной заявки. Если реквизиты приложенной карты содержат информацию по стандарту EMV, то данная карта относится к банковской карте и полученные данные направляются в модуль обработки информации Банка для последующей обработки (проводит проверку валидности, проверку по стоп и «белым» листам, при необходимости онлайн авторизацию поездки и отправляет информацию на платформу Транспортного процессинга).

По второму варианту системы, видеокамера с установленной системой распознавания лиц, расположенная в зоне терминала устройства контроля оплаты проезда, осуществляет сканирование биометрических данных пассажира, для определения наличия у пассажира идентификатора платежного инструмента биометрических данных. Распознанный идентификатор платежного инструмента биометрических данных пассажира видеокамера передает в модуль обработки информации Перевозчика на терминал устройства контроля оплаты проезда и далее модуль обработки информации Перевозчика передает данные в модуль обработки информации Банка. В частном варианте реализации, модуль обработки информации Банка имеет прямую интеграцию с видеокамерой, для прямого получения идентификатора платежного инструмента биометрических данных пассажира.

Модуль обработки информации Банка получает данные и осуществляет валидацию платежного инструмента. Валидация бесконтактной банковской карты или виртуальной транспортной карты, или банковских карт в платежных приложениях для бесконтактной оплаты устройством пассажира или идентификатора платежного инструмента биометрических данных или двумерного штрих-кода или др. включает: ODA аутентификация (Offline Data Authentication), проверка срока действия, проверка по «белым» и стоп-листам, проверка идентификатора платежного инструмента биометрических данных по «белым» и стоп-листам, причем «белые» и стоп-листы размещены в модуле обработки информации Банка.

ODA аутентификация включает проверку на определение того, что бесконтактная банковская карта или виртуальная транспортная карта или банковская карта в платежных приложениях для бесконтактной оплаты устройством пассажира является оригинальной (что данная карта не является двойником другой карты). Проверка срока действия включает проверку, что срок действия карты не истек.

Проверка платежного инструмента по стоп-листам включает проверку находится ли используемый для прохода платежный инструмент в «белом» или стоп-листе, данная проверка может проходить в режиме онлайн, офлайн или в комбинированном режиме.

Проверка в режиме онлайн заключается в том, что после получения данных, модуль обработки информации Банка направляет их в платформу Транспортного процессинга для проверки по стоп-листам или «белым листам» на первом сервере. Если результат проверки отрицательный или ответ не получен от первого сервера, разрешение на проход через турникет не выдается.

Проверка в режиме офлайн заключается в том, что после получения данных модуль обработки информации Банка проверяет платежный инструмент по имеющимся в модуле стоп-листам или «белым листам», которые были предварительно направлены в модуль с платформы Транспортного процессинга. Если результат проверки отрицательный, разрешение на проход через турникет не выдается.

Проверка в комбинированном режиме заключается в том, что сначала производится онлайн проверка платежного инструмента при условии наличии стабильной связи с первым сервером, и затем офлайн проверка при условии, что первый сервер недоступен или не предоставляет ответ в течение заданного промежутка времени.

Если платежный инструмент не прошел валидацию (например, истек срок действия бесконтактной банковской карты, бесконтактная банковская карта не является оригинальной или платежный инструмент находится в стоп-листе), то модуль обработки информации Банка отказывает в совершении прохода, а также формирует и направляет данные платежного инструмента с отметкой об отказе в совершении прохода на платформу Транспортного процессинга. Если платежный инструмент прошел валидацию (например, срок действия бесконтактной банковской карты не истек, бесконтактная банковская карта является оригинальной, платежный инструмент отсутствует в стоп-листе), то модуль обработки информации Банка разрешает проход через терминал устройства контроля оплаты проезда, направляет подтверждение в модуль обработки информации Перевозчика, формируется разовый билет и модуль обработки информации Перевозчика направляет данные о проходе на платформу Транспортного процессинга, посредством средств телекоммуникационной связи. В частном варианте реализации, модуль обработки информации Банка разрешает проход через терминал устройства контроля оплаты проезда после онлайн авторизации прохода, как будет расписано далее.

Онлайн авторизация поездки является опциональным этапом, после валидации платежного инструмента модуль обработки информации Банка передает данные на платформу Транспортного процессинга, который в реальном времени рассчитывает стоимость поездки и производит списание денежных средств в размере рассчитанной суммы поездки с платежного счета, привязанного к платежному инструменту либо привязанной к нему банковской карты или банковского счета или платежного счета (кошелька) виртуальной транспортной карты, и далее модуль обработки информации Банка направляет в модуль обработки информации перевозчика данного терминала контроля оплаты проезда принятое по результатам списания решение о разрешении на осуществление поездки и информацию для формирования билета.

Данные о платежном инструменте, получаемые модулем обработки информации Банка при осуществлении прохода, содержат следующую информацию для бесконтактных банковских карт, виртуальных транспортных карт и банковских карт в платежных приложениях бесконтактной оплаты устройством пассажира:

• Идентификатор платежной системы;

• Тип карты;

• Хешированный PAN

• BIN карты;

• Срок действия карты в формате "MMYY";

• Зашифрованный блок данных по карте (EMV) для последующего списания денежных средств по результату успешного прохода;

• Дополнительная информация по токену (виртуальному носителю транспортного документа, виртуальный носитель транспортной карты, загруженный в приложение для хранения виртуальных карт на устройство пассажира включающий реквизиты банковской карты и транспортной карты), в случае предъявления токенизированной карты (опционально).

• Дополнительная информация идентификатора учетной записи пассажира в личном кабинете (опционально)

• Для идентификатора платежного инструмента биометрических данных: идентификатор биометрических данных и привязанный к нему платежный инструмент (опционально).

Модуль обработки информации Перевозчика проверяет платежный инструмент по регламентированным Перевозчиком условиям (нет ли повторного прохода, истек ли таймаут первого прохода) и если платежный инструмент удовлетворяет условиям, то формируется разовый билет (один проход равен одному билету) согласно регламенту перевозчика. Данные платежного инструмента также направляют в модуль обработки информации Банка для получения разрешения на открытие створок или отображение о разрешении прохода. После получения разрешения от модуля обработки информации Банка, модуль обработки информации Перевозчика отправляет сигнал на турникет для осуществления прохода пассажиром, а также передает информацию о проходе в билетную систему Перевозчика для регистрации прохода и в модуль обработки информации Банка для регистрации прохода. Модуль обработки информации Банка направляет информацию о зарегистрированном проходе на платформу ТТранспортного процессинга. На дисплее терминала общественного транспорта отображается разрешение на поездку - пассажир пользуется общественным транспортом.

Билетная система перевозчика передает на платформу ТТранспортного процессинга реестр зарегистрированных проходов для сверки.

Также данные о зарегистрированных проходах платформа ТТранспортного процессинга получает от сторонних модулей обработки информации с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента. Пассажир также прикладывает платежный инструмент к терминалу устройства контроля оплаты проезда и осуществляется регистрация поездки. Данные о зарегистрированных проходах поступают на платформу Транспортного процессинга для осуществления расчета стоимости по меньшей мере одной поездки.

Платформа Транспортного процессинга получает данные о зарегистрированных проходах от модуля обработки информации Банка и/или от сторонних модулей обработки информации и осуществляет расчет оптимальной стоимости поездки (комплексная поездка, разовая поездка или осуществляют агрегацию рассчитанных поездок пассажира). Платформа ТТранспортного процессинга осуществляет сверку данных о зарегистрированных проходах, полученных от модуля информации Банка, сторонних модулей обработки информации и билетной системы перевозчика и формирует реестр расхождений (сформированный реестр направляется в билетную систему перевозчика), а также формирует финальный реестр для расчетов, на основании которого осуществляется распределение средств перевозчикам по реестру распределения денежных средств (по одиночным и комплексным поездкам, когда в одной поездке участвуют несколько перевозчиков). Посредством платформы Транспортного процессинга осуществляют расчет доли каждого предоставившего услугу перевозчика в стоимости рассчитанной поездки пассажира на основании сведений о зарегистрированных проходах и местах использования пассажиром платежных инструментов для осуществления проходов. Посредством платформы Транспортного процессинга отправляют информацию для зачисления денежных средств в размере рассчитанной доли от суммы всех поездок всех пассажиров за Транспортные сутки на счет каждого предоставившего услугу перевозчика.

По результатам сверки данных о зарегистрированных проходах, полученных от модуля информации Банка и билетной системы перевозчика, в случае наличия расхождений стороны проводят мероприятия, направленные на их устранение.

Расчет оптимальной стоимости поездки

1. Комплексная поездка (мультимодальная).

Под комплексной поездкой понимается такая поездка на общественном транспорте, когда пассажир совершает проход с помощью платежного инструмента на одном виде общественного транспорта (например, метро), затем делает по меньшей мере одну пересадку и с помощью платежного инструмента (того же самого, или другого, но при этом между всеми используемыми в поездке платежными инструментами должна быть установлена связь в личном кабинете пассажира) совершает проход на другом виде общественного транспорта (например, МЦД, МЦК, наземный общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси и т.д.) в пределах установленного перевозчиками временного периода, а также установленного тарифного плана.

Комплексные поездки складываются из зарегистрированных проходов с одного или нескольких платежных инструментов, привязанных к идентификатору (учетной записи в личном кабинете) пассажира, в пределах установленного перевозчиками временного периода, а также установленного тарифного плана, на разных видах общественного транспорта обсуживаемых разными операторами перевозчиков.

После того как пассажир осуществил регистрацию прохода на первом виде общественного транспорта, как описано выше, платформа Транспортного процессинга получила данные о первом зарегистрированном проходе. При регистрации следующего прохода на другом виде общественного транспорта, платформа Транспортного процессинга получает данные о следующем зарегистрированном проходе и так далее по каждой новой регистрации поездки на других видах общественного транспорта.

Платформа Транспортного процессинга осуществляет определение существующих зарегистрированных проходов, с одного или нескольких платежных инструментов, привязанных к идентификатору (учетной записи в личном кабинете) пассажира, в определенном временном периоде, который установил перевозчик, например, 90 минут.Если зарегистрировано по меньшей мере два прохода (взаимодействие платежных инструментов пассажира с терминалом устройства контроля оплаты в общественном транспорте), то на платформе Транспортного процессинга такой поездке присваивается ID номер комплексной поездки, состоящий из буквенно-цифрового набора. Данный ID номер комплексной поездки присваивается первой зарегистрированной поездке, которая была совершена первой, в пределах установленного временного периода перевозчиком, последующие зарегистрированные поездки, в пределах установленного временного периода, добавляются к уже существующему ID номеру комплексной поездки.

Платформа Транспортного процессинга начинает расчет стоимости за поездку посредством ID номера комплексной поездки. Платформа Транспортного процессинга проверяет выполнение условий для формирования комплексной поездки, а именно совершение проходов в определенном временном периоде на определенных видах транспорта, например, поездка на автобусе и пересадка на метро в течение 90 минут, если данное условие выполняется, то комплексная поездка продолжается и если совершается еще одна поездка, например, из метро на автобусе и если еще не истекли 90 минут, то эта поездка также включается в комплексную поездку.

Если условия не выполняются или не найдена текущая комплексная поездка -начинается новая комплексная поездка, которая в случае единственного прохода останется состоящей из одного прохода и будет считаться разовой поездкой.

При проверке, может ли проход быть добавлен к текущей комплексной поездке проверяются еще ряд условий, например, но не ограничиваясь:

- предыдущие проходы пассажира;

- интервал времени с момента предыдущего прохода;

- станции-исключения (станции, на которых не действует комплексная поездка, если пассажир сделал пересадку с автобуса на данную станцию метро, то начинается расчет новой комплексной поездки или рассчитывается разовая поездка)

- попадание в интервал бесплатной пересадки на пересадочной станции (в данном случае продолжается комплексная поездка);

- иные правила, установленные перевозчиками или действующим тарифным планом региона;

2. Расчет стоимости поездки в режиме агрегации.

Агрегированный режим - это режим, в котором за одну транзакцию списывается сумма за все поездки (комплексные, несколько комплексных и разовые), совершенных за один день с одного или нескольких платежных инструментов, привязанных к идентификатору (учетной записи в личном кабинете) пассажира. Режим агрегации используется для работы с банковскими картами и опционально может быть использован для других видов оплат. В режиме агрегации каждый проход не авторизуется, а списание проводится одним платежом раз в сутки. Например, пассажир совершил комплексную поездку утром, а также совершил комплексную поездку вечером, сумма данных поездок складывается и получается сумма для списания в режиме агрегации, которая списывается на следующий день после совершения поездок. Или, например, утром пассажир совершил комплексную поездку и в течение дня несколько разовых поездок, суммы данных поездок складываются и списывается с заранее определенного Пассажиром платежного счета: банковской карты или банковского счета, или платежного счета (кошелька) виртуальной транспортной карты.

Стоимость за поездку в режиме агрегации предполагает расчет стоимости за поездки, совершенные за один день.

3. Разовая поездка

Разовая поездка подразумевает поездку на общественном транспорте, если в течение установленного перевозчиком временного периода пассажиром с одного или нескольких платежных инструментов, привязанных к идентификатору (учетной записи в личном кабинете) пассажира не совершено иных поездок с соблюдением правил совершения комплексных поездок.

Разовая поездка рассчитывается платформой Транспортного процессинга исходя из установленных тарифов Перевозчиками.

Платформа Транспортного процессинга анализирует зарегистрированные проходы и осуществляет расчет стоимости поездки, если при анализе не было обнаружено зарегистрированных проходов с одного или нескольких платежных инструментов, привязанных к идентификатору (учетной записи в личном кабинете) пассажира в течение установленного перевозчиком временного периода (комплексная поездка), то платформа Транспортного процессинга рассчитывает стоимость разовой поездки.

Если при анализе была обнаружена зарегистрированная комплексная поездка, с одного или нескольких платежных инструментов, привязанных к идентификатору (учетной записи в личном кабинете) пассажира, однако не было других зарегистрированных проходов или комплексных поездок, то платформа Транспортного процессинга рассчитывает стоимость одной комплексной поездки.

Если при анализе было обнаружено по меньшей мере две зарегистрированные комплексные поездки или несколько разовых, или разовые и комплексные поездки, с одного или нескольких платежных инструментов, привязанных к идентификатору (учетной записи в личном кабинете) пассажира, то платформа Транспортного процессинга рассчитывает стоимость поездки в агрегированном режиме.

Применение акций к рассчитанным поездкам модулем акций.

Модуль акций расположен на платформе Транспортного процессинга. Акционные условия могут включать:

- скидки, предоставляемые Перевозчиком. В этом случае при расчете стоимости поездки сразу применяется скидка, с пассажира списывается меньшая стоимость и меньшая стоимость перечисляется Перевозчику.

- скидки и бонусные программы 3-х лиц. В этом случае стоимость поездки рассчитывается полностью и после успешной операции списания денежных средств пассажира платформа Транспортного процессинга формирует информацию о начислении кешбэка или бонусов. Например, по бесконтактным банковским картам платежной системы МИР сначала осуществляют полное списание рассчитанной стоимости поездки, потом делается возврат денег пассажиру определенной суммы по условиям акций.

Первичная операция оплаты стоимости поездок с пассажира

Списание рассчитанной стоимости поездки производится с заранее определенного Пассажиром платежного счета: банковской карты или банковского счета, или платежного счета (кошелька) виртуальной транспортной карты. Процессинг платежных операций осуществляется другой системой, расположенной на третьем сервере (отсутствует на фиг. 1). На данный сервер платформа Транспортного процессинга передает необходимые для оплаты данные. Этот сервер может быть связан с платежными системами (Visa, МС и др.) или другими системами проведения расчетов.

В случае, если от третьего сервера, на платформу Транспортного процессинга пришел сигнал о невозможности провести оплату, то платежный инструмент пассажира (и все связанные в личном кабинете пассажира платежные инструменты) заносится в стоп-лист, а данная операция переходит на этап повторной оплаты и ставится в лист на доавторизацию.

Платформа Транспортного процессинга направляет в Банк-эквайер реестр распределения денежных средств (которые должны быть уплачены за поездки перевозчикам), на основании которого Банк-эквайер переводит средства на расчетные счета перевозчиков.

Повторная операция оплаты в случае, если на платформу Транспортного процессинга пришел сигнал о невозможности провести оплату.

Транспортный процессинг отправляет повторный запрос на списание средств с платежного счета пассажира по всем операциям, включенным в лист на доавторизацию. Повторные запросы направляются несколько раз по расписанию, если по истечении последней попытки оплата не произведена, повторные запросы на оплату не отправляются.

Если списание произошло успешно, и пассажир не имеет задолженностей по всем зарегистрированным на него платежным инструментам, платформа Транспортного процессинга выводит все платежные инструменты пассажира из стоп-листа и удаляет выполненную операцию из листа на доавторизацию.

Если списание произошло не успешно, то платформа Транспортного процессинга направляет следующий запрос на оплату по расписанию, в рамках доступных попыток на оплату.

Вычислительная система, обеспечивающие обработку данных, необходимую для реализации заявленного решения, в общем случае содержат такие компоненты, как: один или более процессоров, по меньшей мере одну память, средство хранения данных, интерфейсы ввода/вывода, средство ввода, средства сетевого взаимодействия.

При исполнении машиночитаемых команд, содержащихся в оперативно памяти, конфигурируют процессор устройства для выполнения основных вычислительные операции, необходимых для функционирования устройства или функциональности одного, или более его компонентов.

Память, как правило, выполнена в виде ОЗУ, куда загружается необходимая программная логика, обеспечивающая требуемый функционал. При осуществлении работы предлагаемого решения выделяют объем памяти, необходимы для осуществления предлагаемого решения.

Средство хранения данных может выполняться в виде HDD, SSD дисков, рейд массива, сетевого хранилища, флэш-памяти и т.п.Средство позволяет выполнять долгосрочное хранение различного вида информации, например, вышеупомянутых файлов с наборами данных пользователей/пассажиров, базы данных, содержащих записи измеренных для каждого пользователя временных интервалов, идентификаторов пользователей и т.п.

Интерфейсы представляют собой стандартные средства для подключения и работы периферийных и прочих устройств, например, USB, RS232, RJ45, COM, HDMI, PS/2, Lightning и т.п.

Выбор интерфейсов зависит от конкретного исполнения устройства, которое может представлять собой персональный компьютер, мейнфрейм, серверный кластер, тонкий клиент, смартфон, ноутбук и т.п.

В качестве средств ввода данных в любом воплощении системы, реализующей описываемый способ, может использоваться клавиатура. Аппаратное исполнение клавиатуры может быть любым известным: это может быть, как встроенная клавиатура, используемая на ноутбуке или нетбуке, так и обособленное устройство, подключенное к настольному компьютеру, серверу или иному компьютерному устройству. Подключение при этом может быть, как проводным, при котором соединительный кабель клавиатуры подключен к порту PS/2 или USB, расположенному на системном блоке настольного компьютера, так и беспроводным, при котором клавиатура осуществляет обмен данными по каналу беспроводной связи, например, радиоканалу, с базовой станцией, которая, в свою очередь, непосредственно подключена к системному блоку, например, к одному из USB-портов. Помимо клавиатуры, в составе средств ввода данных также может использоваться: джойстик, дисплей (сенсорный дисплей), проектор, тачпад, манипулятор мышь, трекбол, световое перо, динамики, микрофон и т.п.

Средства сетевого взаимодействия выбираются из устройства, обеспечивающий сетевой прием и передачу данных, например, Ethernet карту, WLAN/Wi-Fi модуль, Bluetooth модуль, BLE модуль, NFC модуль, IrDa, RFID модуль, GSM модем и т.п. С помощью средств обеспечивается организация обмена данными по проводному или беспроводному каналу передачи данных, например, WAN, PAN, ЛВС (LAN), Интранет, Интернет, WLAN, WMAN или GSM.

Компоненты устройства сопряжены посредством общей шины передачи данных.

В настоящих материалах заявки было представлено предпочтительное раскрытие осуществление заявленного технического решения, которое не должно использоваться как ограничивающее иные, частные воплощения его реализации, которые не выходят за рамки испрашиваемого объема правовой охраны и являются очевидными для специалистов в соответствующей области техники.

Похожие патенты RU2823574C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ГЕНЕРАЦИИ И ЗАПИСИ ВИРТУАЛЬНОГО НОСИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО ДОКУМЕНТА НА УСТРОЙСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 2021
  • Изотов Вадим Юрьевич
  • Скобкина Анна Александровна
  • Коротков Дмитрий Олегович
RU2792723C1
Система мобильной оплаты проезда в общественном транспорте с использованием маяков iBeacon 2019
  • Постолит Анатолий Владимирович
RU2710803C1
Система оплаты проезда в общественном транспорте и мониторинга перемещения грузов с использованием технологий Bluetooth 2019
  • Постолит Анатолий Владимирович
RU2710802C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСКОНТАКТНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ 2006
  • Уилхелм Берт А.
  • Стили Оливер
  • Глак Адам
RU2421812C2
Способ оплаты проезда в общественном транспорте 2016
  • Горелик Самуил Лейбович
  • Иванов Игорь Алексеевич
  • Лещинский Владислав Вадимович
  • Носков Константин Юрьевич
RU2646396C2
Система оплаты проезда в общественном транспорте и бортовой компьютер водителя, использующийся в этой системе 2020
  • Бобров Александр Игоревич
  • Иванов Сергей Вячеславович
  • Тютин Владимир Владимирович
  • Громазин Олег Рудольфович
  • Белов Станислав Сергеевич
  • Строганов Дмитрий Геннадьевич
  • Терещенков Борис Вячеславович
RU2738621C1
Способ автоматизированной оплаты проезда и контроля оплаты проезда в общественном транспорте 2020
  • Пантелеймонов Игорь Николаевич
RU2726379C1
Способ обеспечения доступа пользователя к услугам локального оператора услуг, оконечное устройство пользователя и сервер системы для реализации способа 2018
  • Арсеньев Игорь Николаевич
  • Бадосов Антон Константинович
  • Несслер Александр Юрьевич
RU2686618C1
Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов 2016
  • Муратов Михаил Васильевич
RU2620724C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА И КОНТРОЛЯ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ 2001
  • Муратов М.В.
  • Ольга Вайт
  • Гуревич А.Е.
RU2176106C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 823 574 C2

Реферат патента 2024 года СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕСКОНТАКТНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Группа изобретений относится к системам и способам оплаты проезда в общественном транспорте с использованием бесконтактных платежных инструментов, с возможностью определения размера платы за проезд, в том числе при совершении пересадок с одного вида транспорта на другой. Технический результат - сокращение времени оплаты за проезд и прохождения систем оплаты проезда. Система обеспечения бесшовности поездок между различными видами транспорта, обслуживаемыми по меньшей мере двумя перевозчиками, с использованием бесконтактных платежных инструментов содержит платформу транспортного процессинга, развернутую на первом сервере, терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, модуль обработки информации перевозчика, модуль обработки информации банка и билетную систему перевозчика, развернутую на втором сервере. Платформа транспортного процессинга осуществляет взаимодействие с модулем обработки информации Банка и билетной системой Перевозчика, получение информации о зарегистрированных проходах, расчет стоимости поездки и постановку платежного инструмента в стоп-лист. Модуль обработки информации банка принимает решение на одобрение прохода. 4 н. и 8 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 823 574 C2

1. Система обеспечения бесшовности поездок между различными видами транспорта, обслуживаемыми по меньшей мере двумя перевозчиками, с использованием бесконтактных платежных инструментов, содержащая:

платформу транспортного процессинга, развернутую на первом сервере, включающую ядро транспортного процессинга, сконфигурированное с возможностью:

• взаимодействия с модулем обработки информации Банка, билетной системой Перевозчика;

• получения информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента от модуля обработки информации банка и от билетной системы перевозчика для осуществления сверки с целью сверки поездок;

• расчета стоимости по меньшей мере одной поездки, совершенной посредством по меньшей мере одного платежного инструмента на по меньшей мере двух видах общественного транспорта, на инфраструктуре по крайней мере двух операторов перевозчика, совершённых за транспортные сутки, для применения оптимального тарифа, на основе информации о зарегистрированных проходах;

• постановки по меньшей мере одного платежного инструмента в стоп-лист и вывода по меньшей мере одного платежного инструмента из стоп-листа;

терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, выполненный с возможностью информирования пассажира о возможности использования общественного транспорта, а также имеющий устройство чтения платежных инструментов, управляемый модулем обработки информации перевозчика, взаимодействующим с билетной системой перевозчика, и модулем обработки информации банка, взаимодействующим с платформой транспортного процессинга посредством телекоммуникационной связи, причем:

модуль обработки информации перевозчика выполнен с возможностью передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента в билетную систему перевозчика;

модуль обработки информации банка выполнен с возможностью принятия решения на одобрение прохода, а также взаимодействия с:

• устройством чтения платежных инструментов терминала общественного транспорта для валидации по меньшей мере одного платежного инструмента;

• модулем обработки информации перевозчика для передачи информации на одобрение прохода и регистрации поездки;

• платформой транспортного процессинга для передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента и получения информации по стоп-листам;

билетная система перевозчика, развернутая на втором сервере и выполненная с возможностью получения от модуля обработки информации перевозчика о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента и передачи полученной информации на платформу транспортного процессинга для сверки.

2. Система обеспечения бесшовности поездок между различными видами транспорта, обслуживаемыми по меньшей мере двумя перевозчиками, с использованием бесконтактных платежных инструментов, содержащая:

платформу транспортного процессинга, развернутую на первом сервере, включающую ядро транспортного процессинга, сконфигурированное с возможностью:

• взаимодействия с модулем обработки информации банка, билетной системой перевозчика;

• получения информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента от модуля обработки информации банка и от билетной системы перевозчика для осуществления сверки с целью определения незарегистрированных поездок;

• расчета стоимости по меньшей мере одной поездки, совершенной посредством по меньшей мере одного платежного инструмента на по меньшей мере двух видах общественного транспорта, на инфраструктуре по крайней мере двух операторов перевозчика, совершённых за транспортные сутки, для применения оптимального тарифа, на основе информации о зарегистрированных проходах;

• постановки по меньшей мере одного платежного инструмента в стоп-лист и вывода по меньшей мере одного платежного инструмента из стоп-листа;

видеокамеру, расположенную в зоне контроля прохода пассажиров, выполненную с возможностью сканирования лица пассажира для определения идентификатора платежного инструмента биометрических данных и передачи его в модуль обработки информации перевозчика или в модуль обработки информации банка;

терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте, выполненный с возможностью информирования пассажира о возможности использования общественного транспорта и содержащий модуль обработки информации перевозчика и модуль обработки информации банка, причем:

модуль обработки информации перевозчика выполнен с возможностью взаимодействия с видеокамерой, расположенной в зоне контроля прохода пассажиров, для регистрации поездки и передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием идентификатора платежного инструмента биометрических данных в билетную систему перевозчика;

модуль обработки информации банка выполнен с возможностью принятия решения на одобрение прохода, а также взаимодействия с:

• модулем обработки информации перевозчика для передачи информации на одобрение прохода и регистрации поездки;

• платформой транспортного процессинга для передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием идентификатора платежного инструмента биометрических данных и информации по стоп-листам;

билетная система перевозчика, развернутая на втором сервере и выполненная с возможностью получения от модуля обработки информации перевозчика информации о зарегистрированных проходах с использованием идентификатора платежного инструмента биометрических данных и передачи полученной информации на платформу транспортного процессинга для сверки.

3. Система по любому из пп. 1, 2, отличающаяся тем, что платформа транспортного процессинга дополнительно выполнена с возможностью расчета стоимости поездки на нескольких видах общественного транспорта с учетом зон.

4. Система по любому из пп. 1, 2, отличающаяся тем, что платформа транспортного процессинга дополнительно выполнена с возможностью расчета поездки с применением тарифа по условиям акций.

5. Система по любому из пп. 1, 2, отличающаяся тем, что платформа транспортного процессинга дополнительно выполнена с возможностью занесения и исключения платежных инструментов пассажира в и из «белого» листа.

6. Система по пп. 1, 2, 5, отличающаяся тем, что платформа транспортного процессинга дополнительно выполнена с возможностью занесения платежных инструментов пассажира в стоп-лист и/или исключения из «белого» списка, если по результатам авторизации возникает задолженность.

7. Система по любому из пп. 1, 2, отличающаяся тем, что система дополнительно содержит сервер сторонних модулей обработки информации, выполненный с возможностью передачи информации о зарегистрированных проходах с использованием по меньшей мере одного платежного инструмента на платформу транспортного процессинга для осуществления расчета стоимости по меньшей мере одной поездки.

8. Способ обеспечения бесшовности поездок между различными видами транспорта, обслуживаемыми по меньшей мере двумя перевозчиками, с использованием бесконтактных платежных инструментов, выполняющийся с помощью системы по п. 1, содержащий этапы, на которых:

осуществляют регистрацию поездки путем взаимодействия по меньшей мере одного платежного инструмента с терминалом устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте и передают полученные данные в модуль обработки информации банка, посредством устройства чтения платежных инструментов, для валидации по меньшей мере одного платежного инструмента и разрешения осуществления поездки;

посредством модуля обработки информации банка взаимодействуют с платформой транспортного процессинга для обмена стоп-листами: если платежный инструмент валиден и отсутствует в стоп-листе, то модуль обработки информации банка направляет в модуль обработки информации перевозчика разрешение на осуществление прохода, при этом модуль обработки информации перевозчика подает сигнал на турникет для пропуска пассажира и передает информацию о проходе в билетную систему, а также в модуль обработки информации банка для передачи на платформу транспортного процессинга;

терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте информирует пассажира о возможности использования общественного транспорта;

посредством платформы транспортного процессинга осуществляют расчет стоимости всех поездок пассажира, по меньшей мере одному платёжному инструменту, на по меньшей мере двух видах общественного транспорта, на инфраструктуре по крайней мере двух операторов перевозчика, совершённых за транспортные сутки, для применения оптимального тарифа, на основе информации о зарегистрированных проходах, полученных от модуля информации банка или от билетной системы перевозчика;

посредством платформы транспортного процессинга отправляют запрос на списание денежных средств в размере рассчитанной суммы поездок с по меньшей мере одного платежного счета, привязанного к платежному инструменту.

9. Способ обеспечения бесшовности поездок между различными видами транспорта, обслуживаемыми по меньшей мере двумя перевозчиками, с использованием бесконтактных платежных инструментов, выполняющийся с помощью системы по п. 2, содержащий этапы, на которых:

осуществляют регистрацию поездки путем сканирования биометрических данных пассажира, для определения идентификатора платежного инструмента биометрических данных, посредством видеокамеры, установленной в зоне контроля прохода пассажира, и передают полученные данные в модуль обработки информации перевозчика и далее в модуль обработки информации банка для валидации идентификатора платежного инструмента биометрических данных и разрешения осуществления поездки;

посредством модуля обработки информации банка взаимодействуют с платформой транспортного процессинга для обмена стоп-листами по идентификаторам биометрической системы: если идентификатор платежного инструмента биометрических данных отсутствует в стоп-листе, то модуль обработки информации Банка направляет в модуль обработки информации перевозчика разрешение на осуществление поездки, при этом модуль обработки информации перевозчика подает сигнал на турникет для пропуска пассажира и передает информацию о проходе в билетную систему перевозчика, а также в модуль обработки информации банка для передачи на платформу транспортного процессинга;

терминал устройства контроля оплаты проезда в общественном транспорте информирует пассажира о возможности использования общественного транспорта;

посредством платформы транспортного процессинга осуществляют расчет стоимости всех поездок пассажира по примененным платежным инструментам, на по меньшей мере двух видах общественного транспорта, на инфраструктуре по крайней мере двух операторов перевозчика, совершённых за транспортные сутки, для применения оптимального тарифа, на основе информации о зарегистрированных проходах, полученных от модуля информации банка или от билетной системы перевозчика;

посредством платформы транспортного процессинга отправляют запрос на списание денежных средств в размере рассчитанной суммы поездок с по меньшей мере одного платежного счета, привязанного к платежному инструменту.

10. Способ по любому из пп. 8, 9, отличающийся тем, что посредством платформы транспортного процессинга осуществляют расчет стоимости разовой и/или комплексной поездки.

11. Способ по любому из пп 8, 9, отличающийся тем, что посредством платформы транспортного процессинга осуществляют расчет стоимости комплексной поездки, если зарегистрировано по меньшей мере два взаимодействия любого из зарегистрированных на пассажира платежных инструментов с терминалом общественного транспорта в течение заранее определенного интервала.

12. Способ по любому из пп. 8, 9, отличающийся тем, что посредством платформы транспортного процессинга осуществляют агрегацию рассчитанных поездок пассажира, если за одни транспортные сутки зарегистрированы по меньшей мере две комплексные поездки и/или по меньшей мере две разовые поездки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2823574C2

Станок для придания концам круглых радиаторных трубок шестигранного сечения 1924
  • Гаркин В.А.
SU2019A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ 2014
  • Титов Александр Александрович
  • Поляков Александр Сергеевич
  • Лёвушкин Владислав Александрович
RU2596993C2
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2008A1
KR 20220053223 A, 29.04.2022
Статья "Валидатор в автобус, метро, трамвай - онлайн касса и считыватель банковских и транспортных карт для бескондукторной системы оплаты проезда: как выбрать и купить", размещенная согласно веб-архиву

RU 2 823 574 C2

Авторы

Изотов Вадим Юрьевич

Скобкина Анна Александровна

Коротков Дмитрий Олегович

Даты

2024-07-24Публикация

2022-07-11Подача