СПОСОБ ОПЛАТЫ И КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ Российский патент 2025 года по МПК G07B15/00 G06Q50/10 G06Q10/83 

Описание патента на изобретение RU2837041C1

Изобретение относится к способам оплаты и контроля оплаты за проезд в общественном транспорте.

Способы оплаты проезда в общественном транспорте непрерывно эволюционируют. Начавшись с использованием наличных средств - к способам оплаты с пользованием различного типа транспортных и банковских карт, а также переносных мобильных устройств (смартфонов). Соответственно, происходит изменение способов контроля оплаты. При этом, в зависимости от региона, на одном транспортном средстве может быть использовано различное сочетание способов оплаты и контроля оплаты проезда.

Известен способ оплаты и контроля оплаты проезда в общественном транспорте, предусматривающий проход пассажира в салон через турникеты любой из дверей транспортного средства после оплаты им проезда, для чего необходимо приложить проездной документ к валидатору (например, заявка США US 20210224784 А1, опубл. 22.07.2021 г.).

Недостатком известного решения является значительная задержка пассажиропотока пассажиров, обусловленная значительным временем, необходимым для входа и выхода пассажиров из-за наличия турникета.

Известен способ автоматической оплаты за проезда в транспортной системе (патент РФ №2421812, опубл. 20.06.2011 г.), при котором для получения возможности оплаты проезда принимают в считывателе платежного устройства, присоединенном к транспортной платежной системе, представленные пользователем данные от предварительно зарегистрированного в системе общественного транспорта платежного устройства, включающие по меньшей мере идентификатор счета, ассоциированный с указанными платежными устройствами, идентифицирующий счет платежа, затем, в случае удовлетворения условий оплаты, предоставляют пользователю доступ к зоне оплаты транспортной системы и инициируют транзакцию погашения платежа, посредством чего средства денежного обращения в сумме стоимости проезда передают со счета платежа, ассоциированного с идентификатором счета, на счет, ассоциированный с указанной транспортной системой.

Недостатком этого способа является необходимость наличия у пользователя отдельного платежного устройства и специальной зоны оплаты на транспортном средстве или в зоне его остановки.

Известен способ оплаты и контроля оплаты проезда пассажиров в городском транспорте (заявка РФ №2012120975, опубл. 11.01.2024 г.), заключающийся в том, что при входе в транспортное средство пассажир предъявляет пластиковую карту кондуктору, который инициализирует ее в транспортном терминале, при этом одновременно с инициализацией на смарт-карту заносятся данные, характеризующие идентификационную информацию о транспортном терминале кондуктора конкретного транспортного средства, причем при необходимости последующей проверки оплаты проезда пассажира кондуктором осуществляется повторная инициализация пластиковой карты пассажира с целью сверки занесенных в нее идентификационных данных о терминале последнего использованного транспортного средства с данными проверяемого транспортного терминала, и в случае совпадения данных считается, что пассажир оплатил проезд.

Недостатком данного способа является то обстоятельство, что в процессе оплаты на пластиковую карту пассажира заносятся данные с транспортного терминала, что может привести к нарушению целостности занесенной на нее ранее информации и даже к выходу пластиковой карты из строя.

Известен способ автоматизированного контроля оплаты проезда в общественном транспорте (патент РФ №2596993, опубл. 10.09.2016 г.), предусматривающий фиксацию комплекса визуально воспринимаемых индивидуальных особенностей каждого пассажира при его посадке в транспортное средство, после чего отслеживают траекторию перемещения пассажира по салону и регистрацию факта оплаты им своего проезда через установленные в салоне модули оплаты во время движения транспортного средства до следующей после посадки остановки, для чего в верхней части салона транспортного средства устанавливают средства видеонаблюдения программно-аппаратного комплекса, которые связаны через модуль видеоанализа, модуль идентификации и модуль регистрации признаков оплаты проезда с модулем обработки информации, и при поступлении информации о факте оплаты проезда пассажиром через конкретный модуль оплаты осуществляют его идентификацию, для чего модуль обработки сопоставляет координаты упомянутого модуля оплаты с координатами пассажиров в транспортном средстве, полученными от модуля видеоанализа, определяет пассажиров, расположенных вблизи конкретного модуля, и проверяет оплативших проезд пассажиров, и при отсутствии оплаты пассажиром проезда ему подают сигнал о необходимости погасить задолженность и контролируют затем факт оплаты им проезда до выхода из салона.

Недостатком использования данного способа является его сложность и высокая стоимость реализации из-за использования подсистемы распознавания изображения, а также значительное число ошибок из-за некорректности функционирования указанной подсистемы.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному является способ оплаты и контроля оплаты проезда в общественном транспорте, заключающийся в том, что оплата проезда пассажирами производится через валидатор, размещенный в салоне транспортного средства, информация с которого передается посредством линии связи на центральный терминал, размещенный в кабине водителя, а контроль оплаты проезда производится контролером посредством мобильных терминалов, реализованный в системе ЗАО «МФ Тариф», информация о котором размещена в Internet в открытом доступе на сайте по адресу https://mftarif.ru.

Недостатком данного способа является то обстоятельство, что в случае отсутствия у пассажира пластиковых карт и мобильных устройств для бесконтактной оплаты с использованием валидатора расчет за проезд производится пассажиром наличными средствами, при этом осуществляется печать соответствующего проездного документа. Наличие печатающего устройства, его техническое обслуживание, использование необходимых расходных материалов приводят к удорожанию системы оплаты, снижают надежность ее функционирования и вызывают задержку пассажиропотока. Контроль оплаты производится контролером посредством мобильного терминала контролера, при этом у контролера отсутствует возможность контроля своевременности оплаты проезда. Кроме того, из-за несовместимости мобильного терминала контролера с предъявляемыми пассажиром к проверке средствами оплаты (пластиковые карты, смартфоны) возможно возникновение ложных результатов контроля. В случае оплаты проезда наличными водитель отвлекается для проведения этой операции, что приводит к задержкам в движении транспортного средства. Значительная часть моделей мобильных терминалов контролера отображает только последний платеж оплаты проезда. Если данной картой был оплачен проезд нескольких пассажиров, вошедших в транспортное средство, то все, кроме последнего, воспринимаются контролером как безбилетники и им, как правило, выписывается штраф, который можно опротестовать только после получения специалистами доступа к модулю памяти валидатора.

Задачей предложенного способа является уменьшение стоимости его реализации, увеличение его надежности функционирования и повышение качества контроля оплаты проезда в общественном транспорте.

Технический результат в результате осуществления и использования данного способа обеспечивается за счет исключения операций по печати проездных документов, а качество контроля обеспечивается за счет визуального контроля момента успешной оплаты проезда пассажиром, а также предоставления контролеру дополнительной информации о параметрах операции проведения платежа пассажиром.

Указанный результат достигается за счет того, что в способе контроля оплаты проезда в общественном транспорте оплата проезда пассажирами производится через валидатор, размещенный в салоне транспортного средства, информация с которого передается посредством линии связи на центральный терминал, размещенный в кабине водителя, а контроль оплаты проезда производится контролером посредством мобильных терминалов; водителем, перед выходом на маршрут, с использованием центрального терминала производится инициализация системы контроля оплаты проезда; после успешно проведенной пассажиром оплаты проезда, на дисплее валидатора, пассажиру, для запоминания, индицируют номер его платежа и производят фотофиксацию изображения пассажира, произведшего этот платеж, с формированием электронного файла; электронному файлу фотоизображения пассажира присваивают имя индицированного для него номера и помещают его с пояснительной информацией, посредством линии связи на центральный терминал, в соответствующий электронный каталог фотоизображений, разбитый на разделы (подкаталоги) в соответствии с интервалами маршрутов, ограниченных остановками транспорта; в процессе контроля контролер получает доступ к электронному каталогу фотоизображений, размещенному на центральном терминале, выводит электронные файлы с фотоизображениями и пояснительной информацией на экран дисплея мобильного терминала и производит контроль оплаты путем сверки лица пассажира с фотоизображением на дисплее мобильного терминала с изображением из файла с названным пассажиром номером и анализа пояснительной информации, приведенной в файле; по завершении рейса водителем производится гарантированная очистка электронного каталога с фотоизображениями на центральном терминале.

В случае если пассажир не запомнил номер билета, контроль оплаты контролером может производиться путем сверки лица пассажира с фотоизображениями из файлов раздела (подкаталога) электронного каталога на дисплее мобильного терминала, соответствующего интервалу между остановкой, на которой данный пассажир вошел в салон транспортного средства и следующей остановкой.

Пояснительная информация, помещаемая в файл с фотоизображением пассажира, может содержать сведения об интервале маршрута, на котором произведена оплата, времени оплаты и наименовании конечной остановки, до которой произведена оплата проезда.

Инициализация водителем системы контроля оплаты может производиться путем обнуления нумерации файлов фотофиксации, загрузки электронного каталога с разделами (подкаталогами) в центральном терминале, соответствующего заданному маршруту, и включения режима записи в него электронных файлов с фотоизображениями из валидаторов.

Подключение мобильного терминала контролера к центральному терминалу может осуществляться по беспроводной линии связи с использованием технологий Wi-Fi или Bluetooth.

При реализации данного способа контролером осуществляется визуальный контроль момента успешной оплаты проезда пассажиром, исключается операция по печати проездных документов, отсутствует необходимость проверки средств оплаты проезда пассажиром, контролеру, посредством мобильного терминала, предоставляется дополнительная информация о параметрах оплаты проезда пассажиром.

Способ оплаты и контроля оплаты проезда в общественном транспорте поясняется чертежом функциональной схемы одного из вариантов реализующей его системы (фиг.1), которые не охватывают и, тем более, не ограничивают весь объем притязаний данного решения, а являются лишь иллюстрирующими материалами частного случая выполнения. Связи, указанные между функциональными блоками, в общем случае являются многоканальными, для обеспечения алгоритма функционирования отраженного в формуле и описании изобретения. При этом на фиг.1 показан только один валидатор из всей совокупности валидаторов, размещенных в салоне транспортного средства.

Система содержит валидатор 1, включающий контроллер 2 валидатора, дисплей 3, модуль приема оплаты 4, видеокамеру 5, модуль связи 6;

мобильный терминал контролера 7, включающий контроллер 8 мобильного терминала контролера, модуль ввода информации 9, модуль связи 11;

центральный терминал 12, включающий контроллер 13 центрального терминала, модуль ввода информации 14, дисплей 15, первый модуль связи 16, второй модуль связи 17, модуль фотофиксации 18, модуль фотоизображений 19, модуль маршрутов 20.

Модуль приема платежей 4 содержит различные подмодули 41…4n приема платежей (считыватели пластиковых карт, считыватели QR-кода, считыватели штрих-кода, купюроприемники и монетоприемники).

Система работает следующим образом.

Перед выходом на рейс водителем производится инициализация системы. Для этого с использованием модуля ввода информации 14 и контроллера 13 осуществляется запись соответствующего маршрута из базы с модуля маршрутов 20 в модуль фотоизображений 19 и модуль фотофиксации 18. Маршруты, содержащиеся в базе модуля маршрутов 20, содержат промежутки в соответствии с расстояниями между остановками на маршрутах. Информация о текущих остановках на маршруте с контроллера 13 поступает на модуль фотофиксации 18 и модуль фотоизображений 19. Фотоизображения, размещаемые в подкаталогах модуля фотоизображений 19, доступны как с контроллера 13, так и с модуля фотоизображений 18.

При входе в салон транспортного средства пассажир подходит к валидатору 1 и с использованием модуля приема оплаты 4 производит оплату проезда через подмодули 41…4n в соответствии с используемым им средством оплаты. Дисплей 3 и подмодули 41…4n расположены на валидаторе 1 таким образом, чтобы в момент оплаты лицо пассажира находилось в поле зрения видеокамеры 5. Видеосигнал с видеокамеры 5 поступает через модуль связи 6 и модуль связи 17 на соответствующие входы контроллера 13 и модуля фотофиксации 18. В момент успешной оплаты модулем приема оплаты 4 формируется сигнал о параметрах оплаты (сумма платежа, средство оплаты), который поступает на контроллер 2. Контроллер 2 формирует команду на видеофиксацию пассажира и блок текста о сумме платежа, средстве оплаты, времени оплаты и идентификационном номере валидатора, после чего через модуль связи 6 модуль связи 17 передает сигнал на модуль фотофиксации 18. По сигналу с контроллера 2 модуль фотофиксации 18 из видеосигнала с видеокамеры 5 осуществляет формирование фотоизображения пассажира, производившего оплату, накладывает на него соответствующий блок текста, полученный с контроллера 2, присваивает ему имя порядкового номера платежа данного рейса и записывает в соответствующий подкаталог модуля фотоизображений 19. Параллельно с этим модуль фотофиксации 18 формирует сообщение о номере билета пассажира, совпадающем с именем файла с фотоизображением пассажира, и передает его через модуль связи 17, модуль связи 6 на контроллер 2. Контроллер 2 формирует команду для индикации этого номера на экране дисплея 3. Например: «Запомните: номер Вашего билета NNN». На этом процесс оплаты проезда очередным пассажиром заканчивается.

Контроль оплаты проезда в системе осуществляется контролером с использованием мобильного терминала 7. При входе в салон транспортного средства контролер посредством модуля ввода информации 9, контроллера 8, контроллера 13, используя модуль связи 11 и модуль связи 16, получает доступ к каталогу фотоизображений модуля фотоизображений 19. Выводит фотоизображения и пояснительную информацию из электронных файлов на экран дисплея мобильного терминала 10 и производит контроль оплаты путем сверки лица пассажира с фотоизображением на дисплее мобильного терминала с изображением из файла с названным пассажиром номером билета и анализа пояснительной информации, приведенной в файле. При этом дисплей 10 контролера выполнен в виде цветного дисплея с высоким разрешением. В случае если пассажир не запомнил номер билета, индицировавшегося ему на экране дисплея 3 валидатора 1, контроль оплаты контролером может производиться путем сверки лица пассажира с фотоизображениями из файлов раздела (подкаталога) электронного каталога на дисплее 10 мобильного терминала, соответствующего интервалу между остановкой, на которой данный пассажир вошел в салон транспортного средства, и следующей остановкой.

Подключение мобильного терминала контролера к центральному терминалу может осуществляться по беспроводной линии связи с использованием технологий Wi-Fi или Bluetooth.

Центральный терминал 12 выполнен в виде процессорного блока, размещенного в кабине водителя. Вновь введенные модуль фотофиксации 18, модуль фотоизображений 19 и модуль маршрутов 20 размещаются на процессорной плате центрального терминала или на дополнительно введенных микросхемах или реализуются на уже имеющемся аппаратном обеспечении. Программное обеспечение корректируется в части обеспечения выполнения алгоритма, отраженного в настоящем описании.

Похожие патенты RU2837041C1

название год авторы номер документа
Способ автоматизированной оплаты проезда и контроля оплаты проезда в общественном транспорте 2020
  • Пантелеймонов Игорь Николаевич
RU2726379C1
Система оплаты проезда в общественном транспорте и бортовой компьютер водителя, использующийся в этой системе 2020
  • Бобров Александр Игоревич
  • Иванов Сергей Вячеславович
  • Тютин Владимир Владимирович
  • Громазин Олег Рудольфович
  • Белов Станислав Сергеевич
  • Строганов Дмитрий Геннадьевич
  • Терещенков Борис Вячеславович
RU2738621C1
Система мобильной оплаты проезда в общественном транспорте с использованием маяков iBeacon 2019
  • Постолит Анатолий Владимирович
RU2710803C1
Система оплаты проезда в общественном транспорте и мониторинга перемещения грузов с использованием технологий Bluetooth 2019
  • Постолит Анатолий Владимирович
RU2710802C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ 2014
  • Титов Александр Александрович
  • Поляков Александр Сергеевич
  • Лёвушкин Владислав Александрович
RU2596993C2
Способ оплаты проезда в общественном транспорте 2016
  • Горелик Самуил Лейбович
  • Иванов Игорь Алексеевич
  • Лещинский Владислав Вадимович
  • Носков Константин Юрьевич
RU2646396C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК 2022
  • Журавлев Андрей Иванович
  • Усачева Валентина Викторовна
  • Филоненко Михаил Александрович
  • Гаврилов Максим Георгиевич
  • Станкевич Дмитрий Борисович
  • Яськов Михаил Александрович
  • Рязанцев Роман Александрович
  • Харитонов Андрей Вячеславович
  • Хавкин Юрий Анатольевич
  • Зирюкин Павел Вячеславович
  • Душечкин Сергей Алексеевич
  • Литновский Александр Викторович
  • Большаков Александр Вячеславович
  • Сидорчев Илья Викторович
  • Данилюк Сергей Вячеславович
  • Чехладзе Анзори Гочаевич
  • Полянских Алексей Викторович
  • Мацнев Михаил Владимирович
  • Бобров Илья Андреевич
  • Храмов Михаил Иванович
  • Сидякин Иван Михайлович
  • Медный Алексей Владимирович
  • Фокин Андрей Георгиевич
  • Ляхович Сергей Викторович
RU2784825C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕСКОНТАКТНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 2022
  • Изотов Вадим Юрьевич
  • Скобкина Анна Александровна
  • Коротков Дмитрий Олегович
RU2823574C2
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСКОНТАКТНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ 2006
  • Уилхелм Берт А.
  • Стили Оливер
  • Глак Адам
RU2421812C2
ТРАНЗАКЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ПРИГОРОДНЫХ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ 2022
  • Евдокимов Игорь Игоревич
  • Радичкин Денис Вадимович
RU2803267C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 837 041 C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ ОПЛАТЫ И КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Изобретение относится к способам оплаты и контроля оплаты проезда и может быть использовано в общественном транспорте. Технический результат – повышение качества контроля оплаты проезда в общественном транспорте. Для этого осуществляется фотофиксация изображения пассажира в момент успешной оплаты посредством модуля приема оплаты валидатора. Файлу фотоизображения присваивается номер билета (номер платежа на данном маршруте), и он помещается в соответствующем каталоге модуля фотофиксации. Пассажиру на экране монитора валидатора индицируется номер билета. Контролер получает доступ к электронному каталогу фотоизображений и производит контроль оплаты путем сверки лица пассажира с фотоизображением на дисплее мобильного терминала с изображением из файла с названным пассажиром номером билета. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 837 041 C1

Способ контроля оплаты проезда в общественном транспорте, заключающийся в том, что оплата проезда пассажирами производится через валидатор, размещенный в салоне транспортного средства, информация с которого передается посредством линии связи на центральный терминал, размещенный в кабине водителя, а контроль оплаты проезда производится контролером посредством мобильных терминалов, отличающийся тем, что:

водителем, перед выходом на маршрут, с использованием центрального терминала производится инициализация системы контроля оплаты проезда;

после успешно проведенной пассажиром оплаты проезда, на дисплее валидатора, пассажиру, для запоминания, индицируют номер его платежа и производят фотофиксацию изображения пассажира, произведшего этот платеж, с формированием электронного файла;

электронному файлу фотоизображения пассажира присваивают имя индицированного для него номера и помещают его с пояснительной информацией, посредством линии связи на центральный терминал, в соответствующий электронный каталог фотоизображений, разбитый на разделы (подкаталоги) в соответствии с интервалами маршрутов, ограниченных остановками транспорта;

в процессе контроля контролер получает доступ к электронному каталогу фотоизображений, размещенному на центральном терминале, выводит электронные файлы с фотоизображениями и пояснительной информацией на экран дисплея мобильного терминала и производит контроль оплаты путем сверки лица пассажира с фотоизображением на дисплее мобильного с изображением из файла с названным пассажиром номером;

по завершении рейса водителем производится гарантированная очистка электронного каталога с фотоизображениями на центральном терминале.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2837041C1

CN 113936490 A, 14.01.2022
CN 216352448 A, 19.04.2022
CN 109636397 A, 16.04.2019
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ 2014
  • Титов Александр Александрович
  • Поляков Александр Сергеевич
  • Лёвушкин Владислав Александрович
RU2596993C2
Способ автоматизированной оплаты проезда и контроля оплаты проезда в общественном транспорте 2020
  • Пантелеймонов Игорь Николаевич
RU2726379C1
https://web.archive.org/web/20240301020654/https://termt.ru/valitek.

RU 2 837 041 C1

Авторы

Сухоставский Игорь Владимирович

Сухоставский Всеволод Игоревич

Сухоставский Вячеслав Игоревич

Даты

2025-03-25Публикация

2024-04-01Подача