Тренажер для обучения игре в теннис Российский патент 2024 года по МПК A63B61/00 

Описание патента на изобретение RU2823762C1

Настоящее изобретение относится к области спорта, а именно к обучению техники игры в теннис, в частности, детей 6-10 лет и начинающих взрослых.

На первом этапе обучения учебной программой предусмотрено обязательное использование подвесного мяча - как важного методического средства для отработки точки удара по мячу и постановки техники выполнения основных ударов в упрощённых условиях.

Известен тренажер для обучения игре в теннис, включающее консольный стержень, к концу которого прикреплен гибкий тросик с мячом на конце (1). В теннисной практике оно именуется «удочкой».

Консольный стержень держит либо тренер, либо помощник, либо другой ученик, либо он стационарно закрепляется к неподвижной опоре, например, к стене или к ограждению зала, к судейской вышке, к жестким несущим конструкциям металлического ограждения, в частности, теннисного корта или спортивного зала. Человек, обучающийся игре в теннис (учащийся), ударяет ракеткой по висящему на гибкой нити на консольном стержне мячу. В известном тренажере это - стандартный теннисный мяч.

Указанным известным тренажером пользуются в настоящее время для отработки техники выполнения основных ударов по теннисному мячу, а также силы удара.

Данное техническое устройство принято в качестве ближайшего аналога.

Основным недостатком известного тренажера является его низкая эффективность для тренировочного процесса, что выражается в следующем.

С одной стороны, в известном техническом решении используется стандартный теннисный мяч.

Примечание: Международная федерация тенниса (ITF) определяет официальный диаметр теннисного мяча как 6,54 - 6,86 см (2,57-2,70 дюйма). Вес теннисного мяча должен быть в диапазоне 56,0-59,4 г (1,98-2,10 унции). Это и имеется в виду под стандартным теннисным мячом.

Поскольку стандартный теннисный мяч имеет небольшой диаметр, то от ударов теннисной ракеткой возникают высокие скорости движения мяча, при которых, как показала практика, невозможно качественно отработать технику и силу удара. С другой стороны теннисный мяч имеет высокую плотность и при сильном ударе возникает большая отдача, которая может привести к травме лучезапястного сустава кисти.

Таким образом, на существующих устройствах невозможно эффективно нарабатывать «ударные навыки» и увеличивать силу ударов.

При этом из-за высоких скоростей и малого размера стандартного теннисного мяча работа над техникой также малоэффективна: трудно останавливать тренировочный процесс и корректировать движения по ходу выполнения серийных ударов по мячу.

Однако учащемуся (спортсмену) необходимо отрабатывать основные технические приемы вне корта, так как в игре ему приходится подчинять вся свою деятельность выигрышу очка в разных и сложных условиях.

Кроме того, выше упомянутая отработка ударов в известных устройствах, кроме «удочки», затруднена вследствие трудоемкости и неудобства сборки и разборки конструкции тренажёра в начале и конце тренировочного процесса, в частности, на ограждении корта, на судейской вышке и т.д.

Когда учащийся (спортсмен) работает на корте, то недостатки техники сложно исправить.

При быстром полете мяча на известном тренажере также сложно все держать под контролем и сложно отработать полный арсенал технических приёмов, включая удары в движении с подходом к мячу и выходом из удара.

К этому следует добавить, что стационарное крепление тренажёров, как правило, ограничено или невозможно, так как учебные занятия зачастую проводятся на условиях временной аренды при соблюдении регламентных ограничений со стороны администрации спортивной базы.

Как показали многочисленные исследования для эффективной тренировки необходимо сочетание следующих элементов во взаимосвязи:

• эластичного мяча увеличенного диаметра, имеющим вес, приблизительно равным весу стандартного теннисного мяча;

• крепления мяча на гибкой нити посредством колеса на поддерживающей конструкции с возможностью зацепления за ограждение для быстрого изменения положения в пространстве поддерживающей конструкции, а следовательно, - и соответствующего положения мяча в пространстве.

Увеличение диаметра мяча с сохранением его веса снижает скорость подлетающего мяча, что стимулирует увеличение силы удара по нему - основному показателю игрового мастерства наряду с техникой исполнения приёма.

Закрепление такого мяча на нити с регулируемой длиной на легко переставляемой по высоте поддерживающей конструкции позволяет резко увеличить эффективность тренировок и за время занятий по несколько раз использовать полный арсенал технических приёмов на разной высоте поддерживающей конструкции.

Одновременно отмечаем недостатки известного устройства:

• Сложность обучения, поскольку не удается создать специальных облегченных условий для усвоения основных элементов технических приемов: точка удара, ориентация ракетки, сопровождение мяча, правильный ритм движений, простое попадания по мячу;

• необходимость привлечения дополнительных помощников для удержания консольного стержня («удочки») со стандартным теннисным мячом;

• непредсказуемость траектории полёта стандартного теннисного мяча, что затрудняет попадание ракеткой по нему;

• неудобство использования тренажера, обусловленные сложностью, трудоемкостью и длительностью установки и изменения положения поддерживающей конструкции, а, следовательно, и теннисного мяча в пространстве;

• усталость человека, удерживающего консольный стержень («удочку») в руках или сложность перестановки по высоте поддерживающей конструкции.

Техническими задачами заявленного тренажера являются:

1. Существенное облегчение обучению игре в теннис и повышение эффективности тренировок учащегося (спортсмена) в результате создания специальных упрощенных условий для усвоения основных элементов технических приемов: точка удара, ориентация ракетки, сопровождение мяча, правильный ритм движений, облегчение попадания по мячу, причем одновременно с возможностью быстрой перестановки поддерживающего мяч тренажера для обучения игре в теннис по высоте для освоения полного арсенала технических приемов;

2. Стимулирование развития силы ударов, формирования навыков активной игры в раннем возрасте, что, в итоге, позволяет вести современную темповую атакующую игру.

Остановимся на этом подробнее.

Как отмечалось ранее в настоящее время начинают обучать теннису в 5-10 лет. В таком возрасте в силу недостаточной силы мышц начать обучение с использованием для тренировки стандартных и специальных облегченных теннисных мячей сложно, поскольку у ребенка еще недостаточная координация движений, недостаточная реакция, и т.д. По этой причине надо иметь для тренировки посильные доступные средства начальной подготовки, которые позволяют наработать специфические теннисные ударные навыки (удар справа, удар слева, подача, смэш (удар по мячу в процессе игры, когда противник бросает вверх «свечу», а игрок сверху «убивает» ее) и уверенные попадания по движущемуся мячу.

1. Возможность самостоятельной длительной тренировочной работы учащегося без привлечения помощников;

2. Обеспечение условий для предсказуемого полета мяча и простоты попадания по нему, что облегчает и сокращает процесс многократного выполнения полноценных ударов;

3. повышение эффективности тренировочного процесса и достижение более высоких результатов тренировок, благодаря высокой плотности занятий и большому разнообразию приёмов;

4. расширение ассортимента устройств данного назначения.

Таким образом, в соответствии с поставленными задачами техническими результатами, достигаемыми заявленным тренажером, являются:

1. Ссщественное упрощение обучения игре в теннис в результате создания специальных облегченных условий для усвоения основных элементов технических приемов: точка удара, ориентация ракетки, сопровождение мяча, правильный ритм движений, облегчение попадания по мячу;

2. стимулирование опережающего развития силы ударов, формирования навыков активной игры в раннем возрасте, что, в итоге, позволяет вести современную темповую атакующую игру;

3. возможность вести активную самостоятельную целенаправленную и длительную тренировочную работу учащегося (спортсмена) без посторонней помощи и привлечения помощников;

4. создание условий для предсказуемого полета мяча с небольшой скоростью и уверенных попаданий по нему, что ускоряет повышение мастерства за счет выполнения серийных технически полноценных и разнообразных ударов;

5. повышение эффективности тренировочного процесса и достижение более высоких результатов тренировок;

6. расширение ассортимента устройств данного назначения.

Поставленная задача и указанный технический результат достигаются заявленным тренажером для обучения игре в теннис, включающем консольный стержень, к концу которого прикреплен гибкий тросик с мячом на конце, причем, согласно изобретению, консольный стержень, со стороны противоположной креплению гибкого тросика, соединен с оснащенным, по меньшей мере, по концам захватными средствами базовым стержнем поддерживающей конструкции, выполненной с возможностью разъемного зацепления за ограждение, мяч выполнен из эластичного материала и имеет диаметр в интервале 10-30 см при весе 60-150 грамм, а гибкий тросик соединен с консольным стержнем посредством колеса, установленного на консольном стержне с возможностью вращения вокруг него.

Данная совокупность общих существенных признаков представляет собой сущность заявляемого изобретения. Она необходима и достаточна во всех случаях его реализации.

Такое техническое решение имеет следующие преимущества по сравнению с прототипом:

1. улучшение (упрощение) обучения игре в теннис в результате создания специальных облегченных условий для усвоения основных элементов технических приемов: точка удара, ориентация ракетки, сопровождение мяча, правильный ритм движений, уверенные попадания по мячу;

2. Стимулирование опережающего развития силы ударов, формирования навыков активной игры в раннем возрасте, что в итоге позволяет вести современную темповую атакующую игру;

3. Дает возможность осуществлять активную самостоятельную длительную тренировочную работу учащемуся (спортсмену) без посторонней помощи и привлечения помощников;

4. Создает условия для предсказуемого полета мяча с невысокой скоростью и уверенных попаданий по нему, что ускоряет повышение мастерства за счет выполнения уверенных серийных технически полноценных ударов;

5. повышает эффективность тренировочного процесса и позволяет достичь более высоких результатов тренировок по основным параметрам;

6. расширяет ассортимент устройств данного назначения.

В данном месте описания заявитель считает необходимым еще раз обратить внимание на следующее.

Для эффективной тренировки необходимо сочетание у тренажера для обучения игре в теннис следующих признаков (особенностей):

• наличие эластичного мяча увеличенного диаметра, имеющего вес, приблизительно равный весу стандартного теннисного мяча,

• крепление мяча на гибкой нити на консольном стержне с возможностью вращения вокруг него;

• крепление мяча на поддерживающей конструкции с возможностью легкого перемещения ее по поверхности ограждения по высоте.

Увеличение диаметра мяча с сохранением его веса снижает скорость подлетающего мяча, что стимулирует увеличение силы удара по мячу - основному показателю качества теннисного приёма наряду с техническим исполнением.

Закрепление такого мяча на нити с регулируемой длиной на легко переставляемой по высоте поддерживающей конструкции позволяет резко увеличить эффективность тренировок и за время занятий отрабатывать все наборы теннисных приемов на разной высоте поддерживающей конструкции. Перевесить поддерживающую конструкцию вручную, изменив положение мяча по высоте, занимает несколько секунд, что очень удобно и повышает эффективность занятия.

Заявленный тренажер для обучения игре в теннис (тренажер) позволяет тренеру отрабатывать приемы учащегося, оперативно вмешиваясь в процесс выполнения упражнения с остановкой или без остановки движущегося мяча - через один, два, три такта (такт - это одно полное колебание маятника - представляющего собой в данном случае качающийся мяч на гибкой нити), что намного повышает эффективность обучения.

Применяем разные приемы и разные удары по висящему на разной соответствующей высоте мячу.

Следует отметить, что в заявленном устройстве другая аэродинамика движения мяча в пространстве по сравнению с известным техническим решением:

1. Тренирующемуся человеку, спортсмену, гораздо легче попадать по мячу, поскольку он больше в диаметре стандартного теннисного мяча.

2. Мяч, согласно заявленному изобретению, более эластичный, мягкий, не такой плотный, как стандартный теннисный мяч, и поэтому идет амортизация (не происходит жесткого удара ракеткой по мячу, а идет плавная амортизация мяча с плавным невысоким усилием, т.е. нет высокой отдачи и нет высокой нагрузки на кисть и на руку)

3. Благодаря тому, что мяч большой и легкий, он быстро замедляет скорость движения и медленнее подлетает (возвращается) по сравнению со стандартным теннисным мячом.

4. Важно отметить, что вес мяча, согласно изобретению, равен весу стандартного теннисного мяча или близок к нему.

Именно эти особенности, вместе с легкостью перестановки мяча по высоте на поддерживающей конструкции, необходимы для эффективной отработки как широкого спектра технических приемов, так и силы удара.

Заявленное устройство обеспечивает формирование уверенных ударных навыков в раннем детстве, которые к возрасту 12-13 лет реализуются в полной мере на теннисных кортах в реальной игре, причем у подростков проявляется современный активный стиль игры в высоком темпе. Другими словами, происходит опережающее развитие сильных атакующих ударов в высоком темпе, которые обеспечивают игрокам преимущества над соперниками в соревнованиях.

Заявленный тренажер для обучения игре теннис особенно полезен для тренировок девочек 5-7 лет, у которых нет навыков броска и соответственно ударов сверху над головой - подачи и смэша. В детстве они, в отличие от мальчиков, как правило, не бросают камни, шишки и вследствие этого не умеют бить ракеткой сверху. Подвесной мяч играет здесь сильную и положительную роль в направленном развитии координации движений и формировании ударов сверху подачи и смэша.

Следует отметить, что как раз для девочек очень важно учиться на каждой тренировке в самых простых условиях освоению ударов в высокой точке и ударов над головой (подача и смэш). Особенно ценно то, что это закладывает фундамент хороших подач. В теннисе подача составляет 50 % выигрыша. Недаром теннисисты, как правило, выигрывают геймы на своей подаче. Стоит проиграть свою подачу и спортсмен может проиграть сет и скорее всего - матч. Заявленное устройство позволяет на каждой тренировке производить отработку любых ударов за счет быстрой смены высоты мяча в результате перестановки поддерживающего устройства по высоте и за счет уменьшенной скорости полета мяча.

Заявитель считает необходимым еще раз остановиться на следующей особенности заявленного изобретения.

Как отмечалось ранее, она состоит в том, что вес используемого мяча при увеличенном диаметре приблизительно равен весу теннисного мяча 58 - 60 грамм.

Как отмечалось ранее Международная федерация тенниса (ITF) определяет официальный диаметр теннисного мяча как 6,54 - 6,86 см (2,57-2,70 дюйма). Вес теннисного мяча должен быть в диапазоне 56,0-59,4 г (1,98-2,10 унции).

В заявленном изобретении благодаря увеличенному диаметру мяча при сохранении стандартного веса мяча, установленного Международной федерацией тенниса, увеличивается эффективность отработки ударов, состоящая в том, что,

• во-первых, при увеличенном диаметре легко попадать ракеткой по мячу, что сильно облегчает обучение,

• во-вторых, быстро происходит замедление движения мяча и по нему легко попадать, что стимулируем усиление ударов и формирование атакующего стиля игры,

• в третьих, обучение становится простым с хорошей динамикой ускорения движения ракетки в мяч,

• в-четвертых, удары происходят без промахов и можно подобрать режим, который подходит именно для данного учащегося. Например, ударять не по каждому возвращающемуся мячу, а через 1-2-3 цикла маятникового движения мяча на гибкой нити.

В итоге, происходит раннее формирование с детства ударных навыков, отрабатываются сильные удары и активный стиль игры.

При этом активно формируется ритм, чёткий подход к мячу и ускоренный разгон ракетки.

На корте в игровых условиях невозможно добиться максимальных скоростей полета теннисного мяча из-за огромной вариативности и непредсказуемости траекторий его полета, различных скоростей и пространственных характеристик, а на заявленном тренажере для обучения игре в теннис можно с раннего детства успешно формировать ударные навыки по мячу. По мере взросления учащиеся осваивают на корте обработку мяча и хорошую технику, что позволяет им к возрасту 12-13 лет применять активные атакующие удары и самый современный силовой стиль игры.

Как отмечалось ранее, на заявленном устройстве удобно работать и над техникой. В любой момент можно остановить выполнение упражнения, скорректировать движения спортсмена и траекторию, по которой мяч движется, перевесив устройство по высоте. При этом можно развивать координацию движений и в простых игровых ситуация отрабатывать движения, силу удара и ставить технику.

Заявленное устройство позволяет проводить тренировки как с места, так и с различными подходами к мячу, в движении, по методу от простого к сложного, то есть сначала «с места», а затем «в движении». На фигурах, начиная с фиг. 11, приведены некоторые схемы технического арсенала теннисиста, используемые на заявленном устройстве, а именно,

На фиг. 11 проиллюстрированы: Удары справа и слева в закрытой стойке (в разных по высоте точках: высокой на уровне головы и плеч, средней - на уровне пояса и бедра и низкой - на уровне колена и ниже), подходы к мячу могут быть разные, так же как и выходы из удара;

На фиг. 12 проиллюстрированы: Смэш и подача;

На фиг. 13 проиллюстрированы: Удары справа и слева с ходу;

На фиг. 14 проиллюстрированы: Удары справа и слева в открытой стойке;

На фиг. 15 проиллюстрированы: Атакующие Удары слева в закрытой стойке;

На фиг. 16 проиллюстрированы: Атакующие Удары справа в закрытой стойке;

На фиг. 17 проиллюстрированы: Удары справа и слева с лета;

На фиг. 18 проиллюстрированы: Удары серийные в паре со сменой позиции;

На фиг. 19 проиллюстрированы: Серийные удары с забеганием в паре.

Таков неполный перечень технического арсенала основных приемов, которые могут быть использованы при тренировке на заявленном устройстве.

Как видно из краткого выше приведенного перечня на заявленном тренажере для обучения игре в теннис можно отрабатывать все приемы под контролем тренера. Можно работать с места, а можно в движении, менять подходы к мячу и осуществлять различные сочетания подхода спортсмена с ударами. Как отмечено выше, для осуществления этого заявленный тренажер для обучения игре в теннис позволяет легко и просто менять положение мяча в пространстве по высоте и длину нити у подвесного мяча.

На заявленном устройстве можно тренироваться как индивидуально, так и в малой группе. В этом случае процесс становится динамичней, интересней и веселее.

Например, можно отрабатывать эти приемы как в низкой точке, так и в высокой точке, что легко обеспечивается простой перестановкой поддерживающей конструкции по высоте, выполненной с возможностью зацепления за ограждение.

Можно удлинять гибкую нить или бить по мячу через 1 - 2 цикла и тогда мяч дольше движется и натренироваться может не только один спортсмен, но 2 - 4 по очереди.

На заявленном устройстве для обучения игре в теннис можно также отрабатывать удары разных видов и в разных по высоте точках:

• резаный,

• крученый,

• плоский,

• по отскочившему мячу,

• с лета,

• в высокой точке.

Все это обеспечивается только за счет совокупности общих существенных признаков первого независимого пункта формулы изобретения.

Кроме того, применительно к заявленному устройству необходимо выделить следующие развития и/или уточнения совокупности его общих существенных признаков, относящихся к частным случаям использования изобретения.

Поддерживающая конструкция, выполненная с возможностью разъемного зацепления за ограждение, может иметь различное конструктивное выполнение. Например, ее базовый стержень может быть соединен со стороны, противоположной отвесу мяча, с тягой, соединенной другим концом с ограждением (фиг. 22).

Однако эта конструкция не удобна, так как требует, например, стремянку для перестановки по высоте.

По мнению заявителя, наиболее предпочтительно техническое решение, при котором поддерживающая конструкция, выполненная с возможностью разъемного зацепления за ограждение и содержащая, оснащенный, по меньшей мере, по концам захватными средствами, базовый стержень, характеризуется тем, что к нему в центральной части поперечно присоединены консольный стержень и дополнительный стержень, расположенный поперечно базовому стержню в одной с ним плоскости, поперечной консольному стержню, причем другой конец дополнительного стержня снабжен средством для фиксации на ограждении (фиг. 1 - фиг. 21).

Такое исполнение поддерживающей конструкции, выполненной с возможностью разъемного зацепления за ограждение, позволяет легко переставлять ее по высоте на ограждении и не надо искать стремянку, лестницу, табуретку, стула для этого. Она проста по конструкции, технологична, имеет малый вес, может быть легко изготовлена из подсобного материала (пластика, дерева, металла и т.д.).

Кроме того, надежна в эксплуатации, практична, допускает легкую сборку-разборку, занимает мало места при транспортировке, так как может быть сложена.

Как отмечено выше, мяч может быть выполнен из эластичного материала и иметь диаметр в интервале 10-30 см при весе 60-150 грамм, однако, по мнению заявителя, наибольший эффект от тренировок имеет место, когда мяч имеет диаметр в интервале 10-18 см при весе 60-80 грамм. Мяч может быть надувной, пластиковый или лёгкий резиновый. Колесо на консольном стержне может иметь также различную конструкцию.

Однако заявитель считает наиболее предпочтительным вариантом, когда колесо представляет собой шарикоподшипник, внутреннее кольцо которого неподвижно соединено с консольным стержнем, а гибкий тросик прикреплен к наружному вращающемуся кольцу. В этом случае узел прост по конструкции и обладает высокой надежностью.

Захватные средства поддерживающей конструкции могут иметь различное исполнение. Например, оно может представлять собой крюки, которые захватывают нить сетки. Это наиболее простое и удобное приспособление для подвешивания и перемещения по высоте при возникновении необходимости.

Заявленное устройство может быть закреплено на различных ограждениях.

Если ограждение представляет собой жесткую сетку, то желательно, чтобы средство для фиксации на ограждении представляло бы собой карабин.

Если ограждение представляет собой гибкую сетку, то предпочтительно, чтобы средство для фиксации на ограждении представляло бы собой соединенный с концом дополнительного стержня поперечный стержень с поперечной планкой на противоположном конце.

Заявленная поддерживающая конструкция с возможностью зацепления за ограждение может быть выполнена сборно-разборной со сборно-разборными стыками

• Базового стержня с консольным стержнем,

• дополнительного стержня с базовым стержнем и со средством для фиксации на ограждении,

• причем она дополнительно снабжена средством оптимального распределения нагрузок в виде стержня, один конец которого поворотно закреплен на дополнительном стержне, а другой конец закреплен на консольном стержне съемно,

• и, кроме того, снабжена эластичным жгутом для фиксации в разобранном виде поддерживающей конструкции, выполненной с возможностью зацепления за ограждение.

Заявленная поддерживающая конструкция с возможностью зацепления за ограждение может иметь и другие конструкции. Например, она может быть выполнена неразборной из пластика, сбитой из дерева, изготовлена из металлических стержней со сварными стыками. Если она изготовлена из деревянных элементов (стержней), то соединение консольного и дополнительного стержней может быть усилено приваренным металлическим уголком.

В заключение данного раздела описания следует отметить, что помимо отмеченных выше преимуществ, достоинство настоящего изобретения заключается также в том, что устройство может быть изготовлено на технологическом оборудовании уже используемом в промышленности.

Изобретение позволяет также расширить ассортимент средств для проведения тренировок.

Возможны многочисленные другие модификации заявленного устройства.

Изобретение поясняется чертежом.

На фиг. 1 изображен тренажер для обучения игре в теннис в собранном виде, аксонометрия;

На фиг. 2 - то же, вид сбоку, аксонометрия;

На фиг. 3 - то же, вид спереди, аксонометрия;

На фиг. 4 изображен тренажер для обучения игре в теннис в собранном виде, временно закрепленное на гибкой сетке, ограждающей теннисный корт, аксонометрия;

На фиг. 5 изображен карабин, аксонометрия;

На фиг. 6 изображен заявленный тренажер для обучения игре в теннис в разобранном виде (с разнесенными друг от друга деталями), аксонометрия;

На фиг. 7 изображено заявленное устройство в разобранном виде для транспортировки, детали которого зафиксированы эластичным жгутом, аксонометрия;

На фиг. 8 изображен резьбовое соединение, продольное сечение;

На фиг. 9 изображен шарикоподшипник, частичный вырез, аксонометрия;

На фиг. 10 изображен отдельно часть консольного стержня, на котором закреплен гибкий тросик с мячом на конце, аксонометрия;

Фиг. 11 схематично проиллюстрирован пример использования заявленного изобретения для обучения приему игры в теннис: Удары справа и слева в закрытой стойке;

На фиг. 12 - то же для обучения приему: Смэш и подача;

На фиг. 13 - то же для обучения приему: Удары справа и слева с ходу;

На фиг. 14 - то же для обучения приему: Удары справа и слева в открытой стойке;

На фиг. 15 - то же для обучения приему: Атакующие Удары слева в закрытой стойке;

На фиг. 16 - то же для обучения приему: Атакующие Удары справа в закрытой стойке;

На фиг. 17 - то же для обучения приему: Удары справа и слева с лета;

На фиг. 18 - то же для обучения приему: Удары серийные в паре со сменой позиции;

На фиг. 19 проиллюстрированы: Серийные удары с забеганием в паре;

На фиг. 20 изображено заявленное устройство в верхнем положении;

На фиг. 21 изображено заявленное устройство в нижнем положении;

На фиг. 22 изображена модификация заявленного изобретения;

Тренажер 1 для обучения игре в теннис включает консольный стержень 2, например, в виде в виде легкой трубы из пластмассы, к концу 3 которого прикреплен гибкий тросик 4 с мячом 5 на конце, причем консольный стержень 2, со стороны противоположной креплению гибкого тросика 4, соединен с поддерживающей конструкцией 6, выполненной с возможностью разъемного зацепления за ограждение 7. При этом мяч 5 выполнен из эластичного материала и имеет диаметр в интервале 10-30 см при весе 60-150 грамм, а гибкий тросик 4 соединен с консольным стержнем 2 посредством колеса 8, установленного на консольном стержне 2 с возможностью вращения вокруг него.

Поддерживающая конструкция 6, выполненная с возможностью разъемного зацепления за ограждение, содержит оснащенный, по меньшей мере, по концам захватными средствами 9 базовый стержень 10, например, в виде в виде легкой трубы из пластмассы, к которому в центральной части поперечно присоединены консольный стержень 2, например, в виде в виде легкой трубы из пластмассы, и дополнительный стержень 11, например, в виде в виде легкой трубы из пластмассы, расположенный поперечно базовому стержню 10 в одной с ним плоскости, поперечной консольному стержню 2. Другой конец дополнительного стержня 11 снабжен средством 12 для фиксации на ограждении.

Наиболее оптимально для тренировок, чтобы мяч 5 имел бы диаметр в интервале 10-18 см при весе 60-80 грамм.

Колесо 8 может иметь различную конструкцию, например, оно может представлять собой шарикоподшипник 13, внутреннее кольцо которого неподвижно соединено с консольным стержнем 2, а гибкий тросик 4 прикреплен к наружному вращающемуся кольцу 14.

Каждое захватное средство 9 представляет собой крюк 15, приваренный или приклеенный к базовому стержню, по меньшей мере, по его концам.

Ограждение 7 может представлять собой гибкую сетку 16 , а средство 12 для фиксации на ограждении в этом случае может представлять собой соединенный с концом дополнительного стержня 11 поперечный стержень 17 с поперечной планкой 18 на противоположном конце (фиг. 4), которая лежит на гибкой сетке 16. Наличие такой конструкции средства 12 для фиксации на ограждении с поперечным стержнем 17 и поперечной планкой 18 обусловлена тем, что гибкая сетка 16 прогибается и консольный стержень 2 наклоняется. Для предотвращения наклона консольного стержня 2, чтобы он занял положение, приближенное к горизонтальному, средство для фиксации на ограждении содержит поперечный стержень 17. При этом поперечная планка 18 опирается на гибкую сетку 16 без специального закрепления на ней, например, при помощи карабина.

Ограждение может представлять собой также жесткую сетку. В этом случае консольный стержень занимает приблизительно горизонтальное положение. По этой причине желательно, чтобы средство для фиксации на ограждении представляло бы собой карабин 19 (фиг. 5), который непосредственно соединяет конец 20 дополнительного стержня 11 с жесткой сеткой.

Примечание: Если ограждение представляет собой жесткую сетку, то средство для фиксации на ограждении содержит только карабин, а поперечный стержень и поперечная планка отсутствуют.

Карабин 19 содержит крючок 21 и пружинящуюся часть 22, открывающуюся внутрь. Для соединения пальцами рук отгибается внутрь пружинящаяся часть 22 карабина и крючком 21 охватываются конец 20 дополнительного стержня 11 и ближайший стержень жесткой сетки, которые оказываются внутри крючка карабина. После этого пружинящаяся часть 22 карабина отпускается и она возвращается в свое обычное положение, характеризующееся контактом с крючком 21, фиксируя внутри крючка карабина конец 20 дополнительного стержня 11 и ближайший стержень жесткой сетки. Конструкция с жесткой сеткой очевидна и по этой причине не показана на фигуре.

Поддерживающая конструкция 6, выполненная с возможностью разъемного зацепления за ограждение, конструктивно может быть выполнена различно.

В частности, она может быть выполнена сборно-разборной со сборно-разборными стыками.

В этом случае в устройстве имеются три следующих сборно-разборных стыка:

• сборно-разборный стык 23 базового стержня 10 с консольным стержнем 2,

• сборно-разборный стык 24 базового стержня 10 с дополнительным стержнем 11 и

• сборно-разборный стык 25 дополнительного стержня 11 с поперечным стержнем 17 средства 12 для фиксации на ограждении.

Все три сборно-разборных стыка имеют одинаковую конструкцию.

Рассмотрим ее на примере сборно-разборного стыка 23 базового стержня 10 с консольным стержнем 2 (фиг. 8).

Консольный стержень 2, как отмечалось выше, выполнен в виде трубы, внутри которой от торца имеется внутренняя винтовая резьба 26. Базовый стержень 10 имеет жестко соединенный с ним соединительный элемент 27 Г-образной формы в виде изогнутой трубы, на концевой части которого снаружи выполнена наружная винтовая резьба 28. Для соединения сначала консольный стержень 2 прикладывается торцом к концу соединительного элемента 27 и путем вращения осуществляется навинчивание внутренней винтовой резьбы 26 на наружную винтовую резьбу 28.

Заявитель считает необходимым отметить, что возможны различные варианты того, посредством какой конструкции на базовом стержне 10 будет выполнена наружная винтовая резьба 28, на которую навинчивается внутренняя винтовая резьба 26. Например, наружная винтовая резьба 28 может быть выполнена не на соединительной элементе 27 Г-образной формы в виде изогнутой трубы, а может быть выполнена снаружи на прямолинейном стержне, приваренном к центральной части базового элемента 10.

Возможны и другие модификации. Особенно это удобно при изготовлении легких деталей из термопластичных пластиков методом их термического формования.

Для оптимального распределения нагрузок сборно-разборная поддерживающая конструкция 6 со сборно-разборными стыками, выполненная с возможностью разъемного зацепления за ограждение, может быть дополнительно снабжена средством оптимального распределения нагрузок в виде стержня 29, один конец 30 которого поворотно закреплен на дополнительном стержне 11, а другой конец 31 закреплен на консольном стержне 2 съемно, например, при помощи приваренной к консольному стержню петли 32. В петли имеется отверстие 33, а на стержне 29 отверстие 34. Для соединения отверстия 33 и 34 совмещается, в них продевают ось с винтовой резьбой на концах. После продевания оси на ее концы навинчивают гайки для предотвращения выпадения оси.

Кроме того, сборно-разборная поддерживающая конструкция 6 со сборно-разборными стыками, снабжена эластичным жгутом 35 для фиксации в разобранном виде поддерживающей конструкции 6, выполненной с возможностью зацепления за ограждение. После обматывания эластичным жгутом 35 деталей разобранной поддерживающей конструкции 6 ее концы могут быть привязаны к отдельным деталям. Для удобства концы эластичного жгута 35 могут быть снабжены карабинами 19, при помощи которых фиксируются концы эластичного жгута 35 на деталях разобранной поддерживающей конструкции 6.

Поддерживающая конструкция 6, выполненная с возможностью разъемного зацепления за ограждение, может быть выполнена неразборной из дерева, пластика, металлов со сварными стыками. При изготовлении поддерживающей конструкции из дерева соединение консольного стержня 2 и дополнительного стержня 11 может быть усилено приваренным металлическим уголком.

Соединение мяча с гибким тросиком может быть выполнено различно. Например, мяч 5 помещается в сетку 36 из нейлона, с которой соединяется гибкий тросик 4, в частности, при помощи карабина 19, или просто привязывается гибкая нить 4 к сетке 36 (фиг. 10).

Для соединения гибкой нити 4 с шарикоподшипником 13 к его наружному вращающемуся кольцу 14 может быть приварена петля 37, к которой привязывается гибкая нить 4.

Заявленное устройство легко и просто устанавливается в течение 4-5 минут на оградительной мягкой сетке - в зале или на жёсткой металлической сетке-«рабице» - на открытом воздухе.

Подвесной мяч 5 на гибком тросике 4 (например, синтетическом) крепится к колесу 8, которое с каждым ударом свободно вращается вокруг консольного стержня 2, который может представлять собой металлическую, деревянную или пластиковую трубку длиною 0,6-0,8 м. Если колесо 8 представляет собой шарикоподшипник 13, то его внутреннее кольцо 38 жестко соединено с консольным стержнем 2.

Мяч весом 60-150 г увеличенного размера - диаметр имеет диапазон 10-30 см позволяет добиться учащимся уверенных попаданий по нему ракеткой, как за счёт большего объёма мяча, так и за счет быстрого замедления скорости его полёта при энергичных ударах, причем высота подвески мяча быстро и легко регулируется путем перестановки устройства по высоте в зависимости от вида отрабатываемого приёма (подача, смэш, удары справа и слева и т.д.) и роста теннисиста, а также за счёт изменения длины как гибкого тросика 4, так и высоты крепления поддерживающей конструкции 6 на ограждении. Общий вес тренажёра - 2,5 - 3,0 кг - в зависимости от используемого материала (пластик, дерево), в походном виде - это связка стержней, скреплённая эластичным жгутом 35.

На фиг. 11 - фиг. 19 показаны примеры использования заявленного изобретения для отработки отдельных приемов тенниса. На этих примерах учащиеся обозначены позицией 39, а ракетка в их руках позицией 40.

На фиг. 22 изображена модификация заявленного технического решения. Согласно ей поддерживающая конструкция, выполненная с возможностью разъемного зацепления за ограждение 7 в виде гибкой сетки 16 имеет следующую особенность: ее базовый стержень 10 соединен со стороны, противоположной отвесу мяча 5, с тягой 41, соединенной другим концом с ограждением 7, например, карабином 19 (фиг. 22).

Однако эта конструкция, хотя и охватывается заявленной формулой изобретения, менее удобна, так как требует, например, стремянку для перестановки по высоте.

Более удобная конструкция изображена на фиг. 20 (в верхнем положении) и она же на фиг. 21 (в нижнем положении), которая была подробно рассмотрена в основной части описания (фиг. 1 - фиг. 21).

Изобретение позволяет:

- существенно сократить сроки обучения попаданию по мячу, а также всем основным техническим приёмам в целом в 1,5 - 2 раза;

- увеличить силу ударов за счёт встречи мяча впереди туловища, освоения совершенного ритма движений, большей амплитуды замаха и взрывного выноса руки с ракеткой в мяч;

- отработать технику всех основных приёмов, оперативно внося по ходу тренировки коррективы в детали движений;

- развить ловкость, быстро маневрируя ногами и отражая подлетающего по разным траекториям мяч;

- развить быстроту и темп игры, регулируя высоту положения устройства, длину гибкой нити мяча и частоту ударов;

- развить координацию движений, используя удары над головой, разные виды ударов на уровне пояса в сочетании с многообразием передвижений и подходами к мячу;

- развить скоростную выносливость и функциональную подготовку учащихся за счёт повышения темпа игры и длительности серии ударов с учётом их индивидуальных возможностей; при этом нагрузки могут достигать своих максимальных показателей (по пульсометру 150 - 160 ударов в мин).

Учитывая мобильность, простоту и высокую эффективность заявленного тренажера для обучения игре в теннис обучение теннису может стать доступным и массовым как в детских школах, так и повсеместно - в клубах, в учебных группах и в любительских секциях, на индивидуальной основе по месту жительства и на дачах, что позволит существенно повысить массовость тенниса как вида спорта, средства укрепления здоровья и занимательного досуга - в полном соответствии с современными запросами нашего общества и социальной политикой государства.

Тренажер может использоваться повсюду, в том числе на всех теннисных кортах, потому что, на 95% они окружаются либо мягкой сеткой на закрытых кортах, либо жесткой сеткой на улице под открытым небом.

Источники инфрормации, принятые во внимание при оформлении заявки:

1. https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.expert-sports.com%2Ftrenirovochnoe_oborudovanie%2Ftennisnie_trenajery%2Fdlya_usileniya_udarov%2F&psig=AOvVaw1i_U12LDSDqSXGtzchTqGd&ust=1696331997645000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CA8QjRxqFwoTCKDi9Kyf14EDFQAAAAAdAAAAABBY , 02.10.2023 г. (ближайший аналог).

Похожие патенты RU2823762C1

название год авторы номер документа
Тренажер для обучения и совершенствования техники подач в теннисе 2021
  • Рыбаков Дмитрий Петрович
RU2762372C1
ГИБКИЙ УДАРНО-ИГРОВОЙ СТЕРЖЕНЬ "САН 2000" 2015
  • Стригунов Андрей Николаевич
RU2586462C1
Теннисный тренажер, предназначенный для улучшения первой и второй подачи при игре в большой теннис 2021
  • Мержоев Иса Исраилович
RU2767500C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ 2008
  • Минаев Андрей Янович
RU2370296C1
Теннисная ракетка-тренажер 1981
  • Тучашвили Игорь Александрович
  • Панченко Виктор Михайлович
  • Широков Лев Алексеевич
SU1018657A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС 2010
  • Поваренкин Виктор Геннадьевич
RU2425706C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЙ ИЛИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТСМЕНОВ 2002
  • Ворожцов Г.Н.
  • Лощёнов В.Б.
  • Лужков Ю.М.
  • Хижняк Е.П.
RU2254895C2
СПОСОБ СИНХРОНИЗАЦИИ РИТМОВОЙ СТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ТЕННИСИСТА С РИТМОВОЙ СТРУКТУРОЙ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ МЯЧА 2011
  • Аракчеев Дмитрий Владимирович
  • Великанов Юрий Владимирович
RU2602229C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К СПОРТИВНОЙ ИГРЕ В ТЕННИС 1993
  • Бриль Михаил Семенович
RU2065725C1
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 2014
  • Рыбаков Дмитрий Петрович
RU2601102C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 823 762 C1

Реферат патента 2024 года Тренажер для обучения игре в теннис

Изобретение относится к области спорта, а именно к обучению технике игры в теннис, в частности, детей 6-10 лет и начинающих обучаться взрослых. Заявлен тренажер для обучения игре в теннис, включающий консольный стержень, к концу которого прикреплен гибкий тросик с мячом на конце, причем, согласно изобретению, консольный стержень, со стороны противоположной креплению гибкого тросика, соединен с оснащенным, по меньшей мере, по концам захватными средствами базовым стержнем поддерживающей конструкции, выполненной с возможностью разъемного зацепления за ограждение, мяч выполнен из эластичного материала и имеет диаметр в интервале 10-30 см при весе 60-150 граммов, а гибкий тросик соединен с консольным стержнем посредством колеса, установленного на консольном стержне с возможностью вращения вокруг него. Изобретение позволяет: - существенно сократить сроки обучения попаданию по мячу, а также всем основным техническим приёмам в целом в 1,5-2 раза; - увеличить силу ударов за счёт встречи мяча впереди туловища, освоения совершенного ритма движений, большей амплитуды замаха и взрывного выноса руки с ракеткой в мяч; - отработать технику всех основных приёмов, оперативно внося по ходу тренировки коррективы в детали движений; развить ловкость, быстро маневрируя ногами и отражая подлетающего по разным траекториям мяча; - развить быстроту и темп игры, регулируя длину гибкой нити мяча и частоту ударов; - развить координацию движений, используя удары над головой, разные виды ударов на уровне пояса в сочетании с многообразием передвижений и подходами к мячу; - развить скоростную выносливость и функциональную подготовку учащихся за счёт повышения темпа игры и длительности серии ударов с учётом их индивидуальных возможностей; при этом нагрузки могут достигать своих максимальных показателей (по пульсометру 150-160 ударов в мин). Учитывая мобильность, простоту и высокую эффективность заявленного устройства для обучения игре в теннис (тренажёра) обучение теннису может стать доступным и массовым как в детских школах, так и повсеместно - в клубах в учебных группах и в любительских секциях, на индивидуальной основе по месту жительства и на дачах, что позволит существенно повысить массовость тенниса как вида спорта, средства укрепления здоровья и занимательного досуга - в полном соответствии с современными запросами нашего общества и социальной политикой государства. Тренажер может использоваться повсюду, в том числе на всех теннисных кортах, потому что на 95% они окружаются либо мягкой сеткой на закрытых кортах, либо жесткой сеткой на улице под открытым небом. 6 з.п. ф-лы, 22 ил.

Формула изобретения RU 2 823 762 C1

1. Тренажер для обучения игре в теннис, включающий консольный стержень, к концу которого прикреплен гибкий тросик с мячом на конце, отличающийся тем, что содержит поддерживающую конструкцию, выполненную в виде базового стержня, который оснащен, по меньшей мере, по концам захватными средствами, выполненными с возможностью разъемного зацепления за ограждение, при этом к базовому стержню в центральной части поперечно присоединен консольный стержень стороной, противоположной креплению гибкого тросика, а гибкий тросик соединен с консольным стержнем посредством колеса, представляющего собой шарикоподшипник, внутреннее кольцо которого неподвижно соединено с консольным стержнем, а гибкий тросик прикреплен к наружному вращающемуся кольцу с возможностью вращения вокруг консольного стержня, кроме того, мяч выполнен из эластичного материала и имеет диаметр в интервале 10-30 см при весе 60-150 граммов.

2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что к базовому стержню поддерживающей конструкции в центральной части поперечно дополнительно присоединен дополнительный стержень, расположенный поперечно базовому стержню в одной с ним плоскости, поперечной консольному стержню, причем другой конец дополнительного стержня снабжен средством для фиксации на ограждении.

3. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что каждое захватное средство представляет собой крюк.

4. Тренажер по п. 2, отличающийся тем, что конец дополнительного стержня дополнительно снабжен средством, выполненным с возможностью фиксации на гибкой сетке, представляющим собой поперечный стержень с поперечной планкой на противоположном конце.

5. Тренажер по п. 2, отличающийся тем, что конец дополнительного стержня дополнительно снабжен средством, выполненным с возможностью фиксации на жесткой сетке, представляющим собой карабин.

6. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что поддерживающая конструкция, выполненная с возможностью разъемного зацепления за ограждение, является сборно-разборной со сборно-разборными стыками базового стержня с консольным стержнем, дополнительного стержня с базовым стержнем и со средством для фиксации на ограждении, причем она дополнительно снабжена средством оптимального распределения нагрузок в виде стержня, один конец которого поворотно закреплен на дополнительном стержне, а другой конец закреплен на консольном стержне съемно, и, кроме того, снабжена эластичным жгутом для фиксации в разобранном виде поддерживающей конструкции, выполненной с возможностью зацепления за ограждение.

7. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что поддерживающая конструкция, выполненная с возможностью разъемного зацепления за ограждение, является неразборной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2823762C1

RU 79788 U1, 20.01.2009
Металлическая прокладка (шайба) 1953
  • Блинков Н.Е.
SU98693A1
0
SU149642A1
УСТРОЙСТВО для снятия ШКУР с ТУШ животных 0
SU210687A1
Тренажер для обучения и совершенствования техники подач в теннисе 2021
  • Рыбаков Дмитрий Петрович
RU2762372C1
US 3948517 A1, 06.04.1976.

RU 2 823 762 C1

Авторы

Янчук Виктор Николаевич

Янчук Светлана Львовна

Янчук Анастасия Викторовна

Даты

2024-07-29Публикация

2023-10-16Подача