СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К СПОРТИВНОЙ ИГРЕ В ТЕННИС Российский патент 1996 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2065725C1

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано для психофизиологических исследований, профессионального отбора и тренировки, в частности при определении психофизиологических особенностей человека в процессе исследований его пригодности к игре в теннис.

Известен способ тренировки реакции в теннисном спорте, основанный на расположении на корте массива светоизлучателей, каждый из которых обозначает различные двигательные реакции испытуемого, выборочном подключении светоизлучателей в соответствии с тренировочной программой, при этом испытуемый реагирует на излучатели определенными движениями, и производят измерения его времени реакции (см. патент ЕПВ N 0213533, A 63 B 69/00; A 61 B 5/16, опубл. 1989).

Известен также способ определения пригодности человека к спортивной деятельности, при котором испытуемому предъявляют блок тестовых заданий, характеризующих двигательные качества, например бег, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине и т.п. сопоставляют результаты их выполнения с компьютерной программой (моделью), выдают информацию об "отстающих" двигательных качествах и рекомендации соответствующих комплексов упражнений для их развития (см. А.И.Яцынин "Компьютерный контроль в процессе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы", автореферат диссертации, М. 1992, с. 5-16).

К недостаткам известных способов относятся невысокая стабильность и достоверность прогноза, обусловленная трудностями сравнения тестов, выполненных в натурных условиях тестирования, при сравнении их с компьютерной моделью, что также увеличивает время проведения диагностики способностей испытуемого.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ определения возможностей выполнения тестовых заданий, заключающийся в определении возможностей обработки сенсорной информации, которая может быть представлена в виде случайной последовательности визуальных изображений на экране дисплея, регистрации откликов испытуемого на несколько наборов тестов, обработке результатов с использованием статистического алгоритма, повторении этих этапов в случаях неудовлетворительной проверки тестов, установке базовой характеристики для каждого теста и сравнении текущего отклика испытуемого с приемлемыми результатами текущего испытания (см. заявка РСТ N 91/010398, МКИ A 61 B 5/16, опубл. 1991). В системе для реализации данного способа отклики испытуемого на неповторяющиеся последовательности тестовых изображений регистрируют в компиляторе, полученные данные сравнивают с предварительными результатами того же испытуемого, которые хранят в базе данных ЭВМ, а затем табулируют информацию для формирования выходных данных, показывающих способность испытуемого к выполнению различных заданий. Каждый тест включает по меньшей мере два задания, одновременно представленных на экране дисплея при помощи индикатора.

Этот способ позволяет оценивать время реакции испытуемых при выполнении тестовых заданий, однако не дает возможности комплексной проверки способностей применительно к конкретным ситуациям при игре в теннис, т.е. не обладает полнотой объективных и субъективных характеристик, позволяющих производить полную диагностику способностей к теннису с использованием ЭВМ.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение точности, достоверности и информативности прогноза при сокращении сроков диагностики профессиональной пригодности к теннисному спорту путем автоматизации процесса профессионального отбора по способностям к игре.

При этом разработанные тесты составляют необходимый и достаточный комплекс для оценки способностей к теннису при оригинальных рисунках игровых тестов, а сами тестовые задания максимально специализированы по отношению к теннисной игре (структура движений, пространственно-временные параметры, особенности покрытий корта и т.п.) и каждый из них представляет отдельную игру, что приводит к оптимизации мотивации испытуемых и делает тест доступным для всех. Такая методика позволяет одновременно получать данные для реализации индивидуальной стратегии подготовки.

Для решения поставленной задачи предложен способ определения способностей к спортивной игре в теннис, заключающийся в формировании на экране дисплея последовательности визуальных тестовых изображений, представляющих отдельные группы заданий, предъявлении их испытуемому, регистрации физических откликов испытуемого при выполнении по программе тестовых заданий, статистической обработке и сопоставлении результатов двигательных выполнений заданий с хранимыми данными программной модели и определении способностей к выполнению заданий по табулированным данным результатов сравнения, при котором отдельные группы тестовых заданий стандартизируют до информативности (например, равной 0,8), надежности (например, равной 0,9) и значимости (например, равной 0,8), параметры тестов выбирают адекватными параметрам и ритмовым структурам гейма теннисной игры (например, 10 тестов, связанных с манипулированием курсором в отношении изображения мяча и его траектории), манипулируют при помощи "мыши" положением курсора на экране дисплея по заданной программе в зависимости от тестовых изображений (игровых ситуаций) в соответствии с заданиями, а каждую группу заданий используют для оценки соответствующей базовой характеристики по нескольким оцениваемым показателям в соответствующих приведенных единицах (например, по шкале баллов).

Отдельные группы заданий могут быть направлены на определение тонкости манипулирования, своевременности ударного движения, прогнозирование направления удара, чувства мяча и ракетки (кинестезия), уровня притязаний, концентрированности, реакции на мяч (сенсомоторных реакций), быстроты овладения навыками (обучаемость), игрового мышления (оперативное мышление) и точности движений.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Для теннисистов наиболее важным являются следующие способности: скоростная ловкость и выносливость, ряд психологических характеристик - "чувство времени", интеллектуальные способности (реакция прогнозирования, свойство внимания, оперативное мышление, скорость приема информации и т.п.), кинестезическая чувствительность, глубинное зрение и т.п.

Предложенные тестовые задания наиболее полно отражают пригодность человека к игре в теннис, и они сформулированы в виде компьютерных задач игрового типа, практически полностью охватывающих весь комплекс способностей, необходимых теннисисту, и поэтому позволяют с высокой степенью надежности определить пригодность спортсмена к теннису. При этом универсальность способа проявляется и в том, что выбор части тестов позволяет определить "отставание" каких-либо качеств от модельного уровня и выдать рекомендации по поводу "отстающих" качеств на модельном уровне.

Предложенный способ имеет высокий уровень информативности за счет максимальной приближенности операций и их параметров к теннисным ситуациям. Например, время теста "концентрированность" паузы и ритм теста адекватны ритмовой структуре гейма.

Показатели, получаемые в различных условиях теста, адекватны условиям игровой деятельности теннисиста. Например, в тестах "точность манипулирования" и "точность движений" способность к управлению движениями рассматривается как с позиции фундаментальных способностей (кинестезическая чувствительность), так и особенностей состояния спортсмена.

Способ не требует специальной интерпретации показателей тестирования, а пригоден в готовом виде для оценки факторов успешности. Достоверность предложенного способа составляет 90% С помощью блока компьютерных заданий, максимально приближенных к естественным условиям (значимость), возможно в течении 60-90 мин определить пригодность испытуемого к теннису и, кроме того, выявить слабые места его психофизиологических способностей.

На фиг. 1-7 показаны изображения некоторых тестовых заданий на экране дисплея.

Способ определения способностей к спортивной игре в теннис осуществляется следующим образом.

На экране дисплея формируют изображение, характеризующее ряд компьютерных заданий, реализованных на IBM РС с монитором EGA/YGA (на языке "Паскаль"). Эти задания в виде тестов последовательно предъявляют испытуемому.

При формировании теста "тонкость манипулирования" (сенсомоторная координация) на экране дисплея слева направо "движется" волнистая неправильной формы линия белого цвета (фиг.1).

Скорость движения имеет две величины малую и большую равномерные, а также третью неравномерную, включающую две первые в пропорции 1:1 и чередующиеся с ней случайно, но одинаково для всех испытуемых (количество быстрых и медленных участков одинаково). Испытуемый, держа курсор (красная стрелка) в исходном положении (И.П.), пытается движением "мыши" точно повторить белую линию, которая "съедается" курсором или исчезает, если курсор опаздывает встречать ее. Время предъявления каждой из трех серий "скоростей" составляет 6 раз х 10 с паузой 15 с. Перерывы между каждыми из трех серий 30 с.

В процессе этого теста фиксируют площадь отклонения красной линии от белой в каждой попытке (например, в элементах изображения). При обработке в соответствующую матрицу базы данных поступают величины средней площади отклонения для каждой серии, средняя для всего теста, значения разностей второй и первой, третьей и второй серий, вариативность средних трех серий в На табло для испытуемого отображают площадь отклонения в каждой попытке, а курсор фиксирован по горизонтали.

При формировании теста "своевременность удара" на экране дисплея слева вылетает мяч с отскоком (фиг.2). Испытуемый курсором при помощи "мыши" пытается "ударить" мяч в верхней точке отскока из И.П. расположенного напротив этой точки. Испытуемому предъявляются три серии отскоков 12 под углом 90o, 12 под углом 45o и 12 под углом 130o. Точное попадание подкрепляется "полетом" мяча по горизонтали до границы экрана. Паузы между предъявлениями не равномерны (5-10 с), а между сериями по 20 с.

Фиксируют отклонение (в элементах изображения) от верхней точки (со знаком), отклонение в градусах направления "удара" от горизонта (со знаком), время между моментом начала "удара" и моментом касания курсором мяча. При обработке используют отклонения в каждой серии отдельно (без знака) и всего теста, значения всех попыток (и теста в целом), значения ударного движения в тесте и в каждой серии отдельно, вариативность V всех попыток без учета знака, отношение "-" к "+" в
Вторая серия ("игровая интуиция") аналогична первой, но скорость полета "мяча" увеличивается на 50% Фиксируется разность показаний второй и первой серий.

По другому варианту (фиг.2Б) на экране средний, низкий и высокий отскоки чередуются случайно в соотношении 1:1:1. Испытуемый пытается свободным (не зафиксированным) курсором попасть по мячу в любой точке траектории (22 попытки). При этом фиксируется количество попаданий. Во время этой серии меняется соотношение высот отскока мяча на 3:2:1, при этом в одном эксперименте это соотношение не повторяется. Фиксируется разность числа попаданий в двух сериях этого варианта.

При формировании теста "прогнозирование направления удара" на экране дисплея в одном из двух окон в случайном порядке зажигается свет, а испытуемый курсором производит перемещения влево или вправо, предвосхищая сторону сигнала (фиг.3). После зажигания света в одном из окон курсор автоматически возвращается в центральное положение. Движение курсора ограничено полем, состоящим из левого, центрального и правого участков. Если испытуемый угадывает сторону поступления сигнала, в окне зажигается белый свет, если не угадывает красный. Если он не успевает сделать движение (ограничение 8 с), попытка квалифицируется как неудачная. При этом фиксируют количество удачных попыток в каждой из серий и их разницу.

При формировании теста "чувство мяча и ракетки" (кинестезия) на экране отображают параболу с началом от И.П. в левом нижнем углу белого цвета. Испытуемый широким движением (локоть навису) пять раз подряд повторяет курсором (красный цвет) эту линию до конца, после чего эти линии исчезают. Затем он три раза подряд рисует красную линию, пытаясь воспроизвести белую параболу точно по ее размеру, и еще 12 раз повторяет попытки с закрытыми глазами. После каждой попытки красная линия исчезает. Затем тест повторяется во второй серии с втрое укороченной параболой.

В каждой серии отдельно и в тесте в целом фиксируется усредненная ошибка в мм без знака, вариативность ошибок без знака, отношение "-" к "+" в Курсор фиксирован на параболе.

При формировании теста "уровень притязаний" (стремление к высшим результатам) на экране дисплея отображают девять колец, пронумерованных убывающей слева направо величиной (фиг.5). Испытуемый должен при помощи "мыши" курсором (слитным резким движением) попасть в круги. Опоздание (ограничение в пределах 5 с) квалифицируется как промах. Перед ударом испытуемый набирает на клавиатуре номер круга очередной цели. При удачном ударе цель приобретает красный цвет и звуковой сигнал подкрепляет попадание. При промахе или задержке с ударом формируют звуковой сигнал другой тональности. В каждой первой серии испытаний необходимо сделать по одному удару в каждый из кругов в любой последовательности.

Фиксируется номер каждого круга со знаком попадания "+" или "-", а также сумма разниц номеров кругов, выбранных после промахов "с учетом знака", и сумма номеров кругов, в которые произведены удачные удары.

Во второй серии испытуемый производит 9 попыток в любые круги. Кроме показателей, аналогичных первой серии, фиксируют усредненную сумму номеров выбранных кругов. Курсор после каждого удара автоматически фиксируется в И.П.

При формировании теста "концентрированность" (свойства внимания) на экране дисплея отображают таблицу Хартриджа. Испытуемый подсчитывает кольца определенной ориентации в первых четырех строках, после чего набирают полученную цифру на клавиатуре, затем производит то же в следующих 4-х строках и еще раз в следующих 4-х строках, после чего в следующих 4-х строках, но при кольцах другой ориентации.

Фиксируется ошибка счета в каждой серии (без знака), время от запуска серии до момента начала набора полученного результата этой серии. При обработке результатов для каждой серии подсчитывается величина , где N ошибка счета, n число колец данной ориентации в данных 4-х строках, Т время от запуска серии до набора испытуемым результата, а также подсчитывается величина S4-S3, . На табло показывают ошибку счета каждой серии.

При формировании теста "реакция на мяч" (сенсомоторные реакции) в первой серии на экране 22 раза подряд с интервалами 2-5 с появляется мяч белого цвета, а испытуемый движением "мыши" "гасит" его. Фиксируется время от момента появления мяча до момента движения "мыши". При обработке подсчитывают время 22-х попыток, вариативность времени.

Во второй серии на экране зажигается один из трех возможных цветов мяча в случайной последовательности с разными интервалами (от 2 до 5 с). Всего используют 21 стимул, цвета чередуются в соотношении 1:1:1. Мячи одного цвета появляются в разных местах (одно из трех). Испытуемый не реагирует на красный и белый цвета, а только на голубой (движением "мыши"). Фиксируется число ошибок (ошибочных движений "мыши" и пропусков) и время каждой реакции. При обработке определяют количество ошибок, среднее время от появления мяча до момента начала движения "мыши", разницу этого среднего времени и такого же показателя первой (простой) серии.

При формировании теста "игровое мышление" (оперативное мышление) на экране дисплея отображают фрагмент игры "15" 5 клеток-полей и запретное заштрихованное поле. Фишки с цифрами "1", "2", "3" в разном порядке располагаются на заранее обусловленных полях (например, 1-0-3-2-0) (фиг.6). Испытуемый курсором сдвигает фишки "ходом ладьи" с целью наименьшим количеством ходов и быстрее выставить цифры, как показано на фиг.6. Для этого курсор направляется внутрь выбранной фишки, которая сразу "краснеет", потом курсором указывается на поле перехода фишки. Фиксируется среднее количество лишних ходов во всем тесте, среднее время теста, продуктивность (количество ходов в единицу времени). При введении курсора в поле фишки возникает ее "покраснение", наступающее после нажатия клавиши "мыши". При несвоевременном нажатии на клавишу или нечетком положении курсора в площади поля или фишки звучит сигнал, призывающий повторить движение.

При формировании теста "быстрота овладения навыками" (обучаемость) на экране дисплея из центра в 8 кругов попеременно по заданной программе перемещается белый мяч (например, 1-2-3-4-5-6-7-8), повторяя программу без пауз (фиг.7). Испытуемый "мышью" (после 3-х холостых прогонов программы) начинает реагировать, пытаясь перемещать "мышью" курсор по программе. Если он не ошибается в выборе направления, круг освещается, если ошибается или опаздывает, в нем зажигается красный цвет и звучит сигнал, а программа продолжается. Если испытуемый задерживает движение "мыши" более, чем позволяет ритм предъявления стимулов, программа также продолжается, а запоздалое правильное движение "не признается". Когда испытуемому удается дважды подряд выполнить программу без ошибок, включается вторая скорость, о чем он извещается мельканием изображения мяча, и т.д. до четвертой скорости включительно. Затем изменяется программа (только третья и четвертая скорости), извещая испытуемого изменением цвета мяча на красный.

Фиксируется время выполнения каждой серии из 8-ми стимулов, количество серий на каждой скорости, количество верных реакций в каждой серии, вариативность всех серий.

При формировании теста "точность движений" на экране дисплея отображают параболу белого цвета, а испытуемый курсором, фиксированным в И.П. пытается повторить параболу красной линией. Дается 12 зачетных попыток. Фиксируется площадь отклонения в элементах изображения. Движение курсора ограничено вертикалью, проходящей через конечную точку параболы. Этот момент подкрепляется звуковым сигналом и возвращением курсора в И.П.

Результаты тестирования на примере двух испытуемых приведены в табл.1. Каждая группа компьютерных заданий направлена на оценку какой-либо базовой характеристики, например характеристики "стремление к высшим результатам", которая складывается из трех оцениваемых показателей: уровень притязаний, реакция на неудачу, адекватность самооценки и т.п. Согласно разработанной программе каждый показатель оценивается в соответствующих единицах: элементах изображения, мс и т.п.

В соответствии с Т-шкалой (см. табл.II), где , X текущее значение, усредненное значение по группе параметров, σ - среднеквадратичное отклонение, по определенной методике эти единицы пересчитываются в баллы и соотносятся со шкалой оценок (см. табл. III), по которой делается вывод о пригодности испытуемого к теннису. Так, испытуемый В. набравший 22 балла, получает оценку 6, что свидетельствует о его пригодности к теннису, тогда как испытуемый А. набравший 169 баллов, получает оценку 0, что говорит о его непригодности к теннису.

В иллюстрируемом случае прогноз проверяли через год после тестирования с использованием рангового критерия. Ранги испытуемых по данным обследования (сумма баллов) сопоставлялись с показателями эффективности соревновательной деятельности через год после обследования (рейтингом и экспертными оценками). При этом ранговые критерии составили 0,81 и 0,76 соответственно, что подтверждает гипотезу об эффективности компьютерной диагностики в области оценки способностей к теннису.

Кроме того, данный способ позволяет по частным результатам, например, теста N2 ("своевременность удара") определить предрасположенность теннисиста к успешной игре на различных покрытиях и к различным игровым стилям, связанным с активной игрой у сетки или на задней линии корта. Одной из наиболее важных сторон диагностики является возможность выбора направлений в подготовке, дающих возможность компенсировать недостатки качеств, свойств и способностей спортсмена.

Данный способ также позволяет выдавать рекомендации о пригодности испытуемого к другому виду спорта, адекватному его потенциальным способностям.

В качестве примера в табл. IV представлены нормированные по Т-шкале показатели мастера спорта и новичка. Как видно, возраст и квалификация не оказывают существенного влияния на результаты компьютерной диагностики, т.к. предметом ее являются фундаментальные качества, свойства и способности, отражающие индивидуальность. Учитывая, что во всех случаях 50-бальная оценка является средней, можно свидетельствовать достаточно высокие результаты, полученные обоими испытуемыми. Если мастера спорта отличает преимущество в уровне сенсомоторных способностей, новичок силен в интеллектуальной сфере. Производные показатели близки, однако мастер спорта имеет большую предрасположенность к игре на бетонном покрытии корта, а новичок на бетоне и траве.

При отборе испытуемых по результатам диагностики видно, что мастер спорта обладает высоким уровнем одаренности, о чем свидетельствуют высокие уровни его способностей к надежности и совершенствованию как основные факторы эффективности соревновательной деятельности. Анализ интегральных показателей показывает, что существенных противопоказаний к этому нет. Новичок также обладает высоким уровнем одаренности, а интегральные показатели имеют достаточно редкую величину (не ниже 52,9 балла), что подтверждает явную предрасположенность к успешному совершенствованию в теннисе.

Целесообразность спортивного совершенствования связывается с некоторыми показателями, лимитирующими или способствующими процессу роста спортивных достижений. У мастера спорта лимитирующими прогресс показателями являются прогнозирование направлений ударов и, в меньшей степени, оперативное мышление. Однако высокий уровень способности к быстродействию и способности к точности в достаточной мере компенсируют эти недостатки. Следовательно, спортивное совершенствование целесообразно. У новичка лимитирующими показателями являются переключаемость и "чувство мяча и ракетки". Первое из них генетически детерминировано и консервативно в спортивном онтогенезе, а второе достаточно сенситивно, особенно в том возрастном диапазоне, в котором находится испытуемый. В данном случае недостаточный уровень переключаемости компенсируется очень высоким уровнем адаптации к усложнениям, игровой интуиции и прогнозирования направления ударов. Следовательно, спортивное совершенствование также целесообразно. ТТТ1 ТТТ2 ТТТ3 ТТТ4 ТТТ5 ТТТ6 ЫЫЫ2 ЫЫЫ4 ЫЫЫ6

Похожие патенты RU2065725C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 2016
  • Устыменко Ольга Николаевна
  • Роженцов Валерий Витальевич
RU2634623C1
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 2011
  • Закамский Андрей Валентинович
  • Полевщиков Михаил Михайлович
  • Роженцов Валерий Витальевич
RU2456921C1
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 2013
  • Кудрявцев Николай Аркадьевич
  • Закамский Андрей Валентинович
  • Полевщиков Михаил Михайлович
  • Роженцов Валерий Витальевич
RU2534615C1
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 2013
  • Фамильникова Наталья Вениаминовна
  • Полевщиков Михаил Михайлович
  • Роженцов Валерий Витальевич
RU2537214C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ ИЛИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР 2022
  • Костромин Артём Михайлович
RU2782661C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ СПОРТСМЕНА К ЗАНЯТИЯМ ФУТБОЛОМ 2013
  • Минченкова Наталья Владимировна
  • Овечкина Ирина Викторовна
  • Левина Ирина Леонидовна
RU2513595C1
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 2014
  • Рыбаков Дмитрий Петрович
RU2601102C2
СПОСОБ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА 2015
  • Полевщиков Михаил Михайлович
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
  • Роженцов Валерий Витальевич
RU2605510C1
ИГРА ДЛЯ ЗНАТОКОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТИВНЫХ ИГР 2001
  • Седов П.В.
RU2194558C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ, И/ИЛИ ТРЕНИРОВКИ, И/ИЛИ КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ СПОРТИВНЫХ ИГР С МЯЧОМ ИЛИ ШАЙБОЙ И ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1999
  • Филиппов С.С.
RU2154860C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 065 725 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К СПОРТИВНОЙ ИГРЕ В ТЕННИС

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано для психофизиологических исследований, профессионального отбора и тренировки, в частности при определении психофизиологических особенностей человека в процессе исследований его пригодности к игре в теннис. Назначение изобретения: повышение точности, достоверности и информативности прогноза при сокращении сроков диагностики профессиональной пригодности к теннисному спорту путем автоматизации процесса профессионального отбора по способностям к игре. Сущность изобретения: при определении способностей к спортивной игре в теннис на экране дисплея формируют специальные тестовые изображения, направленные на фиксацию различных показателей, характеризующих пригодность испытуемого к игре. Испытуемый за счет двигательных реакций производит выполнение игровых заданий компьютерных моделей, максимально адаптированных к параметрам игры в теннис, при этом фиксируют заданные показатели, в частности, для 10 тестов и по заданным критериям производят оценку особенностей испытуемого. 13 з.п. ф-лы, 7 ил, 4 табл.

Формула изобретения RU 2 065 725 C1

1. Способ определения способностей к спортивной игре в теннис, включающий формирование на экране дисплея последовательности визуальных тестов, одним из которых является определение времени реакции, регистрацию параметров физических откликов, их статистическую обработку и определение способностей по сравнению полученных результатов с эталоном, отличающийся тем, что дополнительно предъявляют тесты, психофизиологические показатели которых адекватны структуре геймов игры в теннис, с помощью аппарата управления курсором на экране дисплея определяют параметры, характеризующие координацию движений, время реакции на движущийся объект, способность к прогнозированию направления удара, кинестетическую чувствительность, уровень притязаний, концентрацию внимания, сенсомоторную реакцию, оперативное мышление и обучаемость, полученные параметры каждого психофизиологического теста переводят в нормированные единицы (Т) по формуле

где x текущее значение параметра;
усредненное значение по группе параметров;
σ среднеквадратичное отклонение,
суммируют их и определяют способность к спортивной игре в теннис по обратно пропорциональной зависимости от суммы набранных единиц.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для определения координации движений формируют тест "тонкость манипулирования", для этого на экране дисплея предъявляют бегущую с разной скоростью волнистую линию неправильной формы, испытуемому предлагают повторить ее при помощи курсора и регистрируют площадь отклонения в каждой попытке. 3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что дополнительно формируют тест "точность движений", для этого на экране дисплея предъявляют параболу белого цвета, траекторию которой предлагают повторить испытуемому красной линией при помощи курсора из его исходного положения и регистрируют площадь отклонений траекторий по линиям белого и красного цветов. 4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для определения времени реакции на движущийся объект формируют тест "своевременность ударного движения", для этого на экране дисплея отображают траекторию перемещения "мяча" с отскоком под различными углами или по со случайно чередующимися различными высотами отскоков, испытуемому предлагают "ударить" в верхней точке после "отскока", регистрируют величину отклонения от верхней точки в направлении "удара" от горизонта, время между моментом начала "удара" и моментом касания курсором "мяча" либо количество попаданий соответственно. 5. Способ по п. 3, отличающийся тем, что дополнительно формируют тест "игровая интуиция", для этого на экране дисплея предъявляют средний, низкий и высокий отскоки мяча, которые чередуют в соотношении 1 1 1, затем 3 2 1, испытуемому предлагают попасть по "мячу" в любой точке траектории и регистрируют разность числа попаданий в предлагаемых соотношениях. 6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для определения способности к "прогнозированию направления удара" на экране формируют два окна, освещаемые в случайной последовательности, испытуемому предлагают определить направление перемещения курсора в соответствии с заданной последовательностью и регистрируют число удачных попыток в течение заданного периода времени. 7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для определения параметров кинестетической чувствительности формируют тест "чувство мяча и ракетки", для этого на экране дисплея отображают траекторию в форме параболы, испытуемому предлагают повторить и затем воспроизвести ее при помощи курсора, фиксированного на параболе и регистрируют усредненную ошибку в мм без знака. 8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для определения характера "уровня притязаний" на экране дисплея предъявляют девять колец убывающей слева направо величины, испытуемому предлагают попасть курсором при слитном резком движении "мыши" из исходного его положения, регистрируют номер каждого кольца со знаком обозначения попадания или промаха и рассчитывают разность между суммой номеров кругов с промахами и суммой номеров кругов с удачными ударами. 9. Способ по п. 6, отличающийся тем, что дополнительно предлагают произвести девять попыток попадания в любые круги, регистрируют сумму номеров выбранных кругов и рассчитывают усредненный номер. 10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для определения способности к концентрации внимания формируют тест "концентрированность", для этого на экране дисплея предъявляют таблицу Хартриджа, предлагают подсчитать кольца определенной ориентации в последовательных группах из четырех строк таблицы при наборе получаемых цифр на клавиатуре, фиксируют ошибку счета в каждой серии без знака и период времени от запуска серии до момента начала набора, а оценку концентрации внимания определяют по скорости передачи информации (S), которую рассчитывают по формуле

где n число колец данной ориентации в четырех строках;
N количество ошибок;
Т время от запуска серии до набора результата.
11. Способ по п. 9, отличающийся тем, что дополнительно определяют переключаемость внимания как разность в скорости передачи информации в последней и предпоследней сериях. 12. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для оценки сенсомоторной реакции формируют тест "реакция на мяч", для этого на экране дисплея предъявляют изображение мяча белого цвета или нескольких мячей различных цветов, которые появляются с интервалом в несколько секунд, испытуемому предлагают "гасить" мяч выбранного цвета и регистрируют интервал времени от момента появления мяча до момента начала движения "мыши". 13. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для оценки оперативного мышления формируют тест "быстрота овладения навыками", для этого на экране дисплея предъявляют пять клеток-полей и запретное заштрихованное поле, а также в различном порядке на заданных полях фишки с цифрами "1", "2", "3", которые испытуемый при помощи курсора сдвигает "ходом ладьи" для наиболее быстрого восстановления цифр за наименьшее число ходов, при этом фиксируют среднее количество лишних ходов в каждой из трех серий с разным исходным положением фишек и среднее время каждой попытки. 14. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для оценки способности к обучаемости формируют тест "способность совершенствования навыков", для этого на экране дисплея перемещают мяч белого цвета из центра в восьми направлениях, по которым испытуемому предлагают переместить курсор при помощи "мыши", затем при удачных попытках изменяют скорость перемещения мяча, а испытуемому предлагают повторить серию попыток, в случае успеха которых изменяют цвет мяча, при этом регистрируют количество серий на каждой скорости перемещения мяча, число верных реакций испытуемого в каждой серии и рассчитывают отношение количества правильных ответов к количеству стимулов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2065725C1

Огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU91A1

RU 2 065 725 C1

Авторы

Бриль Михаил Семенович

Даты

1996-08-27Публикация

1993-02-15Подача