СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Российский патент 2016 года по МПК A61B10/00 A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2601102C2

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания, путем разнообразной дозированной физической нагрузки: диагностика, настройка, игра, восстановление.

Термины, используемые в заявке:

Мотивирующие игры - модифицированный вариант спортивных игр с более низкой скоростью полета мячей, легко осваиваемой техникой ударных движений, выполняемых на площадках небольших размеров через сетку или в мишени, вовлекающих в работу наибольшее число анализаторов и оказывающих комплексное воздействие на организм человека.

Спортивные игры - индивидуальные или коллективные вариативные действия с предметом двух противоборствующих сторон. Например, теннис, бадминтон, волейбол, футбол и т.д.

Физические упражнения - программируемые действия человека локального воздействия. Например, наклоны вперед, приседания, махи руками, ногами и т.д.

Создание гармоничной и эффективно функционирующей системы реабилитации в здравоохранении имеет огромное значение для государства, общества и личности.

Ключевым звеном технологии реабилитации являются индивидуализированные реабилитационные программы, реализуемые имеющимся в наличии у медицинского учреждения набором методов и средств. Разработка реабилитационной программы для конкретного пациента основывается на его индивидуальных возможностях в данный момент, т.е. психофизиологическом потенциале. При этом реабилитационный потенциал пациента понимается как научно обоснованный предел возможного восстановления дефицитных (нарушенных) физиологических функций в конкретном клиническом случае.

Известны различные способы корректировки физиологического состояния человека.

Например, в патенте РФ №2326962 «Способ оздоровления человека» описан способ немедикаментозного оздоровления человека. Способ заключается в выполнении комплекса гимнастики, включающего упражнения для вытягивания отделов позвоночника в продольном направлении, которые чередуют с мягким изгибом. Дополнительно выполняют динамические упражнения для проработки разных отделов позвоночника. Упражнения выполняются сначала лежа на спине, а затем сидя. Во время выполнения пациентом упражнений на него производят суггестивное воздействие, приводя его в состояние легкого поверхностного транса. Во время сеанса обучают пациента сосредотачиваться на своих физиологических ощущениях и устанавливать связь его ощущений в виде болевых симптомов проявления заболевания с его собственными психологическими установками, поведением в жизни, отношением к окружающим и к себе. Также обучают пациента изменять свое поведение для преодоления причин, приведших к болезненному состоянию организма. При этом каждое проявление болевого симптома при выполнении упражнений пациент устраняет уменьшением нагрузки и изменением позы с помощью движений плеч, шеи, спины, рук, ног. Способ предназначен для всех возрастных категорий. Способ позволяет снять боли в спине, проработать обнаруженные проблемные зоны, одновременно определяя для себя поведение в дальнейшем и управляя своими эмоциями.

Недостатками известного способа являются:

- отсутствие условий для полноценного расслабления всех мышечных групп человека;

- не задействованы важнейшие анализаторы человека, такие как зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный, что снижает эффективность методики, поскольку ухудшает работу важнейших психомоторных функций человека.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к предлагаемому способу является «Способ оздоровления и сопряженного взаимозависимого развития физических и интеллектуальных способностей человека на мотивационной и оздоровительной основах» по патенту РФ №2361523.

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания, а именно: взаимозависимого физического и интеллектуального развития, а также оздоровления и реабилитации человека путем дозированной физической нагрузки, сопровождающейся выполнением интеллектуальных заданий. Предъявляют игру-соревнование, перед игрой-соревнованием проводят обследование занимающегося, измеряют оптимальные значения его физиологических параметров, характеризующих физическое и психическое состояние, и регистрируют их. В процессе игры у занимающегося непрерывно измеряют значения указанных физиологических параметров и отображают их на экране дисплея компьютера в режиме реального времени относительно их оптимальных значений, формируют мотивационный и/или стимулирующий интерес занимающегося для выполнения действий в режиме оптимальных значений измеряемых параметров. При этом в качестве действий занимающийся выполняет физические упражнения для задания пространственных движений его опорно-двигательному аппарату при дозированной нагрузке, а также выполняет интеллектуальные задания, причем во время игры-соревнования значения измеряемых физиологических параметров сравнивают с их оптимальными значениями. Искусственная среда игры-соревнования, воздействующая независимо от желания занимающегося, формируется путем замыкания аппаратно и программно биологической обратной связи по показателям его ЧСС - частоты сердечных сокращений, зависящей от физического развития занимающегося и интенсивности нагрузки. Физические упражнения и интеллектуальные задания проводят при задаваемой или корректируемой дозированной нагрузке на мышцы ног, плечевого пояса и/или мышц, образующих мышечный корсет позвоночника, посредством выявления отклонения ЧСС от допустимых значений, преобразования выявленных отклонений в вид, удобный для математической обработки в системном блоке персонального компьютера по программе отработки отклонения, преобразования результата, полученного в виде цифровых импульсных сигналов, и передачи этого результата на вход аппаратуры управления и регулирования, которая поддерживает ЧСС в «коридоре здоровья». При этом в случае затруднения в выполнении интеллектуального задания занимающийся может обратиться за помощью к «виртуальному помощнику» компьютера. «Виртуальный помощник» компьютера при запросе помощи занимающимся сначала дает подсказку, помогающую выполнить интеллектуальное задание, а затем, если занимающийся все-таки затрудняется в решении этого задания, дает правильный ответ, за что занимающийся штрафуется дополнительным временем, но большим, чем за подсказку. Способ направлен на оздоровление и развитие физических и интеллектуальных способностей человека посредством индивидуальных специально подобранных физических упражнений и интеллектуальных заданий, воздействующих на определенные группы мышц опорно-двигательного аппарата и отделы головного мозга с интенсивностью нагрузки, не зависящей от желания занимающегося, а только от его частоты сердечных сокращений.

Недостатками прототипа являются:

- наличие большого количества статических поз и отсутствие условий для полного расслабления всех мышечных групп человека,

- недостаточно задействованы важнейшие анализаторы человека, например двигательный и вестибулярный незначительно в статических позах, это ухудшает работу важнейших психомоторных функций человека и снижает эффективность данной методики.

Задачей настоящего изобретения является создание такого способа улучшения работоспособности человека, который бы позволил в сжатые сроки значительно улучшить общее физиологическое состояние, повысить концентрацию внимания, ловкость, выносливость, лабильность центральной нервной системы человека, а также способствовал профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, нервных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Техническим результатом является повышение эффективности способа улучшения работоспособности человека, а также значительное улучшение самочувствия человека по всем физиологическим параметрам.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе улучшения работоспособности человека, включающем экспресс-обследование перед началом занятий, измерение параметров, характеризующих физическое и психическое состояние человека, и процедуры, запускающие механизмы восстановления работоспособности, предлагается:

- при экспресс-обследовании занимающегося включать контроль состояния сердечно-сосудистой системы по суммарным показателям PQRST и вегетативного баланса, а также психомоторных функций,

- по результатам обследования выбирать направленность, объем и интенсивность процедур, а именно тренировочный, восстановительный или коррекционный уровни процедур,

- в качестве основного блока процедур использовать мотивирующие игры, которые представляют фрагменты спортивных игр с упрощенной техникой, доступной для быстрого освоения, и комплексным воздействием на организм человека, таких как бадминтон, теннис-пласт, футбол и гольф, причем эти игры проводятся через сетку в зале или на улице, на компактной площадке с участием от 2 до 8 человек.

Дополнительными отличиями способа являются:

- в качестве психомоторных функций контролируют быстроту мыслительных процессов, точность управления движением руками и ногами, лабильность нервных процессов, быстроту одиночного движения и темпа, а также проявление взрывного потенциала,

- перед началом занятий мотивирующими играми и после них выполняются упражнения на деревянных модулях с переменной вибрацией в низкочастотном спектре для нормализации баланса вегетативной нервной систем (ММПБКП),

- технические приемы упрощенной игры в бадминтон производятся поочередно правой и левой руками,

- технические приемы упрощенной игры в теннис-пласт выполняются только двумя руками, а подача - поочередно правой и левой руками и поролоновым мячом,

- технические приемы упрощенной игры в футбол выполняются через сетку поочередно правой и левой ногами,

- технические приемы упрощенной игры в гольф выполняются легкой клюшкой «Р» с конечной целью попадания в мишень диаметром 300 мм, расположенной на расстоянии от 15 м и более.

Предлагаемый способ может использоваться для расширения психофизиологических возможностей человека, профилактики травматизма, омоложения, улучшения работоспособности лиц, работающих с компьютером, реабилитации после больших физических и психоэмоциональных нагрузок в профессиях, связанных с риском, таких, как операторы сложных систем, диспетчеры аэропортов, космонавты, летчики, моряки, военные, профессиональные спортсмены, работники цирка, высотники.

Сущность предлагаемого способа поясняется следующими чертежами.

На Фиг. 1 приведен пример выполнения площадки для игры в упрощенный бадминтона, где 1 - левое поле подач, 2 - правое поле подач, 3 - задняя линия подачи, 4 - центральная линия, 5 - сетка, 6 - передняя линия подачи.

На Фиг. 2, Фиг. 3 и Фиг. 4 приведен пример игры в упрощенный бадминтон «БАД» - высота сетки 1,55 метра.

Фиг. 2 - подачи. При четном счете и нуле подача выполняется снизу справа направо правой рукой. Волан должен попасть в правое поле подач. При нечетном счете подача выполняется снизу слева налево левой рукой. Волан должен попасть в левое поле подач.

Фиг. 3-4 - игра-обмен ударами. Из правой части поля удары выполняются правой рукой до центральной линии. Из левой части поля удары выполняются левой рукой до центральной линии. Примечание: Если центральная линия находится по середине левой и правой ног, удар модно выполнить той рукой, в которой находится ракетка.

На Фиг. 5-8 приведен пример игры в упрощенный теннис-пласт «ТЕН». Высота сетки 1,05 метра

Фиг. 5 - подачи. При четном счете и нуле подача выполняется из-за задней линии правого поля подач в правое. Прием после отскока. Левой, правой руками.

Фиг. 6 - подачи. При нечетном счете подача выполняется из-за задней линии левого поля подач в левое. Прием после отскока. Левой, правой руками

Фиг. 7 - игра-обмен ударами. Из правой и левой частей поля удары выполняются двумя руками.

Фиг. 8 - игра обмен ударами. Возможна игра с лета, но не ближе передней линии подач 2 м от сетки по положению носка впереди стоящей ноги.

На Фиг. 9-11 приведен пример игры в упрощенный футбол «ФУТ».

Фиг. 9 - подачи. При четном счете и нуле подача выполняется из правого поля в правое после отскока. Правой ногой. При нечетном счете подача выполняется из левого поля в левое после отскока. Левой ногой.

Фиг. 10 - игра-обмен ударами. После удара в заднюю часть площадки мяч рационально отработать грудью. Затем мяч может коснуться пола, и удар на сторону соперника левой или правой ногой в зависимости от положения игрока.

Фиг. 11 - игра-обмен ударами. Возможна игра с лета соответствующей ногой. Но этот прием требует мастерства. Возможны ответы головой. Два касания мяча подряд об пол - ошибка.

На Фиг. 12-15 приведены примеры упражнений, которые проводятся перед занятиями мотивирующими играми.

На Фиг. 16-19 приведены примеры упражнений, которые проводятся после занятий мотивирующими играми.

На Фиг. 20 изображен Универсальный многофункциональный тренажер (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов - ММПБКП).

На Фиг. 21 изображен жесткий модуль (виброскамейка) с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов).

На Фиг. 22 изображен гибкий модуль большой (вибродорожка большая) с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов).

На Фиг. 23 изображен гибкий модуль малый (вибродорожка массажная) с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов).

На Фиг. 24 изображено устройство для моделирования ситуаций, предотвращающих травматизм с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов).

На Фиг. 25 изображено устройство для вестибулярного аппарата (вестибулоплатформа) с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов).

В предлагаемом способе улучшения работоспособности человека с применением мотивирующих игр на фоне положительных эмоций происходит слежение за летящим предметом (воланом, мячом), и перед каждым ответным ударом включается механизм рефлекторных и приспособительных реакций. Это является одним из первых шагов формирования навыков предотвращения травматизма, так как количество контактов с летящим объектом находится в пределах от 300 до 700 за одно занятие. В этом случае объем приспособительной реакции находится в тех же пределах. После настройки следует ответный удар, связанный с проявлением взрывного импульса и сопутствующим эффектом расслабления. Известные методы корректировки не могут рассчитывать на такой объем психомоторной работы. И в этом их существенный недостаток.

Мотивирующие игры можно рассматривать как деятельность человека-оператора в трехмерном пространстве. Он воспринимает на «входе» значения отслеживаемого объекта, такие как скорость и поведение на траектории, прогнозируя характер отскока мяча или место приземления волана для подготовки к ответному моторному акту - удару. Способность человека интегрировать и «квантовать» сигналы очень важна, так как она позволяет ему при наличии предсказуемых сигналов, выражающихся в характере вылета мяча или волана с ракетки или ноги соперника, гольф клюшки предвидеть поведение на траектории и место встречи, делая более экономной моторную деятельность, что впоследствии формирует определенные связи в системной работе левого и правого полушарий.

В процессе выполнения мотивирующих игр участвуют все анализаторы.

Основные:

- зрительный,

- осязательный через рецепторы кожи (давление, вибрация),

- двигательный (кинестезия),

- вестибулярный (равновесие),

- слуховой (прямой и созданный с помощью музыкального сопровождения).

Дополнительные:

- обонятельный (ароматизация зала, запах природы, если занятия проводятся на свежем воздухе),

- вкусовой (например, с помощью специальной конфеты, улучшающей мозговое кровообращение).

Таким образом, преимуществами предлагаемого способа являются:

- доступность, поскольку требует площадки небольших размеров,

- рациональная техника передвижения и ударов, поскольку игра идет двумя руками,

- разная скорость полета снарядов расширяет адаптивные характеристики человека,

- в процессе игровой деятельности на фоне положительных эмоций пациенты выполняют от 300 до 700 приспособительно-корректирующих движений перед ответным ударом, что развивает пространственно-временную ориентацию, улучшает работу анализаторов, создавая предпосылки для предотвращения травматизма, улучшает работоспособность человека, развивает важнейшие двигательные качества, предотвращает развитие патологий у контингента людей, работающих с компьютером и страдающих гиподинамией.

Способ осуществляется следующим образом.

После контроля состояния сердечно-сосудистой системы по суммарным показателям PQRST и вегетативного баланса, а также психомоторных функций таких, как быстрота мыслительных процессов, управление движением (точность) левой, правой руками и ногами, лабильность нервных процессов, быстрота одиночного движения и темпа, а также проявление взрывного потенциала, выбирается направленность, объем и интенсивность занятия (тренировочного, восстановительного или коррекционного).

Тренировка (тренировочное занятие).

Цель. Изучение или совершенствование технико-тактических приемов игры или видов спорта.

Восстановительные занятия

Цель. Создание благоприятных предпосылок для запуска механизмов восстановления после больших физических или психоэмоциональных нагрузок в спорте или после глобального переутомления на работе, связанной с компьютером, гиподинамией или однообразной мелкой моторной работой (конвейер).

На восстановительных занятиях увеличивается время настройки к мотивирующей игре. Выбирается более легкий вариант, например теннис-пласт. Поднимается сетка выше игровой нормы на 50 см, уменьшается объем площадки. Данные условия создают предпосылки к более длительному полету мяча и меньшему объему моторной работы. Акцент в игре на комплексное воздействие на анализаторы. Уменьшается время игровой деятельности.

После игр обязательной является восстановительная процедура на жестком деревянном модуле в положении лежа на спине и животе (см. Фиг. 21).

Коррекционные занятия

Цель. Создание условий для восстановления нарушений функции человека, например травма рук или ног. В этом случае в процессе настройки акцент делается на подготовку пораженного звена (рук, ног).

Тип мотивирующей игры выбирается с исключением максимальной нагрузки на пораженную зону. Например, при травме рук или плечевого пояса лучше применить игру ногами или наоборот.

В заключительной восстанавливающей части занятия на гибком модуле (см. Фиг. 10), работающем в низкочастотном спектре, воздействие оказывается и на рефлекторные зоны, находящиеся на стопах ног, ладонях рук и ушных раковинах.

Назначается предварительная настройка организма, исходя из состояния пациентов. Подготовка осуществляется на различных устройствах, выполненных из специальных пород дерева и снабженных синтезатором, воспроизводящем гамму колебаний в низкочастотном спектре. Процедура настройки занимает 10-15 минут и заменяет традиционную разминку.

Настройка проводится на специальных тренажерах, разработанных автором изобретения (Свидетельство РФ на полезную модель №3205) и выпускаемых производственным кооперативом «Сандр».

1. Универсальный многофункциональный тренажер (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов - ММПБКП)

Универсальный многофункциональный тренажер с ММПБПК предназначен для выполнения 500 развивающих и корректирующих упражнений на фоне модуляции мягких природных колебаний (в дальнейшем ММПБПК), оказывающих положительное воздействие на биологические процессы организма человека. Обеспечивает выполнение упражнений с разгруженным позвоночником под различными углами; обеспечивает нормализацию мышечного тонуса; способствует снятию болевого синдрома; позволяет выполнять ударные движения по подвесным мячам ногами, руками, на разной высоте, в положении сидя и стоя. С помощью каната человек может поднимать туловище без напряжения поясничного отдела позвоночника. См. Фиг. 20.

2. Жесткий модуль (виброскамейка) с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов)

Жесткий модуль (виброскамейка) с ММПБПК, вмонтированный в жесткую основу, предназначен для прохождения процедур в различных позах: лежа на животе, на спине, сидя, для скольжения на животе, спине, что оказывает воздействие на ЦНС и вегетативную систему, нормализует мышечный тонус, снимает болевые ощущения. См. Фиг. 21.

Корректор осанки может переставляться под шейный, грудной, поясничный отдел позвоночника и позволяет принять правильную физиологическую позу.

3. Гибкий модуль большой (вибродорожка большая) с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов)

Гибкий модуль большой (вибродорожка большая) с ММПБПК предназначен для выполнения упражнений лежа на вибродорожке на полу, в кресле, на кровати. За счет гибкости конструкции обеспечивает контакт со всеми точками тела человека и позволяет принять правильную позу при нарушениях осанки. Применяется на занятиях ЛФК, перед сеансами массажа для нормализации мышечного тонуса и баланса между симпатикой и парасимпатикой, энурезах, логопедических нарушениях. Позволяет выполнять вибродренаж для больных бронхиальной астмой, бронхолегочными заболеваниями и т.д. См. Фиг. 22.

4. Гибкий модуль малый (вибродорожка массажная) с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов)

Гибкий модуль малый (вибродорожка массажная) с ММПБПК используется на полу, на кресле, на стуле, на кровати, имеет широкий спектр применения в практике различных форм массажа: общего, сегментарного, точечного. Используется при посттравматических контрактурах, нарушениях осанки, остеохондрозах, заболеваниях центральной периферической нервной системы, для улучшения кровообращения, нормализации мышечного тонуса, оказывает противовоспалительное и десенсибилизирующее действие. См. Фиг. 23.

5. Устройство для моделирования ситуаций, предотвращающих травматизм с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов)

Устройство для моделирования ситуаций, предотвращающих травматизм с ММПБКП, предназначено для улучшения координации и ориентации в пространстве, создания предпосылок, предотвращающих травматизм, для проработки передней, средней и задней частей стопы при плоскостопии, посттравматических контрактурах, после переломов. См. Фиг. 24.

6. Устройство для вестибулярного аппарата (вестибулоплатформа) с ММПБКП (модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов)

Устройство для вестибулярного аппарата (вестибулоплатформа) с ММПБКП предназначено для совершенствования вестибулярного аппарата при переносе веса тела вправо-влево, вперед-назад, улучшения функций суставов нижних конечностей, нормализации связочно-суставного аппарата, используется как степ-платформа для отработки ритма шагов. См. Фиг. 25.

Примеры упражнений перед занятиями приведены на Фиг. 12-15.

Примеры упражнений после занятий приведены на Фиг. 16-19.

Среди различных физических факторов, которые применяются в настоящее время для лечебных, восстановительных и профилактических целей /лазерное, ультрафиолетовое, ультразвуковое, электромагнитное и электростимуляционное воздействия/, биомеханическое или вибрационное воздействие является наиболее экологически адекватным способом, оказывающим влияние на различные функциональные системы человека. Еще до рождения плод матери начинает испытывать на себе различные вибрации. В большом числе исследований, проведенных in virtouin vivo, показано удивительно эффективное воздействие вибрации на протекание самых разнообразных витальных функций организма.

Далее с учетом индивидуальных особенностей предлагается настраивающая игра (пояснения необходимо начинать с игры, требующей проявления наименьших психомоторных качеств, например двумя руками - теннис-пласт). Характер игры определяется уровнем координации, необходимым для ведения ответных действий и состоянием сердечно-сосудистой системы.

Экспресс-контроль показывает, что после настраивающей игры с мячом, летящим с определенной скоростью, происходит улучшение состояния по перечисленным параметрам.

Настраивающая игра

Цель. Подготовить организм к играм с более сложной координацией движений. Например, теннис-пласт двумя руками:

- подача снизу двумя руками;

- поднята сетка на 50 см, уменьшена площадка (зона передвижения: шаг влево, вправо, вперед, назад).

Создаются условия для «врабатывания» за счет снижения интенсивности и более длительного полета мяча, увеличивающего время на подготовку к ответному удару.

Далее предлагается цикл мотивирующих игр. При этом, например, в теннис-пласте удары выполняются только двумя руками, кроме подач. В дозированном бадминтоне поочередно правой и левой руками. В футболе через сетку правой и левой ногами. В корректирующем гольфе легкой клюшкой «Р» двумя руками. Набор мотивирующих игр проводится через сетку на компактной площадке (размеры поля 13,40×5,20 соответствуют размерам площадки для бадминтона, на этом пространстве могут играть от 2 до 8 человек).

Разработана методика быстрого освоения технических приемов мотивирующих игр в течение одного занятия приблизительно 45 минут.

Эффект достигается за счет комплексного воздействия на все системы организма человека.

Воздействие на все анализаторы человека и большое число психомоторных действий высокой вариативности, связанных с реакцией выбора на предметы различной массы, летящих со скоростью от 5 до 60 м/сек, с последующим ударным движением по предметам (мячам, воланам) двумя руками ракетками, клюшками различной длины и массы или поочередно левой, правой руками или ногами, создает условия (предпосылки) для нормализации всех систем организма человека. Также развивается и совершенствуется быстрота реакции одиночного движения, концентрация внимания, темп движения, специальная ловкость, взрывная сила, скоростная выносливость, что является важнейшими качествами, улучшающими работоспособность, предотвращающими травматизм и способствующими профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, лабильности, вегетативной и центральной нервной системы человека. В результате у пациентов независимо от возраста существенно возрастает работоспособность в сферах напряженной трудовой деятельности, а также скорость приобретения какого-либо двигательного навыка, улучшаются точностные и временные характеристики и, что важно, реализуется более прочное их запоминание в долгосрочной памяти. На благоприятном фоне и синтезе жизненно важных компонентов происходит «всплеск» активизации синаптических каналов, что значительно повышает быстроту мышления, двигательных актов и точность передач и ударов, например в спортивных играх.

Примеры игр приведены ниже.

Для внедрения разновидности мотивирующих игр в оздоровительную физкультуру и практику спорта необходимо иметь любую площадку, удобную для игры, и элементарный инвентарь: теннисные и бадминтонные ракетки, мячи поролоновые, воланы, мяч футбольный или волейбольный, для корректирующего гольфа мячи с лентами для быстрого нахождения в высокой траве, легкую гольф клюшку «Р» или любые клюшки, применяющиеся во всех видах хоккея (трава, зал, лед).

Примечание. К примеру, на площадке для бадминтона может одновременно играть 4 человека.

Набор игр способствует комплексному развитию двигательных качеств, психофизиологических функций и совершенствованию большинства анализаторов, является профилактическим и реабилитационным средством.

БадТенФут (Первые части слов спортивных игр: бадминтон, теннис, футбол)

Отличие от спортивных игр следующее:

Играют на счет один на один или двое на двое по времени:

- дети младшего возраста - три периода по 5 мин;

- дети среднего возраста - три периода по 10 мин;

- дети старшего школьного возраста - три периода по 15 мин;

- взрослые - три периода по 20 мин.

Корректирующий гольф - отдельная разновидность мотивированных игр и требует индивидуальных соревнований.

Первый период: БАД (высота сетки 1,55 м). Из правого квадрата в правый подавать правой рукой, из левого в левый левой рукой. Далее обмен ударами справа правой рукой, слева - перехват и левой рукой. Положительная физиология: в работу включаются оба полушария и создаются благоприятные предпосылки для улучшения мозгового кровообращения, нормализации всех отделов позвоночника и мышечного и сосудистого тонусов.

Второй период: ТЕН. Сетка опускается до высоты теннисной (1,05 м). Подача подается сверху из-за задней линии. Из правой части правой рукой, из левой части левой рукой. Обмен ударами только двумя руками для симметричной работы мышц туловища. В розыгрыш возможна игра с лета, но только от передней линии подач не ближе чем 2 м от сетки.

Третий период: ФУТ. Игра ногами (сетка высотой 1,05 м). Подача снизу. При этом игрок держит мяч перед собой двумя руками. Выпустив мяч перед собой, после отскока от площадки производится удар по мячу по диагонали из правого квадрата правой ногой, из левого квадрата левой ногой. Затем обмен ударами соответственно правой, левой ногами. Игрок при обмене имеет два удара. Например, принял мяч после отскока, обработав грудью. Для девочек и женщин применяются кисти рук. Затем один отскок от поля и далее удар ногой (правой или левой) или головой на сторону партнера и т.д.

В игре бадтенфут задействованы руки и ноги, сохраняются признаки ударной симметрии, что способствует нормализации мышечного баланса. Совершенствуются анализаторы, улучшаются адаптивные характеристики к летящим и движущимся предметам. Экспериментально отмечено существенное улучшение быстроты мышления, управления движением, всех форм быстроты, ловкости и т.д. Эффект достигается за счет изменения массы ракеток и скорости полета мячей на траектории и воланов.

Например, волан вылетает со струнной поверхности ракетки со скоростью ~60 м/сек, затем резко теряет скорость на траектории; мяч из пластика - 10-15 м/сек. Мяч для игры ногами: из поролона - 15-20 м/сек, волейбольный - 20-25 м/сек, футбольный - 20-30 м/сек. В корректирующем гольфе целесообразно применять мяч специальный мягкий для зала - 18-23 м/сек, жесткий мяч для улицы - 25-80 м/сек.

Более того, формируются положительные предпосылки для занятий впоследствии спортивным бадминтоном, теннисом, футболом, гольфом, хоккеем и другими видами игр.

Счет в трех периодах ведется по времени до ошибки с учетом потери подачи. При равном счете дается один розыгрыш.

Ошибкой является несоблюдение правил ударов левой и правой руками (ногами). Аут, удар в сетку, заступы на заднюю линию при выполнении подач в «Тен», заступ на линию поля подач в «Бад» и «Фут», обманные действия при подаче (замахнулся и не ударил).

Пример 1

Проводились оздоровительные занятия по предлагаемому способу с пациентами санатория «Белые Ночи».

У всех пациентов основной и контрольной групп в программу также включались традиционные курортные методики (водолечение, диетотерапия).

Основная группа состояла из 44 человек в возрасте от 45 до 63 лет. Все пациенты имели заболевания опорно-двигательного аппарата (наиболее частый диагноз - распространенный остеохондроз), у 50% установлены заболевания сердечно-сосудистой системы (ИБС, гипертоническая болезнь, синдром ВСД). Тестирование основных психофизических качеств (выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость, концентрация внимания и быстрота мышления) выявило их нарушение у всех пациентов. Опыт занятий лечебной физкультурой имел лишь один пациент. В качестве контроля проводили наблюдения за пациентами того же возраста, проходившими реабилитацию в санатории по традиционным программам.

Комплексное исследование проводилось в начале и в конце двухнедельного цикла реабилитации. Оперативная диагностика осуществлялась ежедневно в ходе занятий. Определялся также уровень силы и силовой выносливости, обеспечивающий предотвращение травматизма. К ним отнесли силу мышц рук, ног, туловища, а также комплексное проявление этих качеств в имитационном тесте на травматическую или аварийную ситуацию. Регистрировалось время и качество выполнения движений.

У всех пациентов основной группы отмечено достоверное улучшение показателей, характеризующих управление движением правой и левой рук (P<0,01). Данные показатели в нижних конечностях также достоверно улучшились по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе (P<0,05). Очевидно, это было достигнуто за счет включения в ударном движении большого числа мышечных групп. Игры протекали на уровне положительного эмоционального фона: зеленые газоны, сосны, залив, большой светлый зал.

Наблюдался прогрессивный прирост результатов в быстроте мыслительных процессов (P<0,05) на раздражители, движущиеся бессистемно и с разной скоростью. Такая тенденция связана с тем, что в течение дня пациенты выполняли большое количество ударных движений и слежений за летящими мячами, воланом, мячом с лентой для гольфа, двигающимся на траектории с разной скоростью. Вариативно-приспособительные реакции по принятию решений на местности со сложным природным рельефом: кусты, деревья, холмы, песок и т.д., значительно расширили уровень восприятия зрительного, слухового, двигательного и вестибулярного анализаторов, что позволило сформировать новые доминанты в соответствующих центрах головного мозга. В 80% случаев наметилась тенденция улучшения лабильности нервных процессов. При оценке физических качеств отмечена положительная динамика в приросте взрывного потенциала рук и ног. Однако наиболее существенные сдвиги обнаружены в улучшении силы мышц туловища (P<0,05), что связано с выполнением ударных движений, эффективность которых зависит от «ударного импульса», невозможного без хорошего расслабления и согласованной работы рук, туловища, ног.

Обострений основного и сопутствующего заболеваний в ходе реализации программы не отмечено ни у одного пациента. По данным ретроспективного опроса улучшение самочувствия в течение 2 месяцев после окончания цикла реабилитации отмечали 60% пациентов. Следовательно, по результатам курса реабилитации, был также достигнут положительный отсроченный эффект.

Программируемость лечебных эффектов, достигаемых с помощью включенных в апробированную программу методов реабилитации, позволяет рекомендовать их к широкому использованию в практике работы санаторных учреждений, домов отдыха, школ, вузов, спортивных клубов.

Пример 2

Известно, что спорт связан с физической и психоэмоциональной перегрузками, что вызывает развитие патологий и травматизма различного характера. Мало времени уделяется профилактике состояния опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата.

Внедрение мотивирующих игр, в том числе упрощенного гольфа, значительно уменьшает нагрузку (по сравнению с основным видом спорта), в то же время позволяет сохранить стабильность двигательных навыков, а в ряде случаев совершенствовать тонкую координацию и согласованность в работе различных анализаторов.

После ответственных соревнований в игровых видах спорта, в частности в футболе, тяжелой атлетике, боксе, на восстановительных учебно-тренировочных сборах применялся корректирующий гольф. Переключение с одного вида деятельности (игра ногами) на другой, где работают синхронно обе руки, более высокая скорость полета мяча (футбольный мяч летит со скоростью 20-25 м/сек, гольф мяч - 60-120 м/сек), решение точностной задачи на местности (удары в мишень ⌀200 мм), положительный эмоциональный фон в игре без жесткой установки на победу - все эти факторы создавали предпосылки для лучшего восстановления (данные кардиоанализатора и психомоторных функций), достоверно улучшились в группе из 36 спортсменов разных видов.

Работа с членами сборной России по тяжелой атлетике на учебно-тренировочном сборе показала улучшение способности к расслаблению после 10 занятий мотивирующим гольфом. Это выражалось по показателю «импульс взрывной силы», регистрируемому на специальном устройстве. Не секрет, что проблема расслабления в тяжелой атлетике актуально в связи с выполняемым большим объемом работы, связанным с развитием общей силы (см. таблицу 1).

Впервые сопоставлены результаты боксеров, находящихся в тех же весовых категориях, и также впервые прошедших десятидневный курс на восстановительных учебно-тренировочных сборах с результатами тяжелоатлетов - членов сборной России.

Во всех случаях тестирование проводилось клюшкой Айрон №6. Измерялась длина полета мяча со стартовой линии.

Анализ полученных результатов показал, что уровень (глубина) расслабления у штангистов гораздо ниже в исходном уровне, чем у боксеров той же весовой категории на 27 условных единиц, определяющих проявление взрывного потенциала. Прирост проявления взрывной силы после занятий корректирующим гольфом составил у штангистов 50%, у боксеров 25%, разница объясняется видом спорта. В боксе без первоначальной способности проявлять взрыв (силу удара) делать нечего, ждет разочарование и постоянное сотрясение мозга. Поэтому первоначальный отбор определяет исходное тестирование с помощью инструментальных методик и спарингов на ринге.

Футбол приведен для сравнения, но необходимо отметить, что ударный взрывной потенциал рукой у футболистов весьма незначителен, что объясняется слабостью мышц туловища и согласованностью работы ног, туловища, рук.

Вывод. Мотивирующий гольф вследствие комплексного воздействия и ударного эффекта (импульс напряжения - полное расслабление) оказывает положительное влияние на развитие взрывной силы.

Похожие патенты RU2601102C2

название год авторы номер документа
Тренажер для обучения и совершенствования техники подач в теннисе 2021
  • Рыбаков Дмитрий Петрович
RU2762372C1
СПОСОБ ГАРМОНИЧНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 2018
  • Дорофеев Александр Анатольевич
RU2737997C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЖИМА ТРЕНИРОВКИ 1992
  • Рыбаков Дмитрий Петрович
RU2079320C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ВЕСТИБУЛЯРНЫМИ ГОЛОВОКРУЖЕНИЯМИ 2019
  • Воронов Виктор Алексеевич
  • Демиденко Диана Юрьевна
  • Левин Сергей Владимирович
  • Левина Елена Алексеевна
  • Артюшкин Сергей Анатольевич
  • Полынцева Алина Сергеевна
  • Пилипчак Сергей Васильевич
RU2722881C1
Способ лечения пациентов с вестибулярными головокружениями 2023
  • Воронов Виктор Алексеевич
  • Демиденко Диана Юрьевна
  • Артюшкин Сергей Анатольевич
  • Левин Сергей Владимирович
  • Артюшкина Валентина Кузьминична
  • Константинов Александр Олегович
  • Норкин Владислав Дмитриевич
RU2814030C1
СПОСОБ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПАЦИЕНТА 2021
  • Клочков Антон Сергеевич
  • Хижникова Анастасия Евгеньевна
  • Котов-Смоленский Артем Михайлович
  • Ивлева Екатерина Сергеевна
  • Супонева Наталья Александровна
  • Пирадов Михаил Александрович
  • Козлов Максим Александрович
  • Храмцов Алексей Михайлович
  • Пацера Александр Игоревич
  • Крыга Денис Владимирович
RU2781674C1
Способ реабилитации детей с неврологическими осложнениями, связанными с химиотерапией при остром лимфобластном лейкозе 2022
  • Корякина Оксана Валерьевна
  • Москвина Екатерина Юрьевна
  • Ковтун Ольга Петровна
  • Фечина Лариса Геннадьевна
  • Казаева Александра Вячеславовна
RU2789174C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ИГРЕ В БАДМИНТОН 2016
  • Таштариан Масуд
RU2639575C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНА 2007
  • Варинов Владислав Владимирович
  • Коновалова Нина Геннадьевна
RU2344759C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В БАДМИНТОНЕ 2012
  • Закамский Андрей Валентинович
  • Песошина Светлана Игоревна
  • Полевщиков Михаил Михайлович
  • Роженцов Валерий Витальевич
RU2490046C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 601 102 C2

Реферат патента 2016 года СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания и может быть использовано для улучшения работоспособности человека. Проводят занятия мотивирующими играми, направленными на восстановление работоспособности. Занятия проводят под контролем суммарных показателей PQRST и вегетативного баланса, а также психомоторных функций. Занятия представляют собой мотивирующие игры в виде фрагментов спортивных игр с упрощенной техникой, доступной для быстрого освоения: бадминтон, и/или теннис-пласт, и/или футбол, и/или гольф. Мотивирующие игры проводят через сетку в зале или на улице, на компактной площадке с участием от 2 до 8 человек. Способ позволяет эффективно улучшить работоспособность человека за счет комплексного воздействия на организм человека мотивирующих игр. 6 з.п. ф-лы, 25 ил., 1 табл., 2 пр.

Формула изобретения RU 2 601 102 C2

1. Способ улучшения работоспособности человека, включающий проведение занятий мотивирующими играми, направленными на восстановление работоспособности, отличающийся тем, что занятия проводят под контролем суммарных показателей PQRST и вегетативного баланса, а также психомоторных функций, осуществляя комплексное воздействие на организм человека, для чего занятия представляют собой мотивирующие игры в виде фрагментов спортивных игр с упрощенной техникой, доступной для быстрого освоения: бадминтон, и/или теннис-пласт, и/или футбол, и/или гольф, причем эти игры проводят через сетку в зале или на улице, на компактной площадке с участием от 2 до 8 человек.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве психомоторных функций контролируют быстроту мыслительных процессов, точность управления движением руками и ногами, лабильность нервных процессов, быстроту одиночного движения и темпа, а также проявление взрывного потенциала.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед началом занятий мотивирующими играми и после них выполняют упражнения на деревянных модулях с переменной вибрацией в низкочастотном спектре для нормализации баланса вегетативной нервной системы (ММПБКП).

4. Способ по п. 1. отличающийся тем, что технические приемы упрощенной игры в бадминтон производят поочередно правой и левой руками.

5. Способ по п. 1. отличающийся тем, что технические приемы упрощенной игры в теннис-пласт выполняют только двумя руками, а подача - поочередно правой и левой руками и поролоновым мячом.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что технические приемы упрощенной игры в футбол выполняют через сетку поочередно правой и левой ногами.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что технические приемы упрощенной игры в гольф выполняют легкой клюшкой «Р» с конечной целью попадания в мишень диаметром 300 мм, расположенной на расстоянии от 15 м и более.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2601102C2

БОЙКОВ А.Н
Современные подходы к управлению психофизиологическими качествами пациентов на санаторном этапе реабилитации
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И СОПРЯЖЕННОГО ВЗАИМОЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА НА МОТИВАЦИОННОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ОСНОВАХ 2007
  • Афанасенко Василий Васильевич
  • Черкесов Тимур Юрьевич
  • Черкесова Вера Петровна
  • Пискунова Елена Витальевна
RU2361523C2
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И СОПРЯЖЕННОГО ВЗАИМОЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Черкесов Ю.Т.
  • Афанасенко В.В.
  • Кураев Г.А.
  • Харенко С.А.
  • Давыдов Ю.В.
  • Черкесов Т.Ю.
  • Козлов С.И.
RU2238765C2
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ИГРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОГНИТИВНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЭТОГО УСТРОЙСТВА 2001
  • Утолин К.В.
RU2184396C1
ТУМАНОВА Н.П
Опыт применения тренажерно-информационой системы "Тиса" в санаторных условиях
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

RU 2 601 102 C2

Авторы

Рыбаков Дмитрий Петрович

Даты

2016-10-27Публикация

2014-12-25Подача