Изобретение относится к конструкции системы хранения природного газа в адсорбированном виде. Изобретение представляет собой бортовой адсорбционный аккумулятор конформной конструкции, имеющей внутренние соты, с системой терморегулирования, внутренний объем которого заполнен блоками формованного адсорбента. Данный адсорбционный аккумулятор используется в качестве емкости для аккумулирования природного газа на борту транспортного средства и выдачи природного газа на двигатель внутреннего сгорания транспортного средства.
Использование природного газа в качестве топлива на автомобильном транспорте приводит к более низкому выделению таких компонентов как CO, NOx и CO2 при его сгорании, что выделяет природный газ в качестве наиболее экологически чистого углеводородного топлива по сравнению с нефтепродуктами. Другим достоинством природного газа в качестве автомобильного топлива является его более низкая стоимость по сравнению с бензином или дизельным топливом.
Основным препятствием для использования природного газа на транспорте является несовершенство систем хранения. В настоящее время наибольшее распространение получили системы компримированного природного газа (КПГ), в которых газ сжимается до давлений 20 МПа и выше и закачивается в цельнометаллические или металлокомпозитные баллоны высокого давления, а также значительно более дорогие системы сжиженного природного газа (СПГ), отличающиеся повышенным количеством запасаемого газа, но при этом требующих высоких мер безопасности, связанных с дренажем испаряющегося природного газа и работой при криогенных температурах.
Технология адсорбированного природного газа (АПГ) является перспективной безопасной и энергоэффективной альтернативой традиционным технологиям хранения КПГ и СПГ, в том числе, и на транспортных средствах. В отличие от технологий КПГ и СПГ технология АПГ имеет ряд существенных преимуществ, в частности, высокую энергоэффективность за счет отсутствия экстремально высоких давлений и криогенных температур, а также повышенную пожаровзрывобезопасность за счет «связанного состояния» молекул газа с поверхностью адсорбента и работы при низких давлениях. Низкие давления также позволяют создавать адсорбционные аккумуляторы нестандартной формы для более эффективного использования пространства в транспортном средстве. Одними из ключевых препятствий на пути использования АПГ являются тепловые эффекты адсорбции и десорбции, приводящие к скачкам температуры и потерям в емкости адсорбционной системы [Strizhenov, E.M.; Chugaev, S.S.; Men’shchikov, I.E.; Shkolin, A.V.; Zherdev, A.A. Heat and mass transfer in an adsorbed natural gas storage system filled with monolithic carbon adsorbent during circulating gas charging. Nanomaterials 2021, 11, 3274], а также накопление высококипящих углеводородов C2+ в адсорбенте системы при циклическом режиме ее работы [Shkolin, A.V.; Strizhenov, E.M.; Chugaev, S.S.; Men’shchikov, I.E.; Gaidamavichute, V.V.; Grinchenko, A.E.; Zherdev, A.A. Natural Gas Storage Filled with Peat-Derived Carbon Adsorbent: Influence of Nonisothermal Effects and Ethane Impurities on the Storage Cycle. Nanomaterials 2022, 12, 4066], что в совокупности приводит к снижению пробега транспортного средства. Все это требует разработки новых подходов к созданию терморегулируемых адсорбционных аккумуляторов оптимальной формы.
Известно, что для обеспечения прочностных характеристик сосуды высокого давления чаще всего изготавливают цилиндрическими и сферическими, реже тороидальными. Эта конструктивная особенность обеспечивает равномерное распределение нагрузки от внутреннего давления на оболочку, а также снижает количество концентраторов напряжений, что позволяет сделать стенки сосудов более тонкими и, как следствие, менее металлоёмкими. Однако, цилиндрическая и сферическая формы сосудов, являющиеся основными для хранения газов при высоких давлениях, обладают одним важным недостатком. Цилиндрические и сферические резервуары, занимая объём пространства, форма и габариты которого соответствуют прямоугольному параллелепипеду, приводят к потере в полезном объёме на величину около 25 и 50 % соответственно.
Патенты US4522159A и US4523548A являются одними из первых документов, в которых предлагается схема газо-топливной системы питания автомобиля на основе технологии адсорбированного природного газа. Авторы схемы предлагают располагать баллоны с адсорбентом в багажном отделении, под сиденьем, а также на месте расположения топливного бака с бензином. В качестве сосудов высокого давления предполагается использовать стандартные газовые баллоны высокого давления, в которые непосредственно засыпается адсорбционный материал. Все адсорбционные аккумуляторы в схеме соединяются в общую сеть посредством газовой рампы-распределителя. Недостатками данной схемы являются отсутствие систем терморегулирования, а также высокие массо-габаритные характеристики системы. Стоит также отметить, что адсорбент в исходном рассыпном виде обладает относительно невысокой объемной емкостью по метану (природному газу) и подвержен пылению, которое может оказывать негативное влияние на стабильное функционирование различных элементов газо-топливной системы питания автомобиля.
В патенте на полезную модель № 163685 «Адсорбционный аккумулятор природного газа» предлагается конструкция устройства, предназначенного для хранения природного газа на автотранспортном средстве и выдачи газа для питания двигателя внутреннего сгорания. Адсорбционный аккумулятор содержит цилиндрический корпус, заполненный адсорбентом и закрытый с торцов крышками с установленными входным и выходным патрубками. При этом в качестве адсорбента используется микропористый активированный уголь, спрессованный в виде дисков со сквозными отверстиями, предназначенными для снижения затрат энергии на продувку газа через слой адсорбента для его терморегулирования при заправке и выдаче газа из системы. Основными недостатками этого аккумулятора объемом 52 литра являются его высокие массо-габаритные характеристики, что осложняет использование свободного полезного пространства а автомобиле. Из-за использования формованных моноблоков адсорбента вкупе с металлическим или металлокомпозитным корпусом масса аккумулятора превышает массу стандартных баллонов КПГ.
Для обеспечения высокой эффективности бортовой системы АПГ по удельным объёмным характеристикам, а также по габаритным параметрам необходима разработка адсорбционных аккумуляторов специальной конструкции.
Так в работе [Nie, Z.; Lin, Y.; Jin, X. Research on the theory and application of adsorbed natural gas used in new energy vehicles: A review. Front. Mech. Eng. 2016, 11, 258-274] представлена концептуальная модель корпуса бортовой системы, выполненного в виде сварного массива секторов цилиндров (полутруб), что обеспечивает требуемые прочностные характеристики. Вертикальные рёбра внутри корпуса выполняют роль упрочняющих элементов, препятствующих «вздутию» адсорбера, а также функцию направляющих сот для блоков адсорбционного материала и теплоотводящего оребрения, что не менее важно, так как процесс заправки/выдачи газа сопровождается выделением/поглощением теплоты. Корпус аккумулятора выполнен в форме плоской плиты, что обеспечивает высокие эргономические характеристики резервуара для расположения, например, в багажном отсеке автомобиля, не снижая его полезный объём. Одним из первых опытных образцов бортовой системы АПГ подобной конструкции стала система, разработанная группой AGLARG (Atlanta Gas Light Adsorbent Research Group). В работе [Pfeifer, P.; Little, R.; Rash, T.; Romanos, J.; Maland, B. Advanced Natural Gas Fuel Tank Project. Columbia. 2016] показано, что эта конструкция изделия была изготовлена из алюминиевого сплава путём экструзии, а рабочее давление варьировалось в интервале от 3,5 до 4 МПа. В качестве адсорбционного материала использовался активный уголь, синтезированный из косточек персика в качестве исходного сырья. К недостаткам аккумулятора следует отнести высокую трудоёмкость и стоимость изготовления изделия.
В работе [Xu, H; Lin, Y. Optimal Design of Conformable Adsorbed Natural Gas Tank. University of Missouri Project Report. 2013] описан адсорбционный аккумулятор, изготовленный путём сварки металлических цилиндрических частей между собой, при этом для дополнительного упрочнения изделия был предусмотрен усиливающий пояс из композиционного материала. К недостатку такой конструкции следует отнести снижение теплоотдачи, что связано с более низкой теплопроводностью композитной оболочки по сравнению с металлической.
В патенте US0166664A1 представлена конструкция конформного резервуара, который состоит из корпуса, имеющего плоские верхнюю и нижнюю стенки, соединённые цилиндрическими боковинами, и пары противоположных закруглённых со всех сторон крышек. В качестве усиливающих элементов, предотвращающих «вздутие» плоских стенок корпуса адсорбера, предусмотрена установка усиливающих штанг. Недостатком конструкции является отсутствие системы терморегулирования.
В работах [Prosniewski, M.J.; Rash, T.A.; Knight, E.W.; Gillespie, A.K.; Stalla, D.; Schulz, C.J.; Pfeifer, P. Controlled charge and discharge of a 40-L monolithic adsorbed natural gas tank. Adsorption 2018, 24, 541-550] и [Prosniewski, M.; Rash, T.; Romanos, J.; Gillespie, A.; Stalla, D.; Knight, E.; Smith, A.; Pfeifer, P. Effect of cycling and thermal control on the storage and dynamics of a 40-L monolithic adsorbed natural gas tank. Fuel 2019, 244, 447-453] авторами исследуется терморегулируемая стальная сотовая конструкция полноразмерного адсорбера объемом 40 литров, заполненного на 94 % углеродными монолитами суммарной массой 21 кг. Авторы отмечают, что более тонкие стенки данной конструкции делают накопитель легче, чем современные резервуары для КПГ типа 1 и 2, а также дешевле, чем резервуары типа 3 и 4 на основе углеродного волокна. Также авторы делают вывод, что терморегулирование адсорбционной системы (нагрев при выдаче газа) обеспечивает меньшую потерю емкости за счет накопления этана при циклической работе системы по сравнению с режимом ее работы без терморегулирования. Важной конструктивной особенностью сосуда является разъёмное фланцевое присоединение боковых крышек к корпусу, что вызывает ряд сомнений с точки зрения обеспечения герметичности системы.
Наиболее близким по сути и достигаемому результату является патент США US9440529B2, в котором представлены различные варианты конструкций конформного резервуара для адсорбционного хранения природного газа с помощью углеродных адсорбентов или металл-органических каркасных структур (MOF) при пониженных давлениях или хранения водорода в виде сложных гидридов металлов. Предложенный конформный газовый аккумулятор включает в себя корпус, который имеет внешние стенки, окружающие внутреннюю часть. Первая и вторая стенки основания разнесены в направлении вдоль нормальной оси, боковые стенки проходят между стенками основания и разнесены в направлении вдоль поперечной оси, а торцевые стенки проходят между стенками основания и боковыми стенками и разнесены друг от друга в направлении вдоль продольной оси. Внутренние стенки разделяют внутреннее пространство и проходят в направлении между стенками основания и торцевыми стенками и разнесены в направлении вдоль поперечной оси. Внутренние стенки образуют продолговатые сквозные каналы, проходящие продольно между торцевыми стенками. В каналах расположен газоаккумулирующий материал, а вдоль по крайней мере одного из каналов и через газоаккумулирующий материал проходит газопроницаемый канал. Основной корпус конформного резервуара представляет собой штампованный или отлитый под давлением цельный компонент, который имеет вход для газа, включающий в себя газопроницаемый канал, и выход для газа.
Основным недостатком предложенных конструкций является отсутствие системы терморегулирования, позволяющей охлаждать резервуар при его заправке, увеличивая полную емкость системы (количество заправленного газа), и нагревать его при выдаче газа, увеличивая активную емкость (количество выдаваемого газа) и осуществляя частичную борьбу с накоплением примесных углеводородов C2+, что позволило бы увеличить количество циклов использования адсорбционного аккумулятора без снижения его активной емкости и привело бы в итоге к увеличению пробега транспортного средства. Также существенным недостатком прототипа является наличие продольных каналов внутри газового аккумулятора, которые снижают внутренний полезный объем, заполненный газоаккумулирующим материалом, что в свою очередь снижает потенциальное количество заправляемого и соответственно выдаваемого газа на двигатель транспортного средства. Кроме этого недостатком предложенного изобретения является то, что его авторы предлагают использовать данные конформные резервуары в качестве конструкции опорной части шасси транспортного средства, что вызывает вопросы, связанные с безопасностью такого подхода.
Решение указанных выше проблем возможно с помощью использования конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа, имеющего систему терморегулирования, внутренняя сотовая конструкция которого заполнена высокоплотным моноблочным нанопористым адсорбционным материалом, в качестве которого могут быть использованы углеродные и полимерные адсорбенты, металл-органические каркасные структуры и композитные адсорбционные материалы.
Целью настоящего изобретения является создание бортового адсорбционного аккумулятора природного газа конформной конструкции, обеспечивающего эффективное хранение природного газа на борту транспортного средства, эффективную заправку и выдачу природного газа на двигатель внутреннего сгорания транспортного средства, обладающего сравнительно небольшими массогабаритными характеристиками, удобством эксплуатации и повышенной пожаро- и взрывобезопасностью по сравнению с существующими системами хранения природного газа, и который может быть размещен в багажнике или различных нишах свободного пространства транспортного средства.
Техническим результатом заявляемого изобретения является существенное снижение массы корпуса адсорбционного газового аккумулятора по сравнению с традиционными газовыми аккумуляторами цилиндрической формы, способного эксплуатироваться в общепромышленном интервале температур от минус 40 до плюс 50 °С, с рабочим давлением до 8 МПа, способного выдерживать температуры до 120 °С, обладающего повышенной пожаро-взрывобезопасностью, имеющего специальный кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства для терморегулирования адсорбционного газового аккумулятора при его заправке природным газом (метаном), что позволяет увеличить его полную емкость по сравнению с заправкой без терморегулирования и увеличить активную емкость при выдаче природного газа (метана) из адсорбционного газового аккумулятора по сравнению с выдачей без терморегулирования и обладающего повышенной эргономичностью за счет возможности его оптимального размещения в багажнике или различных нишах свободного пространства транспортного средства по сравнению с традиционными цилиндрическими или сферическими газовыми резервуарами.
Технический результат достигается тем, что бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции содержит внутренние соты, заполненные формованными высокоплотными блоками адсорбционного нанопористого материала, соответствующими форме сот, форма центральных сот представляет собой параллелепипеды со скругленными краями, а форма двух крайних сот - сочетание полупараллелепипеда со скругленными краями и полуцилиндра, также содержит кожух теплоносителя, через который циркулирует теплоноситель системы охлаждения двигателя транспортного средства, содержащий штуцеры ввода и вывода теплоносителя. Штуцера для входа и выхода теплоносителя расположены диагонально противоположно. Формованные высокоплотные блоки адсорбционного нанопористого материала содержат сквозные каналы круглой или щелевидной формы.
Конструкция внутренних сот образуется с помощью прямых двутавров, элементов в виде полутрубы и торцевых крышек, содержащих штуцеры ввода и вывода газа. Конструкция внутренних сот может образовываться с помощью фигурных двутавров, элементов в виде полутрубы и фигурных торцевых крышек, содержащих штуцеры ввода и вывода газа. Штуцеры для входа и выхода газа расположены диагонально противоположно.
Кожух теплоносителя может быть секционным, который содержит два дополнительных штуцера теплоносителя, соединяющие секции кожуха теплоносителя между собой с помощью магистрали теплоносителя.
Сущность заявленного изобретения поясняется подробным описанием, примерами и фигурами, на которых изображено:
на фиг.1 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - изометрия;
б - главный вид в разрезе;
в - вид слева;
г - вид сверху;
1 - прямой двутавр,
2 - полутруба
3 - формованный высокоплотный блок адсорбционного нанопористого материала;
4 - прямая торцевая крышка;
5 - перегородка для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
6 - стенка для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
7 - кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
8 - штуцер для входа/выхода газа;
9 - штуцер для входа/выхода теплоносителя;
на фиг. 2 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства: конструкция внутренних сот;
на фиг. 3 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз прямого двутавра;
б - эскиз полутрубы;
в - места сварки прямых двутавров (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
г - места сварки элементов виде полутрубы (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 4 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства: установка формованных высокоплотных блоков адсорбционного нанопористого материала в соты конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа;
на фиг.5 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз прямой торцевой крышки;
б - места приварки прямых торцевых крышек к торцам конструкции сот бортового адсорбционного газового аккумулятора (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости и правой части конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости и левой части конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 6 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз перегородки для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки перегородок для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 7 - Эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз стенки для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости и передней части конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости и задней части конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 8 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней правой плоскости и передней правой части конструкции, аналогичные места сварки в нижней правой плоскости и задней правой части конструкции на рисунке не показаны, аналогичные места сварки в верхней и нижней левых плоскостях, передней и задней левых частях конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 9 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскизы штуцеров для входа/выхода газа;
б - эскизы штуцеров для входа/выхода теплоносителя;
в - места приварки штуцеров для входа/выхода газа и теплоносителя (показаны черными пунктирными линиями в передней правой части конструкции, аналогичные места сварки в задней правой части конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 10 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - изометрия;
б - главный вид в разрезе;
в - вид слева;
г - вид сверху;
8 - штуцер для входа/выхода газа;
9 - штуцер для входа/выхода теплоносителя;
10 - фигурный двутавр;
11 - полутруба;
12 - формованный высокоплотный блок адсорбционного нанопористого материала;
13 - фигурная торцевая крышка;
14 - стенка для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
15 - кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
на фиг. 11 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз фигурного двутавра;
б - эскиз полутрубы;
в - места сварки фигурных двутавров (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
г - места сварки элементов в виде полутрубы (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 12 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства: установка формованных высокоплотных блоков адсорбционного нанопористого материала в соты конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа;
на фиг. 13 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз фигурной торцевой крышки;
б - места приварки фигурных торцевых крышек к торцам конструкции сот бортового адсорбционного газового аккумулятора (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости и правой части конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости и левой части конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 14 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз стенки для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в передней части конструкции, аналогичные места сварки в задней части конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 15 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней правой плоскости и передней правой части конструкции, аналогичные места сварки в нижней правой плоскости и задней правой части конструкции на рисунке не показаны, аналогичные места сварки в верхней и нижней левых плоскостях, передней и задней левых частях конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 16 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров со сплошным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства: места приварки штуцеров для входа/выхода газа и теплоносителя (показаны черными пунктирными линиями в передней правой части конструкции, аналогичные места сварки в задней правой части конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 17 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - изометрия;
б - главный вид в разрезе;
г - вид слева;
г - вид сверху;
1 - прямой двутавр;
2 - полутруба;
3 - формованный высокоплотный блок адсорбционного нанопористого материала;
4 - прямая торцевая крышка;
8 - штуцер для входа/выхода газа;
9 - штуцер для входа/выхода теплоносителя;
16 - перегородка для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
17 - стенка для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
18 - кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
19 - штуцер теплоносителя, для подключения магистрали теплоносителя, соединяющей оба кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
на фиг. 18 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз перегородки для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки перегородок для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 19 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз стенки для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 20 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 21 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе прямых двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства: места приварки штуцеров для входа/выхода теплоносителя (показаны черными пунктирными линиями в передней правой части конструкции, аналогичные места сварки в задней правой части конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 22 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - изометрия;
б - главный вид в разрезе;
в - вид слева;
г - вид сверху;
8 - штуцер для входа/выхода газа;
9 - штуцер для входа/выхода теплоносителя;
10 - фигурный двутавр;
11 - полутруба;
12 - формованный высокоплотный блок адсорбционного нанопористого материала;
13 - фигурная торцевая крышка;
18 - кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
19 - штуцер теплоносителя, для подключения магистрали теплоносителя, соединяющей оба кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
20 - перегородка для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
21 - стенка для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
на фиг. 23 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз перегородки для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки перегородок для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 24 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз стенки для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 25 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, где:
а - эскиз кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства;
б - места приварки кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства (показаны черными пунктирными линиями в верхней плоскости конструкции, аналогичные места сварки в нижней плоскости конструкции на рисунке не показаны);
на фиг. 26 - эскиз конструкции конформного бортового адсорбционного аккумулятора природного газа на основе фигурных двутавров с секционным кожухом теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства: места приварки штуцеров для входа/выхода теплоносителя (показаны черными пунктирными линиями в передней правой части конструкции, аналогичные места сварки в задней правой части конструкции на рисунке не показаны).
Адсорбционный аккумулятор природного газа, характеризующийся тем, что он имеет конформную конструкцию с внутренними сотами для сглаживания неравномерности напряжений на стенках резервуара из-за избыточного давления газовой среды, которые заполняются формованными высокоплотными блоками адсорбционного нанопористого материала, соответствующими форме сот, обладающего повышенной пожаро-взрывобезопасностью за счет за счет «связанного состояния» молекул газа с поверхностью адсорбента и работы при низких давлениях. Конструкция сот образуется с помощью сварки прямых или фигурных двутавров и элементов в виде полутрубы, изготовленных из стали или алюминиевого сплава, закрывающаяся с обеих сторон торцевыми крышками в случае использования прямых двутавров или фигурными торцевыми крышками в случае использования фигурных двутавров. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции характеризуется тем, что имеет кожух, через который циркулирует теплоноситель системы охлаждения двигателя транспортного средства для осуществления терморегулирования - охлаждения газового аккумулятора при заправке с помощью подключения к охлаждающему теплоноситель системы охлаждения двигателя транспортного средства устройству на заправочной станции, что позволяет увеличить полную емкость системы (количество заправленного газа), и нагрева газового аккумулятора при выдаче газа на двигатель внутреннего сгорания транспортного средства, что позволяет увеличить его активную емкость (количество выдаваемого газа) и осуществлять эффективную борьбу с накоплением высококипящих углеводородов в моноблочном адсорбенте бортового адсорбционного аккумулятора природного газа, которая позволяет увеличить количество циклов использования газового аккумулятора без снижения его активной емкости, что в совокупности приводит к увеличению пробега транспортного средства. Кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства бортового адсорбционного аккумулятора природного газа конформной конструкции может быть как секционным, закрывающим только верхнюю и нижнюю плоскости газового аккумулятора, так и сплошным, закрывающим помимо верхней и нижней его плоскостей еще и торцевые крышки, что дополнительно увеличивает площадь терморегулируемой поверхности бортового адсорбционного аккумулятора природного газа. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции характеризуется тем, что имеет один штуцер для входа газа и один штуцер для выхода газа, а также один штуцер для входа теплоносителя и один штуцер для выхода теплоносителя в случае сплошного кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, а также два дополнительных штуцера теплоносителя, соединяющие две части кожуха теплоносителя между собой с помощью магистрали теплоносителя в случае секционного кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства. Формованные высокоплотные блоки адсорбционного нанопористого материала содержат сквозные каналы круглой или щелевидной формы для интенсификации теплообмена и снижения гидравлических потерь при циркуляции природного газа через слой моноблочного адсорбента в процессе заправки природным газом (метаном) бортового адсорбционного аккумулятора природного газа конформной конструкции.
Пример 1.
Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции, фиг. 1, объемом 58 литров, рабочим давлением 8 МПа, имеющий корпус в виде сотовой конструкции для сглаживания неравномерности напряжений на стенках резервуара из-за избыточного давления газовой среды, четыре центральные соты которой представляют собой параллелепипеды со скругленными краями, а две крайние соты - сочетание полупараллелепипеда со скругленными краями и полуцилиндра, фиг. 2. Четыре центральные соты бортового адсорбционного аккумулятора природного газа образуются с помощью сварки пяти прямых двутавров, изготовленных из стали или алюминиевого сплава, а две крайние соты образуются путем приварки элементов в виде полутрубы к крайним прямым двутаврам уже сваренной конструкции из пяти прямых двутавров, фиг. 3. Соты бортового адсорбционного аккумулятора природного газа заполняются формованными высокоплотными блоками адсорбционного нанопористого материала. Адсорбционные моноблоки максимально близко повторяют форму внутренних сот конструкции газового аккумулятора, фиг. 4. К торцам конструкции сот бортового адсорбционного аккумулятора природного газа, образованной прямыми двутаврами и полутрубами, привариваются две прямые торцевые крышки, каждая из которых имеет отверстие для входа/выхода природного газа, фиг. 5. Сварка осуществляется по всему периметру стыка прямых торцевых крышек и конструкции сот газового аккумулятора. При этом в местах сварки между адсорбционным материалом и корпусом газового аккумулятора закладываются термоизоляционные прокладки для предотвращения разрушения адсорбционного материала за счет высокой температуры нагрева при сварке. К верхней и нижней плоскостям корпуса бортового адсорбционного аккумулятора природного газа привариваются по четыре перегородки для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 6. Сварка осуществляется по всему периметру стыка перегородок и корпуса газового аккумулятора. Далее осуществляется приварка стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства с обеих сторон корпуса бортового адсорбционного аккумулятора природного газа вдоль линии сварки крайних прямых двутавров и элементов в виде полутрубы, фиг. 7. Стенки для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства полностью повторяют контур корпуса газового аккумулятора. Сварка осуществляется по всему периметру стыка стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, прямых торцевых крышек и конструкции сот бортового адсорбционного аккумулятора природного газа с каждой из двух сторон стенок. К стенкам кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства приваривается кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, который представляет собой лист металла, повторяющий форму корпуса газового аккумулятора, с входным и выходным отверстиями для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 8. Сварка осуществляется по всему периметру стыка кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства.
Использование данных конструктивных решений для создания бортового адсорбционного аккумулятора природного газа конформной конструкции позволяет существенно снизить массу его корпуса по сравнению с традиционными газовыми аккумуляторами цилиндрической и сферической формы. Например, масса корпуса бортового адсорбционного аккумулятора природного газа конформной конструкции объемом 58 л без адсорбента на основе прямых двутавров, изготовленного из стали, составит 119 кг, что более чем в два раза меньше массы корпуса стального адсорбционного газового аккумулятора объемом 52 л без адсорбента из патента на полезную модель № 163685, которая составляет 239 кг. При изготовлении корпуса бортового адсорбционного аккумулятора природного газа конформной конструкции из алюминиевого сплава, его масса станет еще значительно меньше и составит 41 кг.
Через кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства циркулирует теплоноситель системы охлаждения двигателя транспортного средства, охлаждающийся с помощью охлаждающего теплоноситель системы охлаждения двигателя транспортного средства устройства на заправочной станции в процессе заправки бортового адсорбционного аккумулятора природного газа или нагревающийся в радиаторе системы охлаждения двигателя транспортного средства в случае процесса выдачи газа из газового аккумулятора на двигатель внутреннего сгорания транспортного средства. Процесс заправки бортового адсорбционного аккумулятора природного газа характеризуется ростом температуры адсорбента, так как процесс адсорбции является экзотермическим процессом, что приводит к снижению полной емкости системы (количества заправленного газа). Выдача газа из газового аккумулятора сопровождается понижением его температуры, так как процесс десорбции является эндотермическим процессом и приводит к снижению температуры адсорбента. Снижение температуры адсорбента приводит к уменьшению активной емкости адсорбционного аккумулятора (количества выданного газа на двигатель внутреннего сгорания транспортного средства) и, соответственно, к снижению пробега транспортного средства. Циркулирующий через кожух теплоноситель системы охлаждения двигателя транспортного средства решает эту проблему, охлаждая газовый аккумулятор в процессе его заправки и нагревая газовый аккумулятор в процессе выдачи природного газа на двигатель внутреннего сгорания транспортного средства. Так терморегулирование адсорбционного газового аккумулятора при его заправке природным газом (метаном) позволяет увеличить его полную емкость на 15 нм3(газа)/м3(системы хранения) и снизить среднюю температуру адсорбента на 20 °C по сравнению с заправкой без терморегулирования. При выдаче природного газа (метана) из адсорбционного газового аккумулятора терморегулирование позволяет увеличить активную емкость на 20 нм3(газа)/м3(системы хранения) и повысить среднюю температуру адсорбента на 50 °C. Помимо этого, терморегулирование бортового адсорбционного аккумулятора природного газа позволяет увеличить количество циклов его использования без снижения активной емкости. Четыре перегородки в верхней и нижней плоскостях газового аккумулятора обеспечивают повышение жесткости кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, а также осуществляют роль направляющих при циркуляции теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства через кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства.
Далее осуществляется приварка штуцеров для входа/выхода газа и теплоносителя, фиг. 9. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа имеет один штуцер для входа газа и один штуцер для выхода газа для возможности обеспечения циркуляции газа через слой моноблочного адсорбционного материала газового аккумулятора в процессе его заправки, а также один штуцер для входа теплоносителя и один штуцер для выхода теплоносителя, фиг. 1 (г). Штуцера для входа/выхода газа вставляются в отверстия прямых торцевых крышек и привариваются к ним по всему периметру стыка. Штуцера для входа/выхода теплоносителя вставляются в отверстия в кожухе теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и привариваются к нему по всему периметру стыка. Циркуляция теплоносителя осуществляется с помощью насоса теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства. Штуцера для входа и выхода теплоносителя расположены диагонально противоположно для осуществления равномерного охлаждения бортового адсорбционного аккумулятора природного газа в процессе его заправки и нагрева в процессе выдачи газа из него за счет снижения неравномерности распределения тепловых полей в моноблочном адсорбционном материале.
Пример 2.
Отличается от примера 1 тем, что три центральные соты бортового адсорбционного аккумулятора природного газа конформной конструкции объемом 58 литров, рабочим давлением 8 МПа, фиг. 10, образуются с помощью сварки четырех фигурных двутавров, изготовленных из стали или алюминиевого сплава, а две крайние соты образуются путем приварки элементов в виде полутрубы к крайним фигурным двутаврам уже сваренной конструкции из четырех фигурных двутавров, фиг. 11. Использование четырех фигурных двутавров для формирования сотовой конструкции позволяет достичь такого же внутреннего объема сот как и в случае с использованием пяти прямых двутавров в примере 1 при сохранении требуемой прочности конструкции. Отличается от примера 1 тем, что к торцам конструкции сот бортового адсорбционного аккумулятора природного газа, образованной фигурными двутаврами и полутрубами, привариваются две фигурные торцевые крышки, каждая из которых имеет отверстие для входа/выхода природного газа, фиг. 13. Сварка осуществляется по всему периметру стыка фигурных торцевых крышек и конструкции сот газового аккумулятора. При этом в местах сварки между адсорбционным материалом и корпусом газового аккумулятора закладываются термоизоляционные прокладки для предотвращения разрушения адсорбционного материала за счет высокой температуры нагрева при сварке. Отличается от примера 1 тем, что к каждой из двух фигурных торцевых крышек привариваются по две стенки для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 14. Сварка осуществляется по всему периметру стыка стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и фигурных торцевых крышек. Отличается от примера 1 тем, что к стенкам для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и корпусу газового аккумулятора приваривается кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 15. Сварка осуществляется по всему периметру стыка кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и корпуса газового аккумулятора.
Использование фигурных двутавров позволяет снизить массу бортового адсорбционного аккумулятора природного газа примерно на 20 % по сравнению с использованием прямых двутавров. Так масса корпуса бортового адсорбционного аккумулятора природного газа конформной конструкции объемом 58 л без адсорбента на основе фигурных двутавров, изготовленного из стали, составит 95,6 кг. А при изготовлении корпуса данного адсорбционного газового аккумулятора из алюминиевого сплава его масса составит всего лишь 32,6 кг.
Пример 3.
Отличается от примера 1 тем, что к верхней и нижней плоскостям корпуса бортового адсорбционного аккумулятора природного газа, фиг. 17, привариваются по четыре перегородки для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 18, имеющие большую высоту. Сварка осуществляется по всему периметру стыка перегородок и конструкции сот газового аккумулятора. Отличается от примера 1 тем, что к верхней и нижней плоскостям корпуса газового аккумулятора привариваются стенки для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства в виде прямоугольного параллелепипеда той же высоты, что и перегородки для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 19. Сварка осуществляется по всему периметру стыка стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и корпуса бортового адсорбционного аккумулятора природного газа вдоль линии сварки крайних прямых двутавров с элементами в виде полутрубы и линии сварки прямых торцевых крышек с торцами конструкции сот газового аккумулятора с каждой из двух сторон стенок. Каждая из двух стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства имеет по два отверстия. Отличается от примера 1 тем, что к стенкам газового аккумулятора в верхней и нижней его плоскостях приваривается кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства в виде прямоугольной пластины, фиг. 20. Сварка осуществляется по всему периметру стыка кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства. Отличается от примера 1 тем, что бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа имеет один штуцер для входа теплоносителя и один штуцер для выхода теплоносителя, а также два штуцера теплоносителя, соединяющиеся между собой магистралью теплоносителя (например, с помощью силиконового шланга), которые связывают между собой оба кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 17 (в, г). Отличается от примера 1 тем, что штуцера для входа/выхода теплоносителя, а также штуцера для соединения верхнего и нижнего кожухов теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства вставляются в отверстия в стенках для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и привариваются к ним по всему периметру стыка, фиг. 21.
Пример 4.
Отличается от примера 2 тем, что к верхней и нижней плоскостям корпуса бортового адсорбционного аккумулятора природного газа, фиг. 22, привариваются по три перегородки для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 23. Сварка осуществляется по всему периметру стыка перегородок и конструкции сот газового аккумулятора. Отличается от примера 2 тем, что к верхней и нижней плоскостям корпуса газового аккумулятора привариваются стенки для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства той же высоты, что и перегородки для теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 24. Сварка осуществляется по всему периметру стыка стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и корпуса бортового адсорбционного аккумулятора природного газа вдоль линии сварки крайних фигурных двутавров с элементами в виде полутрубы и линии сварки фигурных торцевых крышек с торцами конструкции сот газового аккумулятора с каждой из двух сторон стенок. Каждая из двух стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства имеет по два отверстия. Отличается от примера 2 тем, что к стенкам газового аккумулятора в верхней и нижней его плоскостях приваривается кожух теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства в виде прямоугольной пластины, фиг. 25. Сварка осуществляется по всему периметру стыка кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и стенок для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства. Отличается от примера 2 тем, что бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа имеет один штуцер для входа теплоносителя и один штуцер для выхода теплоносителя, а также два штуцера теплоносителя, соединяющиеся между собой магистралью теплоносителя (например, с помощью силиконового шланга), которые связывают между собой оба кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства, фиг. 22 (в, г). Отличается от примера 2 тем, что штуцера для входа/выхода теплоносителя, а также штуцера для соединения верхнего и нижнего кожухов теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства вставляются в отверстия в стенках для кожуха теплоносителя системы охлаждения двигателя транспортного средства и привариваются к ним по всему периметру стыка, фиг. 26.
Изобретение может быть воплощено и в других конкретных формах без отступления от сути или существенных признаков. Поэтому данные примеры осуществления изобретения следует во всех отношениях рассматривать как иллюстративный и неограничительный.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Адсорбционный газовый терминал | 2016 |
|
RU2648387C1 |
Бортовая адсорбционная система аккумулирования природного газа и способ выдачи природного газа из адсорбционных аккумуляторов с циркуляцией нагреваемого теплоносителя | 2023 |
|
RU2825831C1 |
Способ и система заправки бортовых адсорбционных аккумуляторов природного газа с циркуляцией охлаждаемого теплоносителя | 2023 |
|
RU2820373C1 |
Способ хранения природного газа в адсорбированном виде при пониженных температурах | 2016 |
|
RU2650012C1 |
Комплект газоиспользующего оборудования для самосвала БелАЗ-7547 | 2020 |
|
RU2735456C1 |
Блочный композитный материал для аккумулирования газов и способ его получения | 2021 |
|
RU2782932C1 |
Способ наземного адсорбционного хранения природного газа, метана и комплекс для его осуществления (варианты) | 2021 |
|
RU2781395C1 |
Адсорбционная система обратимого аккумулирования паров сжиженного природного газа | 2022 |
|
RU2781731C1 |
Адсорбер для проведения процесса короткоцикловой безнагревной адсорбции | 2018 |
|
RU2686142C1 |
Комплект газоиспользующего оборудования для маневрового тепловоза ТЭМ2 и его модификации | 2019 |
|
RU2714827C1 |
Изобретение относится к конструкции системы хранения природного газа в адсорбированном виде. Бортовой адсорбционный аккумулятор конформной конструкции имеет внутренние соты с системой терморегулирования, внутренний объем которого заполнен блоками формованного адсорбента. Достигается снижение массы корпуса адсорбционного газового аккумулятора, повышение пожаро-взрывобезопасноси, увеличение полной емкости адсорбционного газового аккумулятора и увеличение активной емкости при выдаче природного газа (метана) из адсорбционного газового аккумулятора. 7 з.п. ф-лы, 26 ил.
1. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции, отличающийся тем, что содержит внутренние соты, заполненные формованными высокоплотными блоками адсорбционного нанопористого материала, соответствующими форме сот, форма центральных сот представляет собой параллелепипеды со скругленными краями, а форма двух крайних сот - сочетание полупараллелепипеда со скругленными краями и полуцилиндра, также содержит кожух теплоносителя, через который циркулирует теплоноситель системы охлаждения двигателя транспортного средства, содержащий штуцеры ввода и вывода теплоносителя.
2. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции по п.1, отличающийся тем, что конструкция внутренних сот образуется с помощью прямых двутавров, элементов в виде полутрубы и торцевых крышек, содержащих штуцеры ввода и вывода газа.
3. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции по п.1, отличающийся тем, что конструкция внутренних сот образуется с помощью фигурных двутавров, элементов в виде полутрубы и фигурных торцевых крышек, содержащих штуцеры ввода и вывода газа.
4. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции по п. 2 или 3, отличающийся тем, что штуцеры для входа и выхода газа расположены диагонально противоположно.
5. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции по п. 1, отличающийся тем, что штуцера для входа и выхода теплоносителя расположены диагонально противоположно.
6. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции по п. 1, отличающийся тем, что кожух теплоносителя является секционным.
7. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции по п. 6, отличающийся тем, что содержит два дополнительных штуцера теплоносителя, соединяющие секции кожуха теплоносителя между собой с помощью магистрали теплоносителя.
8. Бортовой адсорбционный аккумулятор природного газа конформной конструкции по п. 1, отличающийся тем, что формованные высокоплотные блоки адсорбционного нанопористого материала содержат сквозные каналы круглой или щелевидной формы.
WO 2022174304 A1, 25.08.2022 | |||
CN 112208323 A, 12.01.2021 | |||
РЕЗЕРВУАР ДЛЯ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ ПОД ДАВЛЕНИЕМ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ СЖАТОГО ГАЗА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В АВТОМОБИЛЕ | 2003 |
|
RU2309321C2 |
ТОПЛИВНЫЙ КРИОБАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2108242C1 |
Авторы
Даты
2024-07-30—Публикация
2024-03-01—Подача