Изобретение относится к устройствам для кондиционирования воздуха в автомобилях или в железнодорожных локомотивах (тепловозах), в которых используют дизельные или бензиновые двигатели.
Для достижения комфортных условий труда кабину и салон автомобиля снабжают кондиционером воздуха. Основной составной частью кондиционера является холодильная машина.
Наиболее распространенными в настоящее время являются кондиционеры, в которых применяют компрессионные холодильные машины (М.Ф. Бромлей. Гидравлические машины и холодильные установки. Стройиздат. М.: 1971. - 260 с., стр. 162-163), их эффективность и надежность работы невозможно отрицать.
Но необходимо заметить, что работа компрессионной холодильной машины осуществляется или за счет механической энергии, отбираемой непосредственно с коленчатого вала двигателя, или за счет той же самой механической энергии, но предварительно преобразованной в электрическую энергию.
Однако на транспорте, использующем двигатели внутреннего сгорания, безвозвратно теряется большое количество тепловой энергии с горячими выхлопными газами.
Предложены способы использования тепловой энергии выхлопных газов для приведения в действие устройств кондиционирования воздуха. Это повышает энергетическую эффективность транспортного средства, приводит к экономии топлива. Кондиционерами такого типа являются устройства, содержащие адсорбционный или абсорбционный тепловые насосы, выбранные нами в качестве аналогов.
Известен абсорбционный кондиционер автомобиля (Патент RU 2743472 С1, МПК F25B 15/04, F25B 41/00, В60Н 1/02, Опубл. 18.02.2021 Бюл. 5), содержащий замкнутый контур элементов, соединенных трубопроводом для возможности обеспечения циркуляции потока рабочего тела, в следующем порядке: абсорбер, насос, внешняя полость высокотемпературного рекуперативного теплообменника, генератор пара, конденсатор, внутренняя полость низкотемпературного рекуперативного теплообменника, регулирующий вентиль, испаритель, внешняя полость низкотемпературного рекуперативного теплообменника, абсорбер. В качестве рабочего тела выбрана двухкомпонентная смесь абсорбента и абсорбтива. В конструкцию кондиционера включены вентиляторы абсорбера, конденсатора и испарителя, объединенные через воздуховоды, соответственно, с абсорбером, конденсатором и испарителем.
Известен абсорбционный кондиционер автомобиля (Патент RU 2758018 С1, МПК F25B 15/04, В60Н 1/02, Опубл. 25.10.2021 Бюл. №30), содержащий последовательно соединенные генератор пара, ректификатор, дефлегматор, конденсатор, низкотемпературный рекуперативный теплообменник, регулирующий вентиль, испаритель, абсорбер, насос, высокотемпературный рекуперативный теплообменник. Генератор пара через высокотемпературный рекуперативный теплообменник и дроссельный вентиль соединен с абсорбером. Кондиционер снабжен вентилятором с воздуховодом. Воздуховод соединен с испарителем и салоном автомобиля. Внутренняя полость кондиционера заполнена рабочим телом, представляющим собой смесь абсорбента и абсорбтива. Кондиционер содержит контур холодного теплоносителя и контур горячего теплоносителя, которые обеспечивают, охлаждение рабочего тела в абсорбере, конденсаторе и дефлегматоре, и соответственно, подвод тепла от выхлопных газов двигателя автомобиля к рабочему телу в генераторе пара.
Известен абсорбционный кондиционер автомобиля (Патент RU 2787633 С1, МПК F25B 15/04, В60Н 1/02, Опубл. 11.01.2023 Бюл. №2), содержащий генератор пара, ректификатор, дефлегматор, конденсатор, низкотемпературный рекуперативный теплообменник, регулирующий вентиль, испаритель, абсорбер, насос, высокотемпературный рекуперативный теплообменник. Ректификатор выполнен в виде ректификационной колонны, изготовленной в виде отдельного подвижного узла. В генератор пара включены компенсационное заграждение, изготовленное из двух одинаковых шайб, соединенных перфорированным отрезком трубы, передаточный механизм, состоящий, по меньшей мере, из двух блоков с тросиками, закрепленных в верхней части корпуса генератора пара, и двух блоков с тросиками, закрепленных в нижней части корпуса, упругий элемент, один конец которого прикреплен к корпусу генератора пара, а другой - к ректификационной колонне. Во втором варианте исполнения компенсационное заграждение изготовлено из двух параллельно расположенных сегментов круга, соединенных между собой пластиной, а передаточный механизм состоит, по меньшей мере, из двух шестеренок и двух зубчатых реек.
Основным недостатком указанных выше трех аналогов является снижение их работоспособности при высокой тряске транспортного средства, что вызвано возникающим при тряске перемешивания рабочего тела в генераторе пара и затруднением его разделения на исходные компоненты.
В качестве прототипа выбрано известное устройство для кондиционирования воздуха в транспортном средстве (Патент RU 2692444 С1, МПК F25B 17/08, F25B 41/04, В60Н 1/02, Опубл. 24.06.2019 Бюл. №18), содержащее адсорбционный тепловой насос, включающий в себя множество контейнеров, содержащих адсорбционное-десорбционное устройство и устройство испарения-конденсации, тракт циркуляции охлаждающей среды между двигателем внутреннего сгорания и адсорбционным-десорбционным устройством контейнера. Адсорбционно-десорбционное устройство выполнено с возможностью осуществлять адсорбцию и десорбцию хладагента. Устройство испарения-конденсации выполнено с возможностью осуществлять испарение и конденсацию хладагента. Устройство подачи тепла расположено в тракте циркуляции для нагрева охлаждающей среды. Устройство управления выполнено с возможностью управлять расходом охлаждающей среды в тракте циркуляции таким образом, что расход охлаждающей среды, протекающей в адсорбционное-десорбционное устройство контейнера, уменьшается таким образом, что он ниже заданного расхода, когда температура охлаждающей среды в тракте циркуляции на стороне выпуска устройства подачи тепла ниже заданного значения. Регулирующий клапан проточного канала выполнен с возможностью обеспечения избирательного перепускания охлаждающей среды из тракта циркуляции между двигателем внутреннего сгорания и устройством подачи тепла в тракт циркуляции после адсорбционно-десорбционного устройства контейнера. Устройство управления управляет регулирующим клапаном проточного канала таким образом, что расход охлаждающей среды, протекающей в адсорбционно-десорбционное устройство, уменьшается таким образом, чтобы быть ниже заданного расхода, посредством регулирования расхода охлаждающей среды, принудительно перепускаемой после адсорбционного-десорбционного устройства.
Недостатки прототипа являются следствием того, что используемый адсорбционный тепловой насос является устройством периодического действия. Для реализации процесса непрерывного кондиционирования воздуха необходимо иметь как минимум два адсорбционно-десорбционных тепловых насоса, каждый из них должен попеременно выполнять либо возложенную на него функцию, либо возвращаться в исходное состояние. Поэтому устройство включает в себя множество контейнеров, содержащих адсорбционно-десорбционные устройства испарения и конденсации. Это приводит к существенному конструктивному усложнению устройства, как минимум, к двойному перерасходу материалов и оборудования, усложнению управлением устройства и к повышению стоимости изделия.
В предлагаемом изобретении вместо второго адсорбционного теплового насоса применен регенеративный теплообменник с новой совокупностью существенных признаков.
Предлагается в конструкции кондиционера использовать только одну периодически действующую адсорбционно-десорбционную холодильную машину и применить регенеративный теплообменник.
Технический результат: упрощение конструкции кондиционера, упрощение обслуживания, повышение надежности работы оборудования, снижение стоимости изделия.
Для достижения указанного технического результата разработана новая конструкция адсорбционного кондиционера, которая включает только одну периодически действующую адсорбционно-десорбционную холодильную машину и дополнена регенеративным теплообменником с необходимыми для этого дополнительными конструктивными элементами (вентиль, вентиль-радиатор, датчик температуры).
В адсорбционном кондиционере, содержащем одну холодильную машину с адсорбером-десорбером, имеющим нагреватель, с испарителем-конденсатором, имеющим нагреватель, электронное управляющее устройство, теплообменник выхлопных газов, клапаны, три насоса, соединенных при помощи трубопроводов таким образом, что образуется три независимых контура - высокотемпературный контур с температурой выхлопных газов, низкотемпературный контур с температурой окружающей среды и холодильный контур с температурой кондиционируемого воздуха, тракт кондиционируемого воздуха с соединительными каналами, вентилятором, вентиль-задвижкой для возможности выхода охлажденного воздуха в транспортное средство, датчик температуры, связанный с электронным управляющим устройством, причем трубопроводы заполнены теплоносителем, а холодильная машина - адсорбентом и хладагентом, клапаны имеют два положения - «зарядка» и «рабочее», при этом в положении клапанов «зарядка» высокотемпературный контур включает в себя первый насос из имеющихся трех насосов, теплообменник выхлопных газов, нагреватель адсорбера-десорбера, первый клапан, датчик температуры, в положении клапанов «зарядка» низкотемпературный контур теплоносителя включает второй насос из имеющихся насосов, воздушный теплообменник, нагреватель испарителя-конденсатора, второй клапан, в положении клапанов «рабочее» низкотемпературный контур теплоносителя включает нагреватель адсорбера-десорбера, второй клапан, второй насос, воздушный теплообменник, в положении клапанов «рабочее» холодильный контур включает третий из имеющихся трех насосов, третий клапан, нагреватель испарителя-конденсатора, согласно изобретению, кондиционер дополнен регенеративным теплообменником и вентилем-байпасом, причем холодильный контур при нахождении клапанов в положении «рабочее» дополнительно включает холодильный канал регенеративного теплообменника, расположенный между третьим насосом и третьим клапаном, и датчик температуры, расположенный между нагревателем испарителя-конденсатора и третьим насосом, при нахождении клапанов в положении «зарядка» холодильный контур содержит холодильный канал регенеративного теплообменника с вентилем-байпасом, расположенным между третьим насосом и третьим клапаном, высокотемпературный контур при нахождении клапанов в положении «рабочее» включает первый насос, теплообменник выхлопных газов, первый клапан, датчик температуры, кроме того тракт кондиционируемого воздуха дополнительно содержит канал в регенеративном теплообменнике, образованный теплоотдающей поверхностью от кондиционируемого воздуха к регенеративной жидкости.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 представлена конструкция предлагаемого адсорбционного кондиционера в режиме «зарядки»; на фиг. 2 - конструкция адсорбционного кондиционера в «рабочем» режиме. Отличие представленных чертежей - в положении поворотной части клапанов 28, 29 и 32.
На фиг. 1 и 2 обозначены: 1 - теплообменник выхлопных газов автомобиля или железнодорожного локомотива; 2 - поток выхлопных газов; 3 - нагреватель выхлопных газов; 4 - расширительное устройство высокотемпературного контура теплоносителя; 5 - холодильная машина; 6 - адсорбер-десорбер; 7 - нагреватель адсорбера-десорбера; 8 - испаритель-конденсатор; 9 - нагреватель испарителя-конденсатора; 10 - вентиль-байпас; 11 - расширительное устройство холодильного контура теплоносителя; 12 - насос холодильного контура теплоносителя; 13 - регенеративный теплообменник; 14 - холодильный канал; 15 - устройство для забора окружающего воздуха; 16 - вентилятор кондиционируемого воздуха; 17 - регулирующий вентиль-задвижка кондиционируемого воздуха; 18 - теплоотдающая поверхность от кондиционируемого воздуха к регенеративной жидкости; 19 - регенеративная жидкость; 20 - патрубок для заправки теплобменника 13 регенеративной жидкостью (водой) и/или для подключения расширительного устройства; 21 - устройство выхода охлажденного воздуха; 22 - салон автомобиля или кабина машиниста железнодорожного локомотива; 23 - датчик температуры в салоне автомобиля или в кабине машиниста железнодорожного локомотива; 24 - воздушный теплообменник; 25 - теплоотдающая поверхность воздушного теплообменника; 26 - вентилятор автомобиля или железнодорожного локомотива; 27 - насос низкотемпературного контура теплоносителя; 28, 29 - клапаны; 30 - расширительное устройство теплоносителя; 31 - электронное управляющее устройство; 32 - клапан; 33 - датчик температуры; 34 - вентиль-радиатор; 35 - датчик температуры; 36 - насос высокотемпературного контура теплоносителя.
Адсорбционный кондиционер имеет два режима: «зарядка» и «рабочий» (фиг. 1, 2), которые отличаются положением клапанов 28, 29 и 32. На клапанах изображено: сплошная линия - путь протекания теплоносителя, пунктирная линия - возможный путь протекания теплоносителя.
В режиме «зарядка» (фиг. 1) адсорбционный кондиционер содержит одну холодильную машину 5 с тремя независимыми теплообменными контурами: с высокотемпературным контуром (с температурой выхлопных газов), с низкотемпературным контуром (с температурой окружающей среды) и с холодильным контуром (с температурой кондиционируемого воздуха), а также тракт охлаждаемого воздуха и электронное управляющее устройство. Высокотемпературный контур включает в себя насос 36, теплообменник выхлопных газов 1, нагреватель 7 адсорбера-десорбера 6, клапан 32 и датчик температуры 35. Низкотемпературный контур состоит из насоса 27, клапана 29, нагревателя 9 испарителя-конденсатора 8, воздушного теплообменника 24. Холодильный контур объединяет насос 12, холодильный канал 14, клапан 28, вентиль-байпас 10. Тракт охлаждаемого воздуха состоит из устройства забора окружающего воздуха 75, вентилятора кондиционируемого воздуха 16, регулирующего вентиля-задвижки 17 кондиционируемого воздуха, теплоотдающей поверхности 18 от кондиционируемого воздуха к регенеративной жидкости, устройства выхода охлажденного воздуха 27 в салоне транспортного средства 22 и датчика температуры 23, установленного в салоне. Теплоотдающая поверхность 18 находится в регенеративном теплообменнике 13.
Все элементы всех перечисленных контуров соединены трубками и заполнены жидким теплоносителем.
В «рабочем» режиме (фиг. 2) адсорбционный кондиционер содержит все ту же одну холодильную машину 5, которая включает в себя те же три независимых теплообменных контура, но при помощи имеющихся клапанов 28, 29, 32 и электронного управляющего устройства 37, в контурах изменяется состав элементов. Высокотемпературный контур в «рабочем» режиме включает в себя насос 36, теплообменник выхлопных газов 7, вентиль-радиатор 34, клапан 32 и датчик температуры 35. Низкотемпературный контур в «рабочем» режиме состоит из насоса 27, клапана 29, нагревателя 7 адсорбера-десорбера 6, воздушного теплообменника 24. Холодильный контур в «рабочем» режиме объединяет насос 72, холодильный канал 14, клапан 28, нагреватель 9 испарителя-конденсатора 8.
Тракт охлаждаемого воздуха по-прежнему состоит из устройства забора воздуха 15, вентилятора 16, регулирующего вентиля-задвижки 17, теплоотдающей поверхности 18, устройства выхода охлажденного воздуха 21 в салон транспортного средства 22 и датчика температуры 23, установленного в салоне.
Адсорбционный кондиционер работает следующим образом.
После того, как кондиционер на короткое или длительное время был отключен, и его надо включить вновь, наблюдаются два варианта начала его работы, которые соответствуют двум возможным моментам его выключения:
1) кондиционер был выключен в режиме «зарядки» холодильной машины 5 (фиг. 1);
2) кондиционер был выключен в «рабочем» режиме (фиг. 2).
В обоих вариантах при включении кондиционера начинают работать все его основные элементы - электронное управляющее устройство, насосы, датчики температуры, приводы клапанов.
1. Рассмотрим вариант 1, включение кондиционера после его остановки в режиме «зарядка» (фиг. 1).
После включения кондиционера работают все элементы кондиционера, в частности насос 36 начинает и продолжает прокачивать теплоноситель по замкнутому высокотемпературному контуру, то есть через теплообменник 1 (в котором теплоноситель нагревается выхлопными газами), через нагреватель 7 адсорбера-десорбера 6, где теплоноситель отдает часть своей тепловой энергии на нагрев и десорбцию хладагента, клапан 32, датчик температуры 35.
Температура теплоносителя Т35, регистрируемая датчиком 35, остается примерно постоянной, пока происходит десорбция хладагента в адсорбере-десорбере 6. Но когда весь хладагент десорбируется (испарится) и теплоноситель рассматриваемого контура перестанет тратить на это свою энергию, температура теплоносителя начнет возрастать за счет его нагрева выхлопными газами и достигнет в какой-то момент некоторого заранее заданного значения 735max. При этой температуре управляющее электронное устройство 31 переключит все клапаны 28, 29 и 32 в новое положение, показанное на фиг. 2. После переключения клапанов в высокотемпературном контуре вместо нагревателя 7 адсорбера-десорбера 6 в работу включается вентиль-радиатор 34. Вентиль-радиатор 34 представляет собой обычный вентиль, но только снабженный длинными соединительными трубками. Диаметр соединительных трубок вентиля-радиатора 34 выбирают из расчета самопроизвольного охлаждения высокотемпературного теплоносителя в этих трубках до температуры, примерно равной температуре теплоносителя в режиме «рабочий».
После включения кондиционера и до упомянутого выше момента переключения клапанов в «рабочее» положение были включены насос холодильного контура теплоносителя 12 и насос низкотемпературного контура теплоносителя 27.
При помощи насоса 27 организован низкотемпературный контур теплоносителя. Поток этого теплоносителя, имеющего температуру близкую к температуре окружающего воздуха, при помощи клапана 29 направляется в испаритель-конденсатор 8, проходит через нагреватель испарителя-конденсатора 9, в результате охлаждается и конденсируется хладагент, циркулирующий в холодильной машине 5. Далее низкотемпературный теплоноситель поступает в воздушный теплообменник 24, где охлаждается до температуры близкой к температуре окружающей среды на теплоотдающей поверхности 25 при помощи вентилятора 26.
При рассмотренном режиме «зарядки» в результате теплообмена с высокотемпературным и низкотемпературным теплоносителями возникает разность температур между адсорбером-десорбером 6 и испарителем-конденсатором 8, а, следовательно, и разность давлений между ними, что приводит к возникновению потока хладагента. При режиме «зарядки» практически весь хладагент будет сконцентрирован в испарителе-конденсаторе 8.
Во время цикла «зарядки» (фиг. 1) холодильный поток теплоносителя протекает по холодильному каналу 14, клапану 28 и вентилю-байпасу 10. Причем кондиционер будет удовлетворительно работать в режиме «зарядка» и при выключенном насосе холодильного контура теплоносителя 12 и убранным из схемы вентилем-байпасом 10. Однако работа насоса 72 во время режима «зарядки» и присутствие вентиля-байпаса 10 делает переход между режимами «зарядка» и «рабочий» более плавным.
Поток кондиционируемого воздуха продувается вентилятором кондиционируемого воздуха 16 через регенеративный теплообменник 13 и поступает в салон (кабину) автомобиля или железнодорожного локомотива 22. Объем воздуха регулируется электронным управляющим устройством 31 при помощи вентиля-задвижки 17 в зависимости от показаний датчика температуры 23. Если кондиционер был включен в рассматриваемом режиме «зарядка», то в течение первого цикла «зарядка» воздух, проходя регенеративный теплообменник, не охлаждается, так как теплоноситель холодильного контура либо неподвижен (насос холодильного контура теплоносителя 12 отключен), либо поток этого теплоносителя протекает вхолостую через вентиль-байпас 10. Во всех остальных случаях, воздух будет охлаждаться от теплоотдающей поверхности 18 за счет охлажденной регенеративной жидкости во время «рабочего» режима.
Было отмечено, что при достижении температуры T35max управляющее устройство 31 переключает клапаны из первоначального их положения (фиг. 1) во второе возможное их положение, показанное на фиг. 2. В этот момент заканчивается период «зарядки» холодильной машины 5 и начинается основной «рабочий» режим охлаждения.
2. После переключения кондиционера в «рабочий» режим (фиг. 2) высокотемпературный контур теплоносителя проходит через насос 36, теплообменник выхлопных газов 1, вентиль-радиатор 34, клапан 32 и датчик температуры 35. В этом случае высокотемпературный контур работает вхолостую. В рабочем режиме насос высокотемпературного контура теплоносителя 36 может быть отключен, а вентиль-радиатор 34 демонтирован, но экономия энергии за счет отключения насоса 36 и демонтажа вентиля-радиатора 34 может оказаться ниже положительного эффекта, связанного с устранением неконтролируемых колебаний температуры, сглаживаемых при установке вентиля радиатора 34 и вентиля-байпаса 10.
В «рабочем» режиме (фиг. 2) низкотемпературный теплоноситель охлаждает адсорбент, содержащийся в холодильной машине 5, в результате чего парциальное давление паров хладагента в адсорбере-десорбере 6 уменьшается, возникает поток пара из испарителя-конденсатора 8 в адсорбер-десорбер 6, хладагент в испарителе-конденсаторе 8 интенсивно испаряется и охлаждает поверхность нагревателя 9. В это же время насос холодильного контура теплоносителя 12 прокачивает теплоноситель через холодильный канал 14, клапан 28 и нагреватель 9, при этом создавая холодильный контур теплоносителя. При помощи холодильного контура происходит перенос тепла от регенеративной жидкости 19, находящейся в регенеративном теплообменнике 13, к испарителю-конденсатору 8.
Кондиционируемый воздух через устройство для забора окружающего воздуха 15 при помощи вентилятора кондиционируемого воздуха 16 продувается через регулирующий вентиль-задвижку 17 и, соприкасаясь с теплоотдающей поверхностью 18, охлаждается и поступает в салон (кабину) автомобиля или железнодорожного локомотива 22.
Поскольку холодильная машина находится в «рабочем» состоянии только часть своего времени, то охлаждение регенеративной жидкости 19 в регенеративном теплообменнике 13 происходит с перерывами, ее температура изменяется со временем. Поэтому для предотвращения колебаний температуры кондиционируемого воздуха при помощи электронного управляющего устройства 31 осуществляются соответствующие изменения проходного сечения регулирующего вентиля-задвижки 17, чем достигается постоянство заданной температуры в салоне автомобиля (локомотива).
«Рабочий» режим холодильной машины продолжается до тех пор, пока не испарится весь хладон в испарителе-конденсаторе 8.
После испарения всего хладона в испарителе-конденсаторе 8 начинает повышаться температура Т33, регистрируемая датчиком температуры 33, при достижении заранее заданного значении ΔТ=Т33 - Т0 электронное управляющее устройство переключает клапаны 28, 29 и 32 в положение, показанное на фиг. 1, после чего заканчивается «рабочий» режим кондиционера и вновь наступает режим «зарядки» холодильной машины. Здесь Т0 - температура окружающей среды.
Был рассмотрен вариант запуска кондиционера, в том случае, когда он был остановлен в режиме «зарядки».
Если же кондиционер был остановлен в «рабочем» режиме, то после включения кондиционера, так же как и в предыдущем случае, включаются все приборы кондиционера, клапаны 28, 29 и 32 остаются в положении, показанном на фиг. 2. Последующая работа кондиционера будет соответствовать настоящему описанию, начиная с пункта 2.
Холодильная машина 5 охлаждает кондиционируемый воздух не напрямую, а через промежуточное «регенеративное» вещество (жидкость) 19, в качестве которого может служить, в частности, вода. Это сделано для сглаживания колебаний температуры кондиционируемого воздуха, что неизбежно наблюдалось бы при непосредственном охлаждении воздуха холодильной машиной.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ | 2021 |
|
RU2758018C1 |
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ | 2020 |
|
RU2743472C1 |
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2022 |
|
RU2787633C1 |
Сушильная установка | 2024 |
|
RU2831269C1 |
УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЕ УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ В СОРБЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ТВЕРДОЕ ТЕЛО - ПАР | 1994 |
|
RU2142101C1 |
АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА | 2008 |
|
RU2398616C2 |
СПОСОБ УЛАВЛИВАНИЯ И РЕКУПЕРАЦИИ ПАРОВ УГЛЕВОДОРОДОВ И ДРУГИХ ЛЕГКОКИПЯЩИХ ВЕЩЕСТВ ИЗ ПАРОГАЗОВЫХ СМЕСЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2316384C2 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ХОЛОДА И ХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ЕЕ ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2033584C1 |
Система обеспечения микроклимата электротранспорта | 2024 |
|
RU2825479C1 |
Гелиоадсорбционная холодильная установка | 1985 |
|
SU1384896A1 |
Изобретение относится к устройствам для кондиционирования воздуха в автомобилях или в железнодорожных локомотивах, в которых используют дизельные или бензиновые двигатели. Адсорбционный кондиционер содержит холодильную машину с адсорбером-десорбером, имеющим нагреватель, с испарителем-конденсатором, имеющим нагреватель, электронное управляющее устройство с датчиком температуры, теплообменник выхлопных газов, клапаны, три насоса, соединенные при помощи трубопроводов таким образом, что образуется три независимых контура, тракт кондиционируемого воздуха с соединительными каналами, вентилятором, вентиль-задвижкой. Клапаны имеют два положения - «зарядка» и «рабочее». В положении клапанов «зарядка» высокотемпературный контур включает в себя первый насос, теплообменник выхлопных газов, нагреватель адсорбера-десорбера, первый клапан, датчик температуры, а низкотемпературный контур теплоносителя включает второй насос насосов, воздушный теплообменник, нагреватель испарителя-конденсатора, второй клапан. В положении клапанов «рабочее» низкотемпературный контур теплоносителя включает нагреватель адсорбера-десорбера, второй клапан, второй насос, воздушный теплообменник, а холодильный контур включает третий из насосов, третий клапан, нагреватель испарителя-конденсатора. Холодильный контур при нахождении клапанов в положении «рабочее» дополнительно включает холодильный канал регенеративного теплообменника, расположенный между третьим насосом и третьим клапаном, и датчик температуры, расположенный между нагревателем испарителя-конденсатора и третьим насосом. При нахождении клапанов в положении «зарядка» холодильный контур содержит холодильный канал регенеративного теплообменника с вентилем-байпасом, расположенным между третьим насосом и третьим клапаном. Высокотемпературный контур при нахождении клапанов в положении «рабочее» включает первый насос, теплообменник выхлопных газов, первый клапан, датчик температуры. Тракт кондиционируемого воздуха дополнительно содержит канал в регенеративном теплообменнике, образованный теплоотдающей поверхностью от кондиционируемого воздуха к регенеративной жидкости. Технический результат - упрощение конструкции кондиционера и его обслуживания, повышение надежности. 2 ил.
Адсорбционный кондиционер, содержащий одну холодильную машину с адсорбером-десорбером, имеющим нагреватель, с испарителем-конденсатором, имеющим нагреватель, электронное управляющее устройство, теплообменник выхлопных газов, клапаны, три насоса, соединенных при помощи трубопроводов таким образом, что образуется три независимых контура - высокотемпературный контур с температурой выхлопных газов, низкотемпературный контур с температурой окружающей среды и холодильный контур с температурой кондиционируемого воздуха, тракт кондиционируемого воздуха с соединительными каналами, вентилятором, вентиль-задвижкой для возможности выхода охлажденного воздуха в транспортное средство, датчик температуры, связанный с электронным управляющим устройством, причем трубопроводы заполнены теплоносителем, а холодильная машина - адсорбентом и хладагентом, клапаны имеют два положения - «зарядка» и «рабочее», при этом в положении клапанов «зарядка» высокотемпературный контур включает в себя первый насос из имеющихся трех насосов, теплообменник выхлопных газов, нагреватель адсорбера-десорбера, первый клапан, датчик температуры, в положении клапанов «зарядка» низкотемпературный контур теплоносителя включает второй насос из имеющихся насосов, воздушный теплообменник, нагреватель испарителя-конденсатора, второй клапан, в положении клапанов «рабочее» низкотемпературный контур теплоносителя включает нагреватель адсорбера-десорбера, второй клапан, второй насос, воздушный теплообменник, в положении клапанов «рабочее» холодильный контур включает третий из имеющихся трех насосов, третий клапан, нагреватель испарителя-конденсатора, отличающийся тем, что кондиционер дополнен регенеративным теплообменником и вентилем-байпасом, причем холодильный контур при нахождении клапанов в положении «рабочее» дополнительно включает холодильный канал регенеративного теплообменника, расположенный между третьим насосом и третьим клапаном, и датчик температуры, расположенный между нагревателем испарителя-конденсатора и третьим насосом, при нахождении клапанов в положении «зарядка» холодильный контур содержит холодильный канал регенеративного теплообменника с вентилем-байпасом, расположенным между третьим насосом и третьим клапаном, высокотемпературный контур при нахождении клапанов в положении «рабочее» включает первый насос, теплообменник выхлопных газов, первый клапан, датчик температуры, кроме того тракт кондиционируемого воздуха дополнительно содержит канал в регенеративном теплообменнике, образованный теплоотдающей поверхностью от кондиционируемого воздуха к регенеративной жидкости.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ АДСОРБЦИОННЫЙ ТЕПЛОВОЙ НАСОС | 2018 |
|
RU2692444C1 |
Сорбционная холодильная установка | 1983 |
|
SU1134862A1 |
АДСОРБЦИОННО-ДРОССЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ | 1990 |
|
RU2015462C1 |
WO 2018030518 A1, 15.02.2018 | |||
WO 2017154569 A1, 14.09.2017. |
Авторы
Даты
2024-12-20—Публикация
2023-11-17—Подача