КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ СНЕГОБОЛОТОХОДА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2024 года по МПК B60K17/28 

Описание патента на изобретение RU2832362C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к расположению или монтажу силовых установок и трансмиссий транспортных средств, а именно к устройствам, расположением или типом механизма отбора мощности.

Известна коробка отбора мощности от раздаточной коробки, которая содержит корпус, ведущую шестерню, установленную на оси на двух подшипниковых опорах, ведомой вал-шестерней. Ведущая шестерня выполнена с возможностью зацепления с шестерней раздаточной коробки. Подшипниковые опоры представляют собой конические подшипники, установленные на центрирующей втулке, и закреплены на ней упорной гайкой. Центрирующая втулка находится на оси ведущей шестерни, которая закреплена в корпусе при помощи стопорного кольца. Между подшипниками установлены промежуточная втулка и регулировочная прокладка. К корпусу прикреплены с одной стороны крышка корпуса, с другой стороны модуль отбора мощности (Патент № RU 176956. Опубл. 02.02.2018г.)

Однако в известном техническом решении описана замена подшипников на промежуточной оси и их крепление, оно не предназначено для отбора мощности в транспортном средстве повышенной проходимости (снегоболотохода).

Известна система отбора мощности для транспортного средства, в котором мощность от двигателя передается на приводной вал через муфту сцепления, трансмиссию и т.д., шестерня установлена с возможностью скольжения на валу отбора мощности, закрепленном в трансмиссии параллельно вращающемуся валу трансмиссии, и перемещается с помощью рычага переключения передач, приводимого в действие цилиндром отбора мощности, управляемым гидравлическим управляющим устройством. Гидравлическое управляющее устройство управляет работой, приводя в действие рабочий переключатель в качестве средства переключения (Патент № JP 02197424. Опубл. 1990-08-06).

Однако в известной системе отбора мощности описано лишь управление включения коробки отбора мощности, которое не предназначено для использования в снегоболотоходах.

Известна раздаточная коробка с коробкой отбора мощности, содержащая корпус раздаточной коробки, соединенный с корпусом коробки отбора мощности, приводной вал, промежуточный вал и вал отбора мощности, установленные в упомянутых корпусах на подшипниках качения, ведущую шестерню, расположенную на приводном валу и находящуюся в зацеплении с промежуточной шестерней, связанной с дифференциалом переднего и заднего мостов шасси, зубчатые полумуфты сцепления, которая снабжена делителем, соединенным с ним насосом смазки и шестерней, расположенной на валу отбора мощности, при этом делитель установлен соосно приводному валу между приводным валом и валом отбора мощности и выполнен в виде двух колец, входящих с зазором одно в другое, причем первое кольцо неподвижно установлено в корпусе коробки отбора мощности, а второе - с возможностью вращения на конце приводного вала, на наружных и внутренних поверхностях первого и второго колец делителя и на наружной поверхности приводного вала выполнены канавки, в приводном вале - осевой канал, сообщающиеся между собой радиальными каналами, выполненными соответственно в первом и втором кольцах делителя и в приводном вале, при этом в корпусе коробки отбора мощности выполнен канал для подачи смазочной жидкости от насоса смазки к первому кольцу делителя (Патент № RU 2235026. Опубл. 27.08.2004).

Однако в известной коробке отбора мощности описывается лишь доработка системы смазки коробки отбора мощности автомобиля МАЗ, она не предназначена для отбора мощности снегоболотохода.

Известно устройство для управления работой коробки отбора мощности транспортного средства, которая приводится в действие посредством коробки передач, снабженной автоматическим сцеплением, и выполнена с возможностью подачи мощности на насосное средство для нагнетания давления сжатой рабочей среды для, по меньшей мере, одной точки потребления, содержит устройства для управления подключением/отключением коробки отбора мощности посредством автоматического сцепления для управления нагнетанием давления (Патент № RU 2427479. Опубл. 27.08.2011г.; WO2009/075638. Опубл. 18.06.2000 г.).

Однако известное техническое решение характеризует систему управления включения коробки отбора мощности для автомобилей, оснащенных автоматическим сцеплением, оно не предназначено для использования в снегоболотоходах.

Известна коробка отбора мощности (варианты) содержащая корпус, крышку, которая закрывает поршень и выполнена с центральным отверстием для подвода воздуха. В корпусе на подшипниках установлен выходной вал, на котором установлена ведомая шестерня. Во внутренней полости выходного вала соосно установлен шток. На одном конце штока ввинчен упор. Упор может быть выполнен за одно целое со штоком. В упоре выполнено углубление, с которым взаимодействует упорный элемент поршня, выполненный в виде шарика. На штоке установлена тарелка, контактирующая с поршнем и упором. Между тарелкой и корпусом установлена пружина. Крышка зафиксирована в корпусе стопорным кольцом. На оси установлена на подшипнике ведущая шестерня. По первому варианту ведомая шестерня установлена на шлицах выходного вала с возможностью перемещения и входит в зацепление с ведущей шестерней. Ведомая шестерня, выходной вал и шток соединены штифтом, который зафиксирован на ведомой шестерне пружинным кольцом. По второму варианту ведомая шестерня выполнена с внутренним зубчатым венцом, входящим в зацепление с зубчатым венцом муфты, установленной на шлицах выходного вала. Муфта, выходной вал и шток соединены штифтом, который зафиксирован на муфте пружинным кольцом. Ведомая шестерня установлена на выходном валу на подшипниках и находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней (Патент № RU 2695958. Опубл. 29.07.2019 г.) .

Однако известные варианты коробки отбора мощностей не предназначены для использования в снегоболотоходах, кроме того требуют более точного изготовления деталей, что снижает ремонтопригодность (Добавить, чем не устраивает известное решение, т.е. критику. Пожалуйста, без желтого цвета).

Задачей настоящего изобретения является расширение арсенала технических средств в виде коробки отбора мощностей для снегоболотохода, эксплуатируемого в условиях бездорожья.

Технический результат проявляется в повышении отбора мощности работающего двигателя за счет установки коробки отбора мощности на корпус раздаточной коробки, вариабельности установки вспомогательных элементов, повышение износостойкости и ремонтопригодности.

Поставленный технический результат достигается тем, что коробка отбора мощности снегоболотохода, согласно первому варианту, содержащая корпус, установленные в нем вал, зубчатые шестерни, подшипники, имеющая соединительные элементы, содержит оснащенную крышкой пневмокамеру, выполненную из корпуса в виде втулки, внутри которой размещен, с возможностью перемещения, поршень, соединенный винтом с одной стороны со штоком, выполненным ступенчатым по наружной поверхности и оснащенным упругим элементом, вторым концом шток соединен с направляющей втулкой, закрепленной в отверстии корпуса, выполненного пустотелым, на штоке установлена вилка соединенная со ступицей ведущей шестерни, закрепленной на ведомом валу с возможностью перемещения, оба конца которого установлены в подшипниках, кроме того, в пустотелом корпусе зафиксированы концы оси, на которой закреплена ведущая шестерня, при этом на корпусе закреплена проставка для установки гидронасоса.

Целесообразно, для плавного возврата поршня в исходное положение и выключения привода КОМ, упругий элемент выполнить в виде пружины.

Целесообразно, для упрощения сборки в процессе ремонта, каждый соединительный элемент выполнить в виде шпильки, шайбы и гайки.

Поставленный технический результат, согласно второму варианту, достигается тем, что коробка отбора мощностей снегоболотохода, содержащая корпус, установленные в нем вал, зубчатые шестерни, подшипники, имеющая соединительные элементы, содержит оснащенную крышкой пневмокамеру, выполненную из корпуса в виде втулки, внутри которой размещен, с возможностью перемещения, поршень, соединенный винтом с одной стороны со штоком, выполненным ступенчатым по наружной поверхности и оснащенным упругим элементом, вторым концом шток соединен с направляющей втулкой, закрепленной в отверстии корпуса, выполненным пустотелым, на штоке установлена вилка соединенная со ступицей ведущей шестерни закрепленной на ведомом валу с возможностью перемещения, оба конца которого установлены в подшипниках, кроме того, в пустотелом корпусе зафиксированы концы оси, на которой закреплена ведущая шестерня, при этом на валу закреплен фланец для установки карданного вала.

Целесообразно, для возврата поршня в исходное положение и выключения привода КОМа, упругий элемент выполнить в виде пружины.

Целесообразно, для упрощения сборки в процессе ремонта, каждый соединительный элемент выполнить в виде шпильки, шайбы и гайки, а уплотнительный элемент, для повышения герметичности уплотняющего шлицевого соединения, выполнить в виде резинового кольца.

Настоящее изобретение поясняют подробным описанием и схемами, на которых:

Фиг. 1 – показан главный вид, согласно варианту 1, спереди коробки отбора мощностей (КОМ) и направление разреза плоскостью А-А;

Фиг. 2 – иллюстрирует разрез главного вида КОМ плоскостью А-А, то же что и на фиг. 1;

Фиг. 3 - показан главный вид, согласно варианту 2, спереди коробки отбора мощностей (КОМ) и направление разреза плоскостью Б-Б;

Фиг. 4 - иллюстрирует часть разреза Б-Б в масштабе, то же что и на фиг 3.

Коробка отбора мощностей (КОМ) (согласно варианту 1) содержит корпус 1, с закрепленными на нем пневмокамерой 2, проставкой 3 и расположенной частично внутри ведущей шестерней 4 (Фиг. 1, 2). Корпус 5 с приваренной резьбовой втулкой 10 пневмокамеры 2 закреплен на корпусе 1. Корпус 5 пневмокамеры выполнен в виде втулки. Внутри корпуса 5 установлен, с возможностью перемещения, поршень 6, соединенный посредством винта 7 со штоком 8 с одной стороны. С другой стороны, шток 8 установлен в направляющей втулке 9. Шток 8, со стороны винта 7 установлен в направляющей втулке 10 пневмокамеры 2, соединенной посредством резьбы с отверстием в корпусе 1. Между вилкой 11, закрепленной неподвижно по средствам сварки на втулке 12 и направляющей втулкой 10, размещен упругий элемент 13, выполненный в виде пружины. Корпус 5 пневмокамеры оснащен, закрепленной на нем, крышкой 14. На штоке 8 закреплена вилка 11 через резьбовую втулку 12. Вилка 11 входит в канавку ступицы ведомой шестерни 15, установленной с возможностью перемещения на ступенчатом ведомом валу 16. Левый конец ведомого вала 16 установлен с помощью втулки 17, подшипника 18 в отверстии корпуса 1 и закреплен крышкой 19, посредством соединительных элементов. Каждый из соединительных элементов выполнен в виде шпильки, шайбы и гайки. Второй конец - правый - ведомого вала 20 установлен в отверстии корпуса 1 с помощью подшипника 21 и закреплен посредством проставки 3 (Фиг. 2). В проставку 3 установлена манжета 22. Кроме того в отверстиях корпуса 1 установлена ось 23. Ось 23 расположена параллельно ведомому валу 16. На оси 23 установлена втулка 24, наружная поверхность которой выполнена ступенчатой. На одной из ступеней, меньшего диаметра, на роликовом подшипнике 25 установлена шестерня 4, шайбы 26 и пары шайб 27.

Коробка отбора мощностей (КОМ), согласно второму варианту, содержит корпус 1, с закрепленными на нем пневмокамерой 2 и, расположенной частично внутри упомянутого корпуса 1, ведущей шестерней 4 (Фиг. 2, 3, 4). Корпус 5 пневмокамеры 2 закреплен на корпусе 1. Корпус 5 пневмоцилиндра выполнен в виде втулки. Внутри корпуса 5 установлен, с возможностью перемещения, поршень 6, соединенной посредством винта 7 со штоком 8 с одной стороны. С другой стороны, шток 8 установлен в направляющей втулке 9. Шток 8, со стороны винта 7 установлен в направляющей втулке 10 пневмокамеры 2, соединенной, посредством резьбы с отверстием, с корпусом 1. Между вилкой 11, закрепленной неподвижно по средствам сварки на втулке 12 и направляющей втулкой 10, размещен упругий элемент 13, выполненный в виде пружины. Корпус 5 пневмоцилиндра оснащен закрепленной на нем крышкой 14. Внутри корпуса 1 вилка 11 имеет возможность контакта со ступицей ведомой шестерни 15, установленной с возможностью перемещения на ступенчатом ведомом валу 16. Один конец ведомого вала 16 установлен с помощью втулки 17, подшипника 18 в отверстии корпуса 1 и закреплен крышкой 19 посредством соединительных элементов. Каждый из соединительных элементов выполнен в виде шпильки, шайбы и гайки. На ведомом валу 28 со шлицами 29, установлена втулка 30, на которой размещен подшипник 31 (Фиг. 4). Подшипник 31 закреплен в отверстии корпуса 1 посредством крышки 32. Крышка 32 выполнена в виде пространственной фигуры.

Упомянутая крышка 32 закреплена на корпусе 1 со стороны правого конца ведомого вала 28 со шлицами 29. В крышку 32 установлена манжета 33. Кроме того, на правом конце ведомого вала 28 установлен фланец 34. Фланец 34 закреплен на правом конце ведомого вала, шайбой 35 и гайкой 36. Шлицы 29 уплотняются посредством уплотнительного элемента 37, выполненного в виде резинового кольца.

Коробка отбора мощностей (КОМ) снегоболотохода (далее КОМ) используется следующим образом.

КОМ предназначена для передачи мощности на дополнительные элементы устанавливаемы на снегоболотоход в зависимости от комплектации. Это могут быть гидронасосы, а также механический привод посредством карданного вала.

КОМ, согласно первому варианту, при включении передает крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам снегоболотохода или вездехода. Крепят КОМ к раздаточной коробке.

Согласно первому варианту особенностью заявленного КОМ является наличие проставки 3, к которой крепится гидронасос (не показан). На левом конце ведомого вала 16 устанавливают ведомую шестерню 15. Соединяют последнюю с вилкой 11. Вилка 11 под действием поршня 6, перемещает её. При этом упругий элемент 13, в виде пружины сжимается. Происходит контакт между ведомой шестерней 15 и ведущей шестерней 4.

КОМ, согласно второму варианту, при включении передает крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам снегоболотохода или вездехода. Компонуют КОМ аналогично первому варианту, но во втором варианте используют, для закрепления КОМ с карданным валом навесного оборудования фланец 34, который является особенностью КОМ по второму варианту. Фланец 34 устанавливают на правый конец ведомого вала 28 со шлицами 29. Закрепляют, упомянутый фланец 34, на правом конце ведомого вала 28, используя шайбу 35 и гайку 36. Уплотняют шлицевое соединение 29 уплотнительным резиновым кольцом 37.

Предлагаемое изобретение позволяет расширить арсенал технических средств в виде коробки отбора мощности для снегоболотохода, эксплуатируемого в условиях бездорожья.

Кроме того, предлагаемое изобретение, позволяет производить отбор мощности от работающего двигателя, повышает износостойкость и ремонтопригодность КОМа.

Предлагаемое изобретение возможно использовать благодаря двум вариантам: исполнения как совмещая с гидронасосами, закрепленными непосредственно на корпусе КОМа, так и соединяя карданным валом дополнительное навесное оборудование снегоболотохода.

Похожие патенты RU2832362C1

название год авторы номер документа
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ СНЕГОБОЛОТОХОДА 2023
  • Солдаткин Владислав Александрович
  • Терешин Алексей Валерьевич
RU2810806C1
КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ ОТ ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Козадаев Александр Иванович
  • Кузнецов Владимир Яковлевич
RU2297336C1
ОБЪЕМНАЯ МАШИНА САВИНА 1992
  • Савин Георгий Алексеевич
RU2016239C1
ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Лившиц И.П.
  • Фрумкин К.А.
RU2025300C1
Коробка отбора мощности (варианты) 2018
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2695958C1
МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Прядкин В.И.
  • Комин Е.Г.
RU2252149C1
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Беляев Евгений Сергеевич
  • Белов Владимир Федорович
RU2432267C1
БОРТОВОЙ РЕДУКТОР СНЕГОБОЛОТОХОДА 2023
  • Терешин Алексей Валерьевич
  • Солдаткин Владислав Александрович
RU2811169C1
АВТОМОБИЛЬ С ИНЕРЦИОННЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 2007
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2340470C1
КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ 1997
  • Маньковский В.В.
  • Тумреев Ю.И.
RU2137620C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 832 362 C1

Реферат патента 2024 года КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ СНЕГОБОЛОТОХОДА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к механизмам отбора мощности. Коробка отбора мощности (КОМ) содержит оснащенную крышкой пневмокамеру, выполненную из корпуса в виде втулки. Внутри втулки размещен с возможностью перемещения поршень, соединенный винтом с одной стороны со штоком, выполненным ступенчатым по наружной поверхности и оснащенным упругим элементом. Вторым концом шток соединен с направляющей втулкой, закрепленной в отверстии корпуса, выполненного пустотелым. Установленная на штоке вилка имеет возможность контакта со ступицей ведущей шестерни, закрепленной на ведомом валу с возможностью перемещения. Оба конца ведомого вала установлены в подшипниках. Кроме того, в пустотелом корпусе зафиксированы концы оси, на которой закреплена ведущая шестерня. Согласно первому варианту: КОМ оснащена проставкой и выходной вал КОМа оснащен отверстием со шпоночным пазом. Согласно второму варианту: выходной вал КОМа оснащен шлицами и фланцем. Достигается повышение отбора мощности работающего двигателя, вариабельности установки. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 832 362 C1

1. Коробка отбора мощности снегоболотохода, содержащая корпус, установленные в нем вал, зубчатые шестерни, подшипники, имеющая соединительные элементы, отличающаяся тем, что она содержит оснащенную крышкой пневмокамеру, выполненную из корпуса в виде втулки, внутри которой размещен, с возможностью перемещения, поршень, соединенный винтом с одной стороны, со штоком, выполненным ступенчатым по наружной поверхности и оснащенным упругим элементом, вторым концом шток соединен с направляющей втулкой, закрепленной в отверстии корпуса, выполненного пустотелым, на штоке установлена вилка, соединенная со ступицей ведущей шестерни, закрепленной на ведомом валу с возможностью перемещения, оба конца которого установлены в подшипниках, кроме того, в пустотелом корпусе зафиксированы концы оси, на которой закреплена ведущая шестерня, при этом на корпусе закреплена проставка для установки гидронасоса.

2. Коробка по п. 1, отличающаяся тем, что упругий элемент выполнен в виде пружины.

3. Коробка по п. 1, отличающаяся тем, что каждый соединительный элемент выполнен в виде шпильки, шайбы и гайки.

4. Коробка отбора мощностей снегоболотохода, содержащая корпус, установленные в нем вал, зубчатые шестерни, подшипники, имеющая соединительные элементы, отличающаяся тем, что она содержит оснащенную крышкой пневмокамеру, выполненную из корпуса в виде втулки, внутри которой размещен, с возможностью перемещения, поршень, соединенный винтом с одной стороны со штоком, выполненным ступенчатым по наружной поверхности и оснащенным упругим элементом, вторым концом шток соединен с направляющей втулкой, закрепленной в отверстии корпуса, выполненным пустотелым, на штоке установлена вилка, соединенная со ступицей ведущей шестерни, закрепленной на ведомом валу с возможностью перемещения, оба конца которого установлены в подшипниках, кроме того, в пустотелом корпусе зафиксированы концы оси, на которой закреплена ведущая шестерня, при этом на валу закреплен фланец для установки карданного вала.

5. Коробка по п. 1, отличающаяся тем, что упругий элемент выполнен в виде пружины.

6. Коробка по п. 1, отличающаяся тем, что каждый соединительный элемент выполнен в виде шпильки, шайбы и гайки, а уплотнительный элемент выполнен в виде резинового кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2832362C1

РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА С КОРОБКОЙ ОТБОРА МОЩНОСТИ 2001
  • Груздилович Леонид Михайлович
  • Алексенко Анатолий Григорьевич
  • Шуригин Геннадий Михайлович
  • Бортницкий Святослав Иванович
RU2235026C2
Коробка отбора мощности (варианты) 2018
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2695958C1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ 2005
  • Козадаев Александр Иванович
  • Кузнецов Владимир Яковлевич
RU2297338C1
KR 100659550 B1, 19.12.2006
KR 20030040657 A, 23.05.2003.

RU 2 832 362 C1

Авторы

Солдаткин Владислав Александрович

Терешин Алексей Валерьевич

Даты

2024-12-23Публикация

2024-06-18Подача