Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для отбора мощности на привод дополнительных агрегатов.
Известен механизм отбора мощности от двигателя, имеющий фрикционный диск сцепления для привода трансмиссии и дополнительный фрикционный диск для привода отбора мощности, установленный на шлицах полого вала, а также специальную проставку, расположенную между фрикционными дисками и соединенную с маховиком двигателя (см. патент DE №10149700 А1, МПК 7 В 60 К 17/02, опубл. 10.04.2003).
Известен механизм отбора мощности от двигателя, расположенный между двигателем и коробкой переключения передач, содержащий картер, полый ведущий вал с ведущей шестерней, промежуточную шестерню, ведомый вал, механизм управления с ведущим и ведомыми фрикционными элементами, причем ведомый элемент выполнен в виде отключаемого ведущего диска сухого трения и установлен подвижно в осевом направлении на шлицах полого ведущего вала, а ведущий фрикционный элемент прикреплен к маховику двигателя, кроме того, привод механизма управления выполнен в виде пневмокамеры, установленной коаксиально на ведущем валу механизма отбора мощности (см. свидетельство РФ №25466, МПК 7 В 60 К 17/28).
Недостатком известных технических решений является сложность их конструкции.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является коробка отбора мощности (КОМ) от двигателя, расположенная между двигателем и коробкой передач транспортного средства и содержащая картер, полый ведущий вал, выполненный заодно с ведущей шестерней и соединенный с ведущим диском, снабженным демпфером. Ведущий диск прикреплен к кожуху сцепления, соединенного с маховиком коленчатого вала двигателя. Ведущий вал установлен на двух подшипниках, установленных в картере КОМ, а ведущая шестерня зацеплена с промежуточной шестерней, которая в свою очередь зацеплена с ведомой шестерней. Включение и выключение отбора мощности осуществляется при помощи управляемой зубчатой муфты с пневматическим приводом (см. свидетельство РФ №24974, МПК 7, В 60 К 17/28).
Недостатки известного технического решения обусловлены тем, что первичный вал коробки передач (КП), присоединяемой к КОМ, удлинен на величину осевых габаритов КОМ, вследствие чего требуется специальная модификация КП с применением ряда сложных деталей, приводящих к снижению надежности агрегата, кроме того, требуется специальная конструкция сцепления, так как момент для привода КОМ снимается с кожуха сцепления.
Задачей заявляемого технического решения является создание надежной и простой конструкции коробки отбора мощности, обеспечивающей возможность применения упрощенной конструкции коробки передач и сцепления.
Технический результат достигается тем, что в коробке отбора мощности от двигателя, расположенной между двигателем и коробкой передач, содержащей картер, полый ведущий вал с ведущей шестерней, промежуточную шестерню, ведомую шестерню, ведомый вал и механизм включения, передний конец ведущего вала посредством шлицевой втулки и гибкого диска соединен с маховиком двигателя, а на другом конце ведущего вала закреплен ведущий элемент механизма сцепления, при этом механизм сцепления установлен в картере коробки отбора мощности.
Отличительные признаки, заключающиеся в том, что передний конец ведущего вала коробки отбора мощности посредством шлицевой втулки и гибкого диска соединен с маховиком двигателя, а на другом конце ведущего вала закреплен ведущий элемент механизма сцепления, при этом механизм сцепления установлен в картере коробки отбора мощности, позволяют применить компактный вал коробки передач, в результате чего повышается надежность коробки отбора мощности, а также упрощается конструкция коробки передач и механизма сцепления.
Наличие гибкого диска снижает динамические нагрузки и устраняет вибрации от двигателя.
Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что заявляемое техническое решение имеет признаки, которые отсутствуют в аналогах, а их использование в заявляемой совокупности существенных признаков позволяет получить новый технический результат. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условиям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».
На чертеже представлена коробка отбора мощности от двигателя, в разрезе.
Коробка отбора мощности (КОМ) от двигателя содержит картер 1, полый ведущий вал 2, выполненный заодно или закрепленной на нем ведущей шестерней 3. Ведущий вал 2 установлен на двух подшипниках 4.
Передний конец ведущего вала 2 выполнен со шлицами и в нем установлена шлицевая втулка 5, шлицы которой соединены со шлицами вала 2. Втулка 5 имеет фланцы 6, к которым прикреплен гибкий диск 7. Гибкий диск 7 соединен с маховиком 8 двигателя. Другой конец ведущего вала 2 соединен с ведущими элементами сцепления 9, при этом механизм сцепления расположен в картере КОМ.
Ведущая шестерня 3 зацеплена с промежуточной шестерней 10, установленной на оси 11 на двух подшипниках 12.
Промежуточная шестерня 10 зацеплена с ведомой шестерней 13, выполненной заодно с ведомым валом 14, установленным на подшипниках 15 и 16. На шлицевом конце ведомого вала 14 неподвижно установлена шлицевая втулка 17, на которой подвижно в осевом направлении установлена муфта 18. Перемещение муфты 18 осуществляется пневматическим механизмом 19. Ведомая зубчатая втулка 20 закреплена на ведомом валу рабочего органа 21, на который производится отбор мощности. К картеру КОМ прикреплена коробка передач 22.
Коробка отбора мощности от двигателя работает следующим образом.
Крутящий момент с коленчатого вала двигателя постоянно передается на маховик 8, на прикрепленный к нему гибкий диск 7, далее на шлицевую втулку 5 и на ведущий вал 2 с закрепленной на нем шестерней 3, которая входит в зацепление с промежуточной шестерней 10, зацепленной с ведомой шестерней 13. Привод рабочего органа осуществляется от шлицевой втулки 17, которая соединяется с ведомой зубчатой втулкой 20 с помощью управляемой зубчатой муфты 18. Отбор мощности производится непосредственно от работающего двигателя независимо от трансмиссии.
Заявляемое техническое решение имеет надежную и простую конструкцию, обеспечивающую возможность применения упрощенной конструкции коробки передач и сцепления.
Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ | 2018 |
|
RU2674644C1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Трансмиссия механическая модульная | 2022 |
|
RU2780248C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2090385C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1411168A1 |
Раздаточная коробка (варианты) | 2018 |
|
RU2700307C1 |
СЦЕПЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2235229C1 |
ДВИГАТЕЛЬ-РЕДУКТОР | 2002 |
|
RU2221926C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ | 2011 |
|
RU2478045C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно для отбора мощности от двигателя на привод дополнительных агрегатов. Коробка отбора мощности состоит из картера, полого ведущего вала, ведущей шестерни, выполненной за одно целое с ведущим валом или закрепленной на нем, промежуточной шестерни, ведомого вала и ведомой шестерни, выполненной за одно целое с ведомым валом или закрепленной на нем, и механизма включения. Передний конец ведущего вала посредством шлицевой втулки и гибкого диска соединен с маховиком двигателя. На заднем конце ведущего вала закреплен элемент механизма сцепления, который установлен в картере коробки отбора мощности. Технический результат заключается в создании надежной и простой конструкции коробки отбора мощности, обеспечивающей применение упрощенной конструкции коробки передач и сцепления. 1 ил.
Коробка отбора мощности от двигателя, расположенная между двигателем и коробкой передач, содержащая картер, полый ведущий вал с ведущей шестерней, промежуточную шестерню, ведомую шестерню, ведомый вал и механизм включения, отличающаяся тем, что передний конец ведущего вала посредством шлицевой втулки и гибкого диска соединен с маховиком двигателя, а на другом конце ведущего вала закреплен ведущий элемент сцепления, при этом механизм сцепления установлен в картере коробки отбора мощности.
Гравитационный вариометр с жидкостным успокоителем колебаний коромысла | 1931 |
|
SU24974A1 |
DE 10149700 А, 10.04.2003 | |||
Бетономешалка | 1931 |
|
SU25466A1 |
GB 1167870 А, 22.10.1969 | |||
DE 3138208 A, 17.02.1983. |
Авторы
Даты
2007-04-20—Публикация
2006-01-10—Подача