Кормовая оконечность несамоходного судна Российский патент 2024 года по МПК B63B1/08 

Описание патента на изобретение RU2832683C1

Предлагаемое изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании несамоходных судов для толкаемых составов, главным образом смешанного «река-море» плавания.

Известен судовой толкаемый состав (цатент RU №2096244, кл. В63В 21/56), который включает несамоходное судно, выполненное с кормовыми бортовыми упорами, между которыми размещается носовая часть толкача. Счальное устройство включает гак, установленный в носовой оконечности толкача с возможностью перемещения по вертикали, и П-образную скобу, закрепленную на палубе несамоходного судна в его диаметральной плоскости (ДП). Кормовые бортовые упоры несамоходного судна не имеют связи с толкачом, они лишь ограничивают его перемещение по ширине. Такая схема счала толкача и несамоходного судна не является характерной для толкаемых составов «река-море» плавания1) (1) Б.А. Атлас, М.И. Войников, А.Д. Гофман, А.К. Иванов, В.В. Немцев, П.Н. Крюков, К.В. Слатин. Толкаемые составы смешанного «река-море» плавания - решение важнейших проблем водного транспорта России // Судостроение, 2010, №3, с. 18-22).

Для таких составов принято, что кормовую оконечность несамоходного судна, входящего в состав, целесообразно выполнять с бортовыми упорами, размещенными с рецессом между ними. Носовая оконечность толкача при этом размещается между упорами и крепится к ним шарнирно с помощью бортового счального устройства, механизм которого размещен на толкаче2) (2) Н.А. Мытник. Современное состояние и перспективы развития морских составных судов // Судостроение, 2009, №3, С. 11-16).

Наиболее близкой по конструктивной схеме к заявленному техническому решению является кормовая оконечность несамоходного судна, представленная в изобретении - RU №2709213, кл. В63В 1/08, 21/56. В этом случае у несамоходного судна, на его кормовой транцевой стенке, выполнены бортовые упоры, служащие для присоединения толкача. Между упорами, на транцевой стенке, шарнирно закреплено поворотное устройство, предназначенное для спрямления набегающего на толкач потока воды. На верхней поверхности остова устройства закреплены упругие массивы, а для выполнения поворота устройства на каждом из бортовых упоров установлен специальный механизм. Описанной конструктивной схеме устройства присуща сложность: основой устройства является поворотный остов, а для его привода предусмотрен специальный механизм. Это является недостатком рассмотренного изобретения.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, включает две составляющие: спрямление потока воды за транцевой стенкой корпуса несамоходного судна при движении состава на спокойной воде и уменьшение волнообразования за транцевой стенкой при движении состава в условиях значительного волнения.

Поставленная задача достигается тем, что в кормовой оконечности несамоходного судна, выполненной с рецессом между бортовыми упорами, служащими для присоединения толкача, и кормовой транцевой стенкой несамоходного судна, согласно изобретению, между вертикальными продольными стенками упоров установлена панель так, что ее продольные кромки жестко закреплены на этих стенках, одна из поперечных кромок панели жестко закреплена на транцевой стенке несамоходного судна по ее нижнему краю, а другая кромка ограничивает свободный край панели, который размещен выше плоскости конструктивной ватерлинии (КВЛ) несамоходного судна. Кроме того, нижняя поверхность панели выполнена гладкой, а в стенке панели выполнены отверстия со сдвижными крышками.

Предлагаемое изобретение поясняется фигурами.

На фиг. 1 дан вид сверху толкаемого состава, состоящего из несамоходного судна (показано с вырывом) и толкача.

На фиг. 2 представлен разрез по диаметральной плоскости (ДП) фиг. 1. По толкачу условно показана контурная линия. За кормовой стенкой корпуса несамоходного судна, на фоне стенки упора, показана панель. Принято обозначение: ОП - основная плоскость несамоходного судна.

На фиг. 3 дан вид по А фиг. 1, при этом толкач не показан. Между упорами размещена панель, в стенке которой выполнены сквозные отверстия, закрывающиеся крышками. Видимая (нижняя) поверхность панели гладкая.

На фиг. 4 изображен фрагмент фиг. 1, включающий симметричную относительно ДП часть панели, а также прилегающие к ней части корпуса несамоходного судна и упора.

На фиг. 5 представлен разрез по А-А фиг. 4. За кормовой стенкой несамоходного судна изображена панель с открытым отверстием в ее стенке, а также поворотная крышка.

Кормовая оконечность несамоходного судна 1 включает бортовые упоры 2, которые вместе с транцевой стенкой 3 корпуса судна 1 образуют рецесс (фиг. 1, 2). В объеме рецесса размещается носовая часть толкача 4, который с помощью бортовых шарнирных счалов 5 крепится к упорам 2. В упорах 2 под счалы 5 выполнены вертикальные углубления 6 (фиг. 2).

Между упорами 2 и торцевой стенкой 3 размещена панель 7, образованная из стенки 8 и упрочняющих ее ребер (балок) жесткости 9 (фиг. 4). Кромки панели 7 жестко закреплены на бортовых упорах 2 и торцевой стенке 3 (фиг. 4, 5). Край панели 7, обращенный к толкачу 4, находится в свободном состоянии (фиг. 1, 2); при этом он размещен на уровне выше конструктивной ватерлинии (KBЛ) судна 1.

В стенке 8 панели 7 выполнены отверстия 10 со сдвижными (поворотными) крышками 11 (фиг. 4, 5) (механизм поворота крышек 11 условно не показан).

Нижняя поверхность стенки 8 панели 7 выполнена гладкой (фиг. 3).

Предлагаемое техническое решение по кормовой оконечности несамоходного судна 1 используется следующим образом.

В случае движения толкаемого состава на спокойной воде или незначительном ветровом волнении отверстия 10 закрываются крышками 11 (фиг. 1). При этом панель 7, имея наклонную и гладкую нижнюю поверхность, выполняет роль кормового обтекателя корпуса судна 1 на участке между упорами 2. За счет применения такого обтекателя достигается уменьшение силы сопротивления движению судна 1. Это будет происходить как при толкании, так и при возможной буксировке судна 1.

При движении состава - толкач 4 и судно 1 на значительном волнении отверстия 10 путем смещения крышек 11 открываются. В результате на участке расположения панели 7 часть массы волн будет перемещаться через отверстия 10, теряя при этом энергию. В итоге интенсивность волн, набегающих на толкач 4, уменьшится.

Результатом «гашения» волн будет уменьшение килевой и вертикальной качки толкача 4, уменьшение нагрузки на счальное устройство толкача 4 и улучшение условий обитаемости его команды.

Использование панели 7 позволяет улучшить мореходные (навигационные) качества толкаемого состава «река-море» плавания.

Похожие патенты RU2832683C1

название год авторы номер документа
Кормовая оконечность несамоходного судна 2019
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2709213C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ НЕСАМОХОДНОГО СУДНА 2020
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2747326C1
МОДУЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БАРЖЕ-БУКСИРНЫЙ СОСТАВ 2012
  • Брынцев Александр Михайлович
RU2488512C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО СУДНА 2006
  • Олейник Анатолий Кириллович
RU2331543C1
НАВЕСНОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2053166C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ 2001
  • Кеслер А.А.
RU2196698C2
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТОЛКАЧА С НЕСАМОХОДНЫМ СУДНОМ 1997
  • Никитенко Борис Павлович
RU2117601C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ 2001
  • Кеслер А.А.
RU2203824C2
СУХОГРУЗНОЕ СУДНО 2013
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2528515C1
СУДОВОЕ ЛЮКОВОЕ ЗАКРЫТИЕ 2015
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2591562C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 832 683 C1

Реферат патента 2024 года Кормовая оконечность несамоходного судна

Изобретение относится к области судостроения и касается выполнения кормовой оконечности несамоходных судов, эксплуатируемых способом толкания. Кормовая оконечность несамоходного судна содержит рецесс между бортовыми упорами, служащими для присоединения толкача. Между вертикальными продольными стенками упоров установлена панель так, что ее продольные кромки жестко закреплены на этих стенках, одна из поперечных кромок панели жестко закреплена на транцевой стенке несамоходного судна по ее нижнему краю, а другая ограничивает свободный край панели, который размещен выше плоскости конструктивной ватерлинии несамоходного судна. Достигается повышение эксплуатационной эффективности судовых толкаемых составов «река-море» плавания. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 832 683 C1

1. Кормовая оконечность несамоходного судна с рецессом между бортовыми упорами, служащими для присоединения толкача, отличающаяся тем, что между вертикальными продольными стенками упоров установлена панель так, что ее продольные кромки жестко закреплены на этих стенках, одна из поперечных кромок панели жестко закреплена на транцевой стенке несамоходного судна по ее нижнему краю, а другая ограничивает свободный край панели, который размещен выше плоскости конструктивной ватерлинии несамоходного судна.

2. Кормовая оконечность несамоходного судна по п.1, отличающаяся тем, что нижняя поверхность панели выполнена гладкой, а в стенке панели выполнены отверстия со сдвижными крышками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2832683C1

Кормовая оконечность несамоходного судна 2019
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2709213C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ НЕСАМОХОДНОГО СУДНА 2020
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2747326C1
МОДУЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БАРЖЕ-БУКСИРНЫЙ СОСТАВ 2012
  • Брынцев Александр Михайлович
RU2488512C1
WO 2000066422 A1, 09.11.2000.

RU 2 832 683 C1

Авторы

Кеслер Анатолий Александрович

Даты

2024-12-27Публикация

2024-05-27Подача