Изобретение относится к водному транспорту, судостроению, в частности, к толкаемым морским односекционным и речным многосекционным составам.
Цель изобретения - повышение безопасности плавания, упрощение конструкции, технологичности и удешевление постройки составов.
Из уровня техники в данной области известен толкаемый судовой морской состав, содержащий толкатель и соединенную с ним сменным устройством толкаемую грузовую секцию, имеющую в корме центральную сцепную вертикальную балку и бортовые упоры-обтекатели, на торцах которых установлены вертикальные упорные балки, между которыми размещена носовая часть толкателя (см. авторское свидетельство СССР N 418374, кл. B 63 B 21/56, кл. B 63 B 35/66, публ. 1974 г.).
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, состоит в обеспечении более простой и надежной конструкции судов и сцепных устройств, сочетаемости их с эксплуатируемыми конструкциями судов при перевозках грузов на направлениях река-море плавания.
Этот технический результат достигается тем, что толкатель имеет носовой сцепной коуш, соединенный сзади посредством шарнира с амортизирующей конструкцией, состоящей из двух разнесенных к бортам поперечных амортизаторов, между которыми расположен главный продольный горизонтальный амортизатор с поворачивающимся вокруг своей оси главным штоком, снабженным натяжным механизмом, подобно тому, как это осуществляется у озерных автосцепов типа 0-200, и соединенный с передней частью штока, удерживаемый в горизонтальном положении двумя расположенными под ним с его боков небольшими подпружинивающими амортизаторами, сцепной коуш, упирающийся передней своей частью, выполненной в виде седловины, в ответную конструкцию тыльной части сцепного гака, закрепленного на ползуне, перемещающемся по вертикальной сцепной балке, расположенной по центру кормы несамоходного судна, а сцепной гак, захватив сцепной коуш защелкивается.
При этом предотвращаются удары о корму толкаемого носа толкателя мягким кранцем, установленным в верхней части форштевня, непосредственно под сцепным коушем против задней плоскости центральной сцепной кормовой балки несамоходного судна, а сам форштевень толкача, во избежании ударов его нижней части об эту балку во время килевой качки, имеет наклон вперед не менее 40o. Одновременно толкач опирается симметрично расположенными на его бортах концами на внутренней поверхности вертикальных опор кормовых бортовых упоров-обтекателей несамоходного судна, что обеспечивает безопасность бортовой качки судов в составе. В качестве бортовых кранцев могут быть использованы прочие резиновые отрезки труб, укрепленных на кусках якорных цепей, продетых через них и закрепленных горизонтально на бортах толкача. Подобные устройства применяются на причальных стенках в портах при швартовке судов.
Рассматриваемое сцепное морское устройство толкача и толкаемого судна дополнительно снабжается страховочными тросами, на случай повреждения основного сцепленного устройства, подаваемыми с кормовой буксирной двухбарабанной лебедки толкача по бортам на толкаемое судно, где они крепятся к амортизаторам, сглаживающим рывки. Двухбарабанная лебедка толкача управляется с его мостика с задаваемым натягом торсов.
Несамоходные грузовые судна имеют невысокие надводные габариты и могут проводиться низкорубочными рейдовыми буксирами - толкачами под низкими мостами без их разводки, что дает существенную экономию времени. Такие буксирно-толкаемые составы применимы не только в России с ее благоприятным расположением рек и морей, но и ряде других стран.
Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 и 2 показано сцепное устройство буксира-толкача с несамоходным судном, соответственно вид сверху и сбоку.
Морской толкач 1, имеющий наклоненный вперед не менее чем на 40o форштевнь 2 размещен позади несамоходного судна 3, между его кормовыми бортовыми упорами-обтекателями 4. Кормовая центральная сцепная вертикальная балка 5, на которой закреплен с помощью ползуна с возможностью вертикального перемещения сцепной гак 6, соединяющийся с амортизирующим устройством толкача сцепной коуш 7, закрепленный посредством шарнира с передним концом продольного горизонтального главного штока, проходящего через главный амортизатор 8, имеющий поперечные амортизаторы 9 и натяжное устройство 10. При этом сцепной коуш, для удержания его в горизонтальном положении, подпружинивается снизу, с боков малыми вертикальными амортизаторами 11, мягкий кранец 12, расположенный на носу толкача, упирается в переднюю плоскость сцепной балки толкаемого судна под сцепным коушем в непосредственной близости от него, а бортовыми кранцами 13 опирается толкач на расположенные против них опоры 14 на бортовых обтекателях, продолжением этих опор вниз являются стабилизаторы курса 15, страховочные тросы подаются с двухбарабанной буксирной лебедки 16. При этом во время буксировки может использоваться и якорное устройство толкача 17, упорные балки 18 используются при толкании многосекционных составов в речных условиях.
Принципиально важно то, что применение предлагаемого сцепного устройства устраняет необходимость подреза кормы несамоходного судна, а безопасность килевой качки обеспечивается соответствующим наклоном вперед у толкача форштевня, при этом улучшаются и гидродинамические качества состава.
Сцепка судов в толкаемом составе осуществляется следующим образом.
Как только толкач войдет в кормовую нишу несамоходного судна и упрется носовым своим кранцем в торцевую плоскость центральной кормовой сцепной балки, находящейся в верхнем положении на этой балке сцепной гак несамоходного судна опускается вниз с направляющим его ползуном и захватывает располагающийся под ним сцепной коуш толкача, затем гак автоматически защелкивается снизу, при этом механизм натяга главного штока устраняет люфт между сцепным коушем и гаком.
Расцепка судов в составе осуществляется дистанционно с мостика толкача или на месте раскрывается защелка и сцепной гак поднимается.
В качестве ползуна для сцепного гака может быть использована стальная муфта прямоугольного сечения достаточной длины с продольным разрезом на противоположной от сцепного гака стороне, надеваемая на сцепную балку сверху и охватывающая ее переднюю направляющую с четырех сторон, перемещаемая вертикально тросо-блочной или другой системой. В качестве такого ползуна может быть использована и стандартная конструкция клещевого захвата от автосцепа типа 0-200, а чтобы избежать "закусывания" такого ползуна на сцепной балке, к этой конструкции с тыловой стороны направляющей сцепной балки, привариваются вертикальные направляющие плоскости.
При использовании на реках Сибири речных толкачей с двухзамковыми гаковыми сцепами ответной конструкцией на несамоходном судне могут устанавливаться справа и слева от вертикальной сцепной балки и поперечные сцепные круглые балки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТОЛКАЧА С НЕСАМОХОДНЫМ СУДНОМ | 1995 |
|
RU2097254C1 |
ТОЛКАЕМЫЙ СУДОВОЙ СОСТАВ | 1994 |
|
RU2096244C1 |
ТОЛКАЕМЫЙ СУДОВОЙ СОСТАВ | 1996 |
|
RU2097255C1 |
ПОДРУЛИВАЮЩИЙ БУКСИР-ТОЛКАЧ | 1997 |
|
RU2137671C1 |
СУДОВОЙ СОСТАВ | 1997 |
|
RU2113374C1 |
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РЕЧНОЙ ТОЛКАЕМЫЙ СОСТАВ | 1995 |
|
RU2099234C1 |
МОРСКОЙ ТОЛКАЕМЫЙ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ УНИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ | 1993 |
|
RU2104207C1 |
МЕЛКОСИДЯЩИЙ ТОЛКАЕМЫЙ СОСТАВ | 2000 |
|
RU2183172C2 |
РЕЧНОЙ ТОЛКАЕМЫЙ СОСТАВ ИЗ УНИФИЦИРОВАННЫХ СЕКЦИЙ | 1994 |
|
RU2104208C1 |
СКУЛОВЫЕ УПОРЫ СУДОВ ТОЛКАЕМОГО СОСТАВА | 1996 |
|
RU2124999C1 |
Сцепное устройство толкача с несамоходным судном, выполненным с расположенными в корме бортовыми упорами-обтекателями для размещения между ними носовой части корпуса толкача, содержит расположенную на корме несамоходного судна вертикальную сцепную балку с перемещающимся по ней ползуном, имеющим сцепной гак, и расположенную на толкаче амортизирующую конструкцию на главном штоке, с концом которого соединен носовой сцепной коуш. Передняя часть носового сцепного коуша выполнена седлообразной для взаимодействия с ответной конструкцией на тыльной стороне сцепного гака. Технический результат от использования изобретения состоит в обеспечении более простой и надежной конструкции судов и сцепных устройств. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1971 |
|
SU418374A1 |
Авторы
Даты
1998-08-20—Публикация
1997-02-10—Подача