Изобретение относится к области судоходства, а именно к способам и конструкциям, позволяющим очистить ото льда фарватер для прохода судов, и предназначено для периодически замерзающих водоемов.
Известен способ, описанный в патенте RU 2210517 С2 «Способ разрушения ледяного покрова и устройство для его осуществления», заключающийся в импульсном гидроударе гидромолота, подведенного под лёд, и устройство, состоящее из компрессора, баллонов, трубы и импульсных гидрореактивных двигателей, упирающихся в нижнюю кромку льда.
Недостатком его является сложность эксплуатации устройства.
Известен способ, описанный в патенте RU 2197406 С1 «Способ разрушения ледяного покрова», заключающийся в нагнетании воздуха под лед через отверстие закрытое прочной воздухонепроницаемой тканью.
Недостатком его является то, что затруднено его применение на движущемся судне.
Известен способ, описанный в заявке на изобретение RU 2012130736 А «Способ разрушения ледяного покрова» путем создания подо льдом гидроудара при помощи эластичной камеры с созданием позади её области с пониженной плотностью путем введения пузырьков воздуха.
Недостатком его является сложность устройства.
Способов и устройств, позволяющих разрушать и удалять лед с фарватера при движении судна, не выявлено.
Задачей изобретения является создание способа и устройства, позволяющего разрушать лед на трассе фарватера перед движущимся судном.
Техническим результатом изобретения является новое свойство, а именно предохранение корпуса судов от силового воздействия льда при очистки фарватера.
Достижение заявленного технического результата и, как следствие, решение поставленной задачи достигается тем, что очистка фарватера ото льда осуществляется при помощи устройства, шарнирно крепящегося впереди судна и представляющего собой конусообразный плавающий отвал, внутри которого установлена балластная и плавающая емкость, а на поверхности конусообразного отвала снизу и с верху установлены неподвижные щиты, к которым при помощи шарниров прикреплены подвижные щиты, удаляющие разрушенный лед за края фарватера и приводимые в действие, например, гидроцилиндрами.
Поверхность устройства покрывается гидрофобной смазкой, например, силиконовой, а подвижные щиты не производящие удаление разрушенного льда складываются вдоль направления движения судна.
Способ заключается в предварительном проведении надрезов на льду сверху по краям фарватера и с прорезания до воды щели в середине, при этом представляющего собой подрезающие лед ролики, нож и отвалы по бокам судна.
Устройство состоит из судна, впереди которого шарнирно прикреплены подрезающие лед ролики и нож, разрушающий лед, а снизу установлен П-образный лоток, упирающийся роликами в нижнюю кромку льда, причем подрезающих роликов может быть более двух, а по бокам судна установлены отвалы, погруженные под лед и поворачивающиеся гидроцилиндрами.
Способ состоит в нарезке борозд по краям фарватера сверху и снизу льда, затем последующим созданием винтами судна высокой скорости течения воды подо льдом в зоне разрушения, ограниченной стенками лотка, затем куски льда вдавливаются корпусом судна под лед и отодвигаются от кромки фарватера боковыми отвалами.
На фиг. 1 - изображена схема устройства; на фиг. 2 - изображена схема работы устройства; на фиг. 3 - изображена схема расположения льда после прохода устройства (очистки фарватера), сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - изображена схема действия сил разрушающих лед, сечение Б-Б на фиг. 2.
Устройство состоит из движущегося вперед винтом судна 1, на котором сверху надо льдом 2 установлены подрезающие лед 2 ролики 3 и нож 4 (который может быть с зубчатыми кромками), раскалывающий лед 2. Подо льдом 2 установлен П-образной формы лоток 5, прикрепленный к судну 1 (крепление шарнирное или стационарное, на рисунке не показано) и выполненный из гибкого плавающего материала. Лоток 5 упирается в нижнюю кромку льда 2 подрезающими лед 2 подводными роликами 6, которых может быть более двух (фиг. 2). Ролики 6 установлены вне зоны разрушения ножом 4 льда 2, и они удерживают стенки лотка 5 на расстоянии от нижней кромки льда 2, создавая щель между нижней кромкой льда 2 стенками и дном лотка 5 для высокоскоростного прохода воды под зоной разрушения. По бокам судна 1 установлены подо льдом 2 отвалы 7, поворачивающиеся при помощи рычагов, приводимых в действие гидроцилиндрами 8. Такими же гидроцилиндрами 8 производится опускание роликов 3 на поверхность льда 2 и их раздвижение.
Способ заключается в нарезке борозд 9 сверху льда 2 по краю фарватера 10, при помощи роликов 3 и 6, ограничивающих зону разрушения льда 2 и облегчающих разрушение его ножом 4. Затем создание винтами судна 1 подо льдом 2 высокой скорости течения в закрытой стенками лотка 5 зоне разрушения. Высокая скорость течения уменьшает уровень воды в лотке 5, а соответственно, и давление воды снизу на лед 2, он опускается под своим весом и разрушается (фиг. 4). Зубчатый нож 4 также разрушает лед 2 на мелкие куски 11, которые корпусом судна 1 вдавливаются под лед 2 и отвалами 7 отодвигаются от кромки фарватера 10, для предотвращения попадания кусков льда 11 под винты судов, следом движущихся по расчищенному фарватеру 10. Куски льда 11, находящиеся внизу, в теплой воде, через некоторое время растаивают подо льдом 2.
Работает устройство следующим образом.
На лед 2 сверху опускают при помощи гидроцилиндров 8 подрезающие края фарватера 10 ролики 3, а под нижнюю кромку льда 2 снизу подводится лоток 5, который роликами 6 упирается в лед 2. Судно 1 движется винтом вперед, роликами 3 и 6 надрезает лед 2, затем следом идущий зубчатый нож 4 разрушает лед 2 на куски 11, которые притапливаются корпусом судна 1. При помощи гидроцилиндров 8 отвалы 7 раздвигаются подо льдом 2 и перемещают куски льда 11 за границы фарватера 10. Гидроцилиндрами 8, поворачивая отвалы 7, регулируется расстояние смещения кусков льда 11 от края фарватера 10.
Способ заключается в предварительной нарезке борозд 9 сверху и снизу льда 2, по которым он обламывается. Уменьшение усилий разрушения льда 2 достигается тем, что в зоне разрушения льда создается полость (из лотка 5 и нижней кромки льда 2) в которой ускоряется течение воды за счет работы винта судна 1, вследствие этого в полости уменьшается уровень воды и ее давление. Лед 2 провисает и обламывается ножом 4 по надрезам, при этом остальной лед 2 остается в целостности и исключается забивание льдом 2 фарватера 10. Гибкая плавающая оболочка лотка 5 позволяет двигаться по неровностям нижней кромки льда 2. При движении корпусом судна 1 производится погружении кусков 11 льда под воду и отодвигания их от края фарватера 10 отвалами 7.
При транспортном положении судно 1 движется носом вперед, а винтом назад.
Предлагаемое устройство съемное просто в эксплуатации, легко в изготовлении, удобно и может ставиться на любое судно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство и способ Девяткина А.Г. для отчистки фарватера ото льда | 2024 |
|
RU2833084C1 |
Устройство и способ Девяткина А.Г. для очистки фарватера ото льда | 2024 |
|
RU2828892C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА РЕКАХ | 2019 |
|
RU2730037C1 |
Арктическая ледорезная машина | 2019 |
|
RU2718192C1 |
Способ движения судна во льдах | 2021 |
|
RU2768413C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2002 |
|
RU2220878C1 |
Ледокольно-ледоочистительное устройство | 1983 |
|
SU1131758A1 |
МОРСКАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА | 2010 |
|
RU2431717C1 |
Устройство для повышения ледовых качеств судна | 2015 |
|
RU2619974C2 |
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА И ФОРМИРОВАНИЯ ФАРВАТЕРА ДЛЯ СБОРА НЕФТЯНЫХ РАЗЛИВОВ | 2014 |
|
RU2566589C1 |
Изобретение относится к области судоходства, а именно к способам и конструкциям, позволяющим очистить ото льда фарватер для прохода судов, и предназначено для периодически замерзающих водоемов. Судно для очистки фарватера содержит установленный впереди него винт и шарнирно установленные на корпусе судна сверху надо льдом ролики и зубчатый нож для подрезания и раскалывания льда, а снизу на корпусе судна подо льдом установлен П-образной формы лоток, который выполнен с возможностью упора роликами в нижнюю кромку льда, которые выполнены с возможностью опускания на поверхность льда и их раздвижения за счет гидроцилиндров. По бокам судна установлены подо льдом отвалы, которые выполнены с возможностью поворота при помощи рычагов, приводимых в действие гидроцилиндрами. При помощи гидроцилиндров раздвигают отвалы подо льдом и перемещают куски льда за границы фарватера, а также регулируют расстояние смещения кусков льда от края фарватера при повороте отвалов при помощи рычагов, приводимых гидроцилиндрами. Достигается предохранение корпуса судна от силового воздействия льда при очистке фарватера, а также исключение попадания разрушенного льда под винты следом проходящих по фарватеру судов. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Судно для очистки фарватера, содержащее установленный впереди него винт и шарнирно установленные на корпусе судна сверху надо льдом ролики и зубчатый нож для подрезания и раскалывания льда, а снизу на корпусе судна подо льдом установлен П-образной формы лоток, который выполнен с возможностью упора роликами в нижнюю кромку льда, которые выполнены с возможностью опускания на поверхность льда и их раздвижения за счет гидроцилиндров, также ролики удерживают стенки лотка на расстоянии от нижней кромки льда для создания щели между нижней кромкой льда и дном лотка, при этом по бокам судна установлены подо льдом отвалы, которые выполнены с возможностью поворота при помощи рычагов, приводимых в действие гидроцилиндрами.
2. Судно для очистки фарватера по п.1, отличающееся тем, что подрезающих роликов может быть более двух.
3. Способ очистки фарватера ото льда с помощью судна по п.1, характеризующийся тем, что на лед сверху опускают при помощи гидроцилиндров подрезающие края фарватера ролики, а под нижнюю кромку льда снизу подводится П-образной формы лоток, который роликами упирается в лед, затем следом идущий зубчатый нож разрушает лед на куски, которые притапливаются корпусом судна, где при помощи гидроцилиндров раздвигают отвалы подо льдом и перемещают куски льда за границы фарватера, а также регулируют расстояние смещения кусков льда от края фарватера при повороте отвалов при помощи рычагов, приводимых гидроцилиндрами.
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2210517C2 |
US 3785315 A1, 15.01.1974 | |||
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2019 |
|
RU2729331C1 |
ТОЛКАЕМАЯ БУКСИРОМ-ТОЛКАЧОМ ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2013 |
|
RU2549738C1 |
US 3929083 A1, 30.12.1975. |
Авторы
Даты
2025-01-14—Публикация
2024-04-12—Подача