СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ГИБОЧНЫМ СТАНКОМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С НИМ Российский патент 2025 года по МПК G09B19/00 

Описание патента на изобретение RU2833412C1

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Изобретение относится к технологии обработки материалов на гибочных станках, в частности способам использования средств дополненной реальности для взаимодействия пользователя с указанным станком для обучения работе с ним.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Из уровня техники известен способ тренировки и оценки профпригодности кассиров-контролеров, осуществляемый с помощью коммутационного VR-тренажера [RU2715148, G09B 19/00, опубл. 25.02.2020] характеризующийся тем, что содержит этапы, на которых: включают ПК и очки виртуальной реальности, затем запускают программный комплекс, после чего визуализируют на экране очков виртуальной реальности, подключенных к ПК, графическую трехмерную оболочку, загруженную в программный комплекс ПК, и отображают на экране очков интерфейс программы, после чего отслеживают посредством треккеров положения изменение положения тела пользователя-оператора, далее информацию об изменениях положения тела от треккеров положения передают через протоколы взаимодействия в программный комплекс тренажера, затем сверяют со сценарием действия пользователя-оператора и переходят в определенное состояние, предусмотренное сценарием; после перехода в определенное состояние данные о состоянии, в которое перешел сценарий, передают в графическую оболочку тренажера и отображают на экране очков виртуальной реальности, после этого оценивают правильные и неправильные действия при совершении тренировки и присваивают баллы с соответствующими весовыми коэффициентами посредством программного комплекса тренажера, отличающийся тем, что визуализируют на экране шлема виртуальной реальности, подключенного к ПК, графическую трехмерную оболочку, загруженную в программный комплекс, вагона электропоезда и инвентаря, доступного пользователю, и осуществляют оценку физических и речевых действий оператора с помощью модуля оценки, после чего проводят проверку соответствия действий оператора в виртуальной среде по выбранному инструктором сценарию с помощью коммутационного модуля, модуля набора сценариев, модуля редактора сценариев, загруженных в ПК, в соответствии с должностной инструкцией.

Недостатком указанного способа является невозможность формирования объектов дополненной реальности для взаимодействия с ними в процессе обучения.

Из уровня техники известен способ обучения навыкам применения ручных инструментов [RU2716810, G09B 19/24, опубл. 16.03.2020], где обучение ученика проводится при помощи программно-аппаратного комплекса, в состав которого входит компьютер, аудиосистема, видеокамеры контроля и устройства, формирующие дополненную реальность, предъявляемую ученику в виде дополненных изображений плоских и объемных фигур заданной прозрачности или запрещенных световых зон, при этом программно-аппаратный комплекс содержит заданное количество видеокамер, которые закреплены на голове ученика и/или на заданной высоте над рабочим местом ученика в заданном объеме рабочего пространства, при этом изображение с видеокамер передается в компьютер программно-аппаратного комплекса для программной обработки и/или на монитор обучающего для контроля над действиями ученика в режиме реального времени; компьютер связан с видеокамерами и средствами дополненной реальности по радиоканалу или при помощи проводной связи; из библиотеки программ программно-аппаратного комплекса обучающий педагог запускает программу выбранного этапа обучения, которая проецирует на средствах дополненной реальности ученика виртуальную модель с заданной прозрачностью и оптимальным пространственно-временным взаиморасположением обрабатываемого материала, инструмента и рук ученика; программами обучения задаются разрешенные допуски на пространственно-временные отклонения реального материала, инструмента и рук ученика от заданной оптимальной виртуальной модели; при нарушении заданных допусков ученику подаются звуковые и/или световые сигналы; программно-аппаратный комплекс показывает ученику опасные зоны для его частей тела, фиксирует в заданном объеме рабочей зоны действия ручного инструмента опасные ситуации и в случае нарушений техники безопасности подает предупреждающие световые и/или звуковые сигналы; программно-аппаратный комплекс или обучающий фиксирует режимы работы с обрабатываемым материалом и ручным инструментом, при необходимости комментирует звуковыми или световыми подсказками или дополнительными слайдами процесс обработки материала.

Наиболее близким к заявленному способу является способ обучения работе на токарно-винторезном станке [RU2716541, G09B 19/00, опубл. 12.03.2020 – прототип], где обучение ученика проводится при помощи программно-аппаратного комплекса, в состав которого входит компьютер, аудио система, видеокамеры контроля и устройства, формирующие дополненную реальность, предъявляемую ученику в виде дополненных изображений плоских и объемных фигур или запрещенных световых зон в заданном объеме рабочего пространства, при этом программно-аппаратный комплекс содержит заданное количество видеокамер, которые закреплены на голове ученика и/или на заданной высоте над станком, при этом изображение с видеокамер передается в компьютер программно-аппаратного комплекса для программной обработки и/или на монитор обучающего для контроля над действиями ученика и работы станка в режиме реального времени; компьютер связан с видеокамерами и средствами дополненной реальности по радиоканалу или при помощи проводной связи; из библиотеки программ программно-аппаратного комплекса обучающим задается программа выбранного этапа обучения, которая проецирует на средствах дополненной реальности ученика плоские или объемные изображения промежуточного или окончательного чертежа изготовляемой детали, или требуемого в данный момент операции типа резца, или изображения вспомогательного инструмента; программно-аппаратный комплекс показывает ученику опасные зоны для его частей тела, фиксирует в заданном объеме рабочей зоны станка посторонние предметы и подает предупреждающие световые и/или звуковые сигналы и/или блокирует работу станка; программно-аппаратный комплекс или обучающий фиксирует режимы резания обрабатываемого материала и при необходимости комментирует звуковыми или световыми подсказками процесс обработки материала.

Недостатком аналогов и прототипа является отсутствие вывода в качестве объекта дополненной реальности видеоуроков. Другим недостатком является отсутствие визуализации обрабатываемой проекции заготовки в связи с манипуляциями, осуществляемыми на станке.

Задачей изобретения является расширение арсенала способов использования средств дополненной реальности для взаимодействия пользователя с гибочным станком для обучения работе с ним.

РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявленное изобретение, является реализация назначения изобретения.

Технический результат достигается тем, что предложен способ использования средств дополненной реальности для взаимодействия пользователя с гибочным станком для обучения работе с ним, включающий проецирование с помощью устройства дополненной реальности в поле зрения пользователя следующие объекты дополненной реальности: видеоизображение, 3D-модель заготовки, клавиши переключения сгибов, чертеж, проекция заготовки в виде полупрозрачной голограммы, информационные панели, обеспечивающие пользователя сведениями о часто используемых данных со станка, панели предупреждения, при этом, при проецировании в поле зрения пользователя с помощью устройства дополненной реальности отображаются справочные данные в виде таблиц, при этом данные об указанных объектах передаются на устройство дополненной реальности со станка, на этапе дополненной реальности устройство визуализирует анимацию сгибов на 3D-модели заготовки при нажатии клавиш переключения сгибов, позволяющий визуализировать как развернутый вид, так и последовательно каждый сгиб в отдельности, а проекция заготовки выводится на зону сгиба на станке с возможностью наложения на действительную заготовку, при этом проекция включает видимую виртуальную линию сгиба, имеющую возможность изменения в соответствии с действиями, выполняемыми на станке.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ использования средств дополненной реальности для взаимодействия пользователя с гибочным станком для обучения работе с ним предполагает реализацию обучающего курса, который включает 50 видеоуроков, 150 тестовых вопросов, и 14 специально сформированных деталей.

Пользователь, являющийся оператором гибочного станка, запускает программу обучения на устройстве дополненной реальности и входит во вкладку «Обучение». Программа начинается с выбора аккаунта пользователя и возможности создать нового аккаунта пользователя. У каждого аккаунта пользователя существует своя панель с прогрессом обучения, которая состоит из 12 тем. Темы состоят из блоков, в которые входят все операции, осуществляемые при работе с гибочным станком. Задачей пользователя в процессе обучения является прохождение всех тем, при этом пользователь проходит темы поэтапно по мере повышения их уровня сложности.

С помощью видеоуроков, доступных в каждом блоке и проецируемых на устройство дополненной реальности, пользователь проходит обучение, располагаясь перед гибочным станком. После просмотра видеоурока пользователю предлагается ответить на тестовые вопросы. Оформление тестов сделано таким образом, что пользователь, в том числе взаимодействует с гибочным станком для получения правильного ответа. Это улучшает процесс обучения пользователя, предоставляя наиболее интерактивное обучение и возможность проверить знания пользователя, закрепив их практическим взаимодействием с гибочным станком.

Также кроме видеоуроков и тестовых вопросов, в устройстве дополненной реальности отображаются другие объекты дополненной реальности.

Пользователь может вывести 3D-модель заготовки при обучении через меню или сканируя QR код, который нанесен, например, на бумажный носитель с чертежом. Сканирование QR-кода осуществляется устройством дополненной реальности, снабженным камерой со средствами обработки информации, содержащейся в QR-коде. 3D-модель заготовки помогает пользователю понять, как должна выглядеть согнутая деталь, на ней видна последовательность сгибов и визуализация направления сгибов. Модель можно также расположить в удобном для пользователя месте, масштабировать и вращать. Кроме того, на устройстве дополненной реальности выводятся клавиши переключения сгибов, посредством нажатия на которые отображается анимация сгибов, что позволяет пользователю посмотреть деталь в развёрнутом виде и последовательно увидеть каждый сгиб в отдельности.

Аналогичным образом посредством сканирования QR-кода в устройстве дополненной реальности можно вывести чертеж для повышения удобства работы со станком. Пользователь может масштабировать чертёж, а также перемещать его в любое удобное место. Визуализация чертежа позволяет пользователю совершать меньше лишних движений во время работы, тем самым повышая удобство.

Пользователь выводит проекцию заготовки в виде полупрозрачной голограммы на зону сгиба на станке, с возможностью наложения действительной заготовки, через меню на устройстве дополненной реальности. Проекция может строиться из загруженной 3D модели заготовки. В случае отсутствия 3D модели, упрощённая проекция строится автоматически, используя нарисованную программу в графическом режиме станка с числовым программным управлением.

Эта проекция служит подсказкой пользователю, поскольку имеет видимую виртуальную линию сгиба для правильного позиционирования действительной заготовки на станке. Во время прохождения курса обучения пользователь сравнивает действительную заготовку с проекцией, чтобы не получить брак.

Информативность и качество предложенного способа достигается благодаря тому, что при непосредственной визуализации проекции необработанной заготовки в условиях дополненной реальности, осуществляется действительная работа на станке. После вывода проекции заготовки на рабочую поверхность станка в зону сгиба с возможностью наложения на действительную заготовку и осуществления процесса гибки (опускания траверсы гибочного станка для осуществления сгиба), проекция заготовки изменяется в соответствии с осуществленным на гибочном станке действием. Таким образом, пользователь может визуализировать процесс гибки, при этом не используя действительные заготовки (избегая их расходования и брака), а кроме того, достигается минимизация риска травм у пользователя, не знакомого с работой гибочного станка.

Работа пользователя с действительной заготовкой в ходе ответа на тестовые вопросы, согласно предложенному способу, может быть выполнена с повышенной безопасностью и информативностью об осуществляемых действиях.

Информационные панели обеспечивают пользователя сведениями о часто используемых данных со станка с числовым программным управлением. Панели расположены на рабочем поле в постоянной видимости пользователя, с возможностью изменения расположения в любом другом, удобном для пользователя месте. Панель позволяет быстро проверять корректность используемых инструментов, и визуально подтвердить точность введённых данных. На панели пользователя видит текущие корректировки, заданные инструменты, и основную информацию о сгибе. Кроме того, существует возможность расширить панель для отображения более сложных данных о сгибе.

Кроме того, пользователь может вывести на устройство дополненной реальности справочные таблицы, в частности, таблицы допусков, таблицу усилий и иные ресурсы, часто используемые пользователи во время работы. Все это способствует более эргономичной работе на станке, что уменьшает время, занимаемое на 1 операцию на станке, и позволяет осуществить большее количество соответствующих операций, в результате чего увеличивается производительность работы.

В целях предотвращения таких ошибок как производственный брак или испорченные инструменты, предупреждает пользователя о проверке правильности инструментов при запуске программы из компьютера. Наличие этих предупреждений и информационных панелей, на которых возможно увидеть главные параметры сгиба, непосредственно перед глазами во время осуществления процесса гибки способствует снижению самой распространённой причины брака, вызванного невнимательностью пользователя.

Похожие патенты RU2833412C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ РУЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 2019
  • Чупряков Иван Сергеевич
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2716810C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ НА ТОКАРНО-ВИНТОРЕЗНОМ СТАНКЕ 2019
  • Коротков Сергей Геннадьевич
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2716541C1
Способ обучения плаванию 2020
  • Дрогомерецкий Владимир Вячеславович
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
  • Соколова Валерия Андреевна
  • Третьяков Андрей Александрович
  • Коновалов Игорь Евгеньевич
RU2757528C1
Аппаратно-программный комплекс для обучения естественнонаучным дисциплинам 2023
  • Умнов Алексей Львович
  • Завьялов Александр Григорьевич
  • Волгин Илья Сергеевич
RU2822301C1
СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ ДЛЯ ИММЕРСИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И/ИЛИ ИМИТИРУЕМЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ, КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 2009
  • Ровальо Маурицио
  • Шеле Тобиас
RU2495476C2
Тренажер-имитатор бурового станка 2019
  • Тян Евгений Валентинович
RU2725451C1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2019
RU2720842C1
Тренажер для подготовки оператора транспортно-заряжающей машины 2021
  • Авотынь Борис Андреевич
  • Левшин Алексей Викторович
  • Нефедов Сергей Дмитриевич
  • Белобрагин Борис Андреевич
  • Долганов Михаил Евгеньевич
  • Колобаев Владимир Сергеевич
  • Столярова Ирина Евгеньевна
  • Смирнов Александр Владимирович
  • Ильин Константин Сергеевич
  • Ильинский Николай Иванович
  • Крылов Михаил Николаевич
  • Кабанов Дмитрий Михайлович
RU2763003C1
Unimetrix (Юниметрикс) Университетская метавселенная для профессионального медицинского образования, объединяющая передовые методы обучения, реализованные на базе цифровых технологий 2022
  • Костюшов Евгений Александрович
  • Бушуев Владимир Александрович
  • Дударев Дмитрий Алексеевич
  • Исаев Александр Николаевич
RU2812407C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 2018
  • Аксененко Дмитрий Александрович
  • Балько Роман Валерьевич
  • Касьяненко Андрей Александрович
  • Симко Денис Львович
  • Шрамко Денис Александрович
RU2697957C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ГИБОЧНЫМ СТАНКОМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С НИМ

Изобретение относится к технологии обработки материалов на гибочных станках, в частности к способам обучения специалистов технологическим операциям, осуществляемым при работе с указанными станками, с использованием устройства дополненной реальности. Предложен способ обучения работе на гибочном станке с числовым программным управлением при помощи устройства дополненной реальности, включающий запуск специалистом программы обучения, характеризующийся тем, что программа обучения проецирует в поле зрения специалиста с помощью устройства дополненной реальности следующие объекты дополненной реальности: видеоуроки с тестовыми вопросами, 3D-модель заготовки, клавиши переключения сгибов, чертеж, проекция заготовки в виде полупрозрачной голограммы, информационные панели, обеспечивающие специалиста сведениями о часто используемых данных со станка, панели предупреждения, а также справочные данные в виде таблиц, причем данные об указанных объектах передаются на устройство дополненной реальности со станка, при этом устройство дополненной реальности может быть дополнительно снабжено средством считывания QR-кода, а данные о 3D-модели заготовки и чертеже могут быть также переданы на устройство дополненной реальности после считывания им QR-кода, нанесённого, например, на бумажный носитель, при этом посредством нажатия специалиста на клавиши переключения сгибов устройство дополненной реальности визуализирует анимацию сгибов на 3D-модели заготовки, позволяющей специалисту увидеть ее как в развёрнутом виде, так и последовательно каждый сгиб в отдельности, а проекция заготовки выводится специалистом на зону сгиба на станке с возможностью наложения на действительную заготовку, имеет видимую виртуальную линию сгиба, а также возможность изменяться в соответствии с осуществляемым на станке действием, причем видеоуроки объединены в обучающий курс и предназначены для последовательного их просмотра специалистом, который по завершении просмотра каждого из видеоуроков отвечает на тестовые вопросы, в том числе путем взаимодействия со станком, при этом указанное взаимодействие может быть осуществлено как с использованием действительной заготовки, так и без ее использования. Техническими результатами, на достижение которых направлено заявленное изобретение, являются: получение специалистом практических навыков работы на гибочном станке, сокращение времени на обучение; возможность проходить обучение без участия обучающего персонала, минимизация брака и производственных травм.

Формула изобретения RU 2 833 412 C1

Способ использования средств дополненной реальности для взаимодействия пользователя с гибочным станком для обучения работе с ним, включающий проецирование с помощью устройства дополненной реальности в поле зрения пользователя следующие объекты дополненной реальности: видеоизображение, 3D-модель заготовки, клавиши переключения сгибов, чертеж, проекция заготовки в виде полупрозрачной голограммы, информационные панели, обеспечивающие пользователя сведениями о часто используемых данных со станка, панели предупреждения, при этом при проецировании в поле зрения пользователя с помощью устройства дополненной реальности отображаются справочные данные в виде таблиц, при этом данные об указанных объектах передаются на устройство дополненной реальности со станка, на этапе дополненной реальности устройство визуализирует анимацию сгибов на 3D-модели заготовки при нажатии клавиш переключения сгибов, позволяющей визуализировать как развернутый вид, так и последовательно каждый сгиб в отдельности, а проекция заготовки выводится на зону сгиба на станке с возможностью наложения на действительную заготовку, при этом проекция включает видимую виртуальную линию сгиба, имеющую возможность изменения в соответствии с действиями, выполняемыми на станке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2833412C1

US 20210174492 A1, 10.06.2021
https://web.archive.org/web/20240528042501/https://blogs.windows.com/windowsexperience/2023/04/13/microsoft-brings-windows-11-to-hololens-2/ (дата публикации 08.03.2024)
US 10984242 B1, 20.04.2021
0
SU168332A1

RU 2 833 412 C1

Авторы

Правдин Юрий Андрианович

Даты

2025-01-21Публикация

2024-05-18Подача