ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ
[0001] Изобретение относится к области авиастроения, а именно к конструкции узла крышки люка-лаза в кессоне крыла самолета и может найти применение, в том числе при проектировании широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов.
[0002] Люки-лазы нижней панели кессона отъемной части крыла (ОЧК) самолета предназначены для проведения осмотровых работ и ремонта, работ по контролю технического состояния основных силовых элементов конструкции, герметизации элементов конструкции кессона, а также для обеспечения работ по монтажу и осмотру систем, находящихся в кессоне ОЧК.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
[0003] Известно устройство узла крышки люка в кессоне крыла летательного аппарата (ЛА) и панели обшивки по обводу люка, в котором крышка выполнена с отбортовкой, оборудованной резьбовыми элементами с внутренней резьбой и расположена таким образом, что поверхность отбортовки контактирует с поверхностью внутренней панели обшивки в зоне возле контура обвода люка, при этом крышка прижата к панели болтами, проходящими через выполненные в обшивке сквозные отверстия и вкрученными в резьбовые элементы. Крышка застопорена относительно панели обшивки по оси стопорного болта, беззазорно проходящего через одно из сквозных отверстий - отверстия под стопорный болт, при этом форма и размеры других сквозных отверстий выполнены таким образом, что при внеполетном положении ЛА, а также при любых допустимых значениях деформаций кессона крыла в полете, конструктивно обеспечивают гарантированные радиальные зазоры между обводами панели обшивки по контуру этих отверстий и расположенными в них элементами других болтов, одновременно, при деформациях кессона крыла, обеспечивается возможность взаимного перемещения крышки и панели обшивки относительно друг друга в плоскостях перпендикулярных осям других болтов [RU194817U1, дата публикации 24.12.2019].
[0004] Недостаток устройства заключается в том, что отверстия под крепеж крышки люка выполнены в нижней панели кессона крыла, что в свою очередь ослабляет панель в зоне крышки и оказывает негативное влияние на ресурсные характеристики.
[0005] Известна конструкция узла люка-лаза летательного аппарата, включающая в себя стрингерную панель кессона, наружную и внутреннюю крышки люка самолета, которые устанавливаются на обшивку и полки стрингеров панели и крепятся через них, крепежные кромки расположены по контуру проёма под люк-лаз для установки наружной и внутренней крышек.
[0006] Также конструкция включает в себя дополнительные усиливающие элементы, расположенные между внешней и внутренней крышками люка, которые крепятся к обшивке, причем указанные усиливающие элементы образуют крепежные кромки на сторонах проёма, где отсутствуют стрингеры. В обшивке по контуру проёма выполнено снижение толщины под установку наружной крышки, что обеспечивает сохранение требуемой аэродинамической поверхности узла и его герметичность [WO2009083575A2, дата публикации 09.07.2009].
[0007] Недостаток конструкции заключается в том, что применение в конструкции двух крышек приводит к существенному увеличению веса. Также в предлагаемой конструкции в случае отслоения стрингера и усиливающего элемента возникнет течь топлива, так как крышка люка зафиксирована именно на стрингере, а не на панели.
[0008] Известна конструкция крышки люка-лаза для доступа к топливному баку в крыле, включающая обшивку крыла, в которой выполнены проёмы под люки-лазы, защитную обечайку, размещенную по периметру проёма и имеющую набор элементов защиты от неверной установки, внутреннюю крышку, закрывающую проём изнутри кессона крыла и имеющую в своей конструкции приливы для установки крепежных элементов и набор элементов, предотвращающих ошибки сопряжения, внешнюю крышку, устанавливаемую с внешней стороны проёма, имеющую отверстия для крепежа, стягивающего внутреннюю и внешнюю крышки [US9079656B2, 14.07.2015].
[0009] Недостаток данной конструкции заключается в том, что применение в конструкции двух крышек приводит к существенному увеличению веса.
РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ ИЗОБРЕТЕНИЯ
[0010] Техническая проблема, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в упрощении устройства узла крышки люка-лаза в кессоне крыла самолета за счет применения стандартизованных крепежных элементов с сохранением необходимого уровня герметизации.
[0011] Технический результат, достигаемый при реализации заявляемого изобретения, заключается в упрощении конструкции узла люков-лазов что обеспечивает упрощение использования люков-лазов во время эксплуатации самолета, простоту монтажа/демонтажа, а также в снижении веса за счет использования одной крышки, выполненной в виде трехслойной сотовой конструкции.
[0012] Заявляемый технический результат достигается за счет того, что устройство узла крышки люка-лаза в кессоне крыла самолета включает в себя крышку люка-лаза, выполненную в виде трехслойной конструкции, состоящей из внешней обшивки с опорным фланцем, установленной на нижней панели кессона изнутри люка-лаза, внутренней обшивки и сотового заполнителя, размещенного между внутренней обшивкой и внешней обшивкой, прижим, установленный в пазе нижней панели кессона, при этом прижим и внешняя обшивка крышка люка-лаза стянуты по контуру болтовыми соединениями, гайки которых фиксируются в пазах внешней обшивки крышки люка-лаза.
[0013] Кроме того, в частном случае реализации изобретения, внутренняя обшивка крышки люка-лаза и внешняя обшивка крышки люка-лаза соединены между собой по периметру при помощи заклепок.
[0014] Кроме того, в частном случае реализации изобретения, болтовые соединения снабжены стопорными шайбами для исключения выпадения гаек.
[0015] Кроме того, в частном случае реализации изобретения, во внешней обшивке по периметру выполнен паз, в который установлен резиновый уплотнитель, примыкающий к нижней панели крышки люка-лаза.
[0016] Кроме того, в частном случае реализации изобретения, прижим имеет паз для установки в соответствующий выступ люка на нижней панели.
[0017] Кроме того, в частном случае реализации изобретения, прижим и крышка люка имеют установочные выступ и паз соответственно.
[0018] Кроме того, в частном случае реализации изобретения, прижим, внешняя обшивка с опорным фланцем, внутренняя обшивка и сотовый заполнитель крышки люка-лаза выполнены из алюминиевого сплава.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
[0019] Осуществление изобретения поясняется приведенным ниже примером реализации с ссылками на чертежи.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
[0020] На чертежах, поясняющих сущность изобретения, изображены:
фиг. 1 – общий вид крышки люка-лаза в сборе;
фиг. 2 – вид узла крышки люка-лаза в разборе;
фиг. 3 – узел крепления крышки люка-лаза;
фиг. 4 – установка внутренней обшивки на герметике;
фиг. 5 – паз в прижиме для установки в нижнюю панель кессона;
фиг. 6 – выступ в нижней панели кессона под установку прижима люка-лаза;
фиг.7 – установочные паз крышки и выступ прижима.
[0021] На фигурах цифрами обозначены следующие позиции:
1 – крышка люка лаза;
2 – внешняя обшивка с опорным фланцем;
3 – прижим;
4 – сотовый заполнитель;
5 – внутренняя обшивка;
6 – болт;
7 – гайка;
8 – шайба;
9 – стопорная шайба;
10 – заклепки крепления внутренней обшивки;
11 – нижняя панель кессона отъемной части крыла;
12 – уплотнитель;
13 – пазы для фиксации гаек;
14 – паз в прижиме для установки в нижнюю панель;
15 – выступ в нижней панели для установки прижима;
16 – установочный паз крышки;
17 – установочный выступ прижима;
18 – паз для установки уплотнителя;
19 – герметик.
[0022] Крышка 1 люка-лаза, общий вид которой представлен на фиг. 1, выполнена в виде трехслойной конструкции, состоящей из внешней обшивки 2 с опорным фланцем, внутренней обшивки 5 и сотового заполнителя 4, размещенного между внешней обшивкой 2 и внутренней обшивкой 5, при этом внешняя обшивка 2 и внутренняя обшивка 5 соединены между собой по периметру при помощи заклепок 10 (фиг. 2). Трехслойная конструкция крышки 1 люка-лаза обеспечивает существенное снижение веса конструкции.
[0023] Устройство узла крепления крышки люка-лаза (фиг. 3) включает в себя крышку 1 люка-лаза и прижим 3, установленный в люке-лазе изнутри нижней панели 11 кессона в пазе 14, при этом прижим 3 и внешняя обшивка 2 крышки 1 люка-лаза стянуты по контуру болтовыми соединениями 6, гайки 7 которых фиксируются в пазах 13 внешней обшивки 2, что обеспечивает простоту использования люков-лазов и их монтаж/демонтаж во время эксплуатации.
[0024] Наружные поверхности крышки 1 люка-лаза и прижима 3 выполнены по теоретическому контуру, что обеспечивает требуемые аэродинамические обводы.
[0025] Болтовые соединения снабжены стопорными шайбами 9 для исключения выпадения гаек 7. Во внешней обшивке 2 по периметру выполнен паз 18, в который установлен резиновый уплотнитель 12, прилегающий к внутренней поверхности нижней панели 11 и предназначенный для обеспечения необходимой герметичности (фиг. 3).
[0026] Прижим 3 имеет паз 14 для установки в соответствующий выступ 15 на нижней панели 11 (фиг. 4, 5).
[0027] Крышка 1 люка-лаза и прижим 3 имеют установочные паз 16 и выступ 17 соответственно (фиг. 6).
[0028] Прижим 3, внешняя обшивка 2 с опорным фланцем, внутренняя обшивка 5 и сотовый заполнитель 4 крышки люка-лаза выполнены из алюминиевого сплава 1163.
[0029] Внешняя обшивка 2 и внутренняя обшивка 5 крышки 1 люка-лаза соединены между собой по периметру при помощи заклепок 10 (фиг. 2, 3) и герметика 19 (фиг.7), что обеспечивает необходимую герметизацию.
Устройство работает следующим образом.
[0030] Конструкция люков-лазов выполнена по схеме «пробка», где крышка 1 люка-лаза закрывает проём люка-лаза изнутри (сверху), а для фиксации крышки 1 люка-лаза снизу в специальный паз 14 в нижней панели 11 устанавливается прижим 3. Крышка 1 посредством внешней обшивки 2 и прижима 3 стягивается по контуру болтовыми соединениями 6 с гайками 7, которые фиксируются в специальных пазах 13 во внешней обшивке 2 крышки 1 люка-лаза. Для исключения выпадения гаек 7 применяются стопорные шайбы 9. Для обеспечения герметичности в специальный паз 18 во внешней обшивке 2 крышки 1 люка-лаза устанавливается резиновый уплотнитель 12 (фиг. 1, 3).
[0031] Для однозначной установки крышек 1 люков-лазов и прижимов 3 в свой проём, а также для исключения их перепутывания, на нижней панели 11 в пазе имеется выступ 15, который совпадает с пазом 14 на прижиме 3. Также установочные выступы 16 и пазы 17 имеются между прижимом 3 и крышкой 1 люка-лаза (фиг. 4, 5, 6).
[0032] Таким образом, заявляемая конструкция узла крепления крышки люка-лаза обеспечивает простоту использования люков-лазов во время эксплуатации и снижение веса конструкции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КРЫЛО САМОЛЕТА | 2014 |
|
RU2557638C1 |
КРЫЛО САМОЛЕТА И УЗЕЛ СТЫКА ЕГО КОНСОЛЕЙ | 2012 |
|
RU2481243C1 |
Кессон отъемной части крыла | 2017 |
|
RU2690300C1 |
САМОЛЁТ С ОБТЕКАТЕЛЕМ АНТЕНН | 2015 |
|
RU2599078C1 |
СПОСОБ СБОРКИ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2657816C1 |
Крыло самолёта со съёмными нижними панелями, устройство для крепления нижних панелей и узел соединения подкоса с крылом | 2016 |
|
RU2647399C1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ФОРМОВАНИЯ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОНЕНТА | 2007 |
|
RU2457111C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕХСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2014 |
|
RU2559446C1 |
ХВОСТОВАЯ БАЛКА САМОЛЕТА КАК СТРОИТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЕГО ХВОСТОВОЙ ЧАСТИ | 2023 |
|
RU2808524C1 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ТРЕХСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ | 2005 |
|
RU2291782C1 |
Изобретение относится к конструкции самолета. Устройство узла крышки люка-лаза в кессоне крыла самолета включает в себя крышку (1) люка-лаза, прижим (3), установленный в пазе нижней панели кессона. Крышка (1) люка-лаза выполнена в виде трехслойной конструкции, состоящей из внешней обшивки (2) с опорным фланцем, установленной на нижней панели кессона изнутри люка-лаза, внутренней обшивки (5) и сотового заполнителя (4), размещенного между внутренней обшивкой (5) и внешней обшивкой (2). Прижим (3) и крышка (1) люка-лаза стянуты по контуру болтовыми соединениями (6), гайки которых фиксируются в пазах внешней обшивки (2) крышки (1) люка-лаза. Достигается упрощение конструкции. 6 з.п. ф-лы, 7 ил.
1. Устройство узла крышки люка-лаза в кессоне крыла самолета, включающее в себя крышку (1) люка-лаза, выполненную в виде трехслойной конструкции, состоящей из внешней обшивки (2) с опорным фланцем, установленной на нижней панели (11) кессона изнутри люка-лаза, внутренней обшивки (5) и сотового заполнителя (4), размещенного между внутренней обшивкой (5) и внешней обшивкой (2), прижим (3), установленный в пазе (14) нижней панели (11) кессона, при этом прижим (3) и крышка (1) люка-лаза стянуты по контуру болтовыми соединениями (6), гайки (7) которых фиксируются в пазах (13) внешней обшивки (2) крышки (1) люка-лаза.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внутренняя обшивка (5) крышки (1) люка-лаза и внешняя обшивка (2) крышки (1) люка-лаза соединены между собой по периметру при помощи заклепок (10) и герметика (19).
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что болтовые соединения (6) снабжены стопорными шайбами (9) для исключения выпадения гаек (7).
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что во внешней обшивке (2) по периметру выполнен паз (18), в который установлен резиновый уплотнитель (12), примыкающий к нижней панели (11).
5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что прижим (3) имеет паз (17) для установки в соответствующий выступ (16) крышки люка-лаза.
6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что прижим (3) и нижняя панель (11) имеют установочные выступ (16) и паз (17) соответственно.
7. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что прижим (3), внешняя обшивка (2) с опорным фланцем, внутренняя обшивка (5) и сотовый заполнитель (4) крышки (1) люка-лаза выполнены из алюминиевого сплава.
US 9079656 B2, 14.07.2015 | |||
FR 2904602 B1, 10.04.2009 | |||
US 20140103163 A1, 17.04.2014 | |||
Люк летательного аппарата | 2021 |
|
RU2770416C1 |
SU 1753656 A1, 27.07.1996 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КРИСТАЛЛИЧЕСКОГО СУЛЬФАТА АММОНИЯ | 0 |
|
SU219585A1 |
US 20190383062 A1, 19.12.2019. |
Авторы
Даты
2025-02-03—Публикация
2024-08-28—Подача