Устройство защиты от дронов Российский патент 2025 года по МПК F41H11/02 F41H5/18 

Описание патента на изобретение RU2835702C1

Область техники

Настоящее изобретение относится к системам защиты транспортных средств от воздействия атакующих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) - дронов, а также сбрасываемых боеприпасов.

Уровень техники

Бурное развитие модификаций боевых БПЛА вынуждает конструкторов применять разнообразные устройства и способы для защиты охраняемых объектов от разрушительного воздействия дронов - радиотехнические, оптико-технические, огнестрельные, механические пассивные (сети, козырьки), механически активные. Предлагаемое устройство относится к последним.

Из механических средств защиты широко используются сети, например «Устройство для защиты объектов от беспилотных летательных аппаратов и от зарядов, сбрасываемых с беспилотных летательных аппаратов» (патент РФ RU 222015, 06/12/2023).

Подобные сети устанавливаются только вокруг неподвижных объектов.

Известна «Мобильная система и способ защиты от снарядов» (WO2022155480 01/08/2021).

Мобильное устройство развертывается в виде противобаллистического барьера и не может быть установлено на транспортные средства.

Известна «Композитная решетчатая броня» (US 20210239432, 02/08/2022). Композитное шипованное решетчатое или пластинчатое бронированное устройство содержит множество пластинчатых или стержневых блоков, ориентированных по направлению предполагаемого удара. Данное изобретение предполагает достаточную толщину собственной брони транспортного средства из-за близкого контакта с перехватываемым боевым средством.

Широкое распространение получили так называемые металлические козырьки, прикрывающие верхнюю полусферу военной техники (https://rg.ru/2023/10/11/uvz-stal-osnashchat-tanki-shtatnymi-kozyrkami-ot-dronov-kamikadze.html). Одна из основных задач таких устройств защитить бронемашину от кумулятивных зарядов с БПЛА, рассеять кумулятивную струю от взрыва над башней. К той же категории средств защиты относятся сетчатые конструкции, похожие на клетку, которые вследствие невысокой скорости полета дронов физически не позволяют БПЛА долететь до соприкосновения с броней транспортного средства и взорваться на его поверхности. Дроны отскакивают и взрываются в стороне, не причиняя серьезного вреда ни самой боевой машине, ни ее экипажу (https://rg.ru/2024/05/21/rossijskie-mangaly-stali-novym-tankovym-trendom-vo-vsem-mire.html).

Несмотря на легкость в исполнении подобных средств защиты при воздействии на транспорт боевой частью, содержащей, например, термитный состав или напалм, подобные сетки не смогут защитить транспорт, т.к. после разрушения корпуса БПЛА весь состав с высокотемпературным веществом окажется на поверхности транспорта.

Известна схема защита транспортного средства, получившая название «царь-мангал» (https://topwar.ru/240808-car-mangal-polomannyj-tank-poluchivshij-nezdorovuju-populjarnost.html).

Несмотря на практически полную дополнительную защиту транспорта от БПЛА и снарядов, подобные устройства являются излишне громоздкими и неманевренными и не получили распространения на поле боя.

В качестве прототипа выбрана схема защиты транспортного средства «Устройство защиты от беспилотных летательных аппаратов» (CN 117940732, 26/04/2024), представляющая комплект из нескольких панелей с воздушной прослойкой между собой, закрепленных на раме вокруг верхнего периметра транспорта.

Устройство является громоздким, мешающим управлению транспортным средством. Устройство не защищает транспортное средство в боковой проекции.

Раскрытие сущности изобретения

Технический результат заявленного решения заключается в повышении эффективности защиты транспортных средств от воздействия боевых частей БПЛА.

Заявленный технический результат достигается устройством защиты от дронов, состоящим из каркаса из труб, представляющего собой параллелепипед, жестко закрепленного по периметру на корпусе транспортного средства, при этом устройство дополнительно содержит центральный шток, направляющие обручи, цепи вертикального и горизонтального вращения, диск для крепления цепей вертикального и горизонтального вращения, ступицу, вертикальные трубы, ограничительный обруч, причем направляющие обручи жестко закреплены на верхней части каркаса, центром обручей является центральный шток с закрепленным на нем в нижней части диском для крепления цепей, шток размещен на центральной верхней части транспортного средства и соединен со ступицей, вертикальные цепи другими концами закреплены на верхней точке штока, горизонтальные цепи другими концами жестко соединены с вертикальными трубами, нижние концы труб жестко закреплены с ограничительным обручем, диаметр ограничительного обруча превышает размеры транспортного средства, вращение на ступицу передается от механизмов транспортного средства.

Краткое описание чертежей

Изобретение иллюстрируется фигурами:

Фиг. 1 - вид транспортного средства сбоку.

Фиг. 2 - вид транспортного средства спереди.

Фиг. 3 - вид транспортного средства сверху.

Фиг. 4 - вид транспортного средства сзади-сверху (3D).

Фиг. 5 - подвижная часть устройства.

Фиг. 6 - неподвижная часть устройства.

Осуществление изобретения

Каркас (1) из труб в неподвижной части (фиг. 6) представляет собой параллелепипед, жестко закрепленный на корпусе транспортного средства. Сверху на каркасе закреплены два или несколько металлических обручей (2) разного диаметра с центром в штоке (3). Обручи (2) являются направляющими вращения горизонтальных цепей (6).

Подвижная часть (фиг. 5) состоит из центрального штока (3) с закрепленным на нем в нижней части диском (4) для крепления цепей вертикального (5) и горизонтального (6) вращения. Шток (3) размещен на центральной верхней части транспортного средства. Диск (4) имеет парные отверстия для крепления цепей. Диск (4) соединен со ступицей (7), на которую от механизмов транспортного средства передается вращение. Цепи имеют одинаковую длину, количество цепей варьируется и зависит от размеров транспортного средства.

Вертикальные цепи (5) соединены в верхней точке штока (3).

Горизонтальные цепи (6) соединены с вертикальными трубами (8), на нижних концах которых жестко закреплен ограничительный обруч (9). Диаметр обруча (9) ненамного превышает размеры транспортного средства.

На практике устройство реализовано и работает следующим образом. В спокойном состоянии цепи (5,6) свободно лежат на металлических обручах (2), находясь в натянутом положении от тяжести труб (8) и обруча (9). В случае возникновения опасности водителем транспортного средства нажатием соответствующей кнопки устройство приводится в действие. От двигателя транспортного средства вращение передается от ведущего вариатора к ведомому вариатору. Ведомый вариатор соединён соосно с гидравлическим насосом, в котором создаётся поток гидравлической жидкости, которая проходя по магистрали, попадает через гидравлический распределитель в гидромотор. Гидромотор передаёт вращение через соосно соединённую ступицу (7) штоку (3) и диску (4) с закрепленными на нем вертикальными (5) и горизонтальными (6) цепями. При вращении вертикальные цепи (5) образуют вращающийся купол, защищающий от дронов центральную часть транспортного средства. Горизонтальные цепи (6) при вращении принимают параллельное земле положение, поднимая за собой трубы (8) и обруч (9), который ограничивает разлет труб. Создаются своеобразные диск и юбка, защищающие транспортное средство сверху и сбоку.

Получаемый полезный эффект от использования - отбивание БПЛА от транспорта. Вращающие цепи и трубы отбрасывают дроны в сторону. В случае подрыва боевого заряда вся энергия взрыва передается на цепи и быстро ослабевает в воздухе. В случае применения термитных зарядов или напалма содержимое заряда разбрасывается вокруг, существенно уменьшая воздействие дрона на транспортное средство.

Устройство не содержит сложных конструкционных элементов и узлов и может быть изготовлено в полевых условиях. Используемые для вращения механизмы являются известными и общедоступными. Испытания опытного образца подтвердили полную реализацию указанного назначения.

Похожие патенты RU2835702C1

название год авторы номер документа
Способ модернизации боевой машины с целью защиты от дронов-камикадзе и устройство для его осуществления 2024
  • Бирюков Евгений Владимирович
  • Дербышев Николай Валерьевич
  • Зудов Сергей Павлович
  • Палкин Дмитрий Владимирович
  • Терликов Андрей Леонидович
RU2830735C1
Способ применения БПЛА и система осуществления способа 2023
  • Ладягин Юрий Олегович
RU2828920C1
БПЛА-перехватчик (варианты) 2024
  • Арефин Олег Юрьевич
RU2825677C1
БОЕПРИПАС ДЛЯ ГРАНАТОМЕТА ПРОТИВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2024
  • Васильев Алексей Игоревич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2830216C1
БОЕПРИПАС ДЛЯ ГРАНАТОМЕТА ПРОТИВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2023
  • Васильев Алексей Игоревич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2823620C1
СТЕНД ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ И НАСТРОЙКИ СИСТЕМ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА МУЛЬТИРОТОРНОГО ТИПА 2024
  • Сущенко Денис Олегович
  • Болясов Денис Александрович
RU2826664C1
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2016
  • Перфилов Александр Александрович
RU2659147C1
КОМПЛЕКС РАСПРЕДЕЛЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РОБОТАМИ ДЛЯ БОРЬБЫ С МАЛОГАБАРИТНЫМИ БЕСПИЛОТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ 2019
  • Сырямкин Владимир Иванович
  • Шидловский Станислав Викторович
  • Гуцул Владимир Иванович
  • Клестов Семен Александрович
  • Сырямкин Максим Владимирович
  • Шашев Дмитрий Вадимович
  • Гимазов Руслан Уралович
RU2717047C1
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2015
  • Перфилов Александр Александрович
RU2581971C1
Беспилотный летательный аппарат для поражения радиоэлектронных средств противника 2022
  • Бердников Александр Юрьевич
  • Куканков Сергей Николаевич
RU2787694C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 835 702 C1

Реферат патента 2025 года Устройство защиты от дронов

Изобретение относится к системам защиты транспортных средств от воздействия беспилотных летательных аппаратов - дронов, а также сбрасываемых боеприпасов. Устройство защиты от дронов состоит из каркаса из труб, представляющего собой параллелепипед, жестко закрепленного по периметру на корпусе транспортного средства. Устройство содержит центральный шток, направляющие обручи, цепи вертикального и горизонтального вращения, диск для крепления цепей вертикального и горизонтального вращения, ступицу, вертикальные трубы, ограничительный обруч. Направляющие обручи жестко закреплены на верхней части каркаса, центром обручей является центральный шток с закрепленным на нем в нижней части диском для крепления цепей. Шток размещен на центральной верхней части транспортного средства и соединен со ступицей. Вертикальные цепи вторыми концами закреплены на верхней точке штока, горизонтальные цепи вторыми концами жестко соединены с вертикальными трубами. Диаметр ограничительного обруча превышает размеры транспортного средства. Вращение на ступицу передается от механизмов транспортного средства. Обеспечивается повышение эффективности защиты транспортных средств от воздействия боевых частей БПЛА. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 835 702 C1

Устройство защиты от дронов, состоящее из каркаса из труб, представляющего собой параллелепипед, жестко закрепленного по периметру на корпусе транспортного средства, отличающееся тем, что дополнительно содержит центральный шток, направляющие обручи, цепи вертикального и горизонтального вращения, диск для крепления цепей вертикального и горизонтального вращения, ступицу, вертикальные трубы, ограничительный обруч, причем направляющие обручи жестко закреплены на верхней части каркаса, центром обручей является центральный шток с закрепленным на нем в нижней части диском для крепления цепей, шток размещен на центральной верхней части транспортного средства и соединен со ступицей, вертикальные цепи другими концами закреплены на верхней точке штока, горизонтальные цепи другими концами жестко соединены с вертикальными трубами, нижние концы труб жестко закреплены с ограничительным обручем, диаметр ограничительного обруча превышает размеры транспортного средства, вращение на ступицу передается от механизмов транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2835702C1

"Когда защита техники от дронов станет серийной", найдено в Интернете онлайн, https://topwar.ru/237406-kogda-zaschita-tehniki-ot-dronov-stanet-serijnoj.html, опубл
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
"Непробиваемые: танкисты рассказали об антидроновой защите боевых машин", найдено в Интернете онлайн,

RU 2 835 702 C1

Авторы

Калабухов Алексей Александрович

Даты

2025-03-03Публикация

2024-09-25Подача