Изобретение относится к автотракторным поездам в составе с одноосными прицепами, снабженными инерционными тормозными системами.
Известен тормоз наката по авторскому свидетельству СССР № 1620349, кл. B60T 13/08, опубл. в 1988 г., содержащий главный тормозной цилиндр, шток которого связан со сцепным устройством, а рабочая полость сообщена с колёсными тормозными цилиндрами и через предохранительный клапан, имеющий регулировочную пружину, кинематически связанную с запорным элементом, подключена к резервуару тормозной жидкости, на корпусе которого установлен электромагнит с подвижным якорем для управления режимами работы тормоза, при этом, кинематическая связь регулировочной пружины с запорным элементом выполнена в виде толкателя, а якорь электромагнита расположен перпендикулярно толкателю и кинематически связан с ним посредством клиновой передачи, обеспечивающей принудительное сжатие регулировочной пружины при активном состоянии электромагнита.
Данный тормоз наката при торможении тягача обеспечивает в результате действия инерционной силы на главный тормозной цилиндр подачу рабочей тормозной жидкости к тормозным колесным цилиндрам прицепа, что приводит к затормаживанию прицепа.
Недостатком данного тормоза наката является сложность конструкции тормозных колесных механизмов, требующих наличия, как минимум двух колесных тормозных цилиндров.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является инерционный тормоз прицепа, по патенту РФ № 2013248, кл. B60T 7/20, опубл. в 1991г., содержащий главный тормозной цилиндр, соединенный гидравлически с резервуаром, поршень которого соединен через систему рычагов или непосредственно со штоком, скользящим в направляющих дышла, соединенным одним концом с тягачом, нормально закрытый электромагнитный клапан, вход которого соединен с выходом главного тормозного цилиндра, а выход соединен с резервуаром этого главного тормозного цилиндра, при этом обмотка этого клапана соединена с источником питания через датчик включения передачи заднего хода тягача.
Данный инерционный тормоз прицепа обеспечивает торможение колес прицепа при замедлении тягача. За счет силы инерции прицеп давит на опорно-сцепное устройство, приводящее в действие механизм инерционного тормоза, который подтормаживает прицеп, обеспечивая повышение эффективности торможения автопоезда.
Недостаток данного инерционного тормоза прицепа заключается в том, что взаимосвязи его кинематических элементов не обеспечивают подтормаживания прицепа путем поворота осей колес (сходимости колес) в горизонтальной плоскости в результате которого между поверхностью движения и колесами образуются силы, препятствующие прямолинейному движению прицепа.
Техническая проблема заключается в разработке конструкции одноосного прицепа с инерционным тормозом, кинематическая схема которого обеспечивает подтормаживание прицепа при замедлении тягача, путем синхронного поворота в противоположных направлениях осей вращения колес прицепа в горизонтальной плоскости на равные углы.
Техническая проблема решается за счет того, что в сравнении с прототипом, на раме прицепа закреплен перед ходовой осью прицепа рабочий цилиндр двухстороннего действия, обращенный штоком к ходовой оси прицепа, расположенный горизонтально в продольной вертикальной плоскости, пересекающей середины ходовых осей тягача, причем поршневые полости главного тормозного и рабочего цилиндров соединены между собой гидропроводом, а штоковые полости этих цилиндров так же соединены гидропроводом, при этом ходовые колеса прицепа выполнены поворотными в горизонтальной плоскости, ступицы которых закреплены на поворотных кулаках, соединенных посредством вертикально-расположенных шкворней с ходовой осью прицепа, при этом каждый из поворотных кулаков выполнен заодно с поворотным рычагом, причем поворотные рычаги расположены соосно ходовой оси прицепа в поперечной вертикальной плоскости, а свободные концы поворотных рычагов шарнирно соединены через тяги со штоком рабочего цилиндра.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:
- фиг. 1 - Кинематическая схема размещения элементов на одноосном прицепе с инерционным тормозом - вид сверху;
- фиг. 2 – Расположение кинематических элементов инерционного тормоза одноосного прицепа при торможении транспортного поезда – вид сверху.
Одноосный прицеп с инерционным тормозом содержит (фиг. 1) раму 1, выполненную заодно с дышлом 2, опирающуюся на ось 3 ходовых колес 4, закрепленных на ступицах 5, при этом корпус дышла 2 выполнен полым, а внутри его установлен с возможностью возвратно-поступательного перемещения, тяговый рычаг 6, связанный передней частью с буксирным устройством тягача 7, поджатый пружиной сжатия 8, упирающейся одним концом в заднюю часть тягового рычага 6, а другим концом упирающейся в бурт 9, выполненный внутри дышла 2. Инерционный тормоз снабжен главным тормозным цилиндром 10 двухстороннего действия, установленным на прицепе соосно его продольной оси, при этом корпус главного тормозного цилиндра 10 соединен посредством шарнира 11 с дышлом 2, шток 12 соединен посредством шарнира 13 с тяговым рычагом 6. На раме 1 прицепа закреплен впереди ходовой оси 3 рабочий цилиндр 14 двухстороннего действия, обращенный наружной частью штока 15 к ходовой оси 3 прицепа, расположенный горизонтально в продольной вертикальной плоскости, пересекающей середины ходовых осей тягача 7. Поршневая полость А главного тормозного цилиндра 10 соединена с поршневой полостью Б рабочего цилиндра 14 гидропроводом 16. Штоковая полость В главного тормозного цилиндра 10 соединена со штоковой полостью Г рабочего цилиндра 14 гидропроводом 17. Ходовые колеса 4 прицепа выполнены поворотными, при этом ступицы 5 колес 4 прицепа закреплены на поворотных кулаках 18, соединенных посредством вертикально-расположенных шкворней 19 с ходовой осью 3 прицепа. Каждый из поворотных кулаков 18 выполнен заодно с поворотным рычагом 20, при этом поворотные рычаги 20 расположены горизонтально в одной поперечной вертикальной плоскости, а их свободные концы шарнирно соединены через тяги 21 со штоком 15 рабочего цилиндра 14.
Одноосный прицеп с инерционным тормозом работает следующим образом.
При торможении тягача (фиг. 2) действующие на прицеп инерционные силы стремятся приблизить прицеп к тягачу 7, в результате этого тяговый рычаг 6, поджатый пружиной сжатия 8, задвигается внутрь корпуса дышла 2. При этом главный тормозной цилиндр 10, корпус которого соединен с дышлом 2 посредством шарнира 11, а шток 12 соединен с тяговым рычагом 6 посредством шарнира 13, сжимается. В результате сжатия главного тормозного цилиндра происходит перемещение рабочей жидкости из его поршневой полости А через магистраль 16 в поршневую полость Б рабочего цилиндра 14 и выдвижение его штока 15 наружу из корпуса цилиндра 14, при этом из штоковой полости Г рабочего цилиндра 14 рабочая жидкость перемещается в штоковую полость В главного тормозного цилиндра 10. При разжатии рабочего цилиндра 14 его шток 15 воздействует через тяги 21 на поворотные рычаги 20, выполненные заодно с поворотными кулаками 18. Это приводит к синхронному повороту колес прицепа относительно вертикальных шкворней 19 к центральной оси прицепа на равные углы α и α1. При этом плоскости вращения колес 4 прицепа пересекаются впереди оси 3 колес 4 прицепа, а ребро двугранного угла пересечения этих плоскостей пересекается с центральной продольной осью прицепа.
Технический результат заключается в том, что взаимосвязи кинематических элементов конструкции предложенного одноосного прицепа с инерционным тормозом обеспечивают при торможении тягача подтормаживание прицепа за счет синхронного поворота осей вращения его колес относительно вертикальных шкворней, приводящего к частичному скольжению колес относительно поверхности движения. Это повысит безопасность транспортного поезда в условиях эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормоз наката с механизмом стабилизации движения одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2820724C1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ТОРМОЗ ОДНООСНОГО ПРИЦЕПА С УСТРОЙСТВОМ СТАБИЛИЗАЦИИ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2024 |
|
RU2829583C1 |
Сцепное стабилизирующее устройство одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2810832C1 |
Тормоз наката с устройством стабилизации прямолинейного движения одноосного прицепа | 2024 |
|
RU2825212C1 |
Опорно-поворотное устройство двухосного прицепа | 2022 |
|
RU2792193C1 |
Тормоз наката одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2805422C1 |
Буксирное стабилизирующее устройство одноосного прицепа | 2022 |
|
RU2791629C1 |
Опорно-поворотное устройство двухосного прицепа | 2023 |
|
RU2805576C1 |
Опорно-поворотное устройство двухосного прицепа с переменным наклоном шкворня | 2021 |
|
RU2774087C1 |
Тягово-сцепное устройство одноосного прицепа с регулируемой длиной тягового рычага | 2022 |
|
RU2792139C1 |
Изобретение относится к тормозным системам прицепов. На раме прицепа закреплен перед ходовой осью прицепа рабочий цилиндр двухстороннего действия, обращенный штоком к ходовой оси прицепа, расположенный горизонтально в продольной вертикальной плоскости, пересекающей середины ходовых осей тягача. Поршневые полости главного тормозного и рабочего цилиндров соединены между собой гидропроводом, а штоковые полости этих цилиндров также соединены гидропроводом. Ходовые колеса прицепа выполнены поворотными в горизонтальной плоскости, ступицы которых закреплены на поворотных кулаках, соединенных посредством вертикально расположенных шкворней с ходовой осью прицепа. Каждый из поворотных кулаков выполнен заодно с поворотным рычагом, причем поворотные рычаги расположены соосно ходовой оси прицепа в поперечной вертикальной плоскости, а свободные концы поворотных рычагов шарнирно соединены через тяги со штоком рабочего цилиндра. Достигается обеспечение при торможении тягача подтормаживания прицепа за счет синхронного поворота осей вращения его колес относительно вертикальных шкворней, приводящего к частичному скольжению колес относительно поверхности движения. 2 ил.
Одноосный прицеп с инерционным тормозом, содержащий раму, выполненную заодно с дышлом, опирающуюся на ось ходовых колес, закрепленных на ступицах, при этом корпус дышла выполнен полым, а внутри его установлен с возможностью возвратно-поступательного перемещения тяговый рычаг, связанный передней частью с буксирным устройством тягача, поджатый пружиной сжатия, упирающейся одним концом в заднюю часть тягового рычага, а другим концом упирающейся в бурт, выполненный внутри дышла, главный тормозной цилиндр, корпус которого шарнирно соединен с дышлом, а шток шарнирно соединен с тяговым рычагом, отличающийся тем, что на раме прицепа закреплен перед ходовой осью прицепа рабочий цилиндр двухстороннего действия, обращенный штоком к ходовой оси прицепа, расположенный горизонтально в продольной вертикальной плоскости, пересекающей середины ходовых осей транспортного поезда, причем поршневые полости главного тормозного и рабочего цилиндров соединены между собой гидропроводом, а штоковые полости этих цилиндров также соединены гидропроводом, при этом ходовые колеса прицепа выполнены поворотными в горизонтальной плоскости, ступицы которых закреплены на поворотных кулаках, соединенных посредством вертикально расположенных шкворней с ходовой осью прицепа, при этом каждый из поворотных кулаков выполнен заодно с поворотным рычагом, причем поворотные рычаги расположены соосно ходовой оси прицепа в поперечной вертикальной плоскости, а свободные концы поворотных рычагов шарнирно соединены через тяги со штоком рабочего цилиндра.
Тормоз наката одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2805422C1 |
Тормоз наката | 1988 |
|
SU1555160A1 |
DE 202015005033 U1, 05.02.2016 | |||
Тормоз наката с механизмом стабилизации движения одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2820724C1 |
Авторы
Даты
2025-03-05—Публикация
2024-07-05—Подача