Изобретение относится к автомобильным и тракторным поездам и может быть использовано в конструкциях тормозных систем прицепов.
В качестве аналога к предлагаемому изобретению можно отметить устройство управления инерционной системой тормозов прицепа легкового автомобиля, описанное в статье «Устройство эффективного управления инерционной системой тормозов прицепа легкового автомобиля» https://elibrary.ru/download/elibrary_27591512_91078774.pdf , кинематическая схема которого содержит замковое устройство, механизм наката, замедляющий амортизатор, стояночный тормоз, передаточный рычаг, колесный тормоз, тормозной трос, уравнитель, пружину, тормозную тягу, аварийный трос, тягово-сцепного устройство. Существенным отличием этого устройства является то, что в приводной механизм тормозной системой прицепа последовательно встроен замедляющий элемент (амортизатор двухстороннего действия), обеспечивающий замедление передачи усилия от сцепного устройства поршня (механизма наката) к тормозным механизмам колес. Это позволяет при нестабильном (рваном) темпе движения, или при езде по ухабистой дороге исключать временное увеличение давления на сцепное устройство от наката прицепа.
Недостаток этой конструкции заключается в том, что при движении задним ходом на подъем прицеп накатывается на автомобиль, перемещая подвижную часть дышла прицепа назад к прицепу в положение, при котором усилие от сцепного устройства передается к тормозным механизмам колес и вызывает торможение прицепа, что в свою очередь приводит к складыванию автопоезда и невозможности маневрирования задним ходом.
Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому тормозу наката одноосного прицепа относится тормоз наката по патенту РФ № 2025342, МПК B60T13/08, 1994г, содержащий: главный цилиндр, поршень которого связан со сцепным устройством, а рабочая полость подключена тормозной магистралью к колесным тормозным цилиндрам, наполнительный бачок, соединенный посредством сливной магистрали и управляемого клапана с тормозной магистралью, при этом управляемый клапан выполнен в виде закрытого электромагнитного клапана, подключенного посредством реле к цепи датчика заднего хода. Причем магистраль слива выполнена в виде двух ветвей, в одной из которых установлен кран принудительного отключения, а на переднем борту прицепа в зоне видимости водителя установлены сигнальные лампочки разного цвета, одна из которых соединена с дополнительно установленными в тормозной магистрали датчиком, а другая - с цепью питания электромагнитного клапана. Данный тормоз наката обеспечивает автоматическое принудительное отключение накатного торможения при движении автопоезда задним ходом и удобство эксплуатации.
Недостаток этого тормоза наката заключается в том, что использование электросхемы, обеспечивающей автоматическое отключение тормоза электромагнитным клапаном, являющимся одновременно краном принудительного отключения тормозной системы прицепа, снижает надёжность системы тормозов.
Технической проблемой предлагаемого изобретения является разработка тормоза наката одноосного прицепа, кинематическая схема которого обеспечивает беспрепятственное движение автопоезда задним ходом без предварительного принудительного отключения накатного торможения прицепа при маневрировании.
Техническая проблема решается за счет того, что рабочие тормозные цилиндры кинематически связаны с ходовыми колесами прицепа через тормозные барабаны, соединенные со ступицами ходовых колес прицепа посредством фрикционных обгонных муфт, обеспечивающих передачу крутящего момента от ступиц ходовых колес на тормозные барабаны при движении автопоезда вперед, при этом внутренние обоймы обгонных муфт связаны неподвижным соединением со ступицами ходовых колес прицепа, а внешние обоймы неподвижно соединены с тормозными барабанами.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:
- фиг. 1 - схема установки тормоза наката на одноосном прицепе - вид сверху;
- фиг. 2 - кинематическая схема установки тормозного барабана и обгонной муфты на ступице ходового колеса (левого по ходу автопоезда) - вид сверху;
- фиг.3 - кинематическая схема установки тормозного барабана и обгонной муфты на ступице ходового колеса - вид сбоку.
Тормоз наката одноосного прицепа содержит тяговый телескопический рычаг, выполненный из внутреннего и внешнего звеньев 1 и 2 (фиг. 1), при этом внешнее звено 2 выполнено в виде трубы заодно с рамой 3 (фиг. 2) прицепа, опирающейся через оси 4 и ходовые колеса 5 на опорную поверхность дорожного полотна, а внутреннее звено 1 выполнено подвижным в продольном направлении относительно прицепа и связано передней частью с тягачом через сцепное устройство 6. При этом задней частью внутреннее звено 1 связано со штоком 7 главного тормозного цилиндра 8, рабочая полость которого подключена тормозной магистралью 9 к колесным тормозным цилиндрам 10 прицепа (фиг.3). Тормозные барабаны 11 соединены со ступицами 12 ходовых колес 6 прицепа (фиг.2) посредством фрикционных обгонных муфт с фиксирующими роликами, обеспечивающими передачу крутящего момента от ступиц 12 ходовых колес 6 на тормозные барабаны 11 при движении прицепа вперед, при этом внутренние обоймы 13 обгонных муфт соединены неподвижно со ступицами 12 ходовых колес прицепа, а внешние обоймы 14 муфт неподвижно соединены с тормозными барабанами 11.
Работа тормоза наката одноосного прицепа осуществляется следующим образом. При движении автопоезда вперед крутящий момент от ходовых колес 5 передается через ступицы 12 и связанные с ними внутренние обоймы 13 обгонных муфт на внешние обоймы 14, неподвижно связанные с тормозными барабанами 11. При этом внутренние и внешние обоймы 13 и 14 обгонных муфт заклинены между собой фиксирующими роликами 15.
При накате прицепа на автомобиль внутреннее звено 1 тягового рычага воздействует на шток 7 главного тормозного цилиндра, в результате чего происходит подача тормозной жидкости к колесным тормозным цилиндрам 10 и торможение прицепа. Усилие наката от прицепа на тягач при этом уменьшается, и сокращается тормозной путь автопоезда.
При движении задним ходом, происходит сближение тягача с прицепом и, аналогично процессу наката прицепа на тягач при движении вперёд, осуществляется подача тормозной жидкости к колесным тормозным цилиндрам 10, штоки которых воздействуют на тормозные колодки и препятствуют вращению тормозных барабанов 11. При этом стопорные ролики 15 обгонных муфт перекатываются в превышающие диаметр роликов 15 пазы внутренних обойм 13, не препятствуя свободному вращению внутренних обойм 13 и связанных с ними ступиц 12, соединенных с ходовыми колесами 5 прицепа.
Технический результат заключается в том, что по сравнению с аналогами перед движением автопоезда задним ходом не требуется предварительного принудительного отключения тормозной системы прицепа (электроклапанного, механического и др.), что повышает надежность тормозной системы в условиях эксплуатации. Предлагаемый тормоз наката одноосного прицепа, включающий обгонные муфты для исключения торможения прицепа при движении задним ходом, может быть применен в тормозных системах прицепов с механическим, гидравлическим и другими видами приводов тормозов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормоз наката с устройством стабилизации прямолинейного движения одноосного прицепа | 2024 |
|
RU2825212C1 |
Тормоз наката с механизмом стабилизации движения одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2820724C1 |
Буксирное стабилизирующее устройство одноосного прицепа | 2022 |
|
RU2791629C1 |
Механизм стабилизации прямолинейного движения одноосного прицепа | 2022 |
|
RU2777866C1 |
Стабилизирующее буксирное устройство одноосного прицепа с переменным наклоном шкворня | 2021 |
|
RU2767088C1 |
ТОРМОЗ НАКАТА | 1991 |
|
RU2025342C1 |
Стабилизирующее тягово-сцепное устройство прицепа с переменным поперечным наклоном шкворня | 2022 |
|
RU2790298C1 |
Тягово-сцепное устройство одноосного прицепа с регулируемой длиной тягового рычага | 2022 |
|
RU2792139C1 |
Механизм стабилизации движения двухосного прицепа | 2020 |
|
RU2765587C1 |
Стабилизирующее сцепное устройство одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2811193C1 |
Изобретение относится к автомобильным и тракторным поездам и может быть использовано в конструкциях тормозных систем прицепов. Тормоз наката одноосного прицепа имеет рабочие тормозные цилиндры, которые кинематически связаны с ходовыми колесами прицепа через тормозные барабаны, соединенные со ступицами ходовых колес прицепа посредством фрикционных обгонных муфт, обеспечивающих передачу крутящего момента от ступиц ходовых колес на тормозные барабаны при движении автопоезда вперед, при этом внутренние обоймы обгонных муфт связаны неподвижным соединением со ступицами ходовых колес прицепа, а внешние обоймы неподвижно соединены с тормозными барабанами. Технический результат - разработка тормоза наката одноосного прицепа, кинематическая схема которого обеспечивает беспрепятственное движение автопоезда задним ходом без предварительного принудительного отключения накатного торможения прицепа при маневрировании. 3 ил.
Тормоз наката одноосного прицепа, содержащий сцепное устройство, установленное в корпусе дышла с возможностью возвратно-поступательного перемещения и жестко связанное со штоком привода поршня главного тормозного цилиндра, рабочая полость которого подключена тормозной магистралью к рабочим тормозным цилиндрам ходовых колес, отличающийся тем, что рабочие тормозные цилиндры кинематически связаны с ходовыми колесами прицепа через тормозные барабаны, соединенные со ступицами ходовых колес прицепа посредством фрикционных обгонных муфт, обеспечивающих передачу крутящего момента от ступиц ходовых колес на тормозные барабаны при движении автопоезда вперед, при этом внутренние обоймы обгонных муфт связаны неподвижным соединением со ступицами ходовых колес прицепа, а внешние обоймы неподвижно соединены с тормозными барабанами.
ТОРМОЗ НАКАТА | 1991 |
|
RU2025342C1 |
Тормоз наката одноосного прицепа | 1985 |
|
SU1299871A1 |
DE 3440187 A1, 30.04.1986. |
Авторы
Даты
2023-10-16—Публикация
2023-04-21—Подача