Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к органам управления тормозами, приспособленными для прицепов, приводимые в действие силой инерции (тормоза наката).
Цель изобретения - повышение устойчивости и эффективности торможения прицепа.
На фиг. 1 изображен тормоз наката, вертикальный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 2; на фиг. 5 - тормоз наката, вид сверху.
Тормоз наката содержит полый корпус 1 (фиг. 2), установленный в направляющей втулке 2, закрепленной на дышле 3 (фиг. 5). Один конец корпуса связан со сцепным узлом 4 (фиг. 1), а другой закрыт крышкой 5, сквозь которую пропущен шток 6. Полость корпуса разделена перегородкой 7 на две рабочие камеры: камеру Г амортизатора, в которой расположен поршень 8, с вы-, полненными калибровочными отверстиями 9, закрепленный на конце штока 6, проходящего с уплотнением сквозь гильзу 10 и перегородку 7, при этом осевое перемещение гильзы в сторону сцепного узла 4 ограничено выступом корпуса 1, а между перегородкой 7 и гильзой 10 установлена пружина 11, и рабочую камеру Д главного тормозного цилиндра, в которой на штоке 6 установлен поршень 12 с перепускным клапаном 13 (фиг. 2 и 3) и предохранительным клапаном 14 (фиг. 2 и 4), сообщающаяся с тормозным контуром 15 (фиг. 1) колесных тормозных цилиндров (не показано) и через перепускное отверстие 16 и компенсационное отверстие 17 с резервуаром 18 для тормозной жидкости. Второй конец штока 6 с помощью оси 19 соединен со ступенчатым ползуном 20 регулирующего устройства, который размещен в корпусе 21, закрепленном на дышке 3, при этом конец ползуна, противоположный штоку, соединен гибкой связью 22, проходящей через направляющий ролик 23, установленный на раме, с балкой 24 моста прицепа. Корпус 21 имеет бурт, ограничивающий осевое перемещение
сл ел сп
О
ползуна 20 со стороны штока 6, а со стороны гибкой связи 22 закрыт крышкой 25, имеющей центральное отверстие для прохождения части ползуна 20 меньшего диаметра, при этом между крышкой 25 и частью пол- зуна 20 большего диаметра установлена пружина 26. Пружинное пороговое устройство 27 (фиг. 5) связывает корпус 1 с дышлом 3 прицепа. Упор 28 (фиг. 1) служит для передачи усилия наката направляющим 2 при полном вдвижении корпуса 1.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
При буксировке прицепа тяговое усилие от сцепного устройства 4 корпуса 1 передается через направляющую втулку 2 дыш- ду 3 прицепа, при этом тормозная магистраль 15 через камеру Д компенсационное отверстие 17 сообщается с полостью резервуара 18, а ползун 20 (при полной расчетной разгрузке) упирается в бурт корпуса 21, тормозные усилия на колесах отсутствуют. При движении автопоезда по неровной дороге продольные составляющие усилия порогового устройства 27 препятствуют перемещению корпуса 1 относительно направляющей втулки 2 и штока 6, предотвращая тем самым самопроизвольное срабатывание тормоза наката.
При торможении автомобиля в сцепном устройстве появляются усилия сжатия, под действием которых корпус 1, преодолевая уси- лия порогового устройства 27, начинает перемещаться относительно направляющей втулки 2 и штока 6, при этом поршень 12 перекрывает компенсационное отверстие 17 и в камере Д, тормозной магистрали 15 создается давление, пропорциональное перемещению корпуса 1. С ростом тормозных сил на колесах прицепа вследствие перераспределения нагрузки с оси от балки 24 на сцепное устройство 4 рама с направляющим роликом 23 перемещается относительно бал- ки 24, при этом гибкая связь 22, преодолевая усилие пружины 26, перемещает ползун 20, шток 6 относительно корпуса 1, тем самым снижая темп нарастания давления. Когда замедление достигает расчетной величины, корпус 1 полностью вдвигается, а упор 28 упирается в направляющую втулку 2, при этом давление в тормозной магистрали 15 соответствует нагрузке, приходящейся на балку 24 моста прицепа.
При уменьшении загрузки прицепа изменяется начальное положение штока 6 относительно корпуса 1, обусловленное перемещением ползуна 20, что ведет к уменьшению рабочего хода корпуса 1, идущего на создание давления в тормозной магистрали 15, пропорционально изменению нагрузки. Это позволяет при расчетном замедлении и полном вдвижении корпуса 1 получить тормозные силы на колесах прицепа, соответствующие нагрузке, приходящейся на балку 24.
5
0 0 5
5
Поршень 8 с калибровочными отверстиями 9 служит для гашения относительных колебаний корпуса 1 и штока 6, а подпружиненная гильза 10 - для компенсации объема вытесняемой жидкости при ее перетекании сквозь калибровочные отверстия 9.
При растормаживании корпус 1 под действием растягивающих усилий в сцепке возвращается в исходное положение, жидкость из тормозного контура 15 возвращается в камеру Д, давление в магистрали камеры Д и резервуаре 18 выравнивается, ползун 20 занимает положение, соответствующее нагрузке на балке 24 моста прицепа.
При возникновении в сцепном устройстве чрезмерных усилий сжатия (например, при движении автопоезда задним ходом с невыключенным тормозом) давление жидкости преодолевает силу сжатия пружины 29, предохранительный клапан 14 открывается и жидкость вытесняется в запоршневое пространство и резервуар 18 до тех пор, пока полностью не вдвинется корпус 1. В случае необходимости тормоз наката может быть отключен водителем путем блокирования перемещения корпуса 1 относительно направляющей втулки 2 (не показано).
В случае утечки жидкости из системы тормозных механизмов в камере Д при растормаживании создается разрежение, открывается перепускной клапан 13 и жидкость из-за поршневого устройства поступает в камеру Д.
Полный ход корпуса 1 должен обеспечивать создание давления, соответствующего началу блокирования колес для расчетного коэффициента сцепления в случае действия полной статической нагрузки на балку 24 моста прицепа.
Наибольшее возможное перемещение ползуна 20 выбирается так, что при расчетном замедлении соблюдается требуемое соотношение давления в тормозном контуре 15 и нагрузки, действующей на балку 24. Кроме того, сечение калибровочных отверстий 9 поршня 8 подбирается так, что обеспечивается требуемая характеристика амортизатора.
Формула изобретения
1. Тормоз наката, содержащий направляющую втулку, закрепленную на дышле, в которой размещен с возможностью осевого перемещения полый корпус, связанный со сцепным устройством, гидравлический амортизатор с поршнем и штоком, пропущенным с уплотнением сквозь подпружиненную гильзу, пружинное пороговое устройство, связывающее корпус с дышлом, и узел передачи тормозного усилия от полого корпуса к колесным тормозным механизмам, отли- тем, что, с целью повышения устойчивости и эффективности торможения, он снабжен устройством регулирования тормозного усилия, состоящим из корпуса, в котором расположен с возможностью осевого перемещения подпружиненный ползун, связанный с одной стороны со штоком, а со стороны пружины гибкой связью через направляющий ролик, установленный на раме прицепа, - с балкой моста.
2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что узел передачи тормозного усилия выполнен в виде главного тормозного цилиндра, в полости которого установлена перегородка, отделяющая камеру амортизатора от рабочей камеры главного тормозного цилиндра, пружина амортизатора установлена между гильзой и перегородкой, поршень главного тормозного цилиндра выполнен с клапанами прямого и обратного действия и закреплен на штоке, пропущенном с уплотнением через отверстие, выполненное в перегородке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормоз наката | 1984 |
|
SU1258737A1 |
Тормоз наката одноосного прицепа | 1985 |
|
SU1299871A1 |
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД ТОРМОЗА НАКАТА | 1991 |
|
RU2013252C1 |
Тормоз наката | 1986 |
|
SU1390094A1 |
Электрогидравлический привод тормоза наката | 1990 |
|
SU1740218A1 |
Тормоз наката | 1987 |
|
SU1421570A1 |
Сцепное устройство прицепа с тормозом наката | 1987 |
|
SU1518147A1 |
Тормоз наката | 1983 |
|
SU1111908A1 |
Тормоз наката одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2805422C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2025289C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к органам управления тормозами, приспособленными для прицепов, приводимых в действие силой инерции. Целью изобретения является повышение устойчивости и эффективности торможения прицепа. В тормозном контуре создается давление, соответствующее действующей нагрузке на ось прицепа. Для этого введено регулирующее устройство, состоящее из ступенчатого ползуна, связанного со штоком и гибкой связью через направляющий ролик, установленный на раме с балкой моста прицепа. Ползун размещен в корпусе, имеющем бурт, ограничивающий осевое перемещение ползуна в сторону штоков, а со стороны гибкой связи закрыт крышкой, имеющей центральное отверстие для прохождения части ползуна меньшего диаметра, при этом между крышкой и частью ползуна большего диаметра установлена пружина. 6 ил.
Ц г
13
Фиг. 1
23
фиг. 1
6-5
в-в
Фиг.З
ЩигЬ
Фиг. 5
Тормоз наката | 1984 |
|
SU1258737A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1990-04-07—Публикация
1988-02-26—Подача