Изобретение относится к технологии обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах и может быть использовано в составе технических средств управления дорожным движением.
Известна информационная система для водителей и пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе по патенту РФ №122514, содержащая дорожные знаки, датчики движения, устройство коммуникации, панели солнечной батареи, прожекторы, закрепленные на опорах, и аккумуляторные батареи, отличающаяся тем, что дорожные знаки выполнены со световой анимацией изображения пешехода и световой индикацией по периметру, а между дорожными знаками со стороны пешеходного перехода закреплены панели световой индикации, выполненные со световой анимацией изображения пешехода и прожекторами, которые направлены в сторону пешеходного перехода, и способ оповещения водителей о наличии пешехода на пешеходном переходе, заключающийся в том, что обнаруживают с помощью детектора появление каждого пешехода на пешеходном переходе, анализируют полученную информацию с помощью управляющего устройства и определяют положение пешехода на переходе, передают полученную информацию на информационное устройство о расположении пешехода для оповещения водителей приближающихся транспортных средств (ЕР №3336822).
Основным недостатком обоих изобретений является недостаточная достоверность информации - является ли человек, находящийся в зоне действия детектора, пешеходом, действительно собирающимся перейти проезжую часть в этом месте, или это просто прохожий, что может приводить к выработке недоверия водителя к такой системе.
Известен способ оповещения водителей о наличии пешехода на пешеходном переходе по патенту РФ №2749901, заключающийся в том, что обнаруживают с помощью детектора появление каждого пешехода на пешеходном переходе, анализируют полученную информацию с помощью управляющего устройства, определяют положение пешехода на переходе и передают полученную информацию на информационное устройство о расположении пешехода для оповещения водителей приближающихся транспортных средств, отличающийся тем, что в качестве информационного устройства используют экранное устройство, расположенное над пешеходным переходом с возможностью беспрепятственного проезда под ним транспорта, при этом отображают на экранном устройстве действительное положение пешехода на дороге, изображенного в виде условной фигуры, в режиме реального времени, экранное устройство располагают над всей шириной дороги и над участками, прилегающими к ней с двух сторон, а информацию на экранном устройстве отображают на двух его противоположных сторонах, информируя водителей встречных направлений. На экранное устройство, расположенное над участками, прилегающими к дороге, передают информацию о приближающемся к переходу пешеходе. В качестве экранного устройства используют, по меньшей мере, один сетчатый экран со световыми элементами в узлах сетки. С помощью детектора определяют скорость приближающегося транспортного средства и в зависимости от скорости его приближения изменяют интенсивность звукового сигнала.
Основными недостатками этого способа, принятого в качестве прототипа, являются следующие недостатки:
- детектор не обладает функцией классификации - является ли человек, находящийся в зоне действия детектора пешеходом, действительно собирающимся перейти проезжую часть в этом месте, так как если это случайный прохожий, и водитель убедится в ложности полученной информации, то он в дальнейшем может не поверить получаемым данным, и не учесть их при управлении транспортным средством;
- отображение информации на экранных устройствах требует отвлечения внимания водителей от текущей оценки дорожной ситуации, связанной, например, с поведением других участников дорожного движения;
- экранные устройства имеют существенную стоимость и требуют дополнительных дорогостоящих мероприятий по обустройству дорожной инфраструктуры в виде поддерживающих или несущих массивных конструкций, которые, в свою очередь, не могут быть установлены повсеместно в силу градостроительных ограничений, включая, но, не ограничиваясь, в зонах объектов культурного наследия, охраняемых Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- способ без дополнительных визуальных средств на транспортном средстве неприменим на транспорте, управляемым с применением ассистивных технологий.
Задачей заявляемого изобретения является обеспечение максимальной безопасности пешеходов, имеющих на руках носимые радиоустройства, путем создания новой технологии поведения пешехода на пешеходном переходе, обеспечивающей предотвращение наезда на пешехода, находящегося на выбранном им пешеходном переходе по курсу движения данного транспортного средства.
Сущность заявленного технического решения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточных для решения указанной заявителем технической проблемы и получения обеспечиваемого изобретением технического результата.
Согласно изобретению способ повышения безопасности пешехода при пересечении им участка улично-дорожной сети по пешеходному переходу, включающий передачу на борт транспортного средства информации о пешеходе на пешеходном переходе по курсу движения транспортного средства, характеризуется тем, что с носимого устройства пешехода подают предупредительный радиосигнал о намерении пешехода воспользоваться конкретным пешеходным переходом, информация о подаче этого сигнала поступает на борт транспортного средства, приближающегося к этому пешеходному переходу, где сравнивают координаты пешеходного перехода и координаты планируемой траектории движения транспортного средства с учетом текущего расстояния от транспортного средства до пешеходного перехода и текущей скорости движения транспортного средства, после чего водитель транспортного средства и/или оборудование высоко- или полностью автоматизированного транспортного средства принимают решение по управлению этим транспортным принимают решения по управлению этим транспортным средством, обеспечивающие предотвращение наезда на пешехода, находящегося на выбранном им пешеходном переходе по курсу движения данного транспортного средства.
Кроме того, заявленное техническое решение характеризуется наличием ряда дополнительных факультативных признаков, а именно:
- передача с носимого устройства пешехода предупредительного радиосигнала о своем намерении воспользоваться пешеходным переходом производится в локальной радиосети на радиомодуль, установленный вблизи этого пешеходного перехода, информационно совместимый с носимыми устройствами пешеходов и имеющий координаты данного пешеходного перехода;
- информация о намерении пешехода воспользоваться данным пешеходным переходом вместе с координатами этого пешеходного перехода широковещательно, с заданной дискретностью, в локальных радиосетях передается радиомодулем, установленным вблизи пешеходного перехода;
- при входе транспортного средства в зону действия любой из локальных радиосетей радиомодуля, установленного вблизи пешеходного перехода, бортовое радиоустройство транспортного средства, информационно совместимое с этим радиомодулем, получает от радиомодуля информацию о намерении пешехода воспользоваться пешеходным переходом вместе с координатами этого пешеходного перехода;
- координаты пешеходного перехода поступают в бортовое устройство обработки информации транспортного средства, располагающее данными о координатах планируемой траектории движения транспортного средства и динамике их изменения, где эти координаты сравниваются между собой, и результат этого сравнения позволяет определить, находится ли выбранный пешеходом переход по курсу движения транспортного средства;
- радиомодуль, установленный вблизи пешеходного перехода, передает информацию о намерении пешехода воспользоваться данным пешеходным переходом вместе с координатами этого пешеходного перехода через Интернет на удаленный сервер обработки информации;
- удаленным сервером обработки информации сравниваются полученные координаты пешеходного перехода с имеющимися координатами планируемых траекторий движения транспортных средств региона, в котором расположен этот пешеходный переход, и их динамикой, что позволяет определить транспортные средства, по курсу движения которых находится выбранный пешеходом пешеходный переход;
- на транспортные средства, на планируемых траекториях которых находится выбранный пешеходом пешеходный переход, передается через Интернет информация о наличии по курсу движения пешеходного перехода, которым решил воспользоваться пешеход, вместе с текущим значением расстояния до этого перехода и времени движения, исходя из текущей скорости движения этого транспортного средства.
Заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает достижение технического результата, который заключается в том, что водитель транспортного средства и/или оборудование высоко- или полностью автоматизированного транспортного средства, получает достоверную информацию о том, что на пешеходном переходе по курсу движения транспортного средства находится пешеход, подавший предупредительный сигнал о своем намерении воспользоваться этим пешеходным переходом, а также текущее значение расчетного времени движения до этого перехода, и, на основании этих данных, принимают решения по управлению транспортным средством, обеспечивающие предотвращение наезда на пешехода, находящегося на выбранном им пешеходном переходе по курсу движения данного транспортного средства.
Заявленный способ реализуется следующим образом.
С носимого устройства пешехода передают предупредительный радиосигнал о намерении пешехода воспользоваться конкретным пешеходным переходом. Эта передача производится в локальной радиосети на радиомодуль, установленный вблизи этого пешеходного перехода, информационно совместимый с носимыми устройствами пешеходов и имеющий координаты данного пешеходного перехода. Информация о намерении пешехода воспользоваться данным пешеходным переходом вместе с координатами этого пешеходного перехода широковещательно, с заданной дискретностью, в локальных радиосетях передается радиомодулем, установленным вблизи пешеходного перехода. При входе транспортного средства в зону действия любой из локальных радиосетей радиомодуля, установленного вблизи пешеходного перехода, бортовое радиоустройство транспортного средства, информационно совместимое с этим радиомодулем, получает от радиомодуля информацию о намерении пешехода воспользоваться пешеходным переходом вместе с координатами этого пешеходного перехода. Координаты пешеходного перехода поступают в бортовое устройство обработки информации транспортного средства, располагающее данным о планируемой траектории движения транспортного средства. Эти координаты сравниваются между собой, в результате чего определяется, находится ли этот пешеходный переход по курсу движения транспортного средства. Если да, то бортовое устройство обработки информации производит расчеты времени движения до перехода, исходя из текущих значений расстояния до перехода и скорости движения транспортного средства. Эти данные доводится до водителя и/или поступают в оборудование высоко- или полностью автоматизированного транспортного средства, после чего водитель и/или оборудование высоко- или полностью автоматизированного транспортного средства принимают решения, предотвращающие наезд на пешехода.
Радиомодуль, установленный вблизи пешеходного перехода, может передавать информацию о намерении пешехода воспользоваться данным пешеходным переходом вместе с координатами этого пешеходного перехода через Интернет на удаленный сервер обработки информации. На этом сервере сравниваются полученные координаты пешеходного перехода с координатами планируемых траекторий движения транспортных средств региона, в котором расположен этот пешеходный переход, и определяются транспортные средства, по курсу движения которых находится этот пешеходный переход. На сервере производятся расчеты времени движения каждого из этих транспортных средств до выбранного пешеходом пешеходного перехода, исходя из текущих значений расстояния до перехода и скорости движения транспортного средства. После этого на транспортные средства, на планируемых траекториях которых находится этот пешеходный переход, передается через Интернет информация о наличии по курсу движения транспортного средства пешеходного перехода, которым решил воспользоваться пешеход, вместе с текущим значением времени движения транспортного средства до этого перехода. Эти данные доводятся до водителя и/или поступают в оборудование высоко- или полностью автоматизированного транспортного средства, после чего водитель и/или автоматизированные системы управления транспортного средства принимают решения, предотвращающие его наезд на пешехода.
Заявленное изобретение может быть реализовано с использованием любого носимого устройства пользователя, информационно совместимого с радиомодулями существующей системы информирования пешеходов, устанавливаемой на пешеходных переходах, а реализующие заявленное изобретение технические средства могут быть выполнены с использованием известных технических и технологических средств.
Изобретение относится к способу информирования о пешеходе при пересечении им участка улично-дорожной сети по пешеходному переходу. Способ включает: передачу с носимого устройства пешехода на борт транспортного средства информации о пешеходе на пешеходном переходе по курсу движения транспортного средства; сравнение координат пешеходного перехода и координат планируемой траектории движения транспортного средства с учетом текущего расстояния от транспортного средства до пешеходного перехода и текущей скорости движения транспортного средства. После чего водитель транспортного средства и/или оборудование высоко- или полностью автоматизированного транспортного средства принимают решения по управлению этим транспортным средством. Достигается обеспечение предотвращения наезда на пешехода, находящегося на выбранном им пешеходном переходе по курсу движения данного транспортного средства. 7 з.п. ф-лы.
1. Способ информирования о пешеходе при пересечении им участка улично-дорожной сети по пешеходному переходу, включающий передачу на борт транспортного средства информации о пешеходе на пешеходном переходе по курсу движения транспортного средства, отличающийся тем, что с носимого устройства пешехода подают предупредительный радиосигнал о намерении пешехода воспользоваться конкретным пешеходным переходом, информация о подаче этого сигнала поступает на борт транспортного средства, приближающегося к этому пешеходному переходу, где сравнивают координаты пешеходного перехода и координаты планируемой траектории движения транспортного средства с учетом текущего расстояния от транспортного средства до пешеходного перехода и текущей скорости движения транспортного средства, после чего водитель транспортного средства и/или оборудование высоко- или полностью автоматизированного транспортного средства принимают решения по управлению этим транспортным средством, обеспечивающие предотвращение наезда на пешехода, находящегося на выбранном им пешеходном переходе по курсу движения данного транспортного средства.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что передача с носимого устройства пешехода предупредительного радиосигнала о своем намерении воспользоваться пешеходным переходом производится в локальной радиосети на радиомодуль, установленный вблизи этого пешеходного перехода, информационно совместимый с носимыми устройствами пешеходов и имеющий координаты данного пешеходного перехода.
3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что информация о намерении пешехода воспользоваться данным пешеходным переходом вместе с координатами этого пешеходного перехода широковещательно, с заданной дискретностью, в локальных радиосетях передается радиомодулем, установленным вблизи пешеходного перехода.
4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что при входе транспортного средства в зону действия любой из локальных радиосетей радиомодуля, установленного вблизи пешеходного перехода, бортовое радиоустройство транспортного средства, информационно совместимое с этим радиомодулем, получает от радиомодуля информацию о намерении пешехода воспользоваться пешеходным переходом вместе с координатами этого пешеходного перехода.
5. Способ по п. 4, отличающийся тем, что координаты пешеходного перехода поступают в бортовое устройство обработки информации транспортного средства, располагающее данными о координатах планируемой траектории движения транспортного средства и динамике их изменения, где эти координаты сравниваются между собой, и результат этого сравнения позволяет определить, находится ли выбранный пешеходом переход по курсу движения транспортного средства.
6. Способ по п. 2, отличающийся тем, что радиомодуль, установленный вблизи пешеходного перехода, передает информацию о намерении пешехода воспользоваться данным пешеходным переходом вместе с координатами этого пешеходного перехода через Интернет на удаленный сервер обработки информации.
7. Способ по п. 6, отличающийся тем, что удаленным сервером обработки информации сравниваются полученные координаты пешеходного перехода с имеющимися координатами планируемых траекторий движения транспортных средств региона, в котором расположен этот пешеходный переход, и их динамикой, что позволяет определить транспортные средства, по курсу движения которых находится выбранный пешеходом пешеходный переход.
8. Способ по п. 7, отличающийся тем, что на транспортные средства, на планируемых траекториях которых находится выбранный пешеходом пешеходный переход, передается через Интернет информация о наличии по курсу движения пешеходного перехода, которым решил воспользоваться пешеход, вместе с текущим значением расстояния до этого перехода и времени движения, исходя из текущей скорости движения этого транспортного средства.
Способ предотвращения столкновения транспортного средства с другим участником движения | 2020 |
|
RU2750467C1 |
US 10024684 B2, 17.07.2018 | |||
Способ информирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения на пешеходных переходах и управления пешеходным светофором | 2018 |
|
RU2724032C2 |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ О НАЛИЧИИ ПЕШЕХОДА НА ДОРОГЕ | 2016 |
|
RU2638998C2 |
JP 3594182 B2, 24.11.2004. |
Авторы
Даты
2025-03-20—Публикация
2023-08-17—Подача