Способ определения изменения качественных характеристик дизельных топлив при взаимодействии с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения Российский патент 2025 года по МПК G01N33/22 G01N17/00 

Описание патента на изобретение RU2836829C1

Изобретение относится к области исследования влияния антикоррозионного покрытия, нанесенного на внутренние стенки резервуара, на дизельное топливо при длительном хранении в резервуарах.

Известен способ прогнозирования сроков хранения углеводородных горючих в средствах хранения (патент на изобретение RU 2454661 C2), включающий термостатирование образцов топлива в контакте с конструкционными материалами средств хранения при определенных температурах, построение зависимостей изменения кислотности топлива в контакте с конструкционными материалами от продолжительности термостатирования при заданных температурах, определение энергетического показателя В анализируемого горючего, прогнозирование срока хранения горючего в конкретном средстве хранения и конкретном климатическом районе по расчетной формуле:

,

где τхр - прогнозируемый срок хранения горючего;

τmax - продолжительность термостатирования пробы горючего с первой партией конструкционных материалов при температуре Tmax, в течение которой значение кислотности горючего достигает заданного;

τxpj - продолжительность существования j-го интервала температуры в течение одного года для конкретного климатического района эксплуатации заправленного средства хранения, час;

Tmax - температура термостатирования пробы горючего с первой партией конструкционных материалов, К;

Tj - среднее значение температуры j-го интервала температур для конкретного климатического района эксплуатации средства хранения, К;

N - число принятых интервалов температур в конкретном климатическом районе эксплуатации средства хранения;

1000≤B≤45000 - энергетический показатель горючего, К, рассчитываемый по зависимости:

,

где Tn, Tn+1 - температуры термостатирования горючего с образцами конструкционных материалов двух различных партий, К;

n - 1, 2, …, (n-1) - количество партий образцов конструкционных материалов;

τTn, τTn+1 - продолжительность термостатирования при температурах Tn, Tn+1, соответственно, до достижения кислотности выбранного значения (по графической зависимости), час.

Недостатком данного способа для оценки влияния конструкционного материала на топливо в процессе хранения и их совместимости является отсутствие контрольного образца, термостатируемого без контакта с конструкционными материалами, оценка изменения только одного показателя «кислотность», не полностью характеризующего влияние конструкционного материала на дизельное топливо при его длительном хранении до 5 лет.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения изменения качественных характеристик автомобильных бензинов при взаимодействии с антикоррозионными покрытиями в условиях длительного хранения (патент на изобретение RU 2805833 C1), включающий определение совместимости автомобильных бензинов с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения до 5 лет по результатам сравнения изменения следующих физико-химических показателей испытуемых автомобильных бензинов после выдержки в определенных условиях испытаний в контакте с антикоррозионным покрытием в сравнении с контрольным образцом автомобильного бензина после выдержки в аналогичных условиях без взаимодействия с антикоррозионным покрытием: концентрации фактических смол, промытых растворителем, объемной доли бензола, кислотности, оптической плотности при длине волны 400 нм.

Данный способ не применим для дизельных топлив, так как перечень показателей качества дизельных топлив, характеризующих взаимодействие топлива с антикоррозионным покрытием, предельно допустимые значения изменения этих показателей относительно контрольного образца и температурный режим ускоренного старения отличаются от автомобильного бензина вследствие различия химического состава, физико-химических свойств и нормативных требований.

Технический результат предлагаемого способа заключается в возможности определения влияния антикоррозионного покрытия средств хранения на дизельное топливо в условиях хранения до 5 лет.

Указанный технический результат достигается тем, что проводят определение значений установленного перечня показателей качества исследуемого дизельного топлива. В инертные сосуды помещают образцы исследуемого топлива определенного объема и специально подготовленные стальные пластины с нанесенным исследуемым антикоррозионным покрытием. Инертные сосуды с образцами топлива и размещенными в нем стальными пластинами помещают в климатическую камеру, туда же помещают инертные сосуды с таким же объемом исследуемого топлива без пластин (контрольные образцы). Далее сосуды с топливом подвергают ускоренному старению в климатической камере в течение установленного в зависимости от типа антикоррозионного покрытия времени испытаний при определенной температуре. После выдержки в климатической камере образцы топлива подвергают испытаниям по установленному перечню показателей качества, оценивают изменение в результате ускоренного старения показателей качества дизельного топлива контактировавшего с пластинами и контрольных образцов, результат испытаний оценивают по величине изменения анализируемых показателей качества в сравнении с изменениями аналогичных показателей контрольного образца. В случае превышения установленных предельно-допустимых изменений значений одного или более определенных физико-химических показателей топлив после контакта с испытуемым антикоррозионным покрытием в сравнении с контрольным образцом покрытие считают не прошедшим испытания и не пригодным для применения в качестве антикоррозионного покрытия средств хранения дизельных топлив до 5 лет. При этом определяют следующие физико-химические показатели дизельных топлив: кислотность, окислительную стабильность (общее количество осадка), концентрацию фактических смол, йодное число, оптическую плотность при длине волны 400 нм.

Сущность изобретения заключается в определении совместимости дизельных топлив с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения до 5 лет по результатам сравнения изменения установленного перечня качественных характеристик испытуемых топлив после выдержки в определенных условиях испытаний в контакте с антикоррозионным покрытием в сравнении с контрольным образцом топлива после выдержки в аналогичных условиях без взаимодействия с антикоррозионным покрытием.

Изобретение поясняется фиг. 1, на которой изображены значения показателя «йодное число» образцов дизельного топлива в контакте с различными антикоррозионными покрытиями (АКП) и контрольного образца дизельного топлива (ДТ) без контакта с антикоррозионным покрытием в зависимости от времени выдержки в климатической камере, а также предельно-допустимое изменение показателя «йодное число» после выдержки топлива в климатической камере в течение 1080 ч в контакте с антикоррозионным покрытием для возможности применения антикоррозионного покрытия в средствах хранения дизельного топлива до 5 лет.

Способ осуществляют следующим образом.

Пробу испытуемого дизельного топлива делят на пять образцов не более 1,0 дм3 каждый. Для первого образца определяют следующие физико-химические показатели:

кислотность, мг КОН/100 см3 топлива (ГОСТ 5985);

окислительную стабильность (общее количество осадка), г/м3 (ГОСТ Р EN ISO 12205);

концентрацию фактических смол, мг/100 см3 топлива (ГОСТ 8489);

йодное число, г I/100 г топлива (ГОСТ 2070);

оптическую плотность при длине волны 400 нм, Б.

Четыре остальных образца помещают в герметичные инертные сосуды.

Во второй и третий образцы топлива помещают по одной стальной пластине, на которые нанесено исследуемое антикоррозионное покрытие с защищенной кромкой по ГОСТ 9.403 с размерами 150×70×4 мм.

Сосуды со вторым, третьим, четвертым и пятым образцами топлива помещают в климатическую камеру и подвергают ускоренному старению при температуре 60°С.

Для антикоррозионных покрытий нормального типа выдержку в климатической камере проводят в течение 1080 ч, усиленного типа - 1440 ч, особо усиленного типа - 1800 ч.

После выдержки в климатической камере в течение установленного времени образцы вынимают и отстаивают в течение 24 ч. Каждый образец топлива перемешивают в сосуде, сливают в отдельные чистые инертные емкости и подвергают испытаниям по тому же перечню показателей качества, как для первого образца.

Для каждого показателя второго и третьего образцов определяют усредненные изменения в сравнении со значениями показателей первого образца, аналогичные усредненные изменения показателей для четвертого с пятым образцов.

Определяют разность усредненных изменений показателей второго с третьим образцов и усредненных значений изменений показателей четвертого с пятым образцов, в случае превышения установленных предельно-допустимых значений разности изменений физико-химических показателей дизельных топлив после контакта с испытуемым антикоррозионным покрытием в сравнении с контрольным образцом, покрытие считают не прошедшим испытания и не пригодным для применения в качестве антикоррозионного покрытия средств хранения дизельных топлив до 5 лет.

Принимают следующие предельно-допустимые значения разности изменений физико-химических показателей дизельных топлив после контакта с испытуемым антикоррозионным покрытием в сравнении с контрольным образцом:

кислотность - 2,0 мг КОН/100 см3 топлива;

окислительная стабильность (общее количество осадка) - 15 г/м3 топлива;

концентрация фактических смол - 2,0 мг/100 см3 топлива;

йодное число - 0,5 г I/100 г топлива;

оптическая плотность при длине волны 400 нм - 0,5 Б.

Предложенный способ определения изменения качественных характеристик дизельных топлив при взаимодействии с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения может быть использован для определения возможности длительного хранения дизельных топлив до 5 лет в резервуарах с нанесенным на внутренние стенки антикоррозионным покрытием.

Способ поясняется на следующем примере.

Пример

Необходимо определить возможность длительного хранения
до 5 лет дизельного топлива ДТ-Л-К5 по ГОСТ 32511-2013 в резервуарах с внутренним антикоррозионным покрытием нормального типа.

Испытуемое топливо разливают на пять образцов по 1,0 дм3 каждый. Для первого (исходного) образца определяют физико-химические показатели, результаты определения которых указаны в таблице 1.

Таблица 1. Результаты испытаний первого образца дизельного топлива
ДТ-Л-К5 по ГОСТ 32511-2013

№ п/п Наименование показателя Значение показателя исходного образца Метод испытания 1 Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива 1,34 ГОСТ 5985-2022 2 Окислительная стабильность (общее количество осадка), г/м3 топлива 11,0 ГОСТ EN ISO 12205-2007 3 Концентрация фактических смол, мг/100 см3 топлива 6,0 ГОСТ 8489-85 4 Йодное число, г I/100 г топлива 0,8 ГОСТ 2070-82 5 Оптическая плотность при длине волны 400 нм, Б 0,5 -

Четыре остальных образца помещают в герметичные инертные сосуды.

В два сосуда со вторым и третьим образцами топлива помещают по одной стальной пластине с размерами 150×70×4 мм, на которые нанесено исследуемое антикоррозионное покрытие с защищенной кромкой по ГОСТ 9.403.

Сосуды со вторым и третьим образцами помещают в климатическую камеру, туда же помещают два сосуда с четвертым и пятым образцами (контрольные образцы).

Сосуды с топливом подвергают ускоренному старению в климатической камере при температуре 60°С.

После выдержки в климатической камере в течение 1080 ч образцы вынимают и отстаивают в течение 24 ч. Образцы топлива в каждом сосуде перемешивают, сливают в отдельные чистые инертные емкости и подвергают испытаниям по установленному перечню показателей качества.

Определяют усредненное значение показателей для второго и третьего образцов, а также усредненное значение показателей для четвертого и пятого образцов (контрольных). Результаты испытаний образцов дизельного топлива после выдержки в климатической камере указаны в таблице 2.

Таблица 2. Результаты испытаний образцов дизельного топлива ДТ-Л-К5

по ГОСТ 32511-2013, выдержанных в климатической камере

Показатели качества Усредненное значение по 2-м контрольным образцам Усредненное значение по
2-м образцам, выдержанным в контакте с пластинами
Изменение относительно контрольного образца Предельно допустимое значение изменения относительно контрольного образца
Кислотность, мг КОН/100см3 топлива 2,7 3,2 0,5 2,0 Окислительная стабильность (общее количество осадка), г/м3 топлива 16,0 21,2 5,2 15,0 Концентрация фактических смол, мг/100см3 топлива 14,0 21,3 7,3 2,0 Йодное число, г I/100 г топлива 1,4 1,95 0,55 0,5 Оптическая плотность при длине волны 400 нм, Б 0,55 0,74 0,19 0,5

Величина изменения показателя качества «Кислотность» после выдержки в климатической камере в контакте с антикоррозионным покрытием по сравнению с изменениями этого показателя у контрольного образца после выдержки в климатической камере в тех же условиях составляет 0,5 мг КОН/100 см3 топлива, что не превышает установленное предельно-допустимое значение, равное 2,0 мг КОН/100 см3 топлива.

Величина изменения показателя качества «Окислительная стабильность (общее количество осадка)» после выдержки в климатической камере в контакте с антикоррозионным покрытием по сравнению с изменениями этого показателя у контрольного образца после выдержки в климатической камере в тех же условиях составляет 5,2 г/м3 топлива, что не превышает установленное предельно-допустимое значение, равное 15,0 г/м3 топлива.

Величина изменения показателя качества «Концентрация фактических смол» после выдержки в климатической камере в контакте с антикоррозионным покрытием по сравнению с изменениями этого показателя у контрольного образца после выдержки в климатической камере в тех же условиях составляет 7,3 мг/100 см3 топлива, что превышает установленное предельно-допустимое значение, равное 2,0 мг/100 см3 топлива.

Величина изменения показателя качества «йодное число» после выдержки в климатической камере в контакте с антикоррозионным покрытием по сравнению с изменениями этого показателя у контрольного образца после выдержки в климатической камере в тех же условиях составляет 0,55 мг КОН/100 см3 топлива, что превышает установленное предельно-допустимое значение, равное 0,5 мг КОН/100 см3 топлива.

Величина изменения показателя качества «Оптическая плотность при длине волны 400 нм» после выдержки в климатической камере в контакте с антикоррозионным покрытием по сравнению с изменениями этого показателя у контрольного образца после выдержки в климатической камере в тех же условиях составляет 0,19 Б, что не превышает установленное предельно-допустимое значение, равное 0,5 Б.

Так как изменения показателей качества дизельного топлива ДТ-Л-К5 по ГОСТ 32511-2013 «концентрация фактических смол» и «йодное число» после выдержки в контакте с испытуемым антикоррозионным покрытием в сравнении с контрольным образцом превышают установленные предельно-допустимые значения, антикоррозионное покрытие считают не прошедшим испытания и не пригодным для применения в качестве антикоррозионного покрытия средств длительного хранения дизельных топлив до 5 лет.

Похожие патенты RU2836829C1

название год авторы номер документа
Способ определения изменения качественных характеристик топлив для реактивных двигателей при взаимодействии с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения 2024
  • Никитченко Юрий Иванович
  • Бакулин Сергей Валентинович
  • Тимофеев Федор Владимирович
  • Соколов Денис Николаевич
  • Полякова Елена Ивановна
  • Шайдуллов Шакиржан Закирович
  • Шевчук Тамара Петровна
  • Русакова Анна Олеговна
  • Калинин Иван Викторович
RU2825565C1
Способ определения изменения качественных характеристик автомобильных бензинов при взаимодействии с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения 2023
  • Никитченко Юрий Иванович
  • Тимофеев Федор Владимирович
  • Соколов Денис Николаевич
  • Полякова Елена Ивановна
  • Кугай Мария Александровна
  • Шайдуллов Шакиржан Закирович
  • Шевчук Тамара Петровна
  • Бакулин Сергей Валентинович
  • Гаврикова Софья Павловна
RU2805833C1
Способ определения срока хранения дизельных топлив ЕВРО 2022
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Губарева Вера Алексеевна
  • Береснева Екатерина Викторовна
RU2794152C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2005
  • Рыбаков Юрий Николаевич
  • Харламова Ольга Дмитриевна
  • Самарина Галина Рафаиловна
  • Паталах Иван Иванович
  • Федоров Андрей Владиславович
RU2284522C1
СТАНДАРТНЫЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ПО ИЗМЕРЕНИЮ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ТОПЛИВ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) 2021
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Шаталов Константин Васильевич
  • Власенкова Лидия Анатольевна
  • Терентьева Вера Борисовна
RU2775473C1
ХИМИЧЕСКИЙ МАРКЕР И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2011
  • Нехорошев Сергей Викторович
  • Нехорошев Виктор Петрович
  • Гаевая Любовь Николаевна
  • Туров Юрий Прокопьевич
RU2489476C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СРОКОВ ХРАНЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГОРЮЧИХ В СРЕДСТВАХ ХРАНЕНИЯ 2010
  • Маньшев Дмитрий Альевич
  • Прокопенко Олег Анатольевич
  • Попов Олег Всеволодович
  • Швыков Роман Владаимирович
RU2454661C2
Способ оценки склонности дизельных топлив к нагарообразованию 2022
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Шаталов Константин Васильевич
  • Адгамов Ирфан Фярхатевич
  • Глазунов Илья Дмитриевич
  • Дорошенко Игорь Николаевич
RU2784043C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ 2005
  • Шабалина Татьяна Николаевна
  • Крылов Игорь Федорович
  • Котов Сергей Владимирович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Тимофеева Галина Владимировна
  • Суздальцев Николай Иванович
  • Типушков Евгений Васильевич
  • Вахтеев Виктор Федорович
  • Суслин Андрей Александрович
  • Лыжников Вячеслав Александрович
  • Прокофьева Александра Ивановна
RU2284345C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ КОРАБЛЕЙ 2012
  • Бугай Владимир Тимофеевич
  • Саутенко Алексей Александрович
  • Фахрутдинов Марат Иматдинович
RU2496855C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 836 829 C1

Реферат патента 2025 года Способ определения изменения качественных характеристик дизельных топлив при взаимодействии с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения

Изобретение относится к способу определения изменения качественных характеристик дизельных топлив при взаимодействии с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения до 5 лет, включающему деление пробы испытуемого дизельного топлива на пять образцов объемом не более 1,0 дм3 каждый, определение для первого образца следующих физико-химических показателей: кислотности, окислительной стабильности (общее количество осадка), концентрации фактических смол, йодного числа, оптической плотности при длине волны 400 нм, помещение остальных образцов дизельного топлива в герметичные сосуды из инертного материала, погружение во второй и третий образцы стальных пластин с размерами 150×70×4 мм, на которые нанесено исследуемое антикоррозионное покрытие с защищенной кромкой, подвергание второго, третьего, четвертого и пятого образцов ускоренному старению в климатической камере при температуре 60°C, проведение выдержки для антикоррозионных покрытий нормального типа в климатической камере 1080 ч, усиленного типа – 1440 ч, особо усиленного типа – 1800 ч, выемку образцов после выдержки в климатической камере и отстаивание в течение 24 ч, определение для второго, третьего, четвертого и пятого образцов топлива тех же физико-химических показателей, как для первого образца, оценку результатов испытаний по сравнению разностей усредненных значений показателей после ускоренного старения второго и третьего образцов и значений соответствующих показателей первого образца с разностями усредненных значений показателей после ускоренного старения четвертого и пятого образцов и значений соответствующих показателей первого образца, при этом антикоррозионное покрытие считают не прошедшим испытания и не пригодным для применения в качестве антикоррозионного покрытия средств хранения дизельных топлив до 5 лет, если изменения показателей после ускоренного старения второго и третьего образцов по сравнению с изменениями значений показателей после ускоренного старения четвертого и пятого образцов превышают следующие значения для: кислотности – 2,0 мг KOH/100 см3 топлива; окислительной стабильности (общее количество осадка) – 15 г/м3 топлива; концентрации фактических смол – 2,0 мг/100 см3 топлива; йодного числа – 0,5 г I/100 г топлива; оптической плотности при длине волны 400 нм – 0,5 Б. Использование предлагаемого изобретения позволяет определять возможность влияния антикоррозионного покрытия средств хранения на дизельное топливо в условиях хранения до 5 лет. 1 ил., 2 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 836 829 C1

Способ определения изменения качественных характеристик дизельных топлив при взаимодействии с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения до 5 лет, включающий деление пробы испытуемого дизельного топлива на пять образцов объемом не более 1,0 дм3 каждый, определение для первого образца следующих физико-химических показателей: кислотности, окислительной стабильности (общее количество осадка), концентрации фактических смол, йодного числа, оптической плотности при длине волны 400 нм, помещение остальных образцов дизельного топлива в герметичные сосуды из инертного материала, погружение во второй и третий образцы стальных пластин с размерами 150×70×4 мм, на которые нанесено исследуемое антикоррозионное покрытие с защищенной кромкой, подвергание второго, третьего, четвертого и пятого образцов ускоренному старению в климатической камере при температуре 60°C, проведение выдержки для антикоррозионных покрытий нормального типа в климатической камере 1080 ч, усиленного типа – 1440 ч, особо усиленного типа – 1800 ч, выемку образцов после выдержки в климатической камере и отстаивание в течение 24 ч, определение для второго, третьего, четвертого и пятого образцов топлива тех же физико-химических показателей, как для первого образца, оценку результатов испытаний по сравнению разностей усредненных значений показателей после ускоренного старения второго и третьего образцов и значений соответствующих показателей первого образца с разностями усредненных значений показателей после ускоренного старения четвертого и пятого образцов и значений соответствующих показателей первого образца, при этом антикоррозионное покрытие считают не прошедшим испытания и не пригодным для применения в качестве антикоррозионного покрытия средств хранения дизельных топлив до 5 лет, если изменения показателей после ускоренного старения второго и третьего образцов по сравнению с изменениями значений показателей после ускоренного старения четвертого и пятого образцов превышают следующие значения для: кислотности – 2,0 мг KOH/100 см3 топлива; окислительной стабильности (общее количество осадка) – 15 г/м3 топлива; концентрации фактических смол – 2,0 мг/100 см3 топлива; йодного числа – 0,5 г I/100 г топлива; оптической плотности при длине волны 400 нм – 0,5 Б.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836829C1

СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СРОКОВ ХРАНЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГОРЮЧИХ В СРЕДСТВАХ ХРАНЕНИЯ 2010
  • Маньшев Дмитрий Альевич
  • Прокопенко Олег Анатольевич
  • Попов Олег Всеволодович
  • Швыков Роман Владаимирович
RU2454661C2
Способ определения срока хранения дизельных топлив ЕВРО 2022
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Губарева Вера Алексеевна
  • Береснева Екатерина Викторовна
RU2794152C1
Способ определения изменения качественных характеристик автомобильных бензинов при взаимодействии с антикоррозионными покрытиями в условиях хранения 2023
  • Никитченко Юрий Иванович
  • Тимофеев Федор Владимирович
  • Соколов Денис Николаевич
  • Полякова Елена Ивановна
  • Кугай Мария Александровна
  • Шайдуллов Шакиржан Закирович
  • Шевчук Тамара Петровна
  • Бакулин Сергей Валентинович
  • Гаврикова Софья Павловна
RU2805833C1
JP 2017031373 A, 09.02.2017.

RU 2 836 829 C1

Авторы

Соколов Денис Николаевич

Тимофеев Федор Владимирович

Кугай Мария Александровна

Шевчук Тамара Петровна

Полякова Елена Ивановна

Шайдуллов Шакиржан Закирович

Русакова Анна Олеговна

Даты

2025-03-24Публикация

2024-08-20Подача