Метод измерения объемов штабелей круглых лесоматериалов в ограниченном объеме транспортного средства Российский патент 2025 года по МПК G01B21/02 G01F17/00 G01N33/46 

Описание патента на изобретение RU2837052C1

Предлагаемый метод измерения относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использован для расчета объемов древесины в ограниченном пространстве с применением коэффициента полнодревесности, принимаемого в зависимости от параметров автотранспортного средства, породы древесины и назначения перевозимого сортимента.

Известны следующие методы измерений объемов сортиментов:

1. Стандартные поштучные и групповые методы измерения по ГОСТ 32594-2013 Лесоматериалы круглые. Методы измерений: межгосударственный стандарт: дата введения 01.01.2015 / Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии сертификации. – Изд. официальное. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 37 с.;

1) Метод срединного сечения. Недостатками применения данного метода являются:

- трудоемкость измерения нужных параметров для вычисления объема по формуле;

- возможно применение только для определенных форм лесоматериалов;

- для вычисления требуется очищенный от коры лесоматериал.

2) Метод усеченного конуса. Недостатками применения данного метода являются:

- проведение измерений многочисленных параметров лесоматериал;

- применяется только для очищенного от коры лесоматериала.

3) Секционный метод. Недостатками применения данного метода являются:

- длительность проведения измерений;

- не все формы лесоматериал подходит для вычисления объема с помощью данного метода.

4) Метод концевых сечений. Недостатками применения данного метода являются:

- проведение измерений параметров каждого бревна;

- применяется только для очищенного от коры лесоматериала.

2. Метод таблицы объёмов по ГОСТ 2708-75 Лесоматериалы круглые. Таблицы объемов: межгосударственный стандарт: дата введения 01.01.1977 /– Изд. официальное. – Москва: Стандартинформ, 2006. – 17 с.

Недостатками применения данного метода являются:

- при измерениях не учитываются формы стволов бревен;

- появление систематической погрешности из-за отсутствия в таблице градации по породе и форме бревна.

3. Метод измерения объема круглых лесоматериалов по верхнему диаметру и сбегу как функции верхнего диаметра по ГОСТ 32594-2013 Лесоматериалы круглые. Методы измерений: межгосударственный стандарт: дата введения 01.01.2015 /– Изд. официальное. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.

Метод верхнего диаметра и среднего сбега. Недостатками применения данного метода являются:

- проведение измерений каждого бревна;

- требуется длительное время для измерений и вычислений.

4. Групповой метод определения объема бревен в штабеле, сформированном на складе (на земле) по ГОСТ 32594-2013 Лесоматериалы круглые. Методы измерений: межгосударственный стандарт: дата введения 01.01.2015 /– Изд. официальное. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.

Недостатками применения данного метода являются:

- возрастание погрешности при неправильной укладке штабеля;

- применение стандартных коэффициентов полнодревености.

5. Групповой метод определения объема бревен в штабеле, сформированном на железнодорожном и автомобильном транспорте по ГОСТ 32594-2013 Лесоматериалы круглые. Методы измерений: межгосударственный стандарт: дата введения 01.01.2015 /– Изд. официальное. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.

Недостатками применения данного метода являются:

- для вычислений требуются проведение дополнительных измерений параметров железнодорожного или автомобильного транспорта;

- разногласия в применении коэффициентов полнодревесности (Кп): отсутствие конкретных указаний на вид древесины (ель, сосна, лиственница, береза, осина), наличие небольших несоответствий, например для хвойной породы – сосна, лесоматериалы длиной 6 м при укладке в штабеле 0.650, а при погрузке на транспортное средство балансов из технологического сырья или пиловочных бревен в коре из сосны – только 0,53 и 0, 62 соответственно. При этом, данные коэффициенты распространяются на все хвойные породы, независимо от того сосна это или ель, пихта, лиственница и т.д.

6. Весовой метод определения объема партии. Недостатками применения данного метода являются:

- трудоемкость осуществления взвешивания;

- длительность проведения измерений.

7. Существуют методы корректировки коэффициентов полнодревесности штабелей и вычисления их плотного объема. Недостатками применения данного метода являются:

- высокая трудоемкость измерения нужных параметров для вычисления объема по формуле;

- проведение большого количества вычислений;

- наличие большого количества факторов, влияющих на точность расчета коэффициента полнодревесности: качество укладки штабеля, сбег бревен, сучки, снег, лед, кривизна бревен и т.д. и возможность корректировки только в пределах ± 5%.

- предлагаемые методы пересчета «диагоналей» и «площади торцов» применимы только для штабелей, сформированных на складе (земле) поскольку требуют измерения не менее 10% площади торцевой стороны штабеля с включением не менее 60 торцов. Выполнение данных рекомендаций невозможно при поставках на автомобильном транспорте.

За прототип разрабатываемого метода приняты положения ГОСТ 32594 по групповому методу определения объема бревен в штабеле, сформированном на железнодорожном и автомобильном транспорте. Предлагаемая методика расчёта позволяет применять Кп и учитывать конкретный вид древесины (ель, сосна, лиственница, береза, осина) в соответствии с ее состоянием (наличие или отсутствие коры), со способами укладки на транспортное средство и подсчета объема в известном ограниченном пространстве.

Технический результат – обеспечение устранения несоответствия в подсчете объема древесины, представленной поставщиком и рассчитанной приемщиком продукции, путем применения вычислений на основе объёма транспортного средства, с учетом конкретной породы древесины, назначения сортимента и коэффициента полнодревесности.

Технический результат достигается тем, что коэффициент полнодревесности рассчитывается у бревен одинаковой породы и длины в пределах допускаемых отклонений при загрузке в транспортное средство по схеме «комель-вершина», равномерными рядами, причем центр крайних боковых бревен, лежащих сверху, должен быть не выше стоек платформы автомобильного транспорта, а длина бревен не должна превышать габаритные параметры платформы автотранспорта.

Изобретение поясняется чертежом. На фиг.1 представлена схема измерения габаритных размеров платформы транспортного средства:

B - ширина грузовой платформы транспортного средства, м;

L - длина грузовой платформы транспортного средства, м;

H - высота грузовой платформы транспортного средства, м.

Применение метода осуществляется следующим образом:

1. Для вычисления объема грузовой платформы транспортного средства проводят измерения высоты, длины и ширины платформы.

Объем рассчитывают по формуле 1.

Vт = L*B*H. (1)

2. Загрузка сортиментов одинаковой породы производится по схеме «комель-вершина» равномерными рядами, при этом центр крайних боковых бревен, лежащих сверху, должен быть не выше стоек платформы транспортного средства, а длина бревен не должна превышать габаритные параметры платформы транспортного средства.

3. Объем складочного штабеля сортимента, погруженного на транспортное средство вычисляется как произведение объема грузовой платформы транспортного средства на коэффициент полнодревесности (формула 2).

VСК = Vк * Kпл, (2)

где Vк - объем грузовой платформы транспортного средства;

Kпл - коэффициент полнодревесности сортимента.

4. Вычисление коэффициента полнодревесности, учитывающего породу древесины и вид, размеры и назначение круглого сортимента в соответствии с параметрами транспортного средства (формула 3)

Kпл = Vк/Vп, (3)

где Vк - объем кузова транспортного средства;

Vп - объем древесины, поставленной (принятой).

5. При проведении измерений объема грузовой платформы транспортное средство должно стоять ровно.

6. При измерении параметров сортиментов рулетка располагается параллельно поверхностям, которые подвергаются замеру.

Достигаемый результат:

• Обеспечение устранения погрешностей в расчете объема круглых лесоматериалов различного назначения и породы, уложенных в определенном порядке в ограниченный объём транспортного средства и достоверность результатов измерений применением коэффициентов полнодревесности, рассчитанных по предложенной методике.

Сводная таблица коэффициентов полнодревесности составлена на основании расчетов объема транспортного средства и поставленной древесины.

№ Автотранспортного средства /
объем кузова, м3
Рассчитанный коэффициент полнодревесности
сосна ель осина берёза 1 / 65,472 0,625 0,598 0,569 0,515 2 / 49,436 0,679 0,583 - 0,563 3 / 62,1 - - 0,586 0,537 4 / 64,308 0,591 - 0,568 0,517 5 / 56,138 0,649 0,638 - 0,599 6 / 59,122 - 0,523 0,601 0,588 7 / 58,08 - 0,523 0,601 8 / 62,376 - - 0,59 0,552 Средний коэффициент 0,636 0,573 0,586 0,557

• Уменьшение потерь поставщиками лесоматериалов на основе применения предлагаемых уточненных коэффициентов поднодревесности на основе результатов сравнительного анализа Кп лесоматериалов, погруженных на транспортное средство.

Порода древесины / Назначение лесоматериала Коэффициенты полнодревесности, Кп По ГОСТ 32594 А.К. Курицын Результаты пересчета
по предлагаемому методу
Хвойные породы /балансы из технологического сырья 0, 53 0,6 сосна 0,636 ель 0,573 Лиственные породы/балансы из технологического сырья 0, 58 0,56 осина 0,586 береза 0,557

• Возможность проведения данных расчетов, как поставщиками, так и потребителями продукции, непосредственно на транспортном средстве.

• Сокращение времени на вычисления объема загрузки транспортного средства за счет при применения постоянного автопарка поставщика, зарегистрированного в системе в ЛесЕГАИС с вычисленными параметрами загружаемого пространства.

Похожие патенты RU2837052C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В МНОГОРЯДНЫХ ШТАБЕЛЯХ НА СКЛАДАХ И ЛЕСНЫХ ТЕРМИНАЛАХ 2015
  • Артемьев Владислав Владимирович
  • Ледовский Игорь Николаевич
  • Шпак Виталий Валериевич
  • Салминен Эро Ойвович
  • Тюрин Николай Александрович
  • Бессараб Геннадий Александрович
  • Кочанов Вадим Викторович
RU2606197C2
Способ определения объема штабеля лесоматериалов в плотной мере 1989
  • Таубер Борис Абрамович
  • Можегов Николай Александрович
SU1686311A1
КАЛЬКУЛЯТОР ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ ОБЪЕМА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ 2000
  • Авдеев В.С.
  • Токарев А.В.
RU2168203C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ 2007
  • Рогозов Юрий Иванович
  • Самойлов Алексей Николаевич
RU2362164C2
Способ определения объема лесоматериала круглого поперечного сечения в штабеле 2024
  • Дремин Александр Владимирович
  • Марков Юрий Викторович
RU2828160C1
ГРУЗОВАЯ ПЛАТФОРМА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ 2022
  • Будник Павел Владимирович
  • Баклагин Вячеслав Николаевич
  • Васильев Алексей Сергеевич
RU2785022C1
СПОСОБ КОМПОНОВКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЛАТФОРМАХ 2021
  • Архангельский Андрей Михайлович
  • Барбариуш Алексей Алексеевич
RU2768993C1
Способ распознавания круглых лесоматериалов с пороком двойная (множественная) вершина 2024
  • Митченко Андрей Петрович
RU2834169C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕСКОНТАКТНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА ДВИЖУЩЕГОСЯ ГРУЗА, ИМЕЮЩЕГО СЛОЖНУЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФОРМУ 2020
  • Кононов Александр Васильевич
RU2734085C1
СПОСОБ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ 2012
  • Колесникова Антонина Анатольевна
  • Федорова Алиса Алексеевна
  • Мазуркин Петр Матвеевич
RU2522862C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 837 052 C1

Реферат патента 2025 года Метод измерения объемов штабелей круглых лесоматериалов в ограниченном объеме транспортного средства

Метод измерения относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использован для расчета объемов древесины в ограниченном пространстве. Способ измерения объемов штабелей круглых лесоматериалов включает в себя измерение объема грузовой платформы транспортного средства Vm путем измерения высоты, длины и ширины платформы, осуществление загрузки сортиментов одинаковой породы по схеме «комель-вершина» равномерными рядами, при этом центр крайних боковых бревен, лежащих сверху, должен быть не выше стоек платформы транспортного средства, а длина бревен не должна превышать габаритные параметры платформы транспортного средства, вычисление коэффициента полнодревесности Кпл, учитывающий породу древесины и вид, размеры и назначение круглого сортимента в соответствии с параметрами транспортного средства, и вычисление объема складочного штабеля сортимента VСК, погруженного на транспортное средство как произведение объема грузовой платформы транспортного средства на коэффициент полнодревесности. Технический результат - обеспечение устранения несоответствия в подсчете объема древесины, представленной поставщиком и рассчитанной приемщиком продукции, путем применения вычислений на основе объёма транспортного средства, с учетом конкретной породы древесины, назначения сортимента и коэффициента полнодревесности. 1 ил., 2 табл.

Формула изобретения RU 2 837 052 C1

Способ измерения объемов штабелей круглых лесоматериалов в ограниченном объеме транспортного средства, включающий измерение объема грузовой платформы транспортного средства Vm путем измерения высоты, длины и ширины платформы, при этом объем рассчитывают по формуле

Vm=L*B*H,

где B - ширина грузовой платформы транспортного средства, м;

L - длина грузовой платформы транспортного средства, м;

H - высота грузовой платформы транспортного средства, м,

осуществление загрузки сортиментов одинаковой породы по схеме «комель-вершина» равномерными рядами, при этом центр крайних боковых бревен, лежащих сверху, должен быть не выше стоек платформы транспортного средства, а длина бревен не должна превышать габаритные параметры платформы транспортного средства, вычисление коэффициента полнодревесности Кпл, учитывающий породу древесины и вид, размеры и назначение круглого сортимента в соответствии с параметрами транспортного средства по формуле

Кпл=Vк/Vп,

где Vк - объем кузова транспортного средства;

Vп - объем древесины, поставленной (принятой),

вычисление объема складочного штабеля сортимента VСК, погруженного на транспортное средство как произведение объема грузовой платформы транспортного средства на коэффициент полнодревесности по формуле

VСК=Vк * Kпл,

где Vк - объем грузовой платформы транспортного средства;

Kпл - коэффициент полнодревесности сортимента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2837052C1

0
SU171242A1
Способ определения объема штабеля лесоматериалов в плотной мере 1989
  • Таубер Борис Абрамович
  • Можегов Николай Александрович
SU1686311A1
Способ бесконтактного измерения геометрических параметров и породно-качественного состава штабеля круглых лесоматериалов, погруженных на автотранспорт и/или прицеп, и автоматизированная система для осуществления способа 2021
  • Мартынюк Зиновий Петрович
RU2778975C1
Способ получения нафтионовой кислоты 1932
  • Гришин И.Я.
SU38155A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В МНОГОРЯДНЫХ ШТАБЕЛЯХ НА СКЛАДАХ И ЛЕСНЫХ ТЕРМИНАЛАХ 2015
  • Артемьев Владислав Владимирович
  • Ледовский Игорь Николаевич
  • Шпак Виталий Валериевич
  • Салминен Эро Ойвович
  • Тюрин Николай Александрович
  • Бессараб Геннадий Александрович
  • Кочанов Вадим Викторович
RU2606197C2
Обтюратор для кинопроектора 1929
  • Синявин В.Н.
SU14399A1
CN 105466370 A, 06.04.2016
МИНИАТЮРНЫЙ СВЕТОДИОДНЫЙ ФОНАРИК С КРЕПЛЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Семаков Дмитрий Анатольевич
RU2568252C1

RU 2 837 052 C1

Авторы

Карпов Алексей Александрович

Савина Анастасия Дмитриевна

Тарасова Ольга Германовна

Даты

2025-03-25Публикация

2024-06-27Подача