Изобретение относится к области транспорта, а именно к самовытаскиванию застрявших автомобилей, оснащенных лебедкой.
При застревании грузовых и легковых автомобилей используют штатные лебедки, предусмотренные комплектацией транспортного средства заводом-изготовителем [1], или переносные лебедки [2]. Трос лебедки прикрепляют к неподвижному предмету (дереву, столбу и т.п.), лебедку включают на наматывание троса на барабан. Для реализации подобного способа при отсутствии предметов, за которые можно закрепить трос лебедки, используются анкеры. При тяжелом застревании дополнительно используются полиспасты.
Известны приспособления для самовытаскивания автомобиля на основе использования различных зацепов за грунт, например штыкового зацепа. Известны вертикальные анкеры: складной вертикальный якорь, анкер из 3 ломов, плоский якорь и анкерный лист со штырями, вертикальный якорь «штопор» и другие устройства [3].
Вертикальный штыревой анкер в виде лома, стального прутка или деревянного кола принят за прототип. Недостатком подобного устройства является низкая несущая способность особенно на слабых и сыпучих грунтах.
Целью предлагаемого изобретения является повышение несущей способности анкера. Заявленная цель реализуется за счет увеличения объема рабочего конуса грунта над анкером при его выдергивании.
Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежами, представленными:
- фиг. 1 - фронтальный вид анкера;
- фиг. 2 - поперечное сечение анкера в исходном положении с не работающими зацепами (разрез по А-А);
- фиг. 3 - храповой механизм (разрез по В-В);
- фиг. 4 - поперечное сечение анкера в рабочем положении (разрез по А-А).
Анкер-ёж для самовытаскивания автомобиля содержит: корпус, съемное острие, зацепы, съемный стакан и механизм выдвижения зацепов.
Корпус 1 полый, цилиндрический изготавливается в виде трубы из жесткого конструкционного материала, например металла (фиг. 1). К внутренней поверхности корпуса 1 жестко (например, с помощью сварки) монтируются две направляющие перегородки 2 с центральными отверстиями 3.
К нижней части корпуса 1 с помощью резьбового соединения прикрепляют (например, путем ввинчивания в трубу) съемное острие 4, имеющее форму конуса. В основании острия 4 со стороны ее полости выполняют центральную выемку 5 цилиндрической формы. Снаружи к верхней части корпуса 1 радиально относительно ее продольной оси жестко прикрепляют (например, приваривают) уступы 6. На верхнюю резьбованную снаружи часть корпуса 1 навинчивают съемный стакан 7 с внутренней резьбой и рым-болтом 8.
В нижней части стенки корпуса 1 радиально относительно ее продольной оси через выполненные в стенках прямоугольные сквозные окна 9 монтируют зацепы 10 в форме пластин из жесткого конструкционного материала с заостренными наружными торцами, пропущенными через возвратные винтовые цилиндрические пружины 11 (фиг. 1, 2). Первые витки пружин 11 жестко прикрепляют к упорным шляпкам 12 зацепов 10, последние витки пружин 11 жестко прикрепляют (например, приваривают изнутри) к внутренней поверхности корпуса 1 соосно с окнами 9. Размеры окон 9 больше поперечного сечения зацепов 10, что позволяет им осуществлять свободное выдвижение из корпуса 1.
Механизм выдвижения зацепов содержит ось 13 в виде цилиндрического прутка из жесткого конструкционного материала, верхняя резьбованная часть которого имеет головку 14 под гаечный ключ (рычаг), нижний опорный конец 15; кулак 16 квадратного сечения с закругленными ребрами, надеваемый на ось 13 и жестко прикрепляемый к ней посредством болтов, вворачиваемых во втулки 17 и упирающихся в ось 13; распорную цилиндрическую винтовую пружину 18 и храповой механизм. Храповое устройство включает храповик 19, с резьбованным центральным отверстием и шариковыми пружинными фиксаторами 20, жестко прикрепляемыми к верхней направляющей перегородки 2 корпуса 1. Храповик 19 навинчивают на резьбованную верхнюю часть оси 13 и закрепляют контргайкой 21.
Количество зацепов в анкере может быть увеличено с соответствующим увеличением окон в корпусе анкера, зубьев на храповике и граней на кулаке механизма выдвижения.
Анкер-ёж работает следующим образом.
А. Собирают анкер (если анкер размонтирован):
1. На ось 13 со стороны опорного конца 15 надевают кулак 16 и фиксируют в заданном положении болтами втулок 17, а со стороны головки 14 надевают распорную пружину 18.
2. Ось 13 с кулаком 16 и распорной пружиной 18 головкой 14 вперед со стороны нижней части помещают в корпус 1, пропуская через отверстия 3 направляющих перегородок 2 до упора распорной пружины 18 в нижнюю перегородку 2. При сборке упорные шляпки 12 зацепов 10 должны иметь рабочий зазор с боковой поверхностью кулака 16, не препятствовать его перемещению, а их винтовые пружины 11 должны находиться в разжатом состоянии.
3. Острие 4 ввинчивают в корпус 1 до положения, когда опорный конец 15 оси 13 не займет место в выемке 5, а пружина 18 сожмется, упреревшись в нижнюю опорную перегородку 2.
4. Со стороны головки 14 на резьбованную верхнюю часть оси 13 навинчивают храповик 19, вводят в зацепление с шариковыми пружинными фиксаторами 20 и фиксируют его контргайкой 21.
5. На корпус 1 навинчивают съемный стакан 7.
Б. Подготавливают анкер к работе:
1. Анкер ударами, например, кувалды по упорам 6 погружают в грунт.
2. От корпуса 1 отвинчивают съемный стакан 7.
3. На головку 14 надевают гаечный ключ (рычаг) и вращением против часовой стрелки осуществляют поворот оси 13 с кулаком 16 на 90 градусов. Закругленные ребра кулака 16 набегают на упорные шляпки 12 зацепов 10, возвратные пружины 11 сжимаются, и зацепы 10 через сквозные отверстия 9 радиально выдвигаются из корпуса 1 наружу до контакта их упорных шляпок 12 со стенкой корпуса 1, внедряясь остриями в грунт. Шариковые пружинные фиксаторы 20 стопорят храповик 19 с осью 13 и кулаком 16 в рабочем положении (фиг. 3, 4).
4. На верхнюю часть корпуса 1 навинчивают съемный стакан 7.
В. Осуществляют самовытаскивание застрявшего автомобиля:
1. Трос лебедки прикрепляют к рым-болту 8 съемного стакана 7. Лебедку автомобиля включают на подтягивание троса.
2. После вытаскивания автомобиля лебедку выключают, трос отсоединяют от рым-болта 8.
Г. Извлекают анкер из грунта:
1. Стакан 7 отвинчивают от корпуса 1. На головку 14 надевают гаечный ключ (рычаг) и вращением против часовой стрелки осуществляют поворот оси 13 с кулаком 16 на 90 градусов. Закругленные ребра кулака 16 сбегают с упорных шляпок 12 зацепов 10, возвратные пружины 11, упирающиеся в их шляпки 12, разжимаются, зацепы 10 втягиваются в полость корпуса 1. Шариковые пружинные фиксаторы 20 стопорят храповик 19 с осью 13 и кулаком 16 в исходном положении (фиг. 1, 2).
2. Стакан 7 навинчивают на верхнюю часть корпуса 1. Используя рым-болт, анкер извлекают из грунта.
Д. Анкер при необходимости разбирают в последовательности обратной сборке или транспортируют на автомобиле в сборе.
Предлагаемый анкер-ёж для самовытаскивания автомобиля многоразового использования может найти широкое применение для вытаскивания лебедкой застрявших в слабых грунтах транспортных средств при отсутствии неподвижных предметов, к которым можно прикрепить трос лебедки самовытаскивания.
Использованные источники:
1. Вытаскивание объектов. Studopedia. ru / 1_78537_vitaskivanie-obektov: html
2. Ручные лебедки. Все вручную. Журнал «4×4 Club». 4×4 Media. 87 - ruchnye - lebedki - vsjo. опубл. 23.02.2007.
3. Применение приспособлений для самовытаскивания автомобилей. Vizlit.ru./998569/primenenie_prisposobleniy_samovytaskivaniya_avtomobiley
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ АНКЕР ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 2023 |
|
RU2832462C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ, ОСНАЩЕННОЙ СИСТЕМОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ШИНАХ | 2023 |
|
RU2803432C1 |
АНКЕР-БАРАБАН ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2792122C1 |
СПОСОБ САМОВЫТАСКИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2788619C1 |
ВОДЯНОЙ АНКЕР | 2022 |
|
RU2788654C1 |
ГРАВИТАЦИОННЫЙ АНКЕР ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2795072C1 |
ГРУНТОВЫЙ АНКЕР | 2022 |
|
RU2812946C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКСИРОВОЧНОГО ТРОСА | 2019 |
|
RU2700432C1 |
ЛЕБЕДКА (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2136577C1 |
АНКЕР МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ СКАЛЬНЫХ ГРУНТОВ | 2023 |
|
RU2816155C1 |
Изобретение относится к транспорту. Анкер-ёж для самовытаскивания автомобиля содержит полый трубчатый корпус, упоры, окна, коническое съемное острие, зацепы. Корпус выполнен резьбованным снаружи сверху и изнутри снизу с двумя направляющими перегородками с центральными отверстиями внутри. Упоры прикреплены радиально жестко снаружи. Окна выполнены прямоугольного сечения радиально в стенке корпуса. Вворачиваемое в корпус острие выполнено с центральной цилиндрической выемкой в резьбованном основании. Зацепы выполнены в форме пластин прямоугольного сечения с заостренными наружными торцами и пропущены через возвратные винтовые цилиндрические пружины. Первые витки пружин жестко прикреплены к упорным шляпкам зацепов, последние - к внутренней поверхности корпуса соосно с окнами. На верхнюю часть корпуса надевают съемный стакан с внутренней резьбой и жестко прикрепляемым к его дну снаружи рым-болтом. Механизм выдвижения зацепов включает ось из цилиндрического прутка с головкой под гаечный ключ, рычаг сверху и опорный конец снизу. На ось надевают распорную цилиндрическую винтовую пружину, кулак квадратного сечения с закругленными ребрами и храповое устройство с зафиксированным контргайкой храповиком. К верхней перегородке прикреплены шариковые пружинные фиксаторы. Достигается повышение несущей способности анкера. 4 ил.
Анкер-ёж для самовытаскивания автомобиля, содержащий: резьбованный снаружи сверху и изнутри снизу полый трубчатый корпус из жесткого конструкционного материала с имеющими центральные отверстия двумя жестко прикрепляемыми изнутри направляющими перегородками, радиально жестко прикрепляемыми снаружи упорами и радиально выполненными в стенке корпуса прямоугольными в сечении окнами; вворачиваемое в корпус с центральной цилиндрической выемкой в резьбованном основании коническое съемное острие; выполняемые в форме пластин прямоугольного сечения из жесткого конструкционного материала с заостренными наружными торцами зацепы, пропускаемые через возвратные винтовые цилиндрические пружины, первые витки которых жестко прикрепляются к упорным шляпкам зацепов, а последние витки - к внутренней поверхности корпуса соосно с окнами, имеющими сечение, позволяющее зацепам выдвигаться из корпуса; надеваемый на верхнюю резьбованную снаружи часть корпуса съемный стакан с внутренней резьбой и жестко прикрепляемым к его дну снаружи рым-болтом; механизм выдвижения зацепов, включающий ось, изготовляемую из цилиндрического прутка из жесткого конструкционного материала с головкой под гаечный ключ, рычаг сверху и опорный конец снизу, кулак квадратного сечения с закругленными ребрами, распорную цилиндрическую винтовую пружину и храповое устройство с зафиксированным контргайкой храповиком, имеющим резьбованное центральное отверстие, и прикрепляемыми к верхней направляющей перегородке шариковыми пружинными фиксаторами.
Инвентарный анкер | 1979 |
|
SU887726A1 |
Грунтовый анкер | 1984 |
|
SU1219730A1 |
Грунтовый анкер | 1990 |
|
SU1723261A1 |
WO 2008084900 A1, 17.07.2008 | |||
JP 2011231611 А, 17.11.2011. |
Даты
2025-03-28—Публикация
2023-10-30—Подача