МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ МНОГОМАТРИЧНАЯ РЕКОНФИГУРИРУЕМАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ Российский патент 2025 года по МПК F02K9/95 B64G1/40 

Описание патента на изобретение RU2838464C1

Изобретение относится к двигательным ракетным системам с цифровым управлением для малоразмерных космических аппаратов (МКА) и предназначено для использования в качестве маневрового двигателя с мультивекторной тягой при выполнении операций коррекции траектории полета, стыковки, ориентации, развертывания свернутых в рулон монтажных подложек радиоэлектронных систем, гибких солнечных батарей бинарных космических аппаратов (БКА).

Известна реверсивная матричная ракетная двигательная система с индивидуальным цифровым управлением величиной тяги каждой реверсивной двигательной ячейки для малоразмерных космических аппаратов, содержащая плоскую монолитную термостойкую диэлектрическую подложку с упорядоченной прямоугольной матричной структурой конусообразных микропор, заполненных твердым топливом, с двухсторонней встречно направленной ориентацией вершин конусообразных микропор, ранжированных по объему в пропорциях последовательных степеней числа два (1-2-4-8-16-…-n). На центры оснований конусообразных микропор наложены сферические воспламенители, закрепленные в сквозных цилиндрических микропорах и зажатые центрующими отверстиями шин строк и столбцов первой и третей термостойких мембран, на которые наложены вторая и четвертая термостойкие диэлектрические мембраны со сквозными конусообразны микропорами, образующие реверсивные двигательные ячейки, коммутатор адресов двигательных ячеек, первый и второй дешифратор строк, дешифратор столбцов, дешифратор данных, блок памяти отработанных кодовых комбинаций, блок памяти альтернативных кодовых комбинаций контролер [1].

Недостатком известного технического решения является отсутствие возможности реконфигурации вложенных цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек с упорядочено размещенными на их поверхностях матричными структурами двигательных ячеек с мультивекторными направлениями тяг.

Наиболее близким по технической сущности является мультивекторная матричная ракетная двигательная система с цифровым управлением величиной и направлением тяги двигательных ячеек для малоразмерных космических аппаратов, содержащая плоскую квадратную и цилиндрообразную с волнообразным внешним контуром монолитные термостойкие диэлектрические (МТД) подложки с размещенными на их поверхности прямоугольными матричными структурами ранжированных по объему в пропорциях последовательных степеней числа два конусообразных микропор, заполненных твердым топливом со сферическими воспламенителями со стороны сопла образующие упорядоченные массивы двигательных ячеек, шины управления, дешифратор данных, дешифраторы строк и столбцов, коммутатор адресов двигательных ячеек, блок памяти отработанных кодовых комбинаций, блок памяти альтернативных комбинаций, контроллер [2].

Недостатком известного технического решения является отсутствие возможности реконфигурации вложенных цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек с упорядочено размещенными на их поверхностях матричными структурами двигательных ячеек с мультивекторными направлениями тяг.

Отличие предлагаемого технического решения от вышеизложенных заключается в ведении трех цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром, вкладываемых одна в другую МТД-подложек, с последовательно уменьшающимся наружным диаметром, что позволило создать компактную, трансформируемую конструкцию.

Введение ранжированных групп твердотопливных двигательных элементов цилиндрической формы, размещенных под разными углами к центральной оси, сопла которых выставлены под положительными углами на второй цилиндрообразной с волнообразным внешним контуром МТД-подложке и под отрицательными углами на третей цилиндрообразной с волнообразным внешним контуром МТД-подложке, относительно центральной оси, позволило с помощью создания боковых реверсивных мультивекторных тяг осуществить реверсивные прецизионное изменения угла наклона центральной оси в сочетании с одновременным поворотом корпуса БКА вокруг центральной оси (за счет создания периодических разнонаправленных реактивных тяг с помощью волнообразного внешнего контура определяющего угол наклона двигательных элементов) на заданный угол (по часовой стрелке или против часовой стрелки), а также искусственно создавать прецессию центральной оси или осуществить ее нейтрализацию.

Введение выдвижной телескопической штанги соединенной с реверсивным шаговым двигателем позволило изменять конфигурацию двигательной системы за счет выдвижения закрепленных на телескопической штанге цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек друг относительно друга на заданною величину, так и управлять расстоянием нахождения двигательных ячеек от центра масс космического аппарата при прецизионных маневрах и ограниченных запасах топлива или при формировании альтернативных режимов тяги вызванных повреждениями некоторых двигательных ячеек в результате столкновения с микрочастицами в космосе в точках повышенной их концентрации (например, в окрестностях точек Лагранжа L4 и L5 системы Земля-Луна).

Введение связи соединяющей выход блока памяти альтернативных кодовых комбинаций с входом контроллера выход, которого соединен с шаговым двигателем управляющим величиной выдвижения телескопической штанги позволило кодовой комбинацией с выхода блока памяти альтернативных кодовых комбинаций осуществлять коррекцию величины реконфигурации (изменение геометрического положения МТД-подложек относительно корпуса БКА в зависимости от расхода топлива для оптимизации работы двигательной структуры).

Введение коммутатора выборки двигательных матриц соединенного с формирователями адресов активируемых воспламенителей двигательных ячеек, позволило включать сферические воспламенители топливных зарядов в строго определенных двигательных ячейках, расположенных в трех цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложках, согласно их идентификационных номеров.

Техническим результатом является возможность реконфигурации вложенных цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек с упорядочено размещенными на их поверхностях матричными структурами двигательных ячеек с мультивекторными направлениями тяг.

Технический результат предложенного изобретения достигается совокупностью существенных признаков, а именно: мультивекторная многоматричная реконфигурируемая двигательная система для малоразмерных космических аппаратов, содержащая плоскую квадратную и цилиндрообразную с волнообразным внешним контуром МТД-подложки с размещенными на их поверхностях прямоугольными матричными структурами, ранжированных по объему в пропорциях последовательных степеней числа два конусообразных двигательных элементов, заполненных твердым топливом со сферическими воспламенителями со стороны сопла, образующие упорядоченные массивы двигательных ячеек, шины управления, дешифратор данных, дешифраторы строк и столбцов, коммутатор адресов двигательных ячеек, блок памяти отработанных кодовых комбинаций, блок памяти альтернативных кодовых комбинаций, контроллер, коммутатор выборки двигательных матриц, формирователи адресов активируемых воспламенителей двигательных ячеек, три цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложки большого, меньшего и наименьшего диаметра, вкладываемых одна в другую, центры оснований которых проходят через центральную ось и соединены с соответствующими элементами окончаний секций выдвижной телескопической штанги, соединенной механически для двунаправленного линейного перемещения ее элементов по направлению центральной оси относительно друг друга с реверсивным шаговым двигателем, соединенным электрически с управляющим выходом контроллера, причем ранжированные по объему двигательные элементы. двигательных ячеек размещенных на боковых поверхностях цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек меньшего и наименьшего диаметра, создающие тяги для осуществления реверсивного изменения угла наклона центральной оси в сочетании с одновременным реверсивным поворотом вокруг центральной оси имеют цилиндрические формы, а направления их осей имеют соответственно отрицательные и положительные углы наклона относительно осей ранжированных по объему конусообразных двигательных элементов двигательных ячеек, оси которых расположены перпендикулярно основной оси и размещены на боковой поверхности цилиндрообразной с волнообразным внешним контуром МТД-подложки большего диаметра, все сферические воспламенители ранжированных двигательных элементов одной из своих вершин соединены с соответствующими столбцовыми шинами, которые соединены с выходами формирователей адресов активируемых воспламенителей двигательных ячеек, информационные входы которых соединены с выходами дешифратора столбцов, а входы выборки с выходами коммутатора выборки двигательных матриц, вход которого соединен с выходом блока памяти альтернативных кодовых комбинаций, управляющий выход которого соединен с входом управления контроллера.

Сущность изобретения поясняется на Фиг. 1 - Фиг. 4, где: на Фиг. 1 приведена мультивекторная многоматричная реконфигурируемая двигательная система для малоразмерных космических аппаратов в компактном состоянии. На Фиг. 2 приведена мультивекторная многоматричная реконфигурируемая двигательная система для малоразмерных космических аппаратов в развернутом состоянии. На Фиг. 3 приведены выносные элементы А (10:1), Б (10:1), В (10:1) в увеличенном масштабе и разрезе, поясняющие организацию двоичной структуры (1-2-4-8-16) распределения объемов топливных зарядов в двигательных ячейках и угловое расположение двигательных элементов относительно друг друга. На Фиг. 4 представлена структурная блок-схема мультивекторной многоматричной реконфигурируемой двигательной системы для малоразмерных космических аппаратов.

Мультивекторная многоматричная реконфигурируемая двигательная система для малоразмерных космических аппаратов (ММРДС) Фиг. 1 - Фиг. 4 содержит плоскую квадратную МТД-подложку с размещенной матричной структурой двигательных ячеек 1, первую цилиндрообразную с волнообразным внешним контуром МТД-подложку большего диаметра с размещенной матричной структурой двигательных ячеек 2, вторую цилиндрообразную с волнообразным внешним контуром МТД-подложку меньшего диаметра с размещенной матричной структурой двигательных ячеек 3, третью цилиндробразную с волнообразным внешним контуром МТД-подложку наименьшего диаметра с размещенной матричной структурой двигательных ячеек 4, двигательные ячейки 5 размещенные на первой цилиндрообразной с волнообразным внешним контуром МДТ-подложке 2 состоящие из ранжированных по объему конусообразных двигательных элементов 6-10 заполненных твердым топливом в пропорциях последовательных степеней числа два (1-2-4-8-16), оси которых размещены под прямым углом относительно центральной оси, первую термостойкую мембрану 11, вторую термостойкую мембрану 12 с конусообразными упорядоченно размещенными отверстиями, образующие сопла 13, сферические воспламенители 14, шины выборки воспламенителей по столбцам 15, шины выборки воспламенителей по строкам 16, двигательные ячейки 17 упорядочено размещенные на поверхности второй цилиндрообразной с волнообразным внешним контуром МТД-подложки 3 состоящие из ранжированных по объему цилиндрических двигательных элементов 18-22 заполненных твердым топливом в пропорциях последовательных степеней числа два (1-2-4-8-16), оси которых расположены под отрицательными углами относительно осей конусообразных двигательных элементов 6-9, третью термостойкую мембрану 23, четвертую термостойкую мембрану 24 конусообразные отверстия в которой образуют сопла 25, сферические воспламенители 26, шины выборки воспламенителей по столбцам 27, шины выборки воспламенителя по строкам 28, двигательные ячейки 29 упорядочено размещенные на поверхности третей цилиндрообразной с волнообразным внешним контуром МТД-подложки 4 состоящие из ранжированных по объему цилиндрических двигательных элементов 30-34 заполненных твердым топливом в пропорциях последовательных степеней числа два (1-2-4-8-16) оси которых расположены под положительными углами относительно осей конусообразных двигательных элементов 6-9, пятую термостойкую мембрану 35, шестую термостойкую мембрану 36 конусообразные отверстия в которой образуют сопла 37, сферические воспламенители 38, шины выборки воспламенителей по столбцам 39, шины выборки воспламенителя по строкам 40, контроллер 41, блок памяти отработанных кодовых комбинаций 42, блок памяти альтернативных кодовых комбинаций 43, дешифратор данных 44, дешифратор строк 45, дешифратор столбцов 46, коммутатор двигательных ячеек 47, коммутатор выборки двигательных матриц 48, формирователь адресов активируемых воспламенителей двигательной ячейки 49, реверсивный шаговый двигатель 50, четырех секционную выдвижную телескопическую штангу 51. На Фиг. 1 и Фиг. 2 также приведен элемент корпуса БКА 52. Количество формирователей адресов активируемых воспламенителей двигательных ячеек 49 равно суммарному количеству матричных двигательных структур, размещенных на прямоугольной 1 и цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложках 2-4. На Фиг. 1, Фиг. 2 штрихпунктирной линией - обозначена центральная ось, расположенная по центру первой 2, второй 3, третей 4 цилидрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек находящаяся на равных расстояниях от их внутренних боковых поверхностей. На Фиг. 3 штрихпунктирной линией со стрелкой - обозначены оси, проходящие через центры двигательных элементов, одновременно указывающие направление тяги каждого двигательного элемента. Символами: +ϕ, ϕ=0, -ϕ, обозначены углы наклона осей двигательных элементов, соответственно положительный угол наклона, угол наклона равный нулю, отрицательный угол наклона.

Для осуществления изобретения в качестве твердых топлив двигательных матриц могут быть использованы компоненты твердых или пастообразных топлив на основе металлов (Be, Al, Mg, Zr, Hf,) и неметаллов (В, С), обладающих высокой энергоемкостью и плотностью, изменение сочетаний компонентов и концентраций которых позволяет корректировать тяговые и энергетические характеристики двигательных ячеек в заданных диапазонах в зависимости от целевого использования ММРДС [3].

Устройство работает следующим образом: на начальном этапе контроллер 41 включает реверсивный шаговый двигатель 50 соединенный с телескопической штангой 51 в результате заданное количество оборотов вала шагового двигателя 50 преобразуется в заданное линейное перемещение вложенных МТД-подложек 2-4, заставляя двигательную систему из компактного исходного состояния (Фиг. 1) переходить в развернутое состояние (Фиг. 2). Управляющее кодовое слово с информационного выхода контроллера 41 (Фиг. 4), поступает на информационные входы блока памяти отработанных кодовых комбинаций 42 и блока памяти альтернативных кодовых комбинаций 43. Управляющее кодовое слово состоит из кода адреса строк и кода адреса столбцов, определяющих местоположение двигательной ячейки на поверхности МТД-подложки, кода данных, определяющего в двоичном коде величину тяги каждой двигательной ячейки и идентифицирующего кода номера двигательной матрицы. Блок памяти отработанных кодовых комбинаций 42 запоминает коды всех отработанных сферических воспламенителей 14, 26, 38 (в зависимости от их координат размещения) с целью исключения попыток повторного включения отработанных двигательных элементов и, в случае появления повторной кодовой комбинации, выдает команду на блок памяти альтернативных кодовых комбинаций 43 на выдачу заранее смоделированных и введенных перед началом работы таблиц принятия оптимальных решений в конкретных ситуациях в виде множества наборов альтернативных целенаправленных кодовых комбинаций. С информационных выходов блока памяти альтернативных кодовых комбинаций 43, преобразованные кодовые комбинации через адресные шины строк, столбцов и шину данных одновременно поступают на входы дешифратора столбцов 46, дешифратора строк 45 и вход дешифратора данных 44, определяющего величину тяги двигательной ячейки. Коммутатор адресов двигательных ячеек 47 производит соединение группы шин строк с группой шин данных каждой двигательной ячейки, задавая кодовой комбинации определенный весовой коэффициент тяги в двоичном коде. Управляющий сигнал выборки двигательной матрицы с блока памяти альтернативных кодовых комбинаций 43 поступает на вход коммутатора выборки двигательных матриц 48, который выдает сигнал на соответствующий формирователь адресов активируемых воспламенителей двигательных ячеек 49, разрешающий прохождение через него кодовой комбинации с выхода дешифратора столбцов 46, которая воспламеняет сферические воспламенители 14 или 26 или 38 двигательных ячеек 5 или 17 или 29, расположенные на пересечении соответствующих шин строк и столбцов. В результате в зависимости от структуры управляемого кодового слова происходит воспламенение топлива в двигательных ячейках, создающих разнонаправленные векторы тяги. Ячейки 5, размещенные на поверхности плоской квадратной МТД-подложки 1 осуществляют линейное движение. Двигательные ячейки 5 размещенные на поверхности цилиндрообразной с волнообразным внешним контуром МТД-подложки 2 осуществляют линейно-угловые перемещения. Двигательные ячееки 17 и 29 размещенные на поверхностях цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром второй 3 и третей 4 МТД-подложек создают реактивные тяги для осуществления реверсивного изменения угла наклона центральной оси в сочетании с одновременным реверсивным поворотом вокруг центральной оси. В зависимости от требований к скорости и точности выполняемого БКА маневра двигательные ячейки могут работать последовательно или параллельно. При расходе определенного количества топлива, в определенных зонах размещения двигательных ячеек 4, 16, 28, блоком памяти альтернативных кодовых комбинаций 43 согласно таблиц принятия оптимальных решений выдается команда на контролер 41 о начале реконфигурации на заданную величину положения МТД-подложек, осуществляемое за счет увеличения или уменьшения длины телескопической штанги 51. Механическое перемещение МТД-подложек с матричной структурой двигательных ячеек 1 - 4, с помощью выдвижной телескопической штанги 51, позволяет на местоположение частично использованных цепочек двигательных ячеек переместить новые (полностью заправленные топливом), а из остатков не использованных (заправленных), рядом расположенных двигательных элементов (6-10, 18-22, 30-22) сформировать новые, полноценные виртуальные ячейки с распределенными двигательными элементами.

Предложенная конструкция мультивекторной многоматричной реконфигурируемой двигательной системы для малоразмерных космических аппаратов позволяет увеличить количество двигательных ячеек без увеличения наружного диаметра за счет многослойной компоновки вложенных цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек, на которых размещены двигательные матрицы. Осуществлять целенаправленное геометрическое изменение конфигурации мультивекторной мноматричной двигательной системы за счет управляемого выдвижения на заданное расстояние цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек с нанесенными матричными двигательными ячейками. Это позволило целенаправленно корректировать положение двигательных матриц относительно друг друга для оптимального формирования прецизионных разнонаправленных тяг обеспечивающее минимальное количество используемых двигательных элементов при выполнении сложных маневров БКА, что ранее невозможно было осуществить известными двигательными системами, работающими на твердом топливе.

Источники информации

1. Патент RU 2654782 С1, 22.05.2018, F02K 9/94, F02K 9/95, B64G 1/40, В81 В 7/04, РЕВЕРСИВНАЯ МАТРИЧНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИЧИНОЙ ТЯГИ КАЖДОЙ РЕВЕРСИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ / Линьков В.А., Линьков Ю.В., Линьков П.В., Таганов А.И., Гусев С.И.

2. Патент RU 2707474 С1, 26.11.2019, F02K 9/95, B64G 1/40, МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ МАТРИЧНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИЧИНОЙ И НАПРАВЛЕНИЕМ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЯЧЕЕК ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ / Линьков В.А., Гусев С.И., Колесников С. В., Линьков Ю.В., Линьков П.В., Таганов А.И.

3. Бакулин В.Н., Дубовкин Н.Ф., Котова В.Н., Сорокин В.А. и др. Энергоемкие горючие для авиационных и ракетных двигателей / Под ред. Л.С. Яновского. - М.: Физматлит, 2009. 400 с.

Похожие патенты RU2838464C1

название год авторы номер документа
МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ МНОГОМАТРИЧНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2023
  • Линьков Владимир Анатольевич
RU2823598C1
МНОГОМАТРИЧНАЯ МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ РЕКОНФИГУРИРУЕМАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2024
  • Линьков Владимир Анатольевич
RU2836794C1
МНОГОМАТРИЧНАЯ МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2023
  • Линьков Владимир Анатольевич
RU2820486C1
МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ МАТРИЧНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИЧИНОЙ И НАПРАВЛЕНИЕМ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЯЧЕЕК ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2018
  • Линьков Владимир Анатольевич
  • Гусев Сергей Игоревич
  • Колесников Сергей Валерьевич
  • Линьков Юрий Владимирович
  • Линьков Павел Владимирович
  • Таганов Александр Иванович
RU2707474C1
МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ МАТРИЧНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИЧИНОЙ И НАПРАВЛЕНИЕМ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЯЧЕЕК ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2018
  • Линьков Владимир Анатольевич
  • Гусев Сергей Игоревич
  • Колесников Сергей Валерьевич
  • Линьков Юрий Владимирович
  • Линьков Павел Владимирович
  • Таганов Александр Иванович
RU2700299C1
БИНАРНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ С РЕКОНФИГУРИРУЕМОЙ АНТЕННОЙ, СОВМЕЩЕННОЙ СО СВЕРТЫВАЕМОЙ В РУЛОН СОЛНЕЧНОЙ БАТАРЕЕЙ, РАЗВЕРТЫВАЕМОЙ МУЛЬТИВЕКТОРНЫМИ МАТРИЧНЫМИ РАКЕТНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 2020
  • Линьков Владимир Анатольевич
RU2735448C1
РЕВЕРСИВНАЯ МАТРИЧНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИЧИНОЙ ТЯГИ КАЖДОЙ РЕВЕРСИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2017
  • Линьков Владимир Анатольевич
  • Линьков Юрий Владимирович
  • Линьков Павел Владимирович
  • Таганов Александр Иванович
  • Гусев Сергей Игоревич
RU2654782C1
БИНАРНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ СО СКАНИРУЮЩЕЙ АНТЕННОЙ, СОВМЕЩЕННОЙ СО СВЕРТЫВАЕМОЙ В РУЛОН СОЛНЕЧНОЙ БАТАРЕЕЙ, РАЗВЕРТЫВАЕМОЙ МУЛЬТИВЕКТОРНЫМИ МАТРИЧНЫМИ РАКЕТНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 2020
  • Линьков Владимир Анатольевич
RU2735449C1
БИНАРНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ С РЕКОНФИГУРИРУЕМОЙ АНТЕННОЙ, СОВМЕЩЕННОЙ С СОЛНЕЧНОЙ БАТАРЕЕЙ, РАЗВЕРТЫВАЕМОЙ МУЛЬТИВЕКТОРНЫМИ МАТРИЧНЫМИ РАКЕТНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 2020
  • Линьков Владимир Анатольевич
RU2744261C1
Матричная ракетная двигательная система с индивидуальным цифровым управлением величиной тяги каждой двигательной ячейки для малоразмерных космических аппаратов 2017
  • Линьков Владимир Анатольевич
  • Линьков Юрий Владимирович
  • Линьков Павел Владимирович
  • Таганов Александр Иванович
  • Гусев Сергей Игоревич
RU2660210C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 838 464 C1

Реферат патента 2025 года МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ МНОГОМАТРИЧНАЯ РЕКОНФИГУРИРУЕМАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к двигательным ракетным системам и предназначено для использования в качестве мультивекторной многоматричной реконфигурируемой двигательной системы (ММРДС) малоразмерных космических аппаратов. ММРДС содержит в исходном состоянии три компактно вложенные одна в другую цилиндрообразные с волнообразным внешним контуром МТД-подложки с матричной организацией упорядоченного массива двигательных ячеек, состоящих из разнонаправленных ранжированных по объему твердотопливных двигательных элементов. При развертывании происходит линейное выдвижение цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек относительно друг друга, осуществляемое с помощью телескопической штаги, управляемой реверсивным шаговым двигателем, соединенным с контроллером, который также для последующей коррекции положения МТД-подложек соединен с блоком памяти альтернативных кодовых комбинаций. Управление величинами и направлением реактивных тяг, выборкой двигательных матриц осуществляется с помощью трех дешифраторов: строк, столбцов, данных, коммутаторов двигательных ячеек и выборки двигательных матриц, формирователей адресов активируемых воспламенителей двигательных ячеек, блоков памяти отработанных и альтернативных кодовых комбинаций, контроллера. Достигается возможность целенаправленной геометрической перестройки конфигурации ММРДС, состоящей из более двух двигательных матричных структур с индивидуальными тяговыми и энергетическими характеристиками. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 838 464 C1

Мультивекторная многоматричная реконфигурируемая двигательная система для малоразмерных космических аппаратов, содержащая плоскую квадратную и цилиндрообразную с волнообразным внешним контуром МТД-подложки с размещенными на их поверхностях прямоугольными матричными структурами, ранжированных по объему в пропорциях последовательных степеней числа два конусообразных двигательных элементов, заполненных твердым топливом со сферическими воспламенителями со стороны сопла, образующие упорядоченные массивы двигательных ячеек, шины управления, дешифратор данных, дешифраторы строк и столбцов, коммутатор адресов двигательных ячеек, блок памяти отработанных кодовых комбинаций, блок памяти альтернативных кодовых комбинаций, контроллер, отличающаяся тем, что содержит коммутатор выборки двигательных матриц, формирователи адресов активируемых воспламенителей двигательных ячеек, три цилиндрообразные с волнообразным внешним контуром МТД-подложки большого, меньшего и наименьшего диаметра, вкладываемые одна в другую, центры оснований которых проходят через центральную ось и соединены с соответствующими элементами окончаний секций выдвижной телескопической штанги, соединенной механически для двунаправленного линейного перемещения ее элементов по направлению центральной оси относительно друг друга с реверсивным шаговым двигателем, соединенным электрически с управляющим выходом контроллера, причем ранжированные по объему двигательные элементы двигательных ячеек, размещенных на боковых поверхностях цилиндрообразных с волнообразным внешним контуром МТД-подложек меньшего и наименьшего диаметра, создающие тяги для осуществления реверсивного изменения угла наклона центральной оси в сочетании с одновременным реверсивным поворотом вокруг центральной оси, имеют цилиндрические формы, а направления их осей имеют соответственно отрицательные и положительные углы наклона относительно осей ранжированных по объему конусообразных двигательных элементов двигательных ячеек, оси которых расположены перпендикулярно основной оси и размещены на боковой поверхности цилиндрообразной с волнообразным внешним контуром МТД-подложки большего диаметра, все сферические воспламенители ранжированных двигательных элементов одной из своих вершин соединены с соответствующими столбцовыми шинами, которые соединены с выходами формирователей адресов активируемых воспламенителей двигательных ячеек, информационные входы которых соединены с выходами дешифратора столбцов, а входы выборки с выходами коммутатора выборки двигательных матриц, вход которого соединен с выходом блока памяти альтернативных кодовых комбинаций, управляющий выход которого соединен с входом управления контроллера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2838464C1

МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ МАТРИЧНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИЧИНОЙ И НАПРАВЛЕНИЕМ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЯЧЕЕК ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2018
  • Линьков Владимир Анатольевич
  • Гусев Сергей Игоревич
  • Колесников Сергей Валерьевич
  • Линьков Юрий Владимирович
  • Линьков Павел Владимирович
  • Таганов Александр Иванович
RU2707474C1
РЕВЕРСИВНАЯ МАТРИЧНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИЧИНОЙ ТЯГИ КАЖДОЙ РЕВЕРСИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2017
  • Линьков Владимир Анатольевич
  • Линьков Юрий Владимирович
  • Линьков Павел Владимирович
  • Таганов Александр Иванович
  • Гусев Сергей Игоревич
RU2654782C1
МУЛЬТИВЕКТОРНАЯ МАТРИЧНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИЧИНОЙ И НАПРАВЛЕНИЕМ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЯЧЕЕК ДЛЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2018
  • Линьков Владимир Анатольевич
  • Гусев Сергей Игоревич
  • Колесников Сергей Валерьевич
  • Линьков Юрий Владимирович
  • Линьков Павел Владимирович
  • Таганов Александр Иванович
RU2700299C1
US 6378292 B1, 30.04.2002.

RU 2 838 464 C1

Авторы

Линьков Владимир Анатольевич

Даты

2025-04-16Публикация

2024-07-16Подача