Заявляемое устройство «Магнитный тормоз судового валопровода» относится к области судового энергетического машиностроения.
Тормозные устройства применяются в судовых энергетических установках и предназначены для удержания от проворачивания предварительно остановленного гребного валопровода в режиме движения судна с использованием других имеющихся на многовинтовом судне гребных винтов либо при наличии течения и возможности авторотации гребного винта в месте стоянки судна, либо при буксировке судна.
Нормативной документацией по проектированию гребных валов оговариваются требования к проектированию тормозных и стопорных устройств как неотъемлемой части судовых валопроводов [1], [2], [3]. При этом оба устройства в названных источниках терминологически однозначно не определены и рекомендуются к применению как устройства единого назначения. В описании далее будем использовать термин «тормоз».
Известно типовое конструктивное исполнение тормозных устройств.
Известно наиболее близкое к заявляемому устройству тормозное устройство судового валопровода в виде бугельного фрикционного тормоза [4], содержащего закрепленную на судовом фундаменте статорную часть тормоза, выполненную в виде охватывающих затормаживаемый вал полуколец с тормозной лентой, соединенных стяжным механизмом включения тормоза.
Недостатком бугельного фрикционного тормоза, наиболее близкого к заявляемому, является наличие фрикционной тормозной ленты, подверженной истиранию и требующей периодической замены, а также наличие стяжного механизма, обеспечивающего необходимую силу прижатия тормозной ленты к поверхности затормаживаемого вала.
Целью заявляемого изобретения является повышение надежности тормозного устройства судового валопровода.
Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве, содержащем закрепленную на судовом фундаменте статорную часть тормоза, согласно заявляемому техническому решению, статорная часть тормоза выполнена, с возможностью осевого перемещения по направляющим судового фундамента вдоль валопровода, в виде кольцевого магнитопровода, на котором закреплены постоянные магниты с чередующейся полярностью, и в устройство введена закрепленная на валопроводе роторная часть тормоза в виде кольцевого магнитопровода, на котором закреплены постоянные магниты с чередующейся полярностью.
На чертеже фиг.1 представлен заявляемый магнитный тормоз судового валопровода 1, содержащий закрепленную на судовом фундаменте 2 статорную часть 3 тормоза, при этом, согласно заявляемому техническому решению, статорная часть 3 тормоза выполнена, с возможностью осевого перемещения по направляющим 4 судового фундамента 2 вдоль валопровода 1, в виде кольцевого магнитопровода 5, на котором закреплены постоянные магниты 6 с чередующейся полярностью, также в устройство введена закрепленная на валопроводе роторная часть 7 тормоза в виде кольцевого магнитопровода 8, на котором закреплены постоянные магниты 9 с чередующейся полярностью.
Функционирование предлагаемого магнитного тормоза судового валопровода осуществляется следующим образом.
Предположим, что в исходном состоянии магнитный тормоз расторможен (на фиг.1 положение «тормоз выключен»). В этом случае статорная часть 3 магнитного тормоза по направляющим 4 судового фундамента 2 выведена из зоны действия постоянных магнитов 9 роторной части тормоза 7, закрепленной на валопроводе 1, валопровод 1 свободно вращается без каких-либо воздействующих на него тормозных моментов.
При необходимости затормаживания валопровода 1 статорную часть 3 магнитного тормоза перемещают по направляющим 4 в зону действия постоянных магнитов 9 роторной части 7 тормоза (положение «тормоз включен» на фиг.1).
В положении магнитного тормоза «тормоз включен» магнитная цепь статорных (полярности S и N) и роторных (встречных полярностей N и S) магнитов через магнитопроводы и минимальный воздушный зазор между роторной и статорной частью тормоза окажется замкнутой и будет создавать требуемый тормозной момент.
Положение магнитов и их магнитных полюсов в положении «включен» представлено на виде А-А фиг.1.
Для растормаживания (выключения) магнитного тормоза статорную часть 3 по направляющим 4 выводят из зоны действия магнитов 9 роторной части 7 тормоза, на фиг.1 положение «тормоз выключен», см. фиг.1.
Таким образом, заявляемое техническое решение достигает поставленную цель, а именно повышает надежность устройства торможения судового валопровода за счет использования бесконтактного торможения, что исключает из устройства фрикционную тормозную ленту, подверженную истиранию и требующую периодической замены, а также исключает необходимость наличия в устройстве силового стяжного механизма, обеспечивающего необходимую силу прижатия тормозной ленты к поверхности затормаживаемого вала.
Источники информации
1. РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА. Часть VII. Механические установки, раздел 5.8.1. Тормозные устройства.
2. РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР. ПРАВИЛА 3 ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ (ПСВП). Часть II. «Энергетические установки и системы», раздел 3.7. Тормозные устройства.
3. Руководящий документ РД5.4307-79 «Валопроводы судовые. Правила и нормы проектирования», пункт 2.15, стр. 19.
4. Отраслевой стандарт ОСТ5.4151-75 «Тормоза фрикционные судовых валопроводов».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дисковый колодочный тормоз валопровода | 2024 |
|
RU2821605C1 |
Подшипниковый узел судового валопровода | 2023 |
|
RU2818584C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2716489C2 |
Электродвигатель с электромагнитным тормозом | 1980 |
|
SU928540A1 |
Подшипниковый узел опор гребных валов судовых валопроводов | 2022 |
|
RU2785392C1 |
РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ | 2000 |
|
RU2185984C2 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2302692C9 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - ГРЕБНОЙ ВИНТ | 1996 |
|
RU2115590C1 |
КОРАБЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1993 |
|
RU2092379C1 |
Электромагнитный фрикционный тормоз электродвигателя | 1987 |
|
SU1450043A1 |
Заявляемое устройство «Магнитный тормоз судового валопровода» относится к области судового энергетического машиностроения. Магнитный тормоз судового валопровода содержит закрепленную на судовом фундаменте статорную часть тормоза, которая выполнена с возможностью осевого перемещения по направляющим судового фундамента вдоль валопровода, в виде кольцевого магнитопровода, на котором закреплены постоянные магниты с чередующейся полярностью. В устройство введена закрепленная на валопроводе роторная часть тормоза в виде кольцевого магнитопровода, на котором закреплены постоянные магниты с чередующейся полярностью. Технический результат - повышение надежности устройства торможения судового валопровода. 1 ил.
Магнитный тормоз судового валопровода, содержащий закрепленную на судовом фундаменте статорную часть тормоза, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности тормоза судового валопровода, статорная часть тормоза выполнена, с возможностью осевого перемещения по направляющим судового фундамента вдоль валопровода, в виде кольцевого магнитопровода, на котором закреплены постоянные магниты с чередующейся полярностью, и в устройство введена закрепленная на валопроводе роторная часть тормоза в виде кольцевого магнитопровода, на котором закреплены постоянные магниты с чередующейся полярностью.
Приводной агрегат для морских судов, содержащий систему торможения и блокировки гребного вала | 2017 |
|
RU2718806C1 |
Дисковый колодочный тормоз валопровода | 2024 |
|
RU2821605C1 |
КОЛЬЦЕВОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРЕСС | 1963 |
|
SU224034A1 |
Авторы
Даты
2025-04-22—Публикация
2024-08-18—Подача