Дисковый колодочный тормоз валопровода Российский патент 2024 года по МПК B63H23/35 

Описание патента на изобретение RU2821605C1

Заявляемое устройство «Дисковый колодочный тормоз валопровода» относится к области судового энергетического машиностроения.

Тормозные устройства валопроводов гребных винтов, применяемые в судовых энергетических установках предназначены для удержания от проворачивания предварительно остановленного гребного валопровода в режиме движения судна с использованием других, имеющихся на многовинтовом судне гребных винтов, либо при наличии течения и возможности авторотации гребного винта в месте стоянки судна, либо при буксировке судна.

Нормативной документацией по проектированию гребных валов оговариваются требования к проектированию тормозных и стопорных устройств как неотъемлемой части судовых валопроводов [1], [2]. При этом оба устройства в названных источниках терминологически однозначно не определены и рекомендуются к применению как устройства единого назначения. В описании далее будем использовать термин «тормоз валопровода».

Известно типовое конструктивное исполнение тормозов валопроводов в виде бугельных фрикционных тормозов судовых валопроводов, например [3].

Известен также достаточно близкий к заявляемому устройству «Барабанно-колодочный тормоз» [4], содержащий барабан, установленный в корпусе, связанный с корпусом поворотный рычаг и шарнирно установленные на нем фрикционные колодки, контактирующие с внутренней и наружной поверхностями барабана, обеспечивающие однонаправленное затормаживание барабана при воздействии на колодки через рукоять управления и систему опорно-поворотных шарниров. К недостаткам названного барабанно-колодочного тормоза относится его тормозное действие только в одном направлении вращения барабана, необходимость размещения на вращающемся вале специального барабана, а также сложность тормоза, обусловленная наличием системы опорно-поворотных шарниров, часть из которых размещается внутри барабана, а часть - вне барабана.

Известен наиболее близкий к предлагаемому дисковый колодочный тормоз [5] валопровода, размещенного на опорных элементах судового основания, содержащий диск, установленный на валопроводе, фрикционные колодки, размещенные по обеим сторонам диска с возможностью их взаимодействия с обеими боковыми поверхностями диска, причем тормозные фрикционные колодки связаны с гидромеханизмами создания сил прижатия колодок к боковым поверхностям тормозного диска.

Недостатком устройства, наиболее близкого к заявляемому, является сложность и дороговизна, обусловленные наличием в устройстве сложной и дорогостоящей гидромеханической системы прижатия и удержания в прижатом состоянии тормозных фрикционных колодок.

Целью заявляемого изобретения является упрощение и удешевление дискового колодочного тормоза валопровода.

Поставленная цель достигается тем, что в известном дисковом колодочном тормозе валопровода, размещенного на опорных элементах судового основания, содержащем диск, установленный на валопроводе, фрикционные колодки, размещенные по обеим сторонам диска с возможностью их взаимодействия с обеими боковыми поверхностями диска, согласно изобретению, фрикционные колодки снабжены крепежными кронштейнами с отверстиями, в которые продеты поворотные оси, противоположные концы которых связаны между собой поворотным рычагом, ось поворота которого закреплена на опоре, закрепленной на судовом основании.

Предлагаемый дисковый колодочный тормоз валопровода представлен на фиг. 1.

Дисковый колодочный тормоз валопровода, размещенного на опорных элементах судового основания, содержит диск 1, установленный на валопроводе 2, фрикционные колодки 3, размещенные по обеим сторонам диска 1 с возможностью их взаимодействия с обеими боковыми поверхностями диска.

Согласно изобретению, фрикционные колодки 3 снабжены крепежными кронштейнами 4 с отверстиями 5, в которые продеты поворотные оси 6, противоположные концы которых связаны между собой поворотным рычагом 7, ось поворота 8 которого закреплена на опоре 9, закрепленной на судовом основании.

Функционирование заявляемого дискового колодочного тормоза валопровода происходит следующим образом.

Для постановки на тормоз валопровода 2, который может на многовинтовых судах вращаться в разных направлениях, показанных стрелками на виде А-А фиг. 1, перемещают поворотный рычаг 7, например в положение «а», который проворачивается на своей оси 8 и воздействует на концы поворотных осей 6, которые, в свою очередь, смещаются в противоположных направлениях относительно друг друга, одновременно через кронштейны 4 приближая сопряженные с осями 6 фрикционные колодки 3 к диску 1 вплоть до полного касания с поверхностями диска 1.

На касающихся боковых поверхностях диска 1 и поверхностях фрикционных колодок 3 возникает сила трения, создавая при этом тормозной момент, пропорциональный силе трения между колодками 3 и диском 1, которая передается на судовое основание через опору 9, обеспечивая удержание валопровода 2 в неподвижном состоянии. Причем момент торможения валопровода предлагаемым дисковым тормозом возрастает при нарастании крутящего момента на заторможенном валопроводе, например, в режиме авторотации гребного винта при буксировке судна.

На многовинтовых судах гребные винты противоположных бортов вращаются в противоположных направлениях, что обуславливает необходимость получения тормозного момента разных направлений на дисковых колодочных тормозах, установленных на валопроводах разных бортов.

В заявляемом дисковом тормозе изменение направления тормозного момента осуществляется путем перевода поворотного рычага 7 в другое крайнее положение, например из «а» в «б», что обеспечивает работу тормоза аналогично описанному выше процессу, но противоположным образом.

Для выхода из режима торможения поворотный рычаг 7 устанавливают в нейтральное положение «в», при котором фрикционные колодки расходятся, высвобождая диск 1 и соответственно валопровод 2, обеспечивая нормальный эксплуатационный режим судна.

Таким образом, заявляемое изобретение существенным образом упрощает и, соответственно - удешевляет дисковый колодочный тормоз валопровода, в котором полностью исключается необходимость наличия силовой гидромеханической системы принудительного управления фрикционными колодками.

1. РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА. Часть VII Механические установки, раздел 5.8.1 Тормозные устройства.

2. РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР. ПРАВИЛА 3 ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ (ПСВП). Часть II «Энергетические установки и системы», раздел 3.7

3. Тормозные устройства. Отраслевой стандартОСТЗ.4151-75 «Тормозафрикционные судовых валопроводов».

4. «Барабанно-колодочный тормоз». Изобретение, авторское свидетельство №1346875 А1, СССР. Автор В.П. Веретенников. Опубликовано 23.10.1987, бюл. №39.

5. Тормозная система «Dellner Brakes STL», сайт drive-v.ru>proizvoditeli/dellner-brakes/.

Похожие патенты RU2821605C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА 2002
  • Сазонов Игорь Сергеевич
  • Ким Валерий Андреевич
  • Бочкарев Геннадий Владимирович
  • Полунгян Аркадий Авсеевич
  • Карташев Валентин Митрофанович
  • Козловский Игорь Владимирович
RU2281868C2
Барабанно-колодочный тормоз 1989
  • Вольченко Александр Иванович
  • Москалев Владимир Васильевич
  • Скороход Петр Алексеевич
  • Балаболин Сергей Викторович
  • Вольченко Диана Анастасиевна
SU1682675A1
Дисково-колодочный тормоз 1980
  • Акопян Рубен Абгарович
  • Демьянюк Владимир Андреевич
  • Цыцив Мирон Васильевич
  • Соботик Богдан Андреевич
  • Шишкина Тамара Петровна
  • Меламуд Роман Александрович
SU1099140A1
БАРАБАННО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ 2003
  • Вольченко Александр Иванович
  • Дячук Владимир Владимирович
  • Вольченко Н.А.
  • Спяк Михаил Андреевич
  • Вольченко Дмитрий Александрович
RU2242648C2
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ 2006
  • Мамити Герас Ильич
  • Мельников Александр Сергеевич
  • Льянов Марат Савкузович
  • Маринин Михаил Генадьевич
RU2331804C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА 2004
  • Горелый Евгений Анатольевич
RU2318680C2
БАРАБАННЫЙ КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ И ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2003
  • Винсен Дюпюи
RU2302565C2
Дисковый колодочный тормоз 1972
  • Генрих Бернард Рат
  • Хорст Вилли Классен
SU535039A3
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ, СУППОРТ ТОРМОЗА И ПОВОРОТНЫЙ РЫЧАГ ТОРМОЗА 2015
  • Клингнер Маттиас
  • Вебер Ральф
  • Адамчик Филипп
  • Шойфлер Кристиан
RU2669183C2
ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ ДЛЯ ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА 1999
  • Тарасов Ю.Д.
RU2167096C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 821 605 C1

Реферат патента 2024 года Дисковый колодочный тормоз валопровода

Заявляемое устройство «Дисковый колодочный тормоз валопровода» относится к области судового энергетического машиностроения. Дисковый колодочный тормоз валопровода размещен на опорных элементах судового основания, содержит диск, установленный на валопроводе, фрикционные колодки, размещенные по обеим сторонам диска с возможностью их взаимодействия с обеими боковыми поверхностями диска. Фрикционные колодки снабжены крепежными кронштейнами с отверстиями, в которые продеты поворотные оси, противоположные концы которых связаны между собой поворотным рычагом, ось поворота которого закреплена на опоре, закрепленной на судовом основании. Технический результат - упрощение дискового колодочного тормоза валопровода, в котором полностью исключается необходимость наличия силовой гидромеханической системы принудительного управления фрикционными колодками. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 821 605 C1

Дисковый колодочный тормоз валопровода, размещенного на опорных элементах судового основания, содержащий диск, установленный на валопроводе, фрикционные колодки, размещенные по обеим сторонам диска с возможностью их взаимодействия с обеими боковыми поверхностями диска, отличающийся тем, что фрикционные колодки снабжены крепежными кронштейнами с отверстиями, в которые продеты поворотные оси, противоположные концы которых связаны между собой поворотным рычагом, ось поворота которого установлена на опоре, закрепленной на судовом основании.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2821605C1

КОЛЬЦЕВОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРЕСС 1963
  • Цытленок А.Л.
  • Севастьянов К.Ф.
  • Плавник Б.З.
  • Шейдин И.А.
  • Шнабель А.Д.
SU224034A1
EP 3708481 A1, 16.09.2020
CN 204279904 U, 22.04.2015.

RU 2 821 605 C1

Авторы

Гулый Владимир Александрович

Даты

2024-06-25Публикация

2024-01-04Подача