Способ диагностики когнитивного статуса пациентов с афазией Российский патент 2025 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2838950C1

Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, медицинской психологии, физической и реабилитационной медицине, медицинской реабилитации постинсультных больных.

Применение способа оценки когнитивного статуса пациентов после перенесенного инсульта возможно в стационарных и амбулаторных условиях в медицинских организациях, в которые за медицинской помощью обращаются пациенты после перенесенного инсульта, в том числе, с двигательными, когнитивными и речевыми нарушениями. А именно: в отделениях медицинской реабилитации, созданных в медицинских организациях, в центрах медицинской реабилитации, в дневных стационарах, в санаторно-курортных организациях.

Распространенность афазии и когнитивных нарушений после ОНМК.

Инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) является ведущей причиной смертности и инвалидности в мире, частота его за последние 30 лет увеличилась примерно в два раза, а в России заболеваемость регистрируется на уровне 400-450 тыс.случаев в год [1]. С различного рода постинсультными осложнениями сталкиваются до 82% пациентов, перенесших ОНМК [2]. При этом, до 83% выживших после инсульта имеют нарушения, по крайней мере, в одной, а 50% - в нескольких когнитивных областях. Через 3 месяца после инсульта у пациентов сохраняются нарушения памяти, зрительно-конструктивных или исполнительных функций в 71% случаев [3]. Нарушения речи у пациентов, перенесших инсульт, наблюдаются более чем в 30% случаев и являются вторым по значимости и распространенности дефектом после двигательных нарушений [4].

Основным методом диагностики когнитивного статуса пациентов, в плане построения индивидуального реабилитационного маршрута, является скрининговое исследование когнитивных нарушений, затрагивающих различные психические функции: речь, внимание, память, праксис, гнозис, мыслительные процессы с помощью оценочных шкал. При всем многообразии имеющегося к настоящему времени психодиагностического инструментария, выбор конкретных методик для применения в клинической практике работы медицинского психолога в реабилитации определяется их соответствием ряду критериев, как специфических для контингента пациентов, переживающих психологические последствия двигательных нарушений, так и общих для всех психодиагностических методик: адаптированность к русскоязычной популяции; удовлетворительные психометрические характеристики (валидность, надежность, дискриминативность); соответствие измерительных возможностей выбранного инструмента временным рамкам и этапности реабилитационного процесса; релевантность психодиагностической методики содержанию реабилитационных задач в части персонализации реабилитационного маршрута и преемственности этапов [5].

Стандартными скрининговыми инструментами в данном случае являются «Монреальская шкала оценки когнитивных функций (МоСА)» и «Mini Mental State Examination (MMSE)», рекомендованные к использованию основными регламентирующими документами: клиническими рекомендациями, клиническими протоколами и пр.

Краткая шкала оценки психического статуса (Mini-Mental State Examination, MMSE) - представляет собой 30-пунктовый, используемый для первичной скрининговой либо динамической оценки когнитивных нарушений, в частности, деменции. В ходе тестирования испытуемому предлагаются задания, направленные на исследование способности к ориентации в месте, времени, собственной личности; краткосрочного запоминания, внимания и счета, экспрессивной и импрессивной речи, конструктивного праксиса. Анализ результатов производится по сумме набранных баллов и имеет следующие градации: 28-30 баллов-нет когнитивных нарушений; 24-27 баллов - легкие когнитивные расстройства; 20-23 балла - деменция легкой степени выраженности (умеренное когнитивное расстройство); 11-19 баллов - деменция умеренной степени выраженности (выраженные когнитивные расстройства); 0-10 баллов -тяжелая деменция (значительно выраженные когнитивные расстройства). Шкала была разработана в 1975 году, в последующие годы в нее вносились изменения [6, 7].

МоСА «Монреальская шкала оценки когнитивных функций» (The Montreal Cognitive Assessment, MoCA-test) - представляет собой одностраничный тест из 30 пунктов, оценивающий следующие параметры: кратковременная память и вспоминание (5 баллов) с двумя тестами по запоминанию пяти существительных и восстановлением их из памяти спустя 5 минут; пространственно-зрительные способности с помощью задания рисования циферблата (3 балла) и копии трехмерного куба (1 балл); множественные аспекты исполнительных функций оцениваются задачей на изменения, адаптированной задачей на рисование линии по пронумерованным точкам (1 балл), задачей на фонетическую беглость (1 балл) и вербальную абстракцию на два объекта (2 балла); внимание, концентрация и рабочая память оцениваются с помощью задания на поддержку внимания (нахождение цели с помощью нажатия, 1 балл), последовательное вычитание (3 балла) и цифры вперед и назад (1 балл); речь оценивается с помощью задачи на именование рисунков малознакомых животных (лев, верблюд, носорог, 3 балла), повторение двух синтаксически сложных предложений (2 балла) и упомянутой задачи на беглость; абстрактное мышление оценивается задачей на описание сходства (2 балла); ориентация во времени и пространстве оценивается путем вопроса о сегодняшней дате и месте проведения теста (6 баллов). Результаты варьируют в промежутке от 0 до 30 баллов: нормативными считаются показатели от 27 до 30 баллов включительно, результат в 24 - 26 баллов интерпретируется как умеренные когнитивные нарушения, 23 балла и менее - тяжелые когнитивные нарушения [8].

Данные способы диагностики когнитивных нарушений у больных после перенесенного инсульта обладают следующими недостатками:

- отсутствие сведений об апробации на русскоязычной выборке;

- отсутствие единого стандартизированного показателя оценки когнитивного статуса;

- содержание вопросов, требующих сохранности импрессивной речи и возможности давать воспроизводимые посредством речи ответы, что приводит к невозможности проведения скрининга и точной количественной оценки когнитивных нарушений у пациентов с афазией, и в свою очередь - к невключению данной категории пациентов в реабилитационные программы.

Обоснование актуальности

Речевые нарушения являются распространенным (по данным различных авторов, от 12 до 57%) инвалидизирующим фактором, занимают второе по значимости место после двигательных нарушений и препятствуют проведению эффективной нейрореабилитации как в отношении самой афазии, так и в отношении сопутствующих ей расстройств [4, 9, 10]. В частности, у пациентов с последствиями инсульта в левом каротидном бассейне речевые нарушения диагностируются в 40-50% случаев и проявляются в форме афазий и дизартрий, сочетающиеся с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий), нарушением глотания, двигательными и психическими расстройствами [11]. Наличие различного рода речевых расстройств приводит к тому, что в повседневной клинической практике скрининг и точная количественная оценка когнитивных нарушений у данной категории пациентов не могут быть основаны на стандартных батареях тестов, используемых клиницистами, и делает необходимым участие в диагностических процедурах специалистов - логопедов и нейропсихологов.

При разработке дизайна исследования пациентов, перенесших ОНМК, как правило, одним из основных критериев соответствия называется «способность отвечать на предлагаемые вопросы» [12]. В противном случае пациенты с афазией регулярно исключаются из протоколов исследований восстановления когнитивных и/или физических функций после инсульта.

Содержательное наполнение применяемых в международной практике шкал и опросников для оценки когнитивного статуса у пациентов с афазией/дизартрией описано в литературе недостаточно, авторы исследований не останавливаются на методической стороне вопроса и не описывают процесс выполнения тестов неречевыми пациентами, остаются неясными принципы подбора заданий для наполнения методик. Существенным недостатком является также отсутствие единого стандартизированного показателя оценки когнитивного статуса. Помимо этого, для подавляющей части стимульного материала и для доступа к базам электронной обработки полученных данных правообладателями установлены высокие расценки.

Технический результат предлагаемого решения

Результатом разработки способа оценки когнитивного статуса пациентов после перенесенного инсульта («Шкала оценки когнитивного статуса пациентов после перенесенного инсульта с учетом нарушений речи») явилось создание универсальной стандартизированной русскоязычной скрининговой методики, охватывающей всю сферу когнитивного статуса, применимой также и у пациентов с нарушениями речи, и позволяющей получить единую бальную оценку, соответствующую принятым параметрам построения индивидуального реабилитационного маршрута. Разработанный психометрический инструмент для оценки когнитивных расстройств у пациентов, перенесших инсульт, ассоциированный с наличием нарушений речи различной степени тяжести, соответствует следующим методическим принципам: разработка, подбор и адаптация стимульного материала проведены с учетом возможного наличия афазии у пациентов; методика содержит четкую инструкцию для медицинского резидента, отражающую порядок и способ предъявления стимульного материала неречевому пациенту; разработанная методика соответствует принятым психометрическим требованиям (имеет известные характеристики валидности, надежности, дискриминативности, специфичности и чувствительности, показанные для описанной когорты пациентов; интерпретация данных носит стандартизированный характер, то есть методика состоит из равновесных заданий, создающих ортогональную факторную структуру).

В контексте проводимых реабилитационных мероприятий, результатом применения указанной шкалы является расширение доступности двигательной и когнитивной реабилитации для пациентов с речевыми нарушениями.

Указанный технический результат достигается за счет научно обоснованного дифференцированного персонализированного подхода к превентивной диагностике когнитивного статуса пациентов после перенесенного инсульта (в том числе, с речевыми нарушениями) при включении их в программы медицинской реабилитации.

Способ осуществляют следующим образом:

I. Исследователь предъявляет пациенту бланк с 10-ю заданиями, к каждому из которых предлагается инструкция. 1. Называние

Инструкция для пациента без речевых нарушений: Я буду показывать Вам картинки. Вы должны назвать то, что Вы видите (экспериментатор поочередно показывает изображения и спрашивает: «Что это?»). Постарайтесь запомнить то, что Вы видели, - мы к этому еще вернемся».

Инструкция для пациента с речевыми нарушениями: Покажите поочередно все предметы по названию, произносимому экспериментатором. Оценка:

- правильно названные 6 предметов - 4 балла; 4-5 предметов - 3 балла; 2-3 предмета - 2 балла; 1 предмет - 1 балл

- правильно показанные предметы начисляется половинная сумма баллов: 6 предметов - 2 балла; 4-5 предметов - 1 1/2 балла; 2-3 предмета - 1 балл; 1 предмет - 1/2 балла.

2. Понимание

Экспериментатор кладет ручку, телефон и лист бумаги перед пациентом на стол, расположив их друг под другом в виде вертикальной колонки, далее просит пациента выполнить следующие действия:

а. Прикоснитесь к ручке

б. Покажите мне свой нос

в. Положите ручку рядом с телефоном

г. Покажите мне свои колени

д. Положите телефон на лист бумаги, не трогая ручку

е. Покажите мне свой живот

Оценка: 1/2 балла - за каждое правильно выполненное задание пунктов а, 6, е, г; 1 балл - за задания в, д.

3. Копия изображения куба

Инструкция: Вот нарисован куб (экспериментатор показывает куб). Вы должны нарисовать рядом с ним точно такой же куб».

Оценка: 4 балла - если воспроизведены три стороны и сохранены углы, 3 балла - если воспроизведены три стороны, но нарушены углы, 2 балла - если соблюдены две стороны, 1 балл только за одну воспроизведенную сторону, О баллов - если не воспроизведена ни одна из сторон.

4. Графическая серия

Инструкция: Вот начало ряда (экспериментатор показывает первый ряд). Обратите внимание на последовательность изображенных фигур. Вы должны продолжить этот ряд до конца страницы.

После выполнения первого ряда просят аналогично продолжить второй ряд.

Оценка: 2 балла за 10 правильных чередований; 1 балл - 1 ошибка; 0 баллов - две и более ошибок. Результаты по каждой строке суммируются в общий балл.

5. Реакция выбора Инструкция:

а. Когда я один раз стучу кулаком по столу, Вы отвечаете ударом дважды. Когда я стучу дважды, Вы стучите один раз.

Необходимо убедиться, что пациент понял, потренировавшись. Затем выполняется серия: 1-1-2-1 -2-2-1.

6. Теперь, когда я постучу один раз, Вы ответите мне тем же стуком. Когда я ударю дважды, Вы ничего не делаете.

Необходимо убедиться, что пациент понял, привести пример.

Затем выполнить серию: 1-1-2-1-2-2-1. Оценка каждой пробы: 2 балла - без ошибок, 1 балл - 1 ошибка, 0 баллов - 2 и более ошибок. Результаты по каждой строке суммируются в общий балл.

б. Глазомер

Инструкция: В правой части этой страницы расположена вертикальная линия. Экспериментатор скрывает остальную часть страницы (текст) белым листом. «Пожалуйста, укажите горизонтальной отметкой середину этой линии». При этом бланк должен быть размещен на столе прямо перед пациентом без возможности использовать измерительные инструменты. Центр линии и допустимое отклонение указаны в правой части страницы 1 (квадратик «ОК»).

Оценка: 4 балла - отметка находится в пределах центрального квадрата, 2 балла - в пределах пунктирной части, 0 баллов - за пределами пунктирной части.

7. Вспомнить картинку

Инструкция: «Ранее я показал(а) Вам 6 изображений. Можете ли Вы найти их на этом рисунке и показать мне?»

Оценка: 4 балла - 6 предметов, 3 балла - 4-5 предметов, 2 балла - 2-3 предмета, 1 балл - 1 предмет.

8. Праксис (Пробы выполняются здоровой рукой) Инструкция:

а. Делайте, как я: положите руку на стол, сделайте «козу» вторым (указательным) и пятым (мизинцем) пальцами, остальные согните

б. Делайте, как я: сделайте «колечко» большим и средним пальцами

в. Сделайте жест, посылающий воздушный поцелуй

г. Сделайте жест, чтобы сказать «чшшшшшш» (просьба о тишине).

Оценка: 1 балл за каждое успешно выполненное задание.

9. Ассоциативный выбор

а. Экспериментатор делает жест, будто пьет воду из стакана (без стакана) и просит пациента связать этот жест с одним из рисунков в первой колонке.

б. Экспериментатор делает движение, имитирующее игру на скрипке и просит пациента связать этот жест с одним из трех рисунков во второй колонке.

Оценка: 2 балла за каждое успешно выполненное задание.

10. Календарь

Инструкция: Скажите мне, пожалуйста, какой сегодня день, месяц, год. Можно показать вот на этом календаре.

Оценка: 1/2 балла - за верно названный день недели (например, вторник), 1/2 балла - за сегодняшнюю дату (например, 9-ое), 1 балл - за месяц, 2 балла - за год.

П. Подсчет баллов осуществляется простым суммированием полученных результатов по всем 10 пунктам шкалы.

III. Количественная интерпретация производится путем сопоставления с разработанными нормативами, где 38-40 баллов - отсутствие нарушений; 33-37 баллов - нарушения легкой степени; 20-32 - нарушения средней степени; 4-19 - нарушения тяжелой степени; 0-3 - крайне тяжелые нарушения.

Данные нормативы разработаны на основании проведенной апробации способа на выборке пациентов, перенесших инсульт.

В исследовании приняли участие 45 пациентов, находившихся на стационарном этапе медицинской реабилитации в Филиале №3 Государственного автономного бюджетного учреждения здравоохранения «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины имени СИ. Спасокукоцкого» Департамента здравоохранения г. Москвы с двигательными нарушениями в виде гемипареза, возникшими в результате перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения, ишемического инсульта (ИИ) - коды диагнозов по МКБ-10 - I 63.4, I 63.5, I 63.8. Это были 26 (57,8%) женщин, 19 (42,2%) мужчин в возрасте 63,0±8,0 года.

В качестве критериев включения были обозначены: наличие подтвержденного ИИ (по данным нейровизуализационного исследования KTYMPT головного мозга) в остром, раннем и позднем (до 1 года) восстановительном периоде; возраст от 18 до 80 лет; наличие показаний для консультации медицинского психолога, согласно имеющемуся в учреждении алгоритму; добровольность участия; наличие информированного согласия; соответствие степени выраженности расстройств 1-4 классу нарушений структур, функций, активности и участия по «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья».

Критериями невключения пациентов в исследование являлись: наличие признаков судорожной готовности в постинсультном периоде; повторный инсульт; наличие продуктивной психопатологической симптоматики, определяющей необходимость консультации психиатра; отсутствие информированного согласия.

Критериями исключения пациентов в ходе исследования являлись: отказ пациента от работы с медицинским психологом, ухудшение психического состояния, требующее консультации психиатра/психотерапевта.

С целью изучения конструктной валидности апробируемой методики исследование состояния когнитивных функций проводилось медицинским психологом с помощью двух методик: «Шкала оценки когнитивного статуса пациентов после перенесенного инсульта с учетом нарушений речи» и «Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы (КНОКС)», обладающей известными психометрическими характеристиками [13]. Общее время обследования занимало около 35-37 минут: 30 минут - для исследования состояния когнитивной сфера методикой КНОКС, 5-7 минут - методикой «Шкала оценки когнитивного статуса пациентов после перенесенного инсульта с учетом нарушений речи».

Анализ взаимосвязи итоговых показателей методик с использованием коэффициента Пирсона выявил сильную положительную корреляцию итоговых показателей: r=0,77, р=0,000, что свидетельствует о высоких характеристиках конструктной валидной апробируемой методики. Учитывая соответствие эмпирического распределения полученных данных кривой нормального распределения (р<0,05) и методическую целесообразность приведения шкальных оценок, используемых для построения реабилитационного маршрута пациента, в соответствие с балльной оценкой по МКФ, количественные нормативы апробируемой методики были сформулированы в границах, представленных в таблице №1.

Клинический пример

Больной Б., 63 лет. Диагноз: Ранний восстановительный период ишемического инсульта головного мозга. Правосторонний гемипарез (I67.8). Комплексная моторная и акустико-мнестическая афазия средне степени. Давность инсульта - 6 месяцев. Жалоб активно не предъявляет в связи с наличием речевых расстройств.

При клиническом обследовании выявлено повышение мышечного тонуса справа, ограничение активных движений и снижение мышечной силы в правых конечностях (до 4-5 баллов), расстройства речи в виде комплексной моторной и акустико-мнестической афазии средней степени (речь затруднена, больная произносит слова медленно, словарный запас минимален, повторить сложное предложение затрудняется, звуки и отдельные слова повторяет правильно, называет некоторые предметы, обращенную речь понимает правильно, но с длительным рефрактерным периодом).

Больному с наличием двигательных нарушений показано участие в программах двигательной реабилитации. Для исследования когнитивного статуса и оценки возможности включения пациента в соответствующую программу двигательной реабилитации назначена консультация медицинского психолога.

Когнитивный статус больного изучался с помощью «Шкалы оценки когнитивного статуса пациентов после перенесенного инсульта». Полученные результаты свидетельствовали о наличии когнитивных расстройств средней степени тяжести (27 баллов), что позволило включить пациента в программу двигательной и когнитивной реабилитации вне зависимости от наличия признаков комплексной моторной и акустико-мнестической афазии.

Использование данного изобретения в медицинской практике позволяет по сравнению с известными способами проводить скрининговую стандартизированную оценку когнитивного статуса и получать единую бальную оценку, соответствующую принятым параметрам построения индивидуального реабилитационного маршрута у русскоязычных пациентов, перенесших инсульт, в том числе у пациентов с нарушениями речи. В контексте проводимых реабилитационных мероприятий, результатом применения указанной шкалы является расширение доступности двигательной и когнитивной реабилитации для пациента с речевыми нарушениями.

Литература

1. Пирадов М.А., Максимова М.Ю., Домашенко М.А. Инсульт. В кн.: Интенсивная терапия: национальное руководство: в 2 т. Т. И., ред. И.Б. Заболотских, Д.Н. Проценко. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2020:717-733.

2. Chohan S.A., Venkatesh Р.К., How С.Н. Long-term complications of stroke and secondary prevention: an overview for primary care physicians. Singapore Medical Journal. 2019;60(12):616-620.

3. Боголепова A.H. Постинсультные когнитивные и астенические нарушения. Фармакология & Фармакотерапия. 2021; 2:26-27.

4. Нейрореабилитация: учебное пособие для вузов, ред. Шкловского В.М. М.: Юрайт; 2023. 401 с.

5. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер; 2007. 688 с.

6. Белова, А.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. / А.Н. Белова - М.: Антидор, 2002. - 400 с.

7. Folstein M.F., Folstein S.E., McHugh P.R. «Mini-mental state»: a practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician. Journal of Psychiatric Research. 1975; 12(3): 189-198.

8. Ziad S., Nasreddine M.D., Phillips N.A. The Montreal Cognitive Assessment, MoCA: A Brief Screening Tool for Mild Cognitive Impairment. J. Am.Geriatr,Soc. 2005; 53(4):695-699.

9. Косивцова O.B, Захаров B.B. Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение. Эффективная фармакотерапия. 2017; 1:10-16.

10. Щербакова М.М., Котов СВ. Медико-педагогическая системная реабилитация больных с афазией по инновационным методикам восстановления. Consilium Medicum. 2016;18(12):62-67.

11. Русских О.А., Бронников В.А., Перевощиков П.В. Психологические особенности пациентов с последствиями инсульта в правом каротидном бассейне как фактор, препятствующий управлению автомобилем. СГН. 2019; 1(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-patsientov-s-posledstviyami-insulta-v-pravom-karotidnom-basseyne-kak-faktor-prepyatstvuyuschiy (дата обращения: 29.09.2023).

12. Тынтерова A.M., Перепелица С.А., Скалин Ю.Е., Реверчук И.В., Яковлев М.Ю., Тихонова О.А., Гришина А.А. Диагностика психоэмоциональных и когнитивных нарушений в остром периоде ишемического инсульта. Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. 2021; 3(3):270-280.

13. Тонконогий И.М. Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы (КНОКС) / И.М. Тонконогий // Под. ред. Ю. В. Микадзе. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 69 с.

Похожие патенты RU2838950C1

название год авторы номер документа
Способ реабилитации нарушений предметно-манипулятивной деятельности верхней конечности методом эрготерапии в виртуальной среде у пациентов, перенесших ишемический инсульт 2023
  • Костенко Елена Владимировна
  • Петрова Людмила Владимировна
  • Погонченкова Ирэна Владимировна
RU2817336C1
Способ реабилитации двигательных нарушений в виртуальной среде с выполнением нескольких задач одновременно у пациентов, перенесших ишемический инсульт 2023
  • Костенко Елена Владимировна
  • Петрова Людмила Владимировна
  • Погонченкова Ирэна Владимировна
RU2823137C1
Способ реабилитации пациентов с неврологическими нарушениями после ишемического инсульта 2023
  • Костенко Елена Владимировна
  • Петрова Людмила Владимировна
  • Погонченкова Ирэна Владимировна
  • Воронцова Светлана Олеговна
  • Копашева Вера Дмитриевна
RU2829423C2
Способ мультимодальной коррекции двигательных и когнитивных нарушений у пациентов, перенесших ишемический инсульт 2023
  • Костенко Елена Владимировна
  • Петрова Людмила Владимировна
  • Погонченкова Ирэна Владимировна
  • Воронцова Светлана Олеговна
  • Непринцева Наталия Викторовна
  • Шурупова Светлана Тагировна
  • Копашева Вера Дмитриевна
RU2813807C1
Способ коррекции когнитивных нарушений после черепно-мозговой травмы 2016
  • Прокопенко Семен Владимирович
  • Зубрицкая Екатерина Михайловна
  • Можейко Елена Юрьевна
  • Никольская Ольга Николаевна
  • Прокопенко Владимир Семенович
  • Зотин Алексей Геннадьевич
RU2645243C1
Способ реабилитации пациентов с цереброваскулярной патологией 2022
  • Котов Сергей Викторович
  • Зенина Валентина Александровна
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Котов Алексей Сергеевич
  • Борисова Виктория Анатольевна
  • Слюнькова Елена Викторовна
  • Червинская Алла Давидовна
RU2796361C1
Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями 2020
  • Котов Сергей Викторович
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Егорова Юлия Владимировна
  • Волченкова Татьяна Владимировна
  • Червинская Алла Давидовна
  • Гроховский Сергей Семенович
  • Кубряк Олег Витальевич
RU2745281C1
Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями 2018
  • Котов Сергей Викторович
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Зайцева Елена Викторовна
  • Червинская Алла Давидовна
RU2688723C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА 2014
  • Каракулова Юлия Владимировна
  • Амирахова Лариса Шириновна
RU2569718C1
Способ расчета реабилитационного потенциала детей после позвоночно-спинномозговой травмы 2020
  • Новосёлова Ирина Наумовна
  • Понина Ирина В
  • Валиуллина Светлана Альбертовна
  • Митиш Валентин Афанасьевич
RU2755455C1

Реферат патента 2025 года Способ диагностики когнитивного статуса пациентов с афазией

Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, медицинской психологии, физической и реабилитационной медицине. Пациент последовательно выполняет 10 заданий. Задания оценивают в баллах. Полученные баллы суммируют. Проводят диагностику когнитивного статуса, где 38-40 баллов - отсутствие нарушений; 33-37 баллов - нарушения легкой степени; 20-32 - нарушения средней степени; 4-19 - нарушения тяжелой степени; 0-3 - крайне тяжелые нарушения. Способ обеспечивает диагностику когнитивного статуса пациентов с афазией, расширение доступности двигательной и когнитивной реабилитации для пациентов. 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 838 950 C1

Способ диагностики когнитивного статуса пациентов с афазией, отличающийся тем, что пациент последовательно выполняет 10 заданий:

Называние - пациент называет предметы по шести изображениям или показывает изображение, которое называет экспериментатор, после чего оценивают: правильно названные 6 предметов - 4 балла; 4-5 предметов - 3 балла; 2-3 предмета - 2 балла; 1 предмет - 1 балл или правильно показанные предметы: 6 предметов - 2 балла; 4-5 предметов - 11/2 балла; 2-3 предмета - 1 балл; 1 предмет - 1/2 балла;

Понимание - экспериментатор кладет ручку, телефон и лист бумаги перед пациентом на стол, расположив их друг под другом в виде вертикальной колонки, далее пациент выполняет следующие действия: а - прикасается к ручке, б - показывает свой нос, в - кладет ручку рядом с телефоном, г - показывает свои колени, д - кладет телефон на лист бумаги, не трогая ручку, е - показывает свой живот, после чего действия оценивают: 1/2 балла - за каждое правильно выполненное задание пунктов а, б, е, г; 1 балл - за задания в, д;

Копия изображения куба - пациент копирует изображение куба и получает: 4 балла - если воспроизведены три стороны и сохранены углы, 3 балла - если воспроизведены три стороны, но нарушены углы, 2 балла - если соблюдены две стороны, 1 балл только за одну воспроизведенную сторону, 0 баллов - если не воспроизведена ни одна из сторон;

Графическая серия - пациент последовательно воспроизводит 2 ряда изображенных фигур и его оценивают: 2 балла за 10 правильных чередований; 1 балл - 1 ошибка; 0 баллов - две и более ошибок, при этом результаты по каждой строке суммируются в общий балл;

Реакция выбора - пациент выполняет действия по инструкции экспериментатора: а - когда экспериментатор один раз стучит кулаком по столу, пациент отвечает ударом дважды, когда экспериментатор стучит дважды, пациент стучит один раз; б - когда экспериментатор постучит один раз, пациент отвечает так же, когда экспериментатор ударит дважды, пациент ничего не делает, затем проводят оценку каждой пробы: 2 балла - без ошибок, 1 балл - 1 ошибка, 0 баллов - 2 и более ошибок, результаты по каждой пробе суммируют в общий балл;

Глазомер - перед пациентом размещают страницу, в правой части которой расположена вертикальная линия, пациента просят указать горизонтальной отметкой середину этой линии: 4 балла - отметка находится в пределах центрального квадрата, 2 балла - в пределах границы центрального квадрата, 0 баллов - за пределами границы центрального квадрата;

Вспомнить картинку - пациент на рисунке находит шесть изображений, которые ему демонстрировали в первом задании: 4 балла - воспроизведено 6 предметов, 3 балла - 4-5 предметов, 2 балла - 2-3 предмета, 1 балл - 1 предмет;

Праксис - пациент повторяет движения за экспериментатором: а - кладет руку на стол, делает «козу» указательным пальцем и мизинцем, остальные пальцы согнуты, б - делает «колечко» большим и средним пальцами, в - делает жест, посылающий воздушный поцелуй, г - делает жест, чтобы сказать «шшшшшш» - просьба о тишине, оценивают - 1 балл за каждое успешно выполненное задание;

Ассоциативный выбор - экспериментатор делает жест будто пьет воду из стакана и просит пациента связать этот жест с одним из рисунков в первой колонке, далее экспериментатор делает движение, имитирующее игру на скрипке и просит пациента связать этот жест с одним из трех рисунков во второй колонке и оценивают в 2 балла за каждое успешно выполненное задание;

Календарь - просят пациента назвать или показать на календаре, какой сегодня день, месяц, год и оценивают как 1/2 балла - за верно названный день недели, 1/2 балла - за сегодняшнюю дату, 1 балл - за месяц, 2 балла - за год;

далее все полученные баллы суммируют и проводят диагностику когнитивного статуса, где 38-40 баллов - отсутствие нарушений; 33-37 баллов - нарушения легкой степени; 20-32 - нарушения средней степени; 4-19 - нарушения тяжелой степени; 0-3 - крайне тяжелые нарушения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2838950C1

Способ диагностики степени выраженности сосудистых когнитивных нарушений 2020
  • Котов Сергей Викторович
  • Щербакова Мария Михайловна
  • Романова Мария Викторовна
  • Котов Алексей Сергеевич
RU2745282C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СТЕПЕНИ КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПЕРВОГО ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА ПОЛУШАРНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ 2009
  • Пустоханова Людмила Васильевна
  • Кулеш Алексей Александрович
RU2414172C1
Способ выявления пациентов, нуждающихся в продолжении курсов когнитивных тренировок на фоне медикаментозной поддержки, после перенесенного острого ишемического инсульта 2021
  • Фесюн Анатолий Дмитриевич
  • Кузюкова Анна Александровна
  • Рачин Андрей Петрович
  • Нувахова Маргарита Борисовна
  • Одарущенко Ольга Ивановна
RU2767932C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С ПОЛУШАРНЫМ ИШЕМИЧЕСКИМ ИНСУЛЬТОМ В ОСТРЕЙШЕМ ПЕРИОДЕ 2019
  • Новикова Лилия Бареевна
  • Шарапова Карина Маратовна
  • Дмитриева Ольга Эдуардовна
RU2712037C1
US 20070077204 A1, 05.04.2007
КОТЕЛЬНИКОВА А.В
Психометрическая апробация скрининговых методик диагностики когнитивного статуса постинсультных пациентов: обсервационное когортное исследование
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1

RU 2 838 950 C1

Авторы

Котельникова Анастасия Владимировна

Кукшина Анастасия Алексеевна

Титова Анна Владимировна

Погонченкова Ирэна Владимировна

Костенко Елена Владимировна

Даты

2025-04-24Публикация

2024-04-11Подача