Изобретение относится к обслуживанию двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а именно к средствам опорожнения систем смазки от жидких смазочных веществ.
Для поддержания работоспособности ДВС необходимо с определенной периодичностью заменять моторное масло. Однако эта несложная процедура сопряжена с некоторыми неудобствами. Для повышения текучести масла рекомендуется производить его сливание на двигателе, прогретом до рабочей температуры, при этом температура масла сопоставима с температурой охлаждающей жидкости - около 100°С. Для сбора отработавшего масла используют лоток или корытце. Вывинчивая пробку поддона рукой, можно обжечься вытекающим маслом, если же это делать гаечным ключом, то пробка упадет в лоток с горячим маслом. Кроме того, горячая струя отработавшего масла, вытекающая из поддона, ударяется об дно лотка и разбрызгивается, поэтому нужно защищать глаза, лицо и руки от обжигающих капель. Разбрызгиваемое масло проникает в почву, негативно воздействуя на экологию.
Целью заявляемого изобретения является разработка приспособления, позволяющего легко и безопасно выполнять замену масла, избегая опасности его разбрызгивания.
Решение поставленной технической задачи обеспечивается тем, что предлагается конструкция сливной пробки, взаимозаменяемой со штатной пробкой поддона, только для замены масла отпадает необходимость удалять ее из сливного отверстия поддона.
Сущность заявляемого технического решения поясняется описанием примера его предпочтительного осуществления в сочетании с прилагаемыми чертежами. Одинаковые номера позиций используются во всем описании и на всех чертежах для обозначения одинаковых компонентов и деталей. Нумерация произведена в порядке очередности упоминания в описании. Устройство на чертежах ориентировано так, как оно расположено на поддоне картера.
На фиг. 1 показана пробка 1 предлагаемой конструкции, представляющая собой стальной цилиндр. По оси нижнего основания пробки 1 высверлено продольное отверстие, образуя стенки, разделенные на четное количество равных секторов, которые через один удалены, формируя чередующиеся зубцы 2 и пазы 3 одинакового размера по окружности. На чертеже показано разделение на четыре паза 3 и четыре зубца 2, но их может быть и другое количество. По всей внешней поверхности пробки 1, включая зубцы 2, нарезана резьба 4. Поперек пробки 1 по ее окружности прорезана канавка 5 для кольцевой уплотнительной прокладки из маслостойкой резины, не позволяющей находящемуся в картере под давлением маслу проникать через резьбовое соединение наружу. На верхней плоскости пробки 1 закреплен магнит 6, улавливающий металлические продукты износа двигателя. На нижней плоскости пробки 1 размещено отверстие 7 для винта, удерживающего защитную заглушку. В рабочем положении пробка 1 завернута настолько, чтобы ее зубцы 2 выступали за поверхность поддона на длину зубцов штуцера 8 и были закрыты полиэтиленовой заглушкой, защищающей пробку 1 от дорожной грязи.
Указанная пробка 1 комплектуется шланговым штуцером 8 с наружной резьбой (фиг. 2), в резьбовом конце которого сделаны аналогичные пазы 9, а на шланговую насадку надет отрезок шланга. Глубина пазов 9 на штуцере 8 примерно вдвое меньше, чем на пробке 1. Длина резьбовой части штуцера 8 ограничена, чтобы при его закручивании не позволить пробке 1 выкрутиться внутрь поддона картера.
Для сливания отработавшего масла отпадает необходимость удалять описываемую пробку 1 из поддона. Сначала снимают заглушку пробки 1, затем свободный конец отрезка шланга штуцера 8 опускают в емкость с узким горлом, удобную для последующей транспортировки отработавшего масла к месту утилизации, например, в канистру из-под масла, оставшуюся после предыдущей замены. Зубцы 10 штуцера 8 вставляют в пазы 3 между аналогичных зубцов 2 пробки 1, и штуцер 8 завинчивают по внутренней резьбе сливного отверстия поддона картера, завинчивая тем самым за счет взаимодействия зубцов 2 и 10 пробку 1 вверх внутрь поддона. Получается сочлененный элемент, действующий как единое целое. Такое соединение позволяет выдвигать и задвигать пробку 1, вращая штуцер 8 в ту или иную сторону. При повороте штуцера 8 по резьбе на такой же угол повернется и пробка 1. Т.к. глубина пазов 9 на штуцере 8 примерно вдвое меньше, чем на пробке 1, то между вершинами зубцов 10 штуцера 8 и дном пазов 3 пробки 1 образуются зазоры. Ввинчивая штуцер 8 по внутренней резьбе сливного отверстия, углубляют тем самым пробку 1 внутрь картера до тех пор, пока пазы 3 пробки 1 не поднимутся выше верхней части сливного отверстия поддона картера. Через указанные зазоры сливаемое масло самотеком потечет по внутреннему каналу штуцера 8 и далее через отрезок шланга в приготовленную емкость, не проникая наружу. После вытекания из поддона всего отработавшего масла выкручивают штуцер 8 и, соответственно, пробку 1 до тех пор, пока штуцер 8 не выйдет из резьбового зацепления с внутренней резьбой сливного отверстия поддона картера. Устанавливают на место защитную заглушку.
Использование данного приспособления, в отличие от существующей процедуры замены масла, позволит остаться после такой работы с чистыми руками и в незапятнанной одежде и обуви.
Предлагаемая конструкция пробки может использоваться также в коробке передач, раздаточной коробке, редукторах, в радиаторе охлаждающей жидкости.
Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что предложена конструкция сливной пробки, взаимозаменяемой со штатной пробкой поддона картера, только для сливания масла отпадает необходимость удалять ее из сливного отверстия поддона.
Наиболее близкими по технической сущности к заявляемому изобретению являются патенты US 4269237 (А) от 26.05.1981 и RU 2829245 С1 от 04.09.2023, однако конструкция сливных пробок, представленных в указанных патентах, достаточно сложна и потому не очень надежна. Предлагаемая настоящим изобретением сливная пробка 1 гораздо проще в изготовлении и эксплуатации, здесь нечему ломаться. Разве что со временем может потребоваться замена кольцевой уплотнительной прокладки, которую можно провести, не сливая масло. Для этого нужно вывернуть пробку 1 наружу до такого уровня, чтобы была видна канавка 5 прокладки. Теперь можно удалить вышедшую из строя прокладку, поставить на ее место новую, затем завернуть пробку 1 на место, в ее рабочее положение.
Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение безопасности работ по обслуживанию ДВС и защита окружающей среды.
Указанный технический результат достигается за счет того, что предложена конструкция сливной пробки, взаимозаменяемой со штатной пробкой поддона, которая при сливании масла не позволяет ему разбрызгиваться.
Способ повышения безопасности заключается в том, что используется сливная пробка поддона картера, не позволяющая разбрызгиваться сливаемому отработавшему маслу.
Новыми существенными признаками заявляемого изобретения являются:
- предложена конструкция сливной пробки, взаимозаменяемой со штатной пробкой поддона, которая при сливании масла не позволяет ему разбрызгиваться;
- повышение безопасности работ по обслуживанию ДВС;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду при замене масла;
- такая пробка может использоваться в коробке передач, раздаточной коробке, редукторах, в радиаторе охлаждающей жидкости.
Данное описание и чертежи не ограничивают объема изобретения и предназначены для достаточного раскрытия информации, являются примером осуществления изобретения, и, хотя выше был представлен предпочтительный вариант его выполнения, следует понимать, что настоящее изобретение не ограничивается вариантами и модификациями, приведенными здесь, настоящее описание носит скорее иллюстративный, чем ограничительный характер. Специалист в данной области техники может предусмотреть внесение изменений и дополнений формы и деталей в соответствии с раскрытой здесь информацией, а также другие варианты воплощения настоящего изобретения без отхода от сущности и объема изобретения, определяемого его формулой. Любые вышеупомянутые структурные элементы могут быть использованы в комбинации или отдельно для достижения всех или некоторых преимуществ изобретения. Поэтому любые изменения, касающиеся формы, типа, размеров, материалов и элементов заявляемого устройства следует рассматривать как эквивалентные варианты выполнения настоящего изобретения, если они не составляют предмет нового изобретения и не вносят существенных изменений в уровень техники.
Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо, воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОБКА ПОДДОНА КАРТЕРА | 2023 |
|
RU2829245C1 |
СЛИВНАЯ ПРОБКА | 1991 |
|
RU2027868C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ | 1996 |
|
RU2117167C1 |
СТЕНД ДЛЯ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА И ПРОМЫВКИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2396446C1 |
КАРТЕРНАЯ ПОЛОСТЬ СО СЛИВНЫМ БОЛТОМ | 1997 |
|
RU2157456C2 |
МАСЛЯНЫЙ НАСОС | 2000 |
|
RU2166147C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА МАСЛА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2136905C1 |
СИСТЕМА ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2021 |
|
RU2757797C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗОГРЕВА МАСЛА | 1996 |
|
RU2119064C1 |
Способ и устройство проверки герметичности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 2023 |
|
RU2819110C1 |
Изобретение может быть использовано в средствах опорожнения систем смазки от жидких смазочных веществ. Пробка (1) поддона картера представляет собой стальной цилиндр, содержащий наружную резьбу (4), шланговую насадку и отрезок шланга. В нижнем основании пробки (1) высверлено продольное отверстие, образующее стенки, разделенные на четное количество равных секторов. Секторы через один удалены, формируя чередующиеся зубцы (2) и пазы (3) одинакового размера по окружности. Поперек пробки (1) по ее окружности прорезана канавка (5) для кольцевой уплотнительной прокладки из маслостойкой резины. На верхней плоскости пробки (1) закреплен магнит (6). На нижней плоскости пробки (1) размещено отверстие (7) для винта, удерживающего защитную заглушку. Шланговая насадка выполнена в виде штуцера с наружной резьбой. В резьбовом конце штуцера сделаны пазы, глубина которых вдвое меньше, чем пазов на пробке (1). На шланговую насадку надет отрезок шланга. Штуцер выполнен с возможностью введения зубцов в пазы (3) пробки (1) и поворота ее по резьбе при повороте штуцера. Пазы пробки (1) выполнены с возможностью пропуска сливаемого масла в штуцер и шланг. Технический результат заключается в безопасном выполнении замены масла и предотвращении его разбрызгивания. 2 ил.
Пробка поддона картера, представляющая собой стальной цилиндр, содержащий наружную резьбу, шланговую насадку и отрезок шланга, причем в нижнем основании пробки высверлено продольное отверстие, образующее стенки, разделенные на четное количество равных секторов, которые через один удалены, формируя чередующиеся зубцы и пазы одинакового размера по окружности, поперек пробки по ее окружности прорезана канавка для кольцевой уплотнительной прокладки из маслостойкой резины; на верхней плоскости пробки закреплен магнит, на нижней ее плоскости размещено отверстие для винта, удерживающего защитную заглушку, шланговая насадка выполнена в виде штуцера с наружной резьбой, в резьбовом конце которого сделаны аналогичные пазы, глубина которых вдвое меньше, чем на пробке, на шланговую насадку надет отрезок шланга, штуцер выполнен с возможностью введения зубцов в пазы пробки и поворота ее по резьбе при повороте штуцера, а пазы пробки выполнены с возможностью пропуска сливаемого масла в штуцер и шланг.
ПРОБКА ПОДДОНА КАРТЕРА | 2023 |
|
RU2829245C1 |
Устройство для слива жидкости из емкостей | 1988 |
|
SU1602855A1 |
СЛИВНАЯ ПРОБКА | 1991 |
|
RU2027868C1 |
Горелка для сжигания угольной пыли | 1949 |
|
SU86243A2 |
US 7427181 B2, 23.09.2008 | |||
US 4269237 A, 26.05.1981. |
Авторы
Даты
2025-04-28—Публикация
2024-11-19—Подача