Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии и может быть использовано у пациентов с целью профилактики стоматологических заболеваний и лечения воспалительными заболеваниями пародонта (ВЗП).
Повышение уровня стоматологического здоровья является одной из наиболее актуальных задач современного здравоохранения. Распространенность кариеса и воспалительных заболеваний пародонта по данным эпидемиологических исследований группы экспертов ВОЗ в мире достигает 98%, причем отсутствует тенденция к снижению показателей распространенности данных заболеваний как в странах с высоким уровнем жизни, так и в промышленно развивающихся государствах (А.И. Булгакова , 2022; Ziller S. et al., 2021). Следовательно, мероприятия, направленные на повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний, а также лечение развившихся воспалительных заболеваний пародонта (гингивита, пародонтита) имеют важную медико-социальную значимость. Наиболее эффективными мероприятиями признаны те, в основу которых положен правильный и систематический уход за полостью рта, в рамках которого значимое место отводится индивидуальной гигиене полости рта (Макеева И.М. с соавт., 2017). Однако необходимо отметить ряд сложностей, с которыми сталкивается лечащий врач при формировании стабильного режима гигиены полости рта у стоматологических пациентов: пациенты достаточно быстро забывают рекомендации стоматолога по уходу за полостью рта, изменение поведенческих привычек носят кратковременный характер, пациенту сложно осознать важность проводимых индивидуальных гигиенических мероприятий в долгосрочной перспективе.
В связи с изложенным выше, разработка способа формирования мотивации пациентов к индивидуальной гигиене полости рта является социально-значимой медицинской задачей.
На сегодняшний день при помощи инновационных технологий врачи стоматологи могут донести всю необходимую информацию по гигиене полости рта населению, используя технологии искусственного интеллекта. Одним из методов искусственного интеллекта является применение чат-ботов. Чат-бот – это специально разработанная программа, которая имитирует общение людей и предназначена для поддержки ситуативного диалога с пользователем. Чат-боты используются на сайтах, в мессенджерах, социальных сетях для автоматических ответов на ряд вопросов без участия людей. Как правило, чат-бот программируют для ответов на самые частые вопросы и выполнение типовых действий. С нашей точки зрения использование чат-ботов в стоматологии существенным образом может изменить уровень мотивации к проведению ряда процедур. Чат-бот в стоматологии позволит облегчить нагрузку на врачей, а также более эффективно решать проблемы пациентов и давать им необходимые советы или рекомендации по вопросам индивидуальной гигиены полости рта. Одним из видов чат-бота является Telegram-бот. Он помогает выполнять разные действия: обучать и тестировать, спрашивать и отвечать, транслировать и агрегировать, встраиваться в другие сервисы и платформы, взаимодействовать с датчиками и вещами, подключенными к интернету. Популярность данного мессенджера возрастает с каждым днем из-за удобства в пользовании и понятного интерфейса.
Известен способ повышения эффективности индивидуальной гигиены полости рта путем проведения контролируемой чистки зубов (Клинические рекомендации, СтАР, 2013). Контролируемая чистка зубов – это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии врача-стоматолога. В первое посещение проводится обработка зубов пациента окрашивающим средством, определение гигиенического индекса, демонстрация пациенту с помощью зеркала мест наибольшего скопления зубного налета, чистка зубов привычным для пациента способом, повторное определение гигиенического индекса, оценка эффективности чистки зубов (сравнение показателей индекса гигиены до и после чистки зубов), демонстрация пациенту с помощью зеркала окрашенных участков, где зубной налет не был удален при чистке, демонстрация правильной техники чистки зубов на моделях, рекомендации пациенту по коррекции недостатков гигиенического ухода за ртом, использованию зубных нитей и дополнительных средств гигиены. В следующее посещение проводится определение гигиенического индекса, при неудовлетворительном уровне гигиены рта — повторение процедуры. Пациента информируют о необходимости являться на профилактический осмотр к врачу раз в 6 месяцев. Недостатком указанного способа является кратковременный эффект проводимого обучения, отсутствие необходимости в долгосрочной перспективе демонстрировать лечащему врачу результаты индивидуальной гигиены, проводимой в домашних условиях.
Известен способ мотивационного интервьюирования стоматологических больных в амбулаторной стоматологической практике, основанный на принципах мотивационного интервьюирования, отличающийся тем, что предварительно у пациента проводят психологические тестирования, определяя уровень тревожности и самоэффективности, на основании которых определяют количество приемов, на которых перед стоматологическим вмешательством будет проведено мотивационное интервьюирование. Задачей изобретения авторов является обеспечение проведения стоматологического лечения в полном объеме у пациентов, испытывающих психоэмоциональное напряжение перед стоматологическим приемом. Недостатком указанного способа является сложность его использования в рамках профилактических мероприятий, способ эффективен только на этапах лечения (Анисимова Н.Ю., Анисимова Е.Н., Рабинович С.А., Сирота Н.А., 2014).
Задача, на решение которой направлен предложенный способ заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на формирование мотивации пациентов к индивидуальной гигиене полости рта.
Поставленная задача решается тем, что во время стоматологической консультации при наличии информированного согласия пациентов и подписании согласия об использовании персональных данных, проводится видеозапись обучающих мероприятий по уходу за полостью рта, включающая 5 видеороликов, а именно стандартный метод чистки зубов, использование индикатора для выявления и контроля налета на поверхности зубов, методика чистки апроксимальных поверхностей зубов ершиком и флоссом, чистка языка скребком, обучение осуществляется стоматологом, после чего пациент подключается к чат-боту по ссылке приглашению, что обеспечивало доступ к персонализированному видео, демонстрирующего методики ухода за полостью рта, записанные при проведении стоматологической консультации данного пациента. Пациент взаимодействовал с чат-ботом с помощью приложения на телефоне или компьютере. Доступ для работы с чат-ботом пользователь получал по уникальному ID пользователя.
В ходе проекта использовались следующие основные подходы к реализации пользовательского интерфейса для работы с чат-ботом. Для работы с чат-ботом необходим доступ в интернет. Приложение для работы с чат-ботом должно осуществляло следующие функции: реализацию взаимодействия с пользователями командами (/start, /help; реализацию взаимодействия с пользователями средствами дополнительной клавиатуры-меню для доступа к видео материалу; реализацию взаимодействия с пользователями средствами встроенной диалоговой клавиатуры; получение и обработку сообщения, отправленного пользователем на стороне сервера; получение информации из базы данных путем выполнения запросов с полученными параметрами.
Преимуществами заявленного способа является следующее: чат-бот мотивирует пользователя внимательно относиться гигиене полости рта, чат-бот предоставляет персонализируемые видео для каждого пациента в виде кратких методических рекомендаций по уходу за полостью рта, находится в постоянном взаимодействие с пользователем 24/7, всю историю взаимодействия с чат-ботом можно сохранить для доступа в офлайн режиме.
Клинический пример. Исследование проводилось на группе пациентов стоматологической клиники. В исследование участвовало 50 пациентов.
Был создан Telegram-бот (специальный аккаунт, созданный для автоматического обрабатывания и отправления сообщений). Каждый пациент взаимодействовал с чат-ботом с помощью приложения на телефоне или компьютере. Доступ для работы с чат-ботом пользователь получал по уникальному ID пользователя. Контроль уровня гигиены полости рта оценивали с помощью индекса Грина-Вермильона до лечения и через 6 месяцев после начала участия пациента в программе. Упрощенный индекс гигиены полости рта (OHI-S) заключается в оценивании площади поверхности зуба, покрытой налетом и /или наддесневым зубным камнем. С целью определения индекса обследовали щечную поверхность зубов 16 и 26, губную поверхность зубов 11 и 31, язычную поверхность зубов 36 и 46. В ходе исследования выявлено, что на момент первичного обследования пациента индекс составил 1,34±0,08, через 6 месяцев гигиена полости существенно улучшилась, индекс гигиены составил 0,48±0,06.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИНДЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА | 2006 |
|
RU2307593C1 |
Современный метод чистки зубов у инвалидов по слуху | 2017 |
|
RU2636857C1 |
Способ коучинга по формированию стоматологической активности пациентов | 2015 |
|
RU2617266C1 |
Способ оценки степени комплаентности в ходе стоматологического вмешательства | 2018 |
|
RU2689706C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УХОДА ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА У ПАЦИЕНТОВ С НЕСЪЕМНОЙ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКОЙ | 2012 |
|
RU2493778C1 |
СПОСОБ ИНДЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА | 2022 |
|
RU2801671C1 |
Способ профилактики стоматологических заболеваний у детей с расстройствами аутического спектра (РАС) | 2019 |
|
RU2718273C1 |
Способ реабилитационной коррекции мелкой моторики руки | 2015 |
|
RU2616338C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИНГИВИТА | 2016 |
|
RU2623048C1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ ПОЛОСКАНИЯ ПОЛОСТИ РТА ДЛЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА | 2005 |
|
RU2295967C1 |
Настоящее изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии. Может применяться для профилактики воспалительных заболеваний пародонта у пациентов посредством использования чат-ботов. Способ включает в себя видеозапись обучающих материалов по уходу за полостью рта, запись которых проводит стоматолог на стоматологической консультации. Обучающие материалы содержат информацию о чистке зубов, использовании индикатора для выявления налета на поверхности зубов, чистке апроксимальных поверхностей зубов ершиком и флоссом, чистке языка скребком. Затем посредством чат-бота пациенту по уникальному ID предоставляет доступ к персонифицированному видео, демонстрирующему обучающие мероприятия по уходу за полостью рта и записанные при проведении стоматологической консультации данного пациента. При этом контроль уровня гигиены полости рта оценивают с помощью индекса Грина-Вермильона (OHI-S) до начала лечения и через 6 месяцев после начала участия пациента в программе, при этом OHI-S оценивает как площадь поверхности зуба, покрытой налетом и/или наддесневым зубным камнем, для этого обследуют щечную поверхность зубов 16 и 26, губную поверхность зубов 11 и 31, язычную поверхность зубов 36 и 46. Способ повышает эффективность индивидуальной гигиены полости рта и способствует снижению воспалительных заболеваний пародонта. 1 пр.
Способ профилактики воспалительных заболеваний пародонта у пациентов посредством использования чат-ботов, включающий видеозапись обучающих мероприятий по уходу за полостью рта, проводимую на стоматологической консультации, отличающийся тем, что стоматолог проводит видеозапись обучения из 5 видеороликов, а именно: чистка зубов, использование индикатора для выявления налета на поверхности зубов, чистка апроксимальных поверхностей зубов ершиком и флоссом, чистка языка скребком, далее пациента подключают к чат-боту по ссылке-приглашению и идентификационному номеру ID, при этом чат-бот предоставляет доступ к персонифицированному видео, демонстрирующему обучающие мероприятия по уходу за полостью рта и записанные при проведении стоматологической консультации данного пациента, затем пользователь взаимодействует с чат-ботом, который предоставляет видео по уникальному ID пользователя, персонализируемое видео для каждого пациента, при этом историю взаимодействия с чат-ботом можно сохранить в офлайн режиме с помощью приложения на телефоне или компьютере, при этом контроль уровня гигиены полости рта оценивают с помощью индекса Грина-Вермильона (OHI-S) до начала лечения и через 6 месяцев после начала участия пациента в программе, при этом OHI-S оценивает как площадь поверхности зуба, покрытой налетом и/или наддесневым зубным камнем, для этого обследуют щечную поверхность зубов 16 и 26, губную поверхность зубов 11 и 31, язычную поверхность зубов 36 и 46.
Современный метод чистки зубов у инвалидов по слуху | 2017 |
|
RU2636857C1 |
Способ коучинга по формированию стоматологической активности пациентов | 2015 |
|
RU2617266C1 |
Герасимович И.С | |||
Основные принципы и психология общения врача стоматолога с пациентами стоматологической клиники | |||
Техника мотивации пациентов к комплексному лечению заболеваний полости рта | |||
Екатеринбург: УГМА, 2000, с | |||
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы | 1923 |
|
SU12A1 |
AINUL AULIYAH A | |||
Information technology-based educational video |
Авторы
Даты
2025-06-03—Публикация
2023-10-31—Подача