Изобретение относится к медицине, конкретно к стоматологии. Данное изобретение может быть использовано для профилактики и лечения кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта.
Кариес зубов и болезни пародонта в последние годы стремительно прогрессируют. Современный уровень знаний позволяет снизить и предупредить развитие кариеса и болезни пародонта. Задачей врача-стоматолога является грамотное применение методов профилактики стоматологических заболеваний [Улитовский С.Б. 2001]. К сожалению низкая санитарная культура населения и отсутствие мотивации к гигиене полости рта приводит к росту данной патологии [Улитовский С.Б. 2002]. Решением этой проблемы может быть грамотный подход к гигиене полости рта, так как именно индивидуальная гигиена в стоматологии является одним из основных показателей стоматологической культуры.
Инвалиды по слуху особо уязвимы в вопросах стоматологического просвещения и это обстоятельство влечет за собой низкий уровень гигиенических стоматологических знаний. Высокий уровень стоматологической заболеваемости у инвалидов по слуху является результатом низкой организации стоматологической помощи данному контингенту [Пригодин С.Н., Сирак С.В., Максимова Е.М. 2007].
Глухонемые пациенты воспринимают информацию особенно. Особенности восприятия обусловлены: трудностями взаимодействия с окружающими людьми, меньшей скоростью приема и переработки информации, меньшим объемом информации, сохраняющимся в памяти, затруднениями в формировании словесных обобщений, повышенной утомляемостью и высокой истощаемостью [Частный С.И. 2007]. В практической работе врачу-стоматологу очень тяжело донести до глухонемого пациента информацию о том, что в течение всей своей жизни он чистит свои зубы неправильно и требуются изменения привычек в гигиене полости рта.
Для этого необходимо не только показать, но и обучить глухонемых пациентов методам чистки зубов.
Для того чтобы донести необходимую информацию по гигиене полости рта, необходимы новые, современные методы. Обучить человека с нарушением слуха гигиене полости рта - значит помочь ему найти свое место в жизни, уверенно себя чувствовать в трудовой деятельности, в общении.
Существующий способ чистки зубов, а именно стандартный метод, как наиболее распространенный, имеет ряд недостатков для данного контингента:
1. Словесной и иллюстрированной информации недостаточно для усвоения метода чистки зубов инвалидам по слуху.
2. Для лучшего усвоения информации данному контингенту необходим тактильный контакт.
3. Движения зубной щеткой могут привести к травматизации десны.
4. Недостаточно хорошо очищаются оральные поверхности зубов.
Кроме того, современный инновационный метод iTOP для глухонемых пациентов также имеет отрицательные свойства:
1. Постоянный визуальный контакт необходим глухонемым пациентам для усвоения метода чистки зубов.
3. Визуальная информация и обучение гигиене полости рта должны быть доступны, просты в использовании и наглядны.
С этой целью был разработан метод чистки зубов для инвалидов по слуху. За основу обучения гигиене полости рта у данного контингента мы брали авторскую методику iTOP: «Touch to teach» - «Учись играючи» (обучение через прикосновение). Данная методика была видоизменена и адаптирована к инвалидам по слуху. Результатом предлагаемого метода чистки зубов является доступность, простота в применении, наглядность и, как следствие, снижение развития кариеса и болезней пародонта.
Простые, доступные и самое главное наглядные способы ухода за полостью рта дают хорошие результаты в обучении гигиене полости рта данному контингенту.
Способ выполняют следующим образом.
Глухонемые пациенты со своими средствами и предметами гигиены полости рта, а также со своими телефонами на приеме у врача-стоматолога перед зеркалом демонстрируют свой метод чистки зубов, с последующим контролем с помощью 2% раствора метиленового синего. Данный этап снимают на видеокамеру их собственного телефона. При совместном просмотре их собственного видео указывают ошибки и недочеты по методу чистки зубов. После этого инвалидам по слуху на модели демонстрируют чистку зубов с помощью предлагаемого метода чистки зубов, а контактные поверхности - с помощью стоматологических ершиков.
Чистку зубов начинают с оральной поверхности зубов нижней челюсти. Зубную щетку располагают параллельно оси зуба, при этом ручка зубной щетки на верхней челюсти направлена вниз, на нижней челюсти вверх. Щетинки щетки располагаются на середине коронки зуба. Перекатывающими движениями очищают оральные поверхности. Количество движений - не менее 10 на каждом зубе.
Аналогично очищают вестибулярную и жевательную поверхности нижней челюсти и оральную, вестибулярную и жевательную поверхности верхней челюсти.
Правильные движения отрабатывают под наблюдением врача стоматолога на модели.
Данный этап фиксируют на камеру их собственного телефона.
Далее глухонемые пациенты собственными средствами и предметами гигиены полости рта демонстрируют предлагаемый метод чистки зубов, одновременно с этим врач-стоматолог своей рукой обхватывает руку пациента и перед зеркалом помогает инвалидам по слуху совершать правильные движения зубными щетками и зубными ершиками. Это записывают на видеокамеры телефонов пациентов.
После этого повторно контролируют гигиену полости рта с помощью 2% раствора метиленового синего и с помощью зеркала демонстрируют пациенту гигиеническое состояние полости рта, особенно тех участков, которые плохо прочищались. Это записывают на видеокамеры телефонов пациентов.
При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют и каждый раз определяют гигиеническое состояние полости рта.
Видеозапись данному контингенту необходима для того, чтобы в домашних условиях отрабатывать правильные движения зубной щеткой и зубными ершиками. Окрашивание 2% раствором метиленовым синим необходимо для выявления тех участков зубов, которые при чистки зубов плохо очищаются. Наглядные способы обучения методам чистки зубов являются самыми оптимальными для данного контингента, а просмотр собственного видео с их телефона дает им возможность совершать правильные движения зубными щетками и ершами. Перекатывающие движения зубной щеткой дают возможность максимально удалить налет со всех поверхностей зубов, без травматизации десны. Данные движения просты для запоминания и эффективны в плане профилактики кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта, что крайне важно данному контингенту.
Клинический случай:
Предлагаемый способ разрабатывался в течение многих лет. Для оценки клинических данных использовали индекс гигиены (ГИ) упрощенный индекс Green, Vermillion (OHI-S) (1964), папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) Parma (1960).
Сравнительная таблица данных индексов гигиены до и после программы профилактики, в которой предлагаемый метод чистки зубов является основным, приведена в таблице 1.
Из таблицы видно, что, используя программу профилактики и предлагаемый метод чистки зубов, через 6 месяцев значительно улучшился индекс гигиены и снизились показатели папиллярно-маргинально-альвеолярного индекса; через 12 месяцев после применения программы профилактики и предлагаемого метода чистки зубов показатели индекса гигиены и папиллярно-маргинально-альвеолярного индекса несколько ухудшились, но показатели остались выше первоначальных.
Таким образом, используя программу профилактику и предлагаемый метод чистки зубов, можно значительно снизить и предупредить развитие кариеса и болезни пародонта.
Формула изобретения
Глухонемые пациенты со своими средствами и предметами гигиены полости рта, а также со своим телефонами приглашались на прием к врачу-стоматологу. Затем перед зеркалом демонстрировали свой метод чистки зубов, с последующим контролем с помощью 2% раствора метиленового синего. Данный этап снимали на видеокамеру их собственного телефона. При совместном просмотре их собственного видео указывались ошибки и недочеты по методу чистки зубов. После этого инвалидам по слуху на модели демонстрировали, как правильно очищать зубы с помощью предлагаемого метода чистки зубов, а контактные поверхности - с помощью стоматологических ершиков.
Чистка зубов начинается с оральной поверхности зубов нижней челюсти. Зубная щетка располагается параллельно оси зуба, при этом ручка зубной щетки на верхней челюсти направлена вниз, на нижней челюсти вверх. Щетинки щетки располагаются на середине коронки зуба. Перекатывающими движениями очищаются оральные поверхности. Количество движений - не менее 10 на каждом зубе.
Аналогично очищаются вестибулярная и жевательные поверхности. Правильные движения отрабатывались под наблюдением врача стоматолога на модели.
Данный этап фиксировали на камеру их собственного телефона.
Далее глухонемые пациенты брали свои средства и предметы гигиены полости рта и демонстрировали предлагаемый метод чистки зубов, но при этом врач стоматолог своей рукой обхватывал руку пациента и перед зеркалом помогал инвалидам по слуху совершать правильные движения зубными щетками и зубными ершиками. Этап снимали на видео их телефона.
После этого повторно контролировалась гигиена полости рта с помощью 2% раствора метиленового синего и вновь с помощью зеркала демонстрировали пациенту гигиеническое состояние полости рта, особенно тех участков, которые плохо прочищались. Этап снимали на видео их телефона.
При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяли и каждый раз определяли гигиеническое состояние полости рта.
Источники информации
1. Пригодин С.Н., Сирак С.В., Максимова Е.М. Оценка состояния твердых тканей зубов у взрослых жителей Ставропольского края/ Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Средства и способы профилактики в стоматологии». Сборник научных трудов. - М., 2007. - С. 77-78.
2. Улитовский С.Б. Пути профилактики кариеса / С.Б. Улитовский // Новое в стоматологии, 2002 - №2 - с. 32-36.
3. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первый шаг в профилактике стоматологических заболеваний // «Труды VII Всероссийского съезда стоматологов». М., 2001. с. 353-355.
4. Частный С.И. Вопросы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в современных условиях / С.И. Частный // Сборник материалов научно-практической конференции, Хабаровск, 2007. - С. 14.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ прогнозирования негативных последствий в полости рта при ортодонтическом лечении зубочелюстных аномалий несъемной техникой | 2014 |
|
RU2639476C2 |
СПОСОБ ИНДЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА | 2022 |
|
RU2801671C1 |
Способ оценки степени комплаентности в ходе стоматологического вмешательства | 2018 |
|
RU2689706C1 |
СПОСОБ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ | 2020 |
|
RU2750909C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ПОДГОТОВКЕ К САНАЦИИ ПОЛОСТИ РТА | 2018 |
|
RU2741364C2 |
Способ лечения пародонтита средней степени тяжести у пациентов после перенесенной коронавирусной инфекции | 2022 |
|
RU2785010C1 |
СПОСОБ ИНДЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА | 2006 |
|
RU2307593C1 |
Способ оценки состояния полости рта по фото и/или видеофиксации для выбора средств гигиены | 2019 |
|
RU2728259C1 |
Способ коучинга по формированию стоматологической активности пациентов | 2015 |
|
RU2617266C1 |
Средство индивидуальной гигиены полости рта для детей с подтвержденным диагнозом целиакия и способ его использования | 2022 |
|
RU2803445C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и предназначено для использования при профилактике и лечении кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта у инвалидов по слуху. Глухонемые пациенты со своими средствами и предметами гигиены полости рта, а также со своими телефонами на приеме у врача-стоматолога перед зеркалом демонстрируют свой метод чистки зубов, с последующим контролем с помощью 2% раствора метиленового синего. Данный этап снимают на видеокамеру их собственного телефона. При совместном просмотре их собственного видео указывают ошибки и недочеты по методу чистки зубов. После этого инвалидам по слуху на модели демонстрируют чистку зубов с помощью предлагаемого метода чистки зубов, а контактные поверхности с помощью стоматологических ершиков. Чистку зубов начинают с оральной поверхности зубов нижней челюсти. Зубную щетку располагают параллельно оси зуба, при этом ручка зубной щетки на верхней челюсти направлена вниз, на нижней челюсти вверх. Щетинки щетки располагаются на середине коронки зуба. Перекатывающими движениями очищают оральные поверхности. Количество движений - не менее 10 на каждом зубе. Аналогично очищают вестибулярную и жевательную поверхности. Способ, за счет наглядных приемов ухода, позволяет обучить гигиене полости рта инвалидов по слуху и значительно снизить и предупредить развитие кариеса и болезни пародонта. 1 табл., 1 пр.
Современный метод чистки зубов у инвалидов по слуху, заключающийся в очищении оральной поверхности зубов нижней и верхней челюстей перекатывающими движениями с количеством повторений не менее 10 на каждом зубе путем направления зубной щетки параллельно оси зуба и расположением щетинок щетки на середине коронки зуба, причем на верхней челюсти ручку зубной щетки направляют вниз, а на нижней челюсти ручку зубной щетки направляют вверх, отличающийся тем, что сначала глухонемые пациенты своими средствами и предметами гигиены полости рта перед зеркалом демонстрируют чистку зубов, сопровождающуюся видеосъемкой на камеру их собственного телефона, с последующим контролем с помощью 2% раствора метиленового синего, далее при совместном просмотре записанной видеосъемки врач-стоматолог указывает ошибки и недочеты направления и движения зубной щетки и на модели демонстрирует, как правильно очищать зубы, записывая это на видеокамеру телефона, далее инвалиды по слуху собственными средствами и предметами гигиены полости рта демонстрируют чистку зубов, одновременно с этим врач-стоматолог своей рукой обхватывает руку пациента и перед зеркалом помогает инвалидам по слуху совершать правильные движения зубными щетками и зубными ершиками, записывая это на видеокамеру телефона, затем повторно контролируют гигиену полости рта с помощью 2% раствора метиленового синего и далее с помощью зеркала демонстрируют пациенту гигиеническое состояние полости рта, особенно тех участков, которые плохо прочищались, одновременно делая видеосъемку.
WO 2011049886 A1, 28.04.2011 | |||
RU 2013106697 A1, 20.08.2014 | |||
КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ЧИСТКИ ЗУБОВ | 2011 |
|
RU2605836C2 |
Зюлькина Л.А | |||
и др | |||
Распостраненность и интенсивность кариеса и болезней пародонта у инвалидов по слуху в Пензенском регионе, Медицинские науки | |||
Гигиена и организация здравоохранения, 4 (36), 2015, с | |||
Ударно-долбежная врубовая машина | 1921 |
|
SU115A1 |
УЛИТОВСКИЙ С.Б., ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА | |||
Учебное пособие, 2005, с | |||
Прибор, автоматически записывающий пройденный путь | 1920 |
|
SU110A1 |
Авторы
Даты
2017-11-28—Публикация
2017-02-13—Подача