Изобретение относится к военной технике, в частности к области самоходных машин, оснащенных средствами пассивной и (или) активной защиты от поражающего воздействия огневых средств противника и предназначенных для выполнения различных задач в качестве средств боевого применения и средств обеспечения.
Известна плавающая бронированная гусеничная машина, содержащая многокапсульный герметичный корпус с люками и проемом для прохода десанта, силовую установку с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), гусеничный движитель с приводом от ДВС и стрелковое оружие. В нижней неподвижной части корпуса машины смонтирован водоходный движитель, а в передней части корпуса - поворотная башня с вооружением. Для привода водоходного движителя используется электродвигатель и аккумуляторная батарея (АКБ), устанавливаемые на машину перед форсированием водной преграды (RU 2576070 С2, F41H 7/00, 27.02.2016).
Недостатком этой машины является отсутствие автономности ее работы, обусловленное применением съемной аккумуляторной батареи и съемного приводного электродвигателя, а также пониженная живучесть по причине повышенных габаритных размеров многокапсульного корпуса, а также большая масса машины.
Известна также самоходная установка разминирования, содержащая три бронированные секции. Центральная секция размещена между двумя моторно-трансмиссионными секциями. Передняя моторно-трансмиссионная секция снабжена отделением управления с основным пультом управления пусковым оборудованием, а задняя моторно-трансмиссионная секция снабжена дублирующим пультом управления пусковым оборудованием. Центральная секция снабжена катками для ее перемещения, телескопическими опорами, пусковым оборудованием, зарядами разминирования и дублирующим пультом управления (RU 2206048 C1, F41H 11/16, 10.06.2003).
Эта установка имеет более высокую живучесть за счет того, что при повреждении передней моторно-трансмиссионной секции задняя моторно-трансмиссионная секция имеет возможность сцепляться с центральной секцией. В этом случае оператор пускового оборудования может осуществлять пуск зарядов разминирования с помощью дублирующего пульта управления, что приводит повышению живучести и защищенности установки от воздействия огневых средств противника.
Недостатком этой установки является сложность конструкции. Кроме того, указанное повышение живучести и защищенности невелико, поскольку сохранение работоспособности установки обеспечивается только при повреждении одной моторно-трансмиссионной секции. В то же время применение двух моторно-трансмиссионных секций приводит к увеличению массы и размеров машины с соответствующим увеличением вероятности ее поражения огневыми средствами противника.
Кроме того, известна самоходная бронированная гусеничная машина, способная преодолевать водные преграды в надводном и в полностью погруженном положениях. Она содержит герметичный корпус, водоходные движители, систему сообщения заброневого объема корпуса с атмосферой, балластные цистерны, компрессор, гидролокатор, средства навигации и систему видеонаблюдения. Машина имеет автономную систему энергообеспечения на основе аккумуляторных батарей для осуществления возможности движения машины в полностью погруженном положении. Датчики глубины погружения и следящая система регулирования глубины погружения и угловой стабилизации обеспечивают поддержание заданной глубины при малом запасе плавучести за счет использования водоходных движителей с изменяемым вектором тяги (RU 2326769 С2, B60F 3/00, 20.06.2008).
Недостатком этой машины является недостаточно высокая живучесть и недостаточный уровень ее защиты от поражающего воздействия огневых средств противника, поскольку необходимость обеспечения плавучести машины ограничивает возможности усиления ее броневой защиты и при этом не предусмотрена реализация каких-либо дополнительных средств защиты.
Наиболее близкой к предложенной является самоходная машина, содержащая броневой корпус, бортовой источник энергии, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания и (или) тяговой аккумуляторной батареи, трансмиссию, движитель, подвеску, функциональное оборудование и систему управления. В вариантах машины предусмотрена реализация колесно-гусеничной ходовой части с размещением тяговых электродвигателей опорных катках, обеспечение возможности передвижения по дну водной преграды, использование водометов для откачки воды из корпуса, применение в трансмиссии электромашин с высокой удельной мощностью, применение тяговых электродвигателей с номинальной мощностью, превышающей мощность ДВС, исключение тормозного резистора или его объединение с силовой частью системы управления (RU 2777124 C1, B62D 49/06, F41H 7/02, 08.01.2022).
В этой самоходной машине достигается повышение уровня защиты от поражающего воздействия огневых средств противника.
К ее недостаткам относится отсутствие реализации комплекса мер, направленных на повышение живучести самоходной машины, в том за счет рационального перераспределения массы машины в пользу усиления средств ее защиты.
Из анализа аналогов и прототипа следует, что в предшествующем уровне техники не решена техническая проблема создания самоходной машины, оснащенной защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, обладающей одновременно высокой живучестью и небольшой массой. Задачей настоящего изобретения является создание такой машины.
Техническим результатом предложенной группы изобретений является повышение живучести самоходной машины, оснащенной защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, без увеличения ее массы.
Живучесть определяется уязвимостью жизненно важных систем самоходной машины по отношению к поражающим факторам средств поражения и обеспечивается, в частности, «должной прочностью конструкции ВВСТ, броневой защитой, уменьшением габаритных размеров, приданием образцам военной техники форм, способствующих снижению заметности в оптическом и радио диапазонах частот, нанесением маскировочной окраски, а также созданием конструкций, устойчивых к воздействию ударной волны, проникающей радиации и высокой температуры, установкой дублирующих источников энергии, органов управления и других жизненно важных систем, наличием специальной защиты экипажа» (Война и мир в терминах и определениях (словарь) / под общ. ред. Д.О. Рогозина. - М: изд-во ПоРог, 2004. - 154 с.).
Под живучестью подразумевается способность самоходной машины сохранять и (или) быстро восстанавливать по меньшей мере ограниченную возможность выполнять заданные функции (возможность выполнять задачи в соответствии с предназначением) в условиях всех видов воздействия противника и прочих факторов, не предусмотренных условиями нормальной эксплуатации. Поэтому технические решения предложенной группы изобретений направлены как на повышение защиты машины, так и ее прочих характеристик, влияющих на уязвимость жизненно важных систем самоходной машины и на сохранение хотя бы пониженных возможностей выполнения поставленных задач.
В первую очередь рассматривается повышение живучести самоходной машины от поражающего воздействия дронов, в том числе FPV (First Person View), именуемых также беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), которые содержат боевые части или приспособлены для сброса боеприпасов ручных гранат, мин, гранатометных выстрелов и т.п. К ним относятся, в частности, барражирующие боеприпасы, именуемые также дронами-камикадзе.
Далее в тексте под защитой от дронов подразумевается защита от поражающего воздействия боевых частей дронов или боеприпасов, сбрасываемых дронами.
В тексте также под отсутствием увеличения общей массы самоходной машины подразумевается отсутствие не незначительного, а существенного увеличения этой массы, которое может привести к ухудшению характеристик маневренности и управляемости машины. Если машина является плавающей, то под отсутствием увеличения массы машины подразумевается отсутствие изменения массы, приводящего к потере ее плавучести.
На самоходной машине, далее в тексте именуемой также «машиной», оснащенной защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, содержащей корпус или остов, бортовой источник энергии, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и (или) тяговой аккумуляторной батареи (АКБ), трансмиссию, движитель, подвеску, функциональное оборудование и систему управления ДВС, трансмиссией и функциональным оборудованием, поставленная задача решается благодаря тому, что на этой машине во всех вариантах ее реализации дополнительно установлены средства активной и (или) пассивной защиты от дронов, обеспечивающие повышение ее живучести при поражающем воздействии огневых средств противника. Причем при установке средств защиты от дронов, имеющих определенную массу, дополнительно реализован ряд технических решений, обеспечивающих снижение массы какой-либо составной части машины, что обеспечивает перераспределение общей массы машины в пользу средств ее защиты. В различных вариантах технической реализации машины:
- по меньшей мере одно средство защиты от дронов реализовано в виде противодроновой или противокумулятивной сетки-решетки, закрывающей по меньшей мере часть верхней полусферы машины, защитного экрана, средства радиоэлектронного подавления приемников навигационных сигналов и (или) сигналов управления дронами (барражирующими боеприпасами), радиоэлектронного или оптико-электронного средства, обеспечивающего преждевременное срабатывание их взрывателей, и (или) комплекса активной защиты;
- если машина является реактивной установкой взрывного разминирования, то ее система управления обеспечивает управление электромеханическим и (или) электрогидравлическим приводом механизма подъема и опускания пусковой направляющей, пуском реактивных двигателей и подрывом зарядов разминирования, причем реактивные двигатели оснащены электрически управляемыми аэродинамическими рулями или электродвигателями с воздушными винтами, а система управления дополнительно выполнена с возможностью формирования и передачи на реактивные двигатели сигналов управления, обеспечивающих перемещение заряда разминирования в точку с заданными координатами, или между двумя точками минного поля с заданными координатами, если заряд разминирования выполнен удлиненным;
- реализовано перераспределение массы самоходной машины, являющейся установкой разминирования, реализованной на базе (на шасси) боевой машины пехоты (БМП), в пользу средств ее защиты, заключающееся в замене поворотной башни с орудием и ее боекомплектом на функциональное оборудование установки разминирования и оснащении машины средствами ее активной и (или) пассивной защиты, приспособленными, в частности, для защиты от дронов;
- тяговые электродвигатели электромеханической трансмиссии размещены соосно с бортовыми редукторами и ведущими колесами или звездочками колесно-гусеничной или гусеничной ходовой части самоходной машины и (или) размещены в ее опорных катках совместно с понижающими редукторами и (или) тормозами, а система управления и силовая электрическая часть электромеханической трансмиссии выполнены с возможностью сохранения работоспособности тяговых электродвигателей, оставшихся неповрежденными после поражающего воздействия огневых средств противника;
- тяговые электродвигатели, тормоза и (или) бортовые редукторы электромеханической трансмиссии по меньшей мере частично размещены вне корпуса или остова самоходной машины внутри гусеничного обвода колесно-гусеничной или гусеничной ходовой части, а освободившаяся часть заброневого пространства корпуса или остова использована для размещения средств активной и (или) пассивной защиты самоходной машины и (или) для уменьшения ее размеров;
- обмотки электрических машин и (или) силовые шины электромеханической трансмиссии выполнены из материала, обладающего, по сравнению с медью, меньшей массой при равном электрическом сопротивлении, в частности, из алюминия или омедненного алюминия;
- для охлаждения ДВС и трансмиссии используется одна рабочая жидкость с соответствующим сокращением массы системы охлаждения, благодаря которому реализовано перераспределение массы самоходной машины в сторону усиления средств ее защиты.
В различных вариантах реализации машины перераспределение ее массы в сторону (в пользу) усиления средств защиты этой машины реализовано без увеличения общей массы машины, или без превышения ее предельно допустимой массы, и (или) без ухудшения маневренности и (или) управляемости машины, либо без потери плавучести машины, если она является плавающей.
Указанные отличительные признаки независимых пунктов формулы группы изобретений относятся к объектам одного вида и одинакового назначения к самоходным машинам, оснащенным защитой от поражающего воздействия огневых средств противника и предназначенным для выполнения задач в качестве средств боевого применения и средств обеспечения. Они направлены на получение одного и того же технического результата, а именно на повышение живучести самоходной машины, оснащенной защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, без существенного увеличения ее массы. Техническая взаимосвязь между изобретениями, входящими в группу изобретений, выражена одинаковым особым техническим признаком изобретения, а именно оснащением самоходной машины средствами защиты от дронов.
Повышение живучести самоходной машины путем совершенствования ее пассивной защиты подразумевает увеличение толщины и улучшение свойств брони, изменение формы броневого корпуса, установку противокумулятивных экранов и т.д., что приводит к увеличению ее массы. Установка активных средств защиты - систем оптико-электронного подавления, систем с отстреливаемыми (либо неотстреливаемыми) защитными зарядами и т.д. также увеличивает массу самоходной машины.
Возможности повышения массы самоходной машины ограничены требованиями к ее перевозке различными видами транспорта, в частности воздушным, грузоподъемностью постоянных и временно устанавливаемых мостов и переправ, расходом топлива и, как следствие, запасом хода, средним удельным давлением на грунт и, следовательно, проходимостью по мягким грунтам, необходимостью обеспечения заданных характеристик подвижности, материалоемкостью, влияющей на стоимость производства и эксплуатации и т.д.
По этим причинам реализация признаков изобретения, обеспечивающих снижение массы какой-либо составной части самоходный машины, позволяет использовать освободившийся резерв массы для реализации или совершенствования пассивных и (или) активных средств ее защиты, в том числе защиты от дронов, или иных средств повышения живучести самоходной машины без превышения предельно допустимой или общей массы самоходной машины и, соответственно, находится в прямой причинно-следственной связи с достигаемым техническим результатом.
Отличительные признаки заявленной группы изобретений, кроме перераспределения массы самоходной машины в пользу средств пассивной и (или) активной защиты, направлены также на реализацию альтернативных способов повышения ее живучести, в частности, за счет частичного сохранения боеспособности самоходной машины после поражающего воздействия огневых средств противника, либо снижения вероятности ее поражения.
Самоходная машина в первом варианте ее исполнения выполнена на базе шасси плавающей боевой машины пехоты (БМП) и содержит корпус, функциональное оборудование, выполненное в виде пускового оборудования для размещения и подачи зарядов разминирования на минное поле, бортовой источник энергии, выполненный в виде ДВС и (или) тяговой аккумуляторной батареи, трансмиссию, систему управления, движитель и подвеску. Отличительные признаки этого варианта самоходной машины обеспечивают повышение живучести самоходной машины без увеличения ее массы за счет того, что на этой машине не предусмотрена установка поворотной башни с орудием, а перераспределение масс самоходной машины, обусловленное исключением поворотной башни с орудием и его боекомплектом, осуществлено в пользу средств активной и (или) пассивной защиты, в том числе средств защиты от дронов.
При этом защита от дронов может быть выполнена в виде противодроновой или противокумулятивной сетки-решетки, закрывающей по меньшей мере часть верхней полусферы самоходной машины, защитного экрана, средства радиоэлектронного подавления приемников навигационных сигналов и сигналов управления дронами, радиоэлектронного или оптико-электронного средства, обеспечивающего преждевременное срабатывание их взрывателей, и (или) комплекса активной защиты, также обеспечивает повышение живучести самоходной машины.
Во втором варианте самоходной машины, оснащенной защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, выполненной в виде реактивной установки взрывного разминирования, содержащей корпус, бортовой источник энергии, выполненный в виде ДВС и (или) тяговой аккумуляторной батареи, трансмиссию, систему управления, движитель, подвеску и функциональное оборудование, содержащее направляющую для пуска реактивных двигателей, кассеты для размещения зарядов разминирования и механизм подъема и опускания пусковой направляющей, использующийся для ее перевода из транспортного положения в боевое и обратно, реализация отличительных признаков изобретения предусматривает применение средств защиты от дронов, выполнение реактивных двигателей управляемыми и реализацию системы управления, обеспечивающими доставку заряда разминирования на минное поле в точки с заданными координатами. Благодаря этому исключается необходимость подтягивания заряда разминирования на минное поле, что сокращает время выполнения боевой задачи и, соответственно, повышает живучесть самоходной машины. Кроме того, увеличение массы машины при установке средств защиты от дронов компенсируется снижением этой массы за счет исключения устройств подтягивания заряда разминирования на минное поле, что обеспечивает достижение указанного технического результата.
В третьем варианте защищенной самоходной машины, содержащей корпус или остов, бортовой источник энергии, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания и (или) тяговой аккумуляторной батареи, электромеханическую трансмиссию, систему управления, подвеску и колесно-гусеничную или гусеничную ходовую часть с размещением тяговых электродвигателей трансмиссии соосно с бортовыми редукторами и ведущими колесами или звездочками ходовой части и (или) в ее опорных катках совместно с понижающими редукторами и (или) тормозами, а также выполнение системы управления и силовой электрической части трансмиссии с возможностью сохранения работоспособности неповрежденных тяговых электродвигателей, повышение живучести без увеличения или существенного увеличения массы машины происходит благодаря тому, что после поражающего воздействия огневых средств противника трансмиссия и ходовая часть машины сохраняют частичную работоспособность и машина не теряет (сохраняет) способность к передвижению.
Такая компоновка трансмиссии и ходовой части позволяет также освободить часть заброневого пространства и, соответственно, уменьшить размеры самоходной машины, что в свою очередь позволяет снизить вероятность поражения машины за счет ее меньшей заметности и усилить защиту машины путем применения дополнительных средств активной и (или) пассивной защиты, в том числе от дронов, без увеличения либо без существенного увеличения результирующей массы машины, что также позволяет повысить ее живучесть и обеспечивает достижение указанного технического результата.
Аналогичная причинно-следственная связь между признаками самоходной машины и получаемым техническим результатом достигается в четвертом варианте ее исполнения, в котором реализовано оснащение машины средствами защиты от дронов, а также частичное или полное размещение тяговых электродвигателей, тормозов и (или) бортовых редукторов электромеханической трансмиссии внутри гусеничного обвода вне корпуса самоходной машины. В этом случае повышение живучести самоходной машины без увеличения ее массы достигается за счет более существенного, по сравнению с предыдущим вариантом, освобождения части заброневого пространства корпуса, уменьшения его размеров и машины в целом, а также более широких возможностей для размещения в освободившемся пространстве средств активной и (или) пассивной защиты самоходной машины. Уменьшение размеров корпуса и машины в целом также приводит к перераспределению массы машины в пользу средств ее защиты и обеспечивает достижение необходимого технического результата.
В следующем варианте самоходной машины с электромеханической трансмиссией за счет применения обмоток электрических машин и (или) силовых шин, выполненных из алюминия, алюминиевых сплавов или омедненного алюминия, реализовано уменьшение массы трансмиссии и перераспределение этой массы в пользу средств защиты, в том числе защиты от дронов, что позволяет повысить защищенность и живучесть самоходной машины без увеличения либо без существенного увеличения ее общей массы.
На самоходной машине с бортовым источником энергии в виде ДВС и электромеханической трансмиссией, в состав которой входят тяговые электродвигатели, тяговый генератор, соединенный с ДВС, и по меньшей мере один силовой электронный преобразователь, повышение живучести самоходной машины достигается также благодаря тому, что в системе охлаждения ДВС и трансмиссии используется одна рабочая жидкость с соответствующим сокращением массы системы охлаждения и перераспределением массы самоходной машины в сторону усиления средств ее защиты. В этом случае сокращение массы достигается благодаря использованию общего (одного) бака с охлаждающей жидкости, общего радиатора охлаждения жидкости с вентилятором, общего циркуляционного насоса, общего системы трубопроводов, а также одних элементов контроля температуры и уровня охлаждающей жидкости в системе управления. Усиление средств защиты предусматривает усиление существующих или установку дополнительных средств активной и/или пассивной защиты, что снижает вероятность поражения самоходной машины и соответствующее повышение ее живучести.
Во всех вариантах реализации самоходной машины с электромеханической трансмиссией, содержащей ДВС с тяговым генератором и тяговую АКБ, повышение живучести самоходной машины достигается также благодаря тому, что при отказе или повреждении ДВС машина может продолжать движение при питании тяговых электродвигателей от тяговой АКБ, а при повреждении АКБ движение при питании от ДВС с тяговым генератором.
На самоходной машине могут быть одновременно реализованы отличительные признаки ее различных вариантов, описанных в формуле группы изобретений, что обеспечивает более существенное повышение живучести самоходной машины, оснащенной защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, без увеличения либо без существенного увеличения ее массы. В этих случаях повышение живучести машины достигается не только путем повышения уровня ее защиты, но и путем резервирования ее отдельных жизненно важных узлов и агрегатов, уменьшения габаритных размеров, снижения заметности, дублирования источников энергии, органов управления и т.д.
Техническая сущность и принцип действия предложенных вариантов самоходной машины поясняются чертежом, на котором в качестве примера осуществления заявляемых изобретений показана упрощенная функциональная схема самоходной машины с электромеханической трансмиссией.
Самоходная машина, оснащенная защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, именуемая в тексте также «машиной», в зависимости от ее функционального оборудования, может быть боевым роботом, установкой разминирования, транспортной платформой и т.д.
Роль первичного источника энергии на машине, как правило, выполняет тепловой двигатель газотурбинный двигатель или двигатель внутреннего сгорания (ДВС) 1 с обслуживающими системами питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска, соединенный с тяговым генератором 2 непосредственно или через согласующее или передаточное устройство - механическую упругую, упруго-деформируемую или компенсирующую муфту, карданный вал, механический раздаточный редуктор (мультипликатор), ременную или цепную передачу и т.п., и (или) аккумуляторная батарея (АКБ).
Конструкция машины реализована из условия перераспределения ее массы в пользу средств защиты от дронов. Это обусловлено тем, что дроны (в т.ч. барражирующие боеприпасы) становятся наиболее распространенными средствами поражения самоходных машин и защита от дронов имеет важное значение для повышение живучести самоходных машин, а также является наиболее целесообразной для реализации в условиях ограничений на величину массы как самих машин, так и средств их защиты.
Перераспределение массы при выполнении средств защиты в виде противодроновой или противокумулятивной сетки-решетки, защитного экрана, средства радиоэлектронного подавления приемников навигационных сигналов и сигналов управления дронами (в т.ч. барражирующими боеприпасами), радиоэлектронного или оптико-электронного средства, обеспечивающего преждевременное срабатывание их взрывателей или комплекса активной защиты (например, сеткомета с оптическим, акустическим или радиолокационным обнаружителем дронов) обеспечивает повышение живучести самоходной машины без увеличения либо без существенного увеличения ее массы, поскольку указанные средства защиты обладают необходимой эффективностью при небольшой массе и при этом в конструкции машины приняты меры по снижению массы ее других составных частей.
Электромеханическая трансмиссия машины может именоваться также электрической трансмиссией. Ее тяговый генератор преобразует основную часть механической энергии теплового двигателя в электрическую энергию, которая используется для передвижения машины, работы функционального оборудования, электрического питания вспомогательных устройств (отопления и вентиляции кабины, рабочего освещения), систем контроля и управления машиной и т.д. Трансмиссия может содержать один, два 3, 4 или более тяговых электродвигателей.
Электрические машины и силовые шины электромеханической трансмиссии могут быть выполнены из алюминия или омедненного алюминия, что приводит к уменьшению массы трансмиссии, поскольку при равном электрическом сопротивлении алюминиевые проводники легче медных в 2,17 раза.
В состав трансмиссии входят также передаточные устройства бортовые редукторы 5, 6, карданные валы, муфты и т.д., через которые выходные валы тяговых электродвигателей 3, 4 соединены с ведущими звездочками или ведущими колесами 7, 8 гусеничной, колесной или колесно-гусеничной ходовой части машины.
Между тяговыми электродвигателями 3, 4 и бортовыми редукторами могут быть установлены механические тормоза 9, 10, используемые для поглощения энергии торможения машины, а также в качестве рабочих или стояночных тормозов.
Тяговые электродвигатели электромеханической трансмиссии, с целью освобождения заброневого пространства и повышения живучести самоходной машины путем уменьшения ее размеров, размещения в освободившемся пространстве корпуса средств активной и пассивной защиты самоходной машины или обеспечения возможности передвижения машины при выходе из строя отдельных узлов трансмиссии, могут быть размещены соосно с бортовыми редукторами и ведущими колесами, ведущими звездочками ходовой части самоходной машины, а также могут быть размещены в ее опорных катках совместно с понижающими редукторами и (или) тормозами. С этой же целью тяговые электродвигатели, тормоза и (или) бортовые редукторы могут по меньшей мере частично размещены внутри гусеничного обвода вне корпуса или остова самоходной машины, т.е. могут быть полностью или частично вынесены из корпуса машины.
В этих случаях система управления и силовая электрическая часть электромеханической трансмиссии, в том числе контроллеры тяговых электродвигателей, выполнены с возможностью сохранения работоспособности тяговых электродвигателей, оставшихся неповрежденными после поражающего воздействия огневых средств противника. Это достигается путем установки предохранителей в силовых электрических цепях трансмиссии и отключением сигналов управления поврежденными электродвигателями.
Возможна также реализация гидромеханической или механической трансмиссии. В этих случае ДВС связан с бортовыми редукторами через гидротрансформатор и коробку передач либо через муфту сцепления и коробку передач, а также через главную передачу и бортовые фрикционы.
В качестве несущей системы машины используется ее закрытый или открытый преимущественно бронированный корпус каркасного или бескаркасного типа. В частности, несущий корпус, который служит для размещения и защиты экипажа, личного состава и раненых, а также агрегатов, механизмов и систем машины и ее функционального оборудования. Для достижения требуемой степени защищенности машины при наличии ограничений на ее массу корпус может быть выполнен из легких броневых сплавов.
Водоизмещение корпуса может обеспечивать поддержание машины на плаву в надводном положении. Если машина реализована воздухонезависимой с возможностью передвижения по дну водной преграды, то ее положительная плавучесть не требуется.
Возможна также реализация машины с рамным, полу-рамным или безрамным остовом - с основанием, к которому крепят все агрегаты и механизмы машины, в том числе ее корпус, кузов и т.п.
Движение машины на плаву может обеспечиваться за счет перематывания гусениц или вращения ведущих колес. Для повышения скорости движения на воде возможно также применение водоходного движителя, например, водометов, установленных в кормовой части машины.
Воздухонезависимость машины, не обладающей плавучестью, при ее движении в толще воды или по дну водной преграды обеспечивается при использовании АКБ в качестве источника энергии для тяговых электродвигателей и электрического питания системы управления. При движении машины в подводном положении осуществляется переключение режима работы системы охлаждения электрических машин трансмиссии и силовой части системы управления. Контур их жидкостного охлаждения отключается от воздушного радиатора, а циркуляционный насос этого контура переключается на прокачку забортной воды через систему охлаждения.
Функциональное оборудование машины 11, которое может именоваться рабочим оборудованием, полезной нагрузкой и т.д., может быть комплексом вооружения, пусковым оборудованием установки взрывного разминирования, грузовой платформой, оборудованием для тушения пожаров, грузоподъемным механизмом, оборудованием для копания и перемещения грунта и т.д. Привод функционального оборудования может быть электрическим (от дополнительного электродвигателя), механическим, в том числе от ДВС, гидравлическим или пневматическим.
Возможна реализация функционального оборудования, обеспечивающего доставку заряда разминирования в точку минного поля с заданными координатами, а если заряд разминирования выполнен удлиненным, то между двумя точками минного поля с заданными координатами, в том числе не находящимися на одной линии с установкой разминирования. В этом случае ракетные двигатели, обеспечивающие доставку заряда разминирования, выполнены управляемыми и содержат аэродинамические рули или электродвигатели с воздушными винтами. Для электрического питания приводов рулей или электродвигателей используются провод, соединяющий самоходную машину с зарядом разминирования, или аккумулятор, прикрепленный к этому заряду. При этом система управления или отдельный контроллер, размещенный на заряде разминирования, определяет местоположение заряда с использованием инерциальной или спутниковой системы навигации или получает эту информацию от установки разминирования, реализует функции баллистического вычислителя и формирует сигналы управления вектором тяги реактивных двигателей.
Система управления машины, которая может именоваться также системой электрооборудования, системой контроля и управления и т.п. В общем случае она включает в себя высоковольтную и низковольтную части и содержит один или несколько контроллеров. В частности, главный (ведущий) контроллер, контроллер ДВС 12, контроллер генератора 13, выполненный в виде силового выпрямителя или силового электронного коммутатора или инвертора с соответствующей схемой управления, один или несколько контроллеров тяговых электродвигателей 14, 15, контроллер функционального оборудования 16 и т.д.
Контроллеры осуществляют управление потоками электрической энергии (коммутацию, подключение, отключение) и, в случае необходимости, ее преобразование. В зависимости от назначения и конструктивного исполнения контроллеры могут именоваться также блоками управления, управляющими устройствами, коммутаторами, силовыми электронными преобразователями, инверторами, блоками входов и нагрузок, информационно-управляющими блоками или устройствами и т.д.
Контроллер ДВС 12 реализует функции управления и защиты ДВС 1.
К силовым шинам постоянного тока 17 может быть подключен накопитель энергии, выполненный в виде тяговой аккумуляторной батареи (АКБ) 18 и (или) конденсаторов, а также тормозной резистор с его контроллером, обеспечивающим подключение этого резистора к шине 17 при наличии перенапряжения на ней.
В случае, если на машине отсутствует ДВС, тяговая аккумуляторная батарея (АКБ) 18 является бортовым источников энергии машины.
Контроллер генератора 13 может содержать силовой электронный коммутатор, обеспечивающий стабилизацию и выпрямление выходного напряжения генератора, а также коммутацию обмоток генератора при его работе в режиме электродвигателя при запуске ДВС от АКБ 18 и при работе трансмиссии в режиме торможения машины двигателем.
Контроллеры 14, 15 тяговых электродвигателей 3, 4 (силовые электронные преобразователи), подключенные к шинам постоянного тока 17, предназначены для преобразования постоянного напряжения на этих шинах в многофазное переменное напряжение, поступающее на обмотки тяговых электродвигателей 3, 4, а также для их обратного преобразования в постоянное напряжение при работе тяговых электродвигателей в генераторном режиме при торможении машины.
Контроллеры могут именоваться также блоками управления, управляющими устройствами, блоками входов и нагрузок, информационно-управляющими блоками или устройствами и т.д.
В зависимости от выполняемых функций и требований к компоновке машины возможно раздельное исполнение контроллеров, а также их объединение в несколько блоков или в единый блок (контроллер, модуль, силовой шкаф и т.д.). Возможно также размещение в одном корпусе контроллера генератора 13 с генератором 2, а также размещение контроллеров тяговых электродвигателей 15, 15 в корпусах электродвигателей 3, 4.
Система охлаждения трансмиссии, включая ее электрическую часть, может быть реализована с использованием охлаждающей жидкости ДВС. В этом случае самоходная машина содержит общий (один) бак с охлаждающей жидкостью, общий радиатор охлаждения с вентилятором и объединенную систему контроля температуры и уровня охлаждающей жидкости.
Составные части системы управления (системы электрооборудования), в том числе ее контроллеры, связаны между собой мультиплексной линией передачи информационных сигналов 19, выполненной, предпочтительно, с использованием стандарта промышленной сети CAN (Controller Area Network - сеть контроллеров).
Для формирования сигналов управления движением машины и ее функциональным оборудованием 11 в состав системы управления входят органы управления. Они включают в себя, в частности, аппарат управления движением машины (джойстик, рулевое колесо и т.п.), ключ запуска ДВС 1, джойстики или рычаги управления функциональным оборудованием, клавишные и кнопочные переключатели, рукоятку управления подачей топлива, педали тормоза и акселератора и (или) деселератора, органы управления микроклиматом в кабине машины и т.д. Информационные сигналы и сигналы управления передаются непосредственно на другие составные части системы управления (по отдельным проводам), по шине CAN или через главный (ведущий) контроллер.
Для отображения параметров работы машины и ее функционального оборудования, а также аварийных и предупредительных звуковых и световых сигналов для оператора, в состав системы управления входит панель приборов (блок индикации, устройство отображения информации и т.п.) или автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора или двух операторов (командира, механика-водителя, наводчика и т.п.).
В состав панели оператора или АРМ входят также органы управления движением машины (джойстики или штурвал для поворота машины на суше и на плаву), органы управления ДВС, функциональным оборудованием 11, водооткачивающим средством, водоотражательным щитом, световыми приборами и т.д.
Электрическое питание низковольтной части системы управления и приборов низковольтного оборудования (освещения, звуковой сигнализации и т.д.) может осуществляться от низковольтной АКБ, заряжаемой от низковольтного генератора, соединенного с ДВС, или от преобразователя напряжения тяговой АКБ 18.
В состав системы управления входят также бортовые датчики рабочих параметров трансмиссии, функционального оборудования, ДВС и водоходного движителя, датчики углов продольного и поперечного наклона машины. Самоходная машина может также содержать акселерометры и гироскопы бесплатформенной системы инерциальной навигации, ультразвуковые, стерео-визуальные, курсо-одометрические, радиолокационные, магнитометрические датчики, приемники глобальной спутниковой навигации, средства проводной или беспроводной связи со стационарным постом управления для реализации дистанционного управления машиной и другие устройства, условно не показанные на чертеже.
Предложенная самоходная машина работает следующим образом.
Оператор при помощи органов управления осуществляет запуск ДВС и задает рабочую скорость и направление движения машины.
ДВС приводит во вращение ротор тягового генератора 2. Контроллер генератора 13 осуществляет выпрямление и стабилизацию напряжения на силовых шинах 17, осуществляя управление генератором 2, контроллером ДВС 12 и, при необходимости, преобразование выходного напряжения генератора. Напряжение с силовых шин 17 поступает на контроллеры 14, 15 тяговых электродвигателей 3, 4.
Главный контроллер (ведущий контроллер, контроллер верхнего уровня) системы управления, функции которого могут быть реализованы любым контроллером, осуществляет координацию работы всех составных частей системы управления машины в зависимости от сигналов с органов управления и датчиков параметров работы отдельных агрегатов машины и ее функционального оборудования.
Контроллеры получают сигналы управления от главного (ведущего, системного) контроллера по сети CAN 19, а также, в случае необходимости (например, в аварийных режимах работы машины), непосредственно от органов управления или от других составных частей системы управления.
Алгоритмы управления предварительно определяются расчетным или экспериментальным путем, записываются в память контроллеров и далее программно реализуются микроконтроллерами, входящими в их состав.
Контроллеры тяговых электродвигателей 14, 15 преобразуют напряжение постоянного тока на силовых шинах 17 в переменное напряжение регулируемой частоты, поступающие на фазные обмотки тяговых электродвигателей 3, 4. Крутящий момент, создаваемый тяговыми электродвигателями, непосредственно или через дополнительные передаточные устройства (муфты, торсионы, бортовые редукторы 5, 6) передается на ведущие колеса или звездочки 7, 8 ходовой части машины, в результате чего осуществляется движение машины в соответствии с направлением и скоростью, заданными оператором.
Одновременно система управления с помощью бортовых датчиков осуществляет контроль рабочих режимов узлов и агрегатов и обеспечивает их защиту от аварийных режимов путем передачи аварийных сигналов отключения на соответствующие контроллеры и формирования предупреждающих информационных сигналов, поступающих оператору машины или на внешний пост дистанционного управления через средство связи.
Например, если при движении машины ее крен или дифферент превысят максимально допустимые значения, то система управления после обработки сигналов датчиков продольного и поперечного наклона машины, входящих в состав бортовых датчиков, формирует сигналы аварийной остановки машины. Если машина движется на плаву или по дну водной преграды, то стабилизация ее положения дополнительно осуществляется путем изменения скорости и направления выброса струй воды водометов.
При движении машины в автономном режиме, в том числе по дну водной преграды, контроллер или группа контроллеров осуществляют отслеживание окружающей обстановки и (или) определяют текущее местоположение машины путем обработки выходных сигналов бортовых датчиков, а также реализуют алгоритмы автоматизированного и (или) дистанционного управления движением машины в обход препятствий, выявленных системой управления машины.
При потере связи в режиме дистанционного управления, а также при невозможности достижения конечной точки маршрута при работе в автономном режиме, система управления реализует автоматический возврат машины в начальную точку траектории ее движения по ранее пройденному пути.
При торможении машины тяговые электродвигатели работают в генераторном режиме. Энергия торможения с этих электродвигателей через контроллеры 14 и (или) 15 передается на силовые шины 17 и в накопитель энергии - в АКБ 18 (если он установлен на машине), в ДВС через контроллер генератора 13 и генератор 2, работающий в этом случае в двигательном режиме, а также, в случае необходимости, рассеивается в тормозном резисторе.
После выхода самоходной машины на исходную позицию она по команде оператора приступает к работе в качестве средства боевого применения или средства обеспечения. Особенности этой работы определяются функциональным оборудованием.
Если машина выполнена в виде установки разминирования, то после определения места для проделывания прохода в минном поле оператор дистанционного управления или оператор-наводчик переводит пусковое оборудование из походного положения в рабочее. При этом с помощью электромеханического, электрогидравлического или электропневматического привода, а в случае его отказа или повреждения - в ручном режиме, открываются люки (крышки) корпуса.
Если реализован принцип доставки зарядов разминирования на минное поле с помощью реактивных двигателей, то направляющие пусковой установки выдвигаются (поднимаются) из корпуса и занимают рабочее положение с нужным углом возвышения.
Далее под управлением оператора производится прицеливание и пуск заряда разминирования. Ракета сходит с направляющей и летит по баллистической траектории, вытягивая за собой гибкий заряд разминирования. После того, как ракета с зарядом удаляется от установки на длину, определяемой длиной тормозного каната, происходит падение заряда на минное поле и отсечка реактивного (ракетного) двигателя. Оператор или механик-водитель подает машину назад для выравнивания заряда разминирования в прямую линию или подтягивания его на минное поле. После этого подается команда на подрыв заряда и отстрел тормозного каната. После окончания данного цикла становится возможной перезарядка пускового устройства и пуск второго заряда.
Обезвреживание мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. Мины, защищенные от подрыва взрывом, выбрасываются за пределы разминированного прохода.
Если заряды разминирования или реактивные двигатели оснащены аэродинамическими рулями или электродвигателями с воздушными винтами, обеспечивающими перемещения заряда разминирования в точки минного поля с заданными координатами, то система управления определяет текущее положение зарядов разминирования, реализует функции баллистического вычислителя, а также формирует и передает сигналы управления этими рулями или электродвигателями.
Описание работы другого функционального оборудования (грузоподъемного оборудования, комплекса вооружения, оборудования для копания и перемещения грунта и т.д.), которое может быть установлено на самоходной машине, понятно из научно-технической литературы и в его приведении в настоящем описании нет необходимости.
Установленные на машине средства активной и (или пассивной) защиты машины от поражающего воздействия огневых средств противника работают независимо от управления движением и функциональным оборудованием машины в соответствии с конструктивными особенностями и функциональными характеристиками этих средств защиты. Например, при оснащении машины комплексом активной защиты от дронов, выполненным в виде сеткомета с оптическим, акустическим или радиолокационным обнаружителем дронов, срабатывание этого комплекса защиты осуществляется автоматически при обнаружении дрона, приближающегося к машине.
Для специалистов в данной области техники также понятно, что кроме описанных вариантов самоходной машины, оснащенной защитой от поражающего воздействия огневых средств противника и обладающей повышенной живучестью, достигнутой без увеличения массы самоходной машины, возможны также иные варианты ее реализации на основе признаков, изложенных в формуле группы изобретений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОХОДНАЯ МАШИНА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2020 |
|
RU2737768C1 |
РОБОТИЗИРОВАННАЯ ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2714551C1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2013 |
|
RU2547154C1 |
САМОХОДНАЯ МАШИНА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ И СИСТЕМОЙ ОТБОРА МОЩНОСТИ | 2020 |
|
RU2726814C1 |
РОБОТИЗИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛАТФОРМА | 2018 |
|
RU2701592C1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР-ТЯГАЧ ГРУЗОПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ | 2019 |
|
RU2726350C1 |
САМОХОДНАЯ МАШИНА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2019 |
|
RU2706865C1 |
САМОХОДНАЯ МАШИНА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ПРИВОДА | 2019 |
|
RU2715820C1 |
Группа изобретений относится к военной технике. Машина оснащена средствами активной и/или пассивной защиты от дронов и содержит броневой корпус, бортовой источник энергии, выполненный в виде ДВС и/или тяговой аккумуляторной батареи, трансмиссию, движитель, подвеску, функциональное оборудование и систему управления. В отдельных вариантах машины предусмотрено изменение ее конструкции, позволяющее реализовать усиление активных и/или пассивных средств ее защиты, в том числе от дронов, а также снизить уязвимость машины и осуществить дублирование ее отдельных жизненно важных систем. Реализовано сохранение возможности движения машины при повреждении отдельных тяговых электродвигателей трансмиссии, уменьшение объема и размеров машины за счет размещения отдельных элементов трансмиссии внутри гусеничного обвода. В различных вариантах реализации машины реализовано перераспределение ее массы в сторону усиления средств защиты без увеличения общей массы машины, или без превышения ее предельно допустимой массы, и/или без ухудшения маневренности и/или управляемости машины, а также без потери плавучести машины, если она является плавающей. Достигается повышение живучести машины, оснащенной защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, без существенного увеличения ее массы. 6 н. и 13 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Самоходная машина, оснащенная защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, выполненная на базе шасси плавающей боевой машины пехоты (БМП), содержащая корпус, функциональное оборудование, бортовой источник энергии, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания и/или тяговой аккумуляторной батареи, трансмиссию, систему управления, движитель и подвеску, отличающаяся тем, что на ней не предусмотрена установка поворотной башни с орудием, функциональное оборудование выполнено в виде пускового оборудования для размещения и подачи зарядов разминирования на минное поле, причем самоходная машина дополнительно содержит по меньшей мере одно средство защиты от дронов, а ее масса с учетом указанной замены поворотной башни с орудием на функциональное оборудование перераспределена в пользу средств защиты машины.
2. Самоходная машина по п. 1, отличающаяся тем, что по меньшей мере одно средство защиты от дронов реализовано в виде противодроновой или противокумулятивной сетки-решетки, и/или защитного экрана, и/или средства радиоэлектронного подавления приемников навигационных сигналов и/или сигналов управления дронами, и/или радиоэлектронного или оптико-электронного средства, обеспечивающего преждевременное срабатывание их взрывателей, и/или комплекса активной защиты.
3. Самоходная машина по п. 1, отличающаяся тем, что указанное перераспределение ее массы реализовано без существенного увеличения общей массы самоходной машины, в том числе без превышения ее предельно допустимой массы, и/или без ухудшения характеристик маневренности и/или управляемости самоходной машины, и/или без потери плавучести самоходной машины, если она является плавающей.
4. Самоходная машина, оснащенная защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, выполненная в виде реактивной установки взрывного разминирования, содержащая корпус, бортовой источник энергии, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания и/или тяговой аккумуляторной батареи, трансмиссию, систему управления, движитель, подвеску и функциональное оборудование, содержащее направляющую для пуска реактивных двигателей, кассеты для размещения зарядов разминирования и механизм подъема и опускания пусковой направляющей, приспособленный для ее перевода из транспортного положения в боевое и обратно, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит по меньшей мере одно средство защиты от дронов, реактивные двигатели содержат аэродинамические рули или электродвигатели с воздушными винтами, а система управления выполнена с возможностью передачи на реактивные двигатели сигналов управления, сформированных из условия перемещения заряда разминирования в точку с заданными координатами или между двумя точками минного поля с заданными координатами, если заряд разминирования выполнен удлиненным, причем для питания приводов аэродинамических рулей или электродвигателей используются электрические провода, соединяющие самоходную машину с реактивными двигателями, или аккумуляторы, прикрепленные к ним, при этом оснащение машины средствами защиты от дронов, с учетом исключения устройств подтягивания зарядов разминирования на минное поле, реализовано без существенного увеличения общей массы машины.
5. Самоходная машина по п. 4, отличающаяся тем, что по меньшей мере одно средство защиты от дронов реализовано в виде противодроновой или противокумулятивной сетки-решетки, и/или защитного экрана, и/или средства радиоэлектронного подавления приемников навигационных сигналов и/или сигналов управления дронами, и/или радиоэлектронного или оптико-электронного средства, обеспечивающего преждевременное срабатывание их взрывателей, и/или комплекса активной защиты.
6. Самоходная машина по п. 4, отличающаяся тем, что ее оснащение средствами защиты без существенного увеличения общей массы самоходной машины реализовано из условия предотвращения превышения ее предельно допустимой массы, и/или без существенного ухудшения характеристик маневренности и/или управляемости самоходной машины, и/или без потери плавучести самоходной машины, если она является плавающей.
7. Самоходная машина, оснащенная защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, содержащая корпус или остов, бортовой источник энергии, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания и соединенного с ним тягового генератора и/или тяговой аккумуляторной батареи, электромеханическую трансмиссию, систему управления, подвеску и ходовую часть, выполненную колесно-гусеничной или гусеничной, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит по меньшей мере одно средство защиты от дронов, причем тяговые электродвигатели ее электромеханической трансмиссии размещены соосно с бортовыми редукторами и ведущими колесами или звездочками ходовой части самоходной машины и/или размещены в ее опорных катках совместно с понижающими редукторами и/или тормозами, причем указанное оснащение машины средствами защиты от дронов и размещение элементов трансмиссии реализованы с учетом перераспределения массы машины в пользу средств ее защиты.
8. Самоходная машина по п. 7, отличающаяся тем, что по меньшей мере одно средство защиты от дронов выполнено в виде противодроновой или противокумулятивной сетки-решетки, и/или защитного экрана, и/или средства радиоэлектронного подавления приемников навигационных сигналов и/или сигналов управления дронами, и/или радиоэлектронного или оптико-электронного средства, обеспечивающего преждевременное срабатывание их взрывателей, и/или комплекса активной защиты.
9. Самоходная машина по п. 7, отличающаяся тем, что указанное перераспределение массы самоходной машины реализовано из условия предотвращения превышения ее предельно допустимой массы, и/или без существенного ухудшения характеристик маневренности и/или управляемости самоходной машины, и/или без потери плавучести самоходной машины, если она является плавающей.
10. Самоходная машина, оснащенная защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, содержащая корпус или остов, бортовой источник энергии, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания и/или тяговой аккумуляторной батареи, электромеханическую трансмиссию, систему управления, подвеску и ходовую часть, выполненную колесно-гусеничной или гусеничной, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит по меньшей мере одно средство защиты от дронов, причем тяговые электродвигатели, и/или тормоза, и/или бортовые редукторы электромеханической трансмиссии по меньшей мере частично размещены внутри гусеничного обвода вне корпуса или остова самоходной машины, причем соответствующее освобождение части заброневого пространства корпуса или остова использовано для уменьшения размеров самоходной машины и/или для размещения по меньшей мере части средств активной и/или пассивной защиты самоходной машины с соответствующим перераспределением массы машины в пользу средств ее защиты.
11. Самоходная машина по п. 10, отличающаяся тем, что по меньшей мере одно средство защиты от дронов реализовано в виде противодроновой или противокумулятивной сетки-решетки, и/или защитного экрана, и/или средства радиоэлектронного подавления приемников навигационных сигналов и/или сигналов управления дронами, и/или радиоэлектронного или оптико-электронного средства, обеспечивающего преждевременное срабатывание их взрывателей, и/или комплекса активной защиты.
12. Самоходная машина по п. 10, отличающаяся тем, что указанное перераспределение ее массы реализовано без существенного увеличения общей массы самоходной машины, в том числе без превышения ее предельно допустимой массы, и/или без ухудшения характеристик маневренности и/или управляемости самоходной машины, и/или без потери плавучести самоходной машины, если она является плавающей.
13. Самоходная машина, оснащенная защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, содержащая корпус, бортовой источник энергии, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания и/или тяговой аккумуляторной батареи, электромеханическую трансмиссию, движитель, подвеску, функциональное оборудование и систему управления, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит по меньшей мере одно средство защиты от дронов, причем обмотки электрических машин и/или силовые шины электромеханической трансмиссии по меньшей мере частично выполнены из материала, обладающего меньшей массой при равном электрическом сопротивлении, причем с учетом применения более легких материалов реализовано перераспределение массы самоходной машины в сторону усиления средств ее защиты.
14. Самоходная машина по п. 13, что отличающаяся тем, она выполнена плавающей, а обмотки электрических машин и/или силовые шины электромеханической трансмиссии выполнены из алюминия или омедненного алюминия.
15. Самоходная машина по п. 13, отличающаяся тем, что по меньшей мере одно средство защиты от дронов реализовано в виде противодроновой или противокумулятивной сетки-решетки, и/или защитного экрана, и/или средства радиоэлектронного подавления приемников навигационных сигналов, и/или сигналов управления дронами, и/или радиоэлектронного или оптико-электронного средства, обеспечивающего преждевременное срабатывание их взрывателей, и/или комплекса активной защиты.
16. Самоходная машина по п. 13, отличающаяся тем, что перераспределение ее массы в сторону усиления средств защиты реализовано без существенного увеличения общей массы самоходной машины, в том числе без превышения ее предельно допустимой массы, и/или без ухудшения характеристик маневренности и/или управляемости самоходной машины, и/или без потери плавучести самоходной машины, если она является плавающей.
17. Самоходная машина, оснащенная защитой от поражающего воздействия огневых средств противника, содержащая корпус или остов, бортовой источник энергии, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и/или тяговой аккумуляторной батареи (АКБ), движитель, подвеску, функциональное оборудование, систему управления и электромеханическую трансмиссию, в состав которой входят по меньшей мере один тяговый электродвигатель, тяговый генератор, соединенный с ДВС, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит по меньшей мере одно средство защиты от дронов, причем в системе охлаждения ДВС и трансмиссии используется одна рабочая жидкость с соответствующим сокращением массы системы охлаждения, при этом реализовано перераспределение массы самоходной машины в пользу указанного средства защиты от дронов, обусловленное снижением массы системы охлаждения.
18. Самоходная машина по п. 17, отличающаяся тем, что она выполнена плавающей, а обмотки электрических машин и/или силовые шины выполнены из алюминия или омедненного алюминия.
19. Самоходная машина по п. 17, отличающаяся тем, что перераспределение ее массы в сторону усиления средств защиты реализовано без существенного увеличения общей массы самоходной машины, в том числе без превышения ее предельно допустимой массы, и/или без ухудшения характеристик маневренности и/или управляемости самоходной машины, и/или без потери плавучести самоходной машины, если она является плавающей.
RU 2777124 C1, 01.08.2022 | |||
ТРАВИЛЬНЫЙ РАСТВОР | 0 |
|
SU220451A1 |
US 4683797 A1, 04.08.1987 | |||
US 8893604 B1, 25.11.2014 | |||
ПЛАВАЮЩАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛАТФОРМА | 2019 |
|
RU2708497C1 |
Авторы
Даты
2025-06-06—Публикация
2023-12-28—Подача