Значительная экономия топлива может быть достигнута на электростанции при условии наивыгоднейшего распределения нагрузки лтежду агрегатами. Для различных агрегатов существует такое сочетание нагрузок, ври котором расход топлива минимален, всякое же отклснение от этого, наивыгоднейшего сочетания дает Перерасход топлива. Задача эксплуатационного персонала состоит в том, чтобы для каждой станционной «агрузки найти оптимум распределения ее и соответственно нагрузить агрегаты.
Если обозначить зависимость расхода топлива от нагрузки
S, ./(JV,) и5,. -.f/V, ) VAC S, и В,--расход топлива агрегатами Л и B,N и N -их нагрузка),
то очевидно, что поставленная задача сводится к нахождению минимального значения расхода топлива В (В БД + -S ) в зависимости от
нагрузки yV, агрегата А (при постоянной для данного момента общей нагрузке N N г Л ):
1%
dB.
ON,
dN Л
dN
(IB;-0.
dNr dN
dN
dNr
ИЛИ r j :::: Г
где r . и r - тангенсы угла наклона касательной к кривой зависимости В ( V) в точке, соответствующей заданному значению нагрузки Л .
Для криволинейной зависимости В ср (Л ) величина г переменна, a при прямолинейной зависимости типа
. N,
величина г постоянна. Во всех случаях эта величина выражает собою относительный прирост расхода топлива при изменении нагрузки.
Легко -показать, что наивыгоднейшее распределение нагрузки между двумя работающи:ми агрегатами «е
зависит от величины их расходов на холостой ход, а только от характера относительных приростов. При равенстве коэффициентов относительного прироста нат-рузка должна быть распределена поровну.
Если величины г, и г относительного прироста расхода топлива равны между собою, то -при прямолинейных завнсимостях любое распределение нагрузки между агрегатами не отражается на экономичности работы, почему и рекомендуется одинаковая нагрузка обоих агрегатов.
Так как в большинстве практических случаев величины г я не
только не равны между собою, но и меняются для каждого агрегата в зависимости от его нагрузки, т. е, (N), то возникает необходимость составления различных вариантов сочетания нагрузки работающих агрегатов.
При отклонении нагрузки от расчетной в сторону ее увеличения стараются нагрузить тот агрегат, у котх рого относительный прирост г меньше, а при уменьшении нагрузки выключают агрегат с большвм относительным приростом, что практически трудно, если величина г переменна и зависит от нагрузки.
В основу предлагаемого способа, обеспечивающего возможность относительно точного и быстрого решения задачи наивыгоднейшего распределения нагрузки между двумя агрегатами тепловой электростанции при любых их тепловых характеристиках и при любой нагрззке, положено применение шаблонов, отражающих в определенном масштабе тепловые характеристики В f(N ) и 5д (N обоих
агрегатов и устанавливаемых на графике нагрузки электростанции.
На фиг. 1 и 2 изображены шаблоны Ш и Ц , отражающие тепловые характеристики Л /(yV ) и, соответственно, В. - со (Л .) обоих
агрегатов станции; фиг. 3 - поясняет предлагаемый способ определения наивыгоднейщего распределения нагрузок между агрегатами; на
фиг. 4 - схематически представлен один из возможных вариантов выполнения прибора для осзществления этого способа.
На шаблонах /// и Ш. (фиг. 1
и 2) отмечаются жирными линиями, как ориентиры, расходы топлива при холостом ходе В, и В. Стрелки yV, и Л/. показывают направление отсчета нагрузки каледого агрегата.
Ориентир шаблона Ш. прикладывают (фиг. 3) к верхней границе заданной нагрузки 3 ориентир шаблона Ш - к нулевой линии графика нагрузки и перемещают шаблоны Ш и Z//g до пересечения линии их характеристик в точке М. В этом положении шаблонов расстояние по оси абсцисс В + -S. получается минимальным, что соответствует наименьшему расходу топлива. Положение шаблонов сразу дает наивыгоднейшее распределение нагрузок Лл..™ ,.„„„, между двумя агрегатами А и Б, при котором расход топлива имеет минимальное значение, т. е. составляет 5„„„.
Прибор, схематически показанный на фиг. 4, состоит из неподвижной прямоугольной рамки Г с подвижной верхней планкой Д. В рамке устанавливается график нагрузки станции так, что его нулевая линия совмещается с нижней неподвижной планкой рамки Г.
Шаблон Ш первого агрегата закрепляется наглухо в нижнем неподвижном углу рамки Л шаблоя///д - в верхнем подвижном ее углу. Применение подвижной верхней планки Д позволяет перемещать щаблонШ относительно шаблона Я./,, при -сохранении параллельности их ориентиров. Ориентир щаблона Я/д
совмещается с точкой заданной нагрузки Л., . Далее шаблон Ш при сохранении совмещения его ориентира с величиной заданной нагрузки A/, передвигается к шаблону///д до пересечения в точке М, т. е. до достижения минимального расстояния В. - В,. - В„ .
Этот минимальный расход топлива S „„„ отсчитывается по шкале. Шаблоны ZZ/ и ЯУд размечены так,
что распреде чение нагрузок NA и Л/Б между агрегатами, определяемое положением линии К-К, проходящей через точку М -пересечения характеристик, прочитывается на каждом шаблоне. Сумма нагрузок агрегатов дает Общестаиционную заданную нагрузку.
Подобный прибор может быть использован для автоматического поддерживания наивыгоднейшего распределения нагрузок между двумя агрегатами станции. Для этого подвижный шаблон Шц выполняется подпружиненным и передвигается вверх и вниз ПОД действием подвижной планки Д, связанной с приспособлением, автоматически перемещаюпщм ее в зависимости от повышения или понижения станционной нагрузки. Относительное положение шаблонов ША и Шл дает импульс на приспособления, регулирующие нагрузку атрегатов.
Предмет изобретения 1. Способ определения наивыгоднейшего распределения нагрузок между двумя агрегатами тепловой электростанции с помощью шаблонов, . отличающийся тем, что шаблоны, отражающие зависимость расхода топлива от нагрузки обоих -агрегатов, устанавливают на графике
нагрузки электростанции, совмещая их ординатами, соответствующими их холостому ходу, один - с линией, соответствующей заданной нагрузке, и другой - с нулевой линией графика, и перемещают один относительно другого вдоль этих параллельных линий до их касания с тем, чтобы по положению точки касания шаблонов на графике нагрузки станции судить об искомом распределении нагрузок.
2.Прибор для осуществления способа по и. 1, отличающийся тем, что о« состоит из несущей график нагрузки станции прямоугольной рамки с подвижной -верхней планкой, совмещаемой с линией, соответствующей заданной нагрузке, и двух шаблонов, один из которых закреплен в рамке неподвижно на нулевой линии графика, а другой установлен в ней с возможностью перемещения.
3.Прибор по п. 2, отличающийся тем, что, с целью возможности использования его для автоматического поддержания наивыгоднейшего распределения нагрузок между двумя агрегатами -станции, подвижный шаблон выполнен подпружиненным, а подвижная рамка связана с приспособлением, автоматически перемещающим ее в зависимости от повышения или понижения нагрузки станции.
Фиг. 1
-J
/,./,-//////.
111,
fi HatiS.
Авторы
Даты
1955-01-01—Публикация
1953-10-22—Подача