(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫМ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока общепромъаняенных механизмов. Известно устройство для управления трехфазнь1М асинхронным электродвигателем, содержащее два коммутатора, каждый из которых выполнен на диодах и тиристо рах, причем тиристоры соединены по мостовой схеме, одни диагонали которых соединены параллельно и подключены к двум другим выводам электродвигателя, в другие диагонали включены последовательно согласно диоды коммутаторов, а точки соединения диодов подклйчены к соответствующим фазам источника питания Г1 1 Недостатками этого устройства являютс сложнбсть схемы, вызванная наличием входного коммутирующего устройства в блоке управления, недостаточная надежность управления, связшшая с возможностью поврежде 1ия блока управления при выходе из строя тиристора. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем, содержащее коммутатор, выполненный в виде моста, одна диагональ которого подклюнена к двум фазам статорной обмотки электродвигателя, другая диагональ подключена к двум фазным выводам источника питания переменного тока, а плечи образованы ключевыми элементами, тре- тья фаза статорной обмотки через ключевой элемент подсоединена к третьему фазно- му выводу источника питания переменного тока. Ключевые элементы выполнены на тиристорах Сз . Однако такое устройство обладает низкой надежностью и достаточно слож- но наличия блока управления тиристорами коммутатора. Цель изобретения - повышение надежности и упрощение. Указанная цель достигаетсятем, что в устройство для управления трехфазным acifflxpoHHbiM электродвигателем введены два диода и два резистора, ключевые элементы плеч моста коммутатора и в третьей фазе статорной обмотки вьшолне- нь в виде встречно-лараллельно включенных оптронных тиристоров, светодиоды которых соединены по мостовой схеме, два противоположных плеча которой образованы последовательно соединешпыми светодиодами оптронов противоположных плеч моста коммутатора, а середины этих плеч снабжены выводами с клеммами Торможение, два других плеча обра зованы диодами, катоды которых соединены с катодами светодиодов соседних плеч и точки соединения снабжены вьшодами с кле ммами Пуск и Реверс со-, ответственно, аноды диодов соединены с анодами светоднодов соседних плеч и с катодами светодиодов оптронов в третьей фазе статорной обмотки соответственно, аноды которых через резисторы соединены между собой и с выводом для подклю чения к положительному полюсу источник питания постошоюго тока. На фиг. 1 изображена схема устройст ва; на фиг. 2 - схема управляющего мос та оптронных тиристоров в фазах статорной обмотки электродвигателя. Реверс ивно-тормозной коммутатор 1 (фиг. 1) выполнен в виде моста, плечи которого образованы парами встречнопараллельно включенных тиристоров оптронов 2-9. Одна диагх)наль моста включена между выводами 10 и 11 статорной обмотки электродвигателя, другая между вьгоодами 12 v. 13 двух фаз источ ника питания переменного тока. Между клеммой 14 третьей фазЫ источника питания переменного тока и третьим вьт дом 15 статорной обмотки электродвигателя подключен ключ 16, образованный парой встречно-параллешэно включенных оптрокных тиристоров оптронов 17 и 18. На фиг. 2 пара противополо;1шьгх плеч управляющего моста 19 образована светодиодами 2О-27 соответственно оптро- нов 2-9 коммутатора 1. При этом светодиод 20 оптрона 2 подключен катодом к узлу диагонали, к которому подключена клемма У 1 пуска, а анодом - к катоду светодиода 25 оптрона- 7, анодом подключенного к клемме Тр торможения после реверса и к катоду светодиода 24 оптрона 6, анодом подключенного к катоду светодиода 21 оптрона 3, анод которого соединен с,узлом другой диагонали моста, К узлу диагонали, противоположноьгу клемме У1 пуска, подключена клемма У2 реверса и катод светодиода 10 &4 26 оптрона 8 коммутатора. Последовательно со светодиодом 26 подключены светодиоды 23, 22 и 27 оптронов 5, 4 и 9 соответственно, В середине этого плеча между светодиодами 23 к 22 подключена клемма Т, торможения после пуска. К узлу, подключенному к клемме У1, подключен катод первого дополнительного диода 28, образующего третье плечо моста 19, четвертое плечо которого образовано вторым дополнительным диодом 29, катод которого подключен к клемме У2 противоположного узла. К противоположным узлам другой диагона/ли моста 19 подключены катодами светодиоды 30 и 31 оптронов 18 и 17 ключа 16, аноды которых через резисторы 32 и 33 подключены к положительному полкх;у источника питания постоянного тока управляющего моста. 19. Устройство работает следующим образом. Подача .сигнала управления (в данном случае нулевого потенциала) на клемму У1 пуска вызывает отпирание тиристоров оптронов 2, 3, 6, 7, 17 и 18, и происходит вращение электродвигателя. Для точной остановки двигателя подается сиг нал управления (нулевой потенциал) на клемму Тр торможения после пуска и прекращается подача сигнала на клемму У1 пуска. При этом отпираются гиристорь|| оптронов 4 и 9 коммутатора 1 и тиристор оптрона 17 ключа 16. Пропускание однополупериодного тока реверсного направления через обмотки стгатора вызывает Ш1тенсивное торможение, обеспечивая точную остановку двигателя. Аналогичные процессы протекают при подаче сигналов управления на клеммы Реверс и Торможение после реверса. Таким образом, устройство позволяет осуществлять пуск и реверс двигателя, а также увеличить его ючность остановки путем повьщ1ения интенсивности динамического торможения. При этом надежность и простота управления повышают- . ся, так как управление ограничивается подачей сигналов на четыре клеммы, вы- зьтающие отпирание тиристоров оптронов. Формула изобретения Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем, содержащее коммутатор, вьшолне1шый в виде моста, одна диагональ которого подключена 510 к двум фазам статорной обмотки электродвигателя, другая диагональ подключена j к двум фазным выводам источника питания переменного тока, а плечи образованы ключевыми элементами, третья фаза ста- торной обмотки через ключевой элемент подсоединена к третьему фазному выводу источника питания переменного тока, отличающееся тем, что, с целью повышения нацежности и упрощения, в него введены два диода if два резистора, ключевые элементы плеч мое та комму та тора и в третьей фазе статорной обмотки вьшолнены в виде встречно-параллельно включенных оптронных тиристоров, светодиоды которых соединены по мостовой схеме, два противоположных плеча которой образованы последовательно соединенными светодиодами оптронов противоположных плеч моста коммутатора, а середины этих плеч снабжены вьтодшии с клеммами Торможение, два других 279 плеча обр 13ованы диодами, катоды которых соединены с катодами светодиодов соседних плеч и точки соединения снабжены вьтодами с клеммами Пуск и Реверс соответственно, аноды диодов соединены с анодами светодиодов соседних плеч и с катодами светодиодов оптронов в третьей фазе статорной обмотки соответственно, аноды которых через резисторы соединены между собой и с вын водом для подключения к положителнному полюсу источника питания постоянного тока. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 797О35, кл. Н 02 Р 3/24, 1978. 2.Шубенко В. А., Браславский И. Я. Асинхронный тиристорный электропривод с фазовым управлением. М., Энергия, 1972, с. 107, ф. 3-1 (9).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1989 |
|
SU1624645A1 |
Электропривод переменного тока | 1981 |
|
SU955477A1 |
Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1989 |
|
SU1760621A1 |
Электропривод переменного тока | 1978 |
|
SU752709A1 |
Электропривод | 1986 |
|
SU1348969A1 |
Электропривод переменного тока | 1980 |
|
SU944034A1 |
Коммутатор | 1978 |
|
SU921084A1 |
Устройство для управления асинхронным электродвигателем | 1985 |
|
SU1277337A1 |
Электропривод переменного тока | 1983 |
|
SU1142879A1 |
Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1988 |
|
SU1686676A1 |
Ф(/г.г
Авторы
Даты
1983-03-07—Публикация
1981-12-25—Подача