Наиболее эффективным способом нагрева кабеля в процессе сушки является способ нагрева электрическим током, пропускаемым по жилам кабеля. При этом температура кабеля контролируется с помощью потенциометра или милливольтметра в комплекте с термопарой, помещенной между жилами нагреваемого кабеля.
Повреждения измерительного и регулирующего приборов, а также наличие дефектов в термопаре или ее неправильное подключение вызывают необходимость применения устройства для аварийной автоматической защиты кабеля от перегрева в процессе сушки.
Защита осуществляется путем автоматического отключения питающего кабель генератора от нагрузки при повышенной, но не опасной для качества изоляции, температуре с помощью датчика, реагирующего на изменение величины пропускаемого тока, и электронного реле, представляющего собой приемник, управляющий защитной аппаратурой.
Особенностью предложенного устройства для автоматической защиты кабеля от перегрева в процессе сушки пропускаемым по нему электрическим током является такое его выполнение, при котором исключается необходимость регулировки схемы в зависимости от длины и сечения токопроводящих жил кабеля.
Согласно изобретению, в качестве датчика применены два присоединенных к шунту, включенному в цепь нагрузки, соосных милливольтметра разной чувствительности. Подвижная система одного милливольтметра, застопориваемая после измерения некоторого начального падения напряжения на шунте, несет элемент (например, катушку), включенный в колебательный контур электронного реле, а подвижная система другого милливольтметра, осуществляющего непрерывное измерение, снабжена деталью (например, флажком), взаимодействующей с указанным элементом. Чрезмерное увеличение тока в кабеле, обусловливающее заданное расхождение подвижных систем, вызывает срабатывание электронного реле и управляемой им защитной аппаратуры.
На чертеже, изображающем принципиальную электрическую схему предложенного устройства, буквами M1 и М2 обозначены милливольтметры разной чувствительности, подвижные системы которых имеют общую геометрическую ось вращения. Эти милливольтметры измеряют падение напряжения на шунтах Ш1 или Ш2, включенных в цепь нагрузки (на токи, соответственно, 50 или 500 а).
Отклонение подвижной системы милливольтметра М1 пропорционально току нагрузки и течение всего процесса нагрева кабеля; милливольтметр М2 фиксирует лишь начальный ток нагрева, после чего его подвижная система застопоривается с помощью приспособления ЗП, управляемого якорем реле ПР-3, с последующим отключением милливольтметра от источника напряжения. Чувствительность милливольтметра М2 снижена по сравнению с чувствительностью милливольтметра М1 на 25%, т.е. угол отклонения его подвижной системы на любом участке шкалы составляет 75% от угла отклонения подвижной системы милливольтметра М1 при том же значении тока.
На стрелке милливольтметра М2 укреплена катушка L, включенная в колебательный контур электронного реле ЭР, а на стрелке милливольтметра M1 - экран-флажок Э. При совмещении стрелок экран-флажок Э входит в зазор между секциями катушки L, что приводит к срабатыванию электронного реле ЭР.
Электронное реле состоит из генератора высокой частоты на лампе Л (6П3), управляющего контура и электромагнитного реле Р0 с ртутным контактом К.
Схема генератора настраивается таким образом, чтобы при вхождении экрана-флажка Э в зазор между секциями катушки L генератор самовозбуждался и генерировал колебания высокой частоты. При этом на сетку лампы Л подается отрицательный потенциал, вследствие чего анодный ток лампы резко падает, что влечет за собой отпускание якоря реле Р0 и размыкание ртутного контакта K. При выходе флажка из зазора катушки происходит срыв генерации. При этом отрицательный потенциал с сетки снимается, анодный ток увеличивается и реле Р0 срабатывает, замыкая ртутный контакт К.
Кроме того, в схеме предусмотрены два реле ПР-1 и ПР-2, две кнопки КУ-1 и КУ-2, предназначенные для управления прибором, рубильник Р и переключатель П.
Работа устройства происходит следующим образом.
Нажатие и удержание кнопки КУ-1 влечет за собой срабатывание реле ПР-1, контакты которого замыкают цепь катушки контактора КТ, подающего напряжение на кабель. Срабатывание реле ПР-1 обусловливает также включение реле ПР-3, которое подключает милливольтметр М2 параллельно милливольтметру M1 и освобождает подвижную систему этого милливольтметра. Одновременно подготовляется цепь реле ПР-2.
Затем увеличивают до заданной величины ток нагрева, после чего, до отпускания кнопки КУ-1, нажимают кнопку КУ-2.
Одновременное нажатие кнопок КУ-1 и КУ-2 влечет за собой срабатывание реле ПР-2, которое остается включенным через свой блок-контакт. В результате последующего отпускания кнопки КУ-1 реле ПР-1 и ПР-3 обесточиваются, вследствие чего милливольтметр М2 отключается, а его подвижная система застопоривается. Цепь катушки контактора КТ остается замкнутой через ртутный контакт К реле Р0 и через контакт реле ПР-2.
При вхождении экрана-флажка Э милливольтметра M1 в зазор между секциями катушки L милливольтметра М2 срабатывает электронное реле. Реле Р0 отпускает свой якорь, а ртутный контакт К разрывает цепь питания катушки контактора КТ.
Устройство для автоматической защиты кабеля от перегрева при нагреве его в процессе сушки пропускаемым по нему электрическим током, содержащее датчик, реагирующий на изменение величины этого тока, и электронное реле, представляющее собой приемник, управляющий защитной аппаратурой, отличающееся тем, что, с целью исключения необходимости регулировки схемы в зависимости от длины и сечения токопроводящих жил кабеля в качестве датчика применены два присоединенных к шунту, включенному в цепь нагрузки, соосных милливольтметра разной чувствительности, подвижная система одного из которых, застопориваемая после измерения некоторого начального падения напряжения на шунте, несет элемент (например, катушку), включенный в колебательный контур электронного реле, а подвижная система другого, осуществляющего непрерывное измерение, снабжена деталью (например, флажком), взаимодействующей с указанным элементом, с тем, чтобы увеличение тока в кабеле, обусловливающее заданное расхождение подвижных систем, вызывало срабатывание электронного реле и управляемой им защитной аппаратуры.
Авторы
Даты
1955-09-25—Публикация
1953-12-07—Подача