Г
(2ГГ15 JZl .
I LjJ фигЛ
W
сд
о ;о ю
Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к системам смазки газотурбинных двигателей.
Известна система смазки газотурбинного двигателя, содержащая приводимый от вала двигателя масляный насос и устройство для заполнения системы маслом перед пуском двигателя 1.
Недостаток этой системы заключается в том, что она не может обеспечить подачу масла к подшипникам двигателя после его остановки, что необходимо для предохранения подшипников от перегрева.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является система смазки газотурбинного двигателя, содержащая масляный насос, вал которого соединен при помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод 2.
Эта система обеспечивает эффективную циркуляцию масла на всех режимах работы двигателя, однако наличие в системе дополнительного насоса и связанных с ним маслопроводов и клапанов усложняет конструкцию двигателя, затрудняет компоновку на нем других агрегатов.
Цель изобретения - упрощение конструкции путем обеспечения подачи масла на всех режимах работы двигателя одним насосом.
Указанная цель достигается тем, что в системе смазки газотурбинного двигателя, содержащей масляный насос, вал которого соединен при помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод, механическая передача снабжена спаренной роликовой муфтой свободного хода с одним ведомым звеном, связанным с валом насоса, и двумя ведущими звеньями, одно из которых связано с механической передачей, а другое - с вспомогательным электроприводом, причем ведущие звенья имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема системы смазки газотурбинного двитателя; на фиг. 2 - схема спаренной муфты свободного хода; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2.
Система смазки газотурбинного двигателя 1, содержащего ротор 2 компрессора, ротора 3 турбин, вал 4, установленные в опорах 5, и коробку 6 приводов, соединенную с валом 4, включает масляный насос 7, содержащий две нагнетающие секции 8 и шесть откачивающих секций 9. Вал 10 насоса 7 соединен при помощи шестеренчатой механической передачи 11 с коробкой 6 при
водов и через нее с валом 4 двигателя 1. Система также содержит вспомогательный электропривод 12. Шестеренчатая механическая передача 11 снабжена спаренной 5 роликовой муфтой 13 свободного хода с одним ведомым звеном 14, связанным с валом 10 масляного насоса 7, и двумя ведущими звеньями 15 и 16, одно из звеньев 15 связано с шестеренчатой механической передачей 11, а другое звено 16 - с вспомогательным электроприводом 12.. Ведущие звенья 15 и 16 имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности 17 и 18, между которыми установлены ролики 19 и 20.
Кроме этого, система содержит масляный бак 21, фильтр 22, воздущный радиатор 23, маслопроводы 24, образующие основной контур смазки и контур охлаждения. Система снабжена редукционным клапаном
Q 25, перепускным клапаном 26, запорным клапаном 27 и сигнализаторами 28 давления масла.
Система работает следующим образом. Нагнетающая секция 8 маслонасоса 7
5 отбирает масло из бака 21 и через фильтр 22 направляет его в маслопроводы 24, откуда масло подается к местам смазки (опорам 5 валов 4 и т. д.). Откачивающие секции 9 насоса 7 отводят масло от точек смазки и направляют его обратно в бак 21. Редукционный клапан 25 ограничивает верхний предел давления масла, клапан 26 перепускает масло в обход фильтра 22 при загрязнении последнего, а запорный клапан 27 предотвращает перетекание масла в неработающий двигатель. Одна из секций 8 наcoca 7 подает масло в контур охлаждения к радиатору 23.
Работа системы начинается с заполнения маслом всех ее элементов. Перед пуском двигателя 1 включается электропривод 12,
0 от которого вращение через ведущее звено 15 муфты 13, ролики 20 и ведомое звено 14 передается на вал 10 масляного насоса. Первая ступень муфты 13 в это время выключена, кинематическая цепь шестеренчатой механической передачи 11 разомкнута.
5 Система смазки работает в режиме прокачки.
После пуска и разгона двигателя, когда скорость вращения щестеренчатой механической передачи 11 превысит скорость вращения электропривода 12, муфта 13 автоматически переключается: включается первая ступень муфты 13, ведущее звено 16, ролики 19, ведомое звено 14, и масляный насос 7 начинает получать вращение через 5 шестеренчатую механическую передачу 11 от вала 4 двигателя 1. Связь вала 10 насоса 7 с электроприводом 12 в это время размыкается.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2024774C1 |
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПРИВОДА НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2315190C1 |
Установка для испытания смазочных масел на лакообразование и пригорание поршневых колец | 1956 |
|
SU110843A1 |
Стенд для испытания агрегатов газотурбинных двигателей | 1987 |
|
SU1578557A1 |
СИСТЕМА СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ ПЕРЕДВИЖНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ | 2017 |
|
RU2693134C1 |
ГЛАВНЫЙ РЕДУКТОР НЕСУЩЕГО ВИНТА | 2011 |
|
RU2474514C1 |
НАСОС ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ | 2007 |
|
RU2346185C1 |
ГЛАВНЫЙ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ АГРЕГАТ С РЕВЕРСИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2018 |
|
RU2686258C1 |
НАСОС ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2297551C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2035601C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая масляный насос, вал которого соединен при „ помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции путем обеспечения подачи масла на всех режимах работы двигателя одним насосом, механическая передача снабжена спаренной роликовой муфтой Свободного хода с одним ведомым звеном, связанным с валом насоса, и двумя ведущими звеньями, одно из которых связано с механической передачей, а другое - с вспомогательным электроприводом, причем ведущие звенья имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Клещевой захват-кантователь для штучных грузов | 1985 |
|
SU1299938A2 |
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка | 1922 |
|
SU46A1 |
Приспособление к индикатору для определения момента вспышки в двигателях | 1925 |
|
SU1969A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент Великобритании № 1295647, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Контрольный висячий замок в разъемном футляре | 1922 |
|
SU1972A1 |
Авторы
Даты
1983-04-30—Публикация
1981-07-13—Подача