Система смазки газотурбинного двигателя Советский патент 1983 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение SU1015092A1

Г

(2ГГ15 JZl .

I LjJ фигЛ

W

сд

о ;о ю

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к системам смазки газотурбинных двигателей.

Известна система смазки газотурбинного двигателя, содержащая приводимый от вала двигателя масляный насос и устройство для заполнения системы маслом перед пуском двигателя 1.

Недостаток этой системы заключается в том, что она не может обеспечить подачу масла к подшипникам двигателя после его остановки, что необходимо для предохранения подшипников от перегрева.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является система смазки газотурбинного двигателя, содержащая масляный насос, вал которого соединен при помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод 2.

Эта система обеспечивает эффективную циркуляцию масла на всех режимах работы двигателя, однако наличие в системе дополнительного насоса и связанных с ним маслопроводов и клапанов усложняет конструкцию двигателя, затрудняет компоновку на нем других агрегатов.

Цель изобретения - упрощение конструкции путем обеспечения подачи масла на всех режимах работы двигателя одним насосом.

Указанная цель достигается тем, что в системе смазки газотурбинного двигателя, содержащей масляный насос, вал которого соединен при помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод, механическая передача снабжена спаренной роликовой муфтой свободного хода с одним ведомым звеном, связанным с валом насоса, и двумя ведущими звеньями, одно из которых связано с механической передачей, а другое - с вспомогательным электроприводом, причем ведущие звенья имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема системы смазки газотурбинного двитателя; на фиг. 2 - схема спаренной муфты свободного хода; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2.

Система смазки газотурбинного двигателя 1, содержащего ротор 2 компрессора, ротора 3 турбин, вал 4, установленные в опорах 5, и коробку 6 приводов, соединенную с валом 4, включает масляный насос 7, содержащий две нагнетающие секции 8 и шесть откачивающих секций 9. Вал 10 насоса 7 соединен при помощи шестеренчатой механической передачи 11 с коробкой 6 при

водов и через нее с валом 4 двигателя 1. Система также содержит вспомогательный электропривод 12. Шестеренчатая механическая передача 11 снабжена спаренной 5 роликовой муфтой 13 свободного хода с одним ведомым звеном 14, связанным с валом 10 масляного насоса 7, и двумя ведущими звеньями 15 и 16, одно из звеньев 15 связано с шестеренчатой механической передачей 11, а другое звено 16 - с вспомогательным электроприводом 12.. Ведущие звенья 15 и 16 имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности 17 и 18, между которыми установлены ролики 19 и 20.

Кроме этого, система содержит масляный бак 21, фильтр 22, воздущный радиатор 23, маслопроводы 24, образующие основной контур смазки и контур охлаждения. Система снабжена редукционным клапаном

Q 25, перепускным клапаном 26, запорным клапаном 27 и сигнализаторами 28 давления масла.

Система работает следующим образом. Нагнетающая секция 8 маслонасоса 7

5 отбирает масло из бака 21 и через фильтр 22 направляет его в маслопроводы 24, откуда масло подается к местам смазки (опорам 5 валов 4 и т. д.). Откачивающие секции 9 насоса 7 отводят масло от точек смазки и направляют его обратно в бак 21. Редукционный клапан 25 ограничивает верхний предел давления масла, клапан 26 перепускает масло в обход фильтра 22 при загрязнении последнего, а запорный клапан 27 предотвращает перетекание масла в неработающий двигатель. Одна из секций 8 наcoca 7 подает масло в контур охлаждения к радиатору 23.

Работа системы начинается с заполнения маслом всех ее элементов. Перед пуском двигателя 1 включается электропривод 12,

0 от которого вращение через ведущее звено 15 муфты 13, ролики 20 и ведомое звено 14 передается на вал 10 масляного насоса. Первая ступень муфты 13 в это время выключена, кинематическая цепь шестеренчатой механической передачи 11 разомкнута.

5 Система смазки работает в режиме прокачки.

После пуска и разгона двигателя, когда скорость вращения щестеренчатой механической передачи 11 превысит скорость вращения электропривода 12, муфта 13 автоматически переключается: включается первая ступень муфты 13, ведущее звено 16, ролики 19, ведомое звено 14, и масляный насос 7 начинает получать вращение через 5 шестеренчатую механическую передачу 11 от вала 4 двигателя 1. Связь вала 10 насоса 7 с электроприводом 12 в это время размыкается.

Похожие патенты SU1015092A1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Мартынюк Н.П.
  • Мартынюк С.Н.
  • Мартынюк Е.Н.
  • Мартынюк Л.Ф.
RU2024774C1
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПРИВОДА НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2006
  • Беляева Татьяна Сергеевна
  • Лобанов Сергей Владимирович
  • Тюлюкин Юрий Петрович
RU2315190C1
Установка для испытания смазочных масел на лакообразование и пригорание поршневых колец 1956
  • Юрченко П.Ф.
SU110843A1
Стенд для испытания агрегатов газотурбинных двигателей 1987
  • Подгуренко Владимир Сергеевич
  • Клейменов Валентин Александрович
  • Мойсеев Валерий Александрович
  • Корчагин Юрий Владимирович
  • Добринов Игорь Иванович
SU1578557A1
СИСТЕМА СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ ПЕРЕДВИЖНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 2017
  • У, Бияо
  • Юй, Дачжун
  • Ван, Дундун
  • Фэн, Цзин
  • Мао, Чжэнсун
  • Чжан, Сун
  • Ван, Бинцзе
RU2693134C1
ГЛАВНЫЙ РЕДУКТОР НЕСУЩЕГО ВИНТА 2011
  • Губарев Борис Анатольевич
  • Плущевский Алексей Михайлович
RU2474514C1
НАСОС ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ 2007
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Каменсков Вадим Юрьевич
  • Синицын Виктор Владиславович
RU2346185C1
ГЛАВНЫЙ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ АГРЕГАТ С РЕВЕРСИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2018
  • Попов Герман Михайлович
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Фетисов Павел Владимирович
  • Степичева Светлана Игоревна
RU2686258C1
НАСОС ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Шкутов Дмитрий Дмитриевич
RU2297551C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Мартынюк Николай Павлович[Md]
  • Шкилев Владимир Дмитриевич[Md]
  • Мартынюк Сергей Николаевич[Md]
  • Мартынюк Елена Николаевна[Md]
  • Мартынюк Людмила Федоровна[Md]
RU2035601C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 015 092 A1

Реферат патента 1983 года Система смазки газотурбинного двигателя

СИСТЕМА СМАЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая масляный насос, вал которого соединен при „ помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции путем обеспечения подачи масла на всех режимах работы двигателя одним насосом, механическая передача снабжена спаренной роликовой муфтой Свободного хода с одним ведомым звеном, связанным с валом насоса, и двумя ведущими звеньями, одно из которых связано с механической передачей, а другое - с вспомогательным электроприводом, причем ведущие звенья имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1015092A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Клещевой захват-кантователь для штучных грузов 1985
  • Рябчук Феликс Яковлевич
SU1299938A2
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка 1922
  • Тарасов К.Ф.
SU46A1
Приспособление к индикатору для определения момента вспышки в двигателях 1925
  • Ярин П.С.
SU1969A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент Великобритании № 1295647, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Контрольный висячий замок в разъемном футляре 1922
  • Назаров П.И.
SU1972A1

SU 1 015 092 A1

Авторы

Куимов Владимир Федорович

Даты

1983-04-30Публикация

1981-07-13Подача