Изобретение отаосится к средствам гашения крутильных колебаний валов, роторов и других объектов в машиностроении.
Известен гаситель крутильных колебаНИИ, содержащий грузы, устбшовленные на объекте в виде маятника, и механизм изменения длины подвеса маятника С 1:3
Недостатком известного гасителя является то, что он работоспособен в малом частотном диапазоне.
По основному авт. св. № 487257 известен демпфер крутильных колебаний, содержащий солнечное колесо, закрепленное на валу водило с установленными в нем на одних осях неуравновешенными грузами и сателлитами, взаимодействующими с солнечным колесом, и поворотно- фиксирующее устройство, предназначенное для фиксации солнечного колеса относительно неподвижного корпуса Г 2 J.
Недостаток известного демпфера заключается в малойэффективности гашения колебаний, обусловленной тем, что его регулировка осуществляется только по фазе компенсирующего воздействия.
Цель изобретения - повышение эффективности колебаний дополнительно с помощью регулирования компенсирующего воздействия по амплитуде.
Указанная цель достигается тем, что демпфер снабжен вторым солнечным ко лесом, закрепленным на валу водклом с устаноэленньиии в нем на одних осях не.уравновешенными -грузами и сателлитамИ| взаимодействующими с солЗнечным колесом и поворотно-фиксирующим устройством, лредназначешШм для фиксации второго солнечного колеса относительно неподвижного корпуса.
На фиг. 1 изображен демпфер, продольный разрез; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1.
Демпфер крутильных ког-гбаний содержит солнечньге Korteca 1 и 2, закрепленные на валу 3 водила 4 и 5 с установленными в них на одних осях 6 и 7 неуравновешенными грузами 8 и 9 и сател. литами 10 и 11, поворотно-фиксирующие
устройства (показано только одно устройство) . Каждое из последних содерж1гг рычаг 12, упорные болты 13 и 14 и корпус 15.
Демпфер работает следующим образом.
При вращении вала 3 вместе с водилами 4 и 5 сателлиты 10 и 11 обкатывают солнечные колеса 1 и 2, вращаясь при этом вокруг собственных осей 6 и 7 Солнечные колеса 1 и 2 при этом остаются неподвижными относительно корпуса 15, так как удерживаются от вращени поворотно-фиксирующими устройствами. При таком движении сателлитов 10 и 11 их неуравновешенные грузы 8 и 9 создают центробежные силы. Радиальные состаляющие последних уравновешены, а тангенциальные создают синусоидальный момент, находящийся в противофазе по Отношению к наиболее опасной гармонике крутящего момента вала. Установка (настройка) демпфера по фаз© производится путем совмес-гаого (синхронного) вращения обоих солнечных колес 1 и 2 вокруг вала 3 при помощи рычагов 12 с последующей их фиксацией в нужном положении посредством упорных болтов 13 и 14.
Регулировка амплитуды создаваемого демпфером инерционногчз момента осуществляется путем относительного углового смещения солнечных колес 1 и 2 при помощи рычагов 12 с их последующей фиксацией в нужном положении упорными болтами 13 и 14. Изменение амплитуды демпфирующего момента происходит за счет изменения взаимного положения лини действия тангенциальных составлякяцих центробежных сил, развиваемых грузами 8 и 9, чем обеспечивается повьпцение эффективности демпфирования.
Применение предлагаемого демпфера планетарного типа позволяет устанавливать амплитуду и начальную фазу инерционного демпфирующего момента на хо-ду двигателя, без его остановки и.разбор ки. Вследствие этого расширяется диапазон эксплуатационных режимов установки и повьш1ается ее надежность.
- ////////////////
13
bi/д A
It
11
s
Фиг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ | 2018 |
|
RU2696049C1 |
Демпфер крутильных колебаний | 1979 |
|
SU934081A2 |
Планетарный механизм | 1977 |
|
SU813045A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ АНТИВИБРАТОРОВ | 1971 |
|
SU315080A1 |
Вибросмеситель | 1985 |
|
SU1303424A1 |
УСТРОЙСТВО ГАШЕНИЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2004 |
|
RU2276750C2 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
ПОВОРОТНОЕ ДЕМПФИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЫТОВОГО ЭЛЕКТРОПРИБОРА | 2013 |
|
RU2592950C2 |
Рабочий орган траншеекопателя | 1981 |
|
SU985204A1 |
Гаситель пляски расщепленных проводов, его демпфер крутильных колебаний, воздушная линия электропередачи с таким гасителем и воздушная линия электропередачи с гасителем пляски, снабженным таким демпфером | 2019 |
|
RU2716701C1 |
ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ по авт. св. № 487257, от-, личающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения колебаний, . он снабжен вторым солнечным колесом, закрепленным на валу водилом с установленными в нем на одних осях неуравновешенными грузами и сателлитами, взаимодействующими с солнечным колесом, и поворотно- яассирующим устройстюм, предназначенным для шссапии второго солнечного колеса относительно неподвижного корпуса. 10 /i Л/ СП 5
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Демфер крутильных колебаний | 1973 |
|
SU487257A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1983-04-30—Публикация
1981-07-03—Подача