Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах осевой фиксации вращающихся и неподвижных деталей, например для закрепления ходовых колес на консольных осях гидротехнических затворов. Известно замковое соединение, содержащее вал с кольцевой канавкой и заходной частью некруглого сечения, соосной с валом, и размещенный на валу фиксирующий элемент, состоящий из двух одинаковых щайб с отверстиями, имеющими профиль, ответный заходной части вала. Шайбы соединены между собой проволокой, размещенной в отверстиях выступов на наружной поверхности щайб, при этом одна из щайб установлена в кольцевой канавке вала 1. Недостатком данного устройства является то, что оно не может обеспечить высокую надежность, так как возможен срез выступов при соприкосновении с посторонними предметами. Наиболее близким к изобретению является разъемное замковое соединение для осевой фиксации деталей на валу, содержащее две зафиксированные между собой щай1 , ri ixvri iJ JLftu.4i4M у vii I.LJ. бы с одинаковой формой отверстий, размещенные на оси с заходной частью, по форме соответствующей форме отверстий в щайбах, и кольцевой канавкой под щайбу с расточкой на торце, совпадающей по диаметру с наружным диаметром оси 2. Недостатками данного устройства являются его ограниченное применение при значительных крутящих моментах, возникающих от сил трения вращающихся деталей ввиду ограниченной площади контакта торцовых поверхностей выступов и сложность технологии изготовления. Цель изобретения-повыщение надежности соединения и технологичности его изготовления. Поставленная цель достигается тем, что в разъемном замковом соединении, содержащем две зафиксированные между собой щайбы с одинаковой формой отверстий, размещенные на оси с заходной частью, по форме соответствующей форме отверстий в щайбах, и кольцевой канавкой под щайбу с расточкой на торце, совпадающей по диаметру с наружным диаметром оси, заходная часть оси и отверстия в щайбах выполнены цилиндрическими и расположены с эксцентриситетом к их диаметральной плоскости, одинаковым у всех сопрягаемых деталей и составляющим не более половины глубины кольцевой канавки оси, а на торце одной из щайб, расположенном со стороны контакта с другой щайбой, вЫполнен серпообразный выступ, внутренняя цилиндрическая поверхность которого совпадает с поверхностью отверстия щайбы, а наружная поверхность очерчена радиу-. сом, равным радиусу этого отверстия, и смещена к внещнему диаметру щайбы на величину, равную глубине кольцевой канавки на оси, при этом серпообразный выступ размещен в зазоре между внутренней поверхностью эксцентричного отверстия в сопряженной щайбе и наружной поверхностью заходной части оси. На фиг. 1 изображено разьемное замковое соединение, вид с торца; на фиг. 2 то же, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид сверху, Разъемное замковое соединение содер ч « 1 с кольцевой канавкой 2 и ь 3 цилиндрической формь, ось которой смещена относительно главной оси соединения на величину эксцентриситета. не превышающую половины глубины кольцевой канавки оси. На оси 1 установлена щайба 4 с кольцевой расточкой 5, диаметр наружному диаметру оси, эксцентрично выполненным цилиндрическим отверстием 6, по форме соответствующим форме заходной части оси, и внутренним выступом 7, размещенным в кольцевой канавке 2. Кроме того на оси устаu .ri озлена щаиба 8 с эксцентрично расположенным цилиндрическим отверстием 9, по vi /iTi 1 итТ11ттгггм1т«(г«т. и форме идентичным форме заходной части оси, и отверстия 6 в щайбе 4. На торце щайбы 8 выполнен серпообразный выступ 10, внутренняя цилиндрическая поверхность а которого совпадает с поверхностью отверстия 9 в щайбе, а наружная поверхность б очерчена радиусом, равным радиусу отверстия 9t и смещена к внещнему диаметру щайбы на величину, равную глубине кольцевой канавки 2 на оси 1. Шайбы зафиксированы друг с другом с помощью бол Сборка замкового соединения осуществ .. следующим образом. Шайба 4 с болтами 11 заводится на заходную часть 3 оси 1 до посадки кольцевой расточки 5 на полную ее глубину на наружную поверхность оси 1, после чего при повороте щайбы 4 относительно оси на угол 180° выступ 7 выйдет в кольцевую канавку 2 оси 1, при этом необходиМО эксцентриситет отверстия 6 в щайбе 4 и эксцентриситет заходной части 3 на оси 1 совместить в одной плоскости - плоскости симметрии соединения (фиг. 1). Далее на заходную часть 3 оси 1 устанавливают щайбу 8 так, чтобы серпообразный выступ 10 был размещен в зазоре между внутренней поверхностью эксцентричного отверстия 6 щайбы 4 и наружной поверхностью заходной части 3 оси 1. После установки щайбы скрепляются болтами и гайками, Соединение в сборе приобретает овальную форму, при этом щайба 4 и 8 установлена с эксцентрично расположенными
отверстиями 6 и 9 относительно оси вращения соединения так, что препятствует их повороту относительно оси I и повороту относительно друг друга. Запорным элементом в предложенном соединении является серпообразный выступ 10, который при
восприятии нагрузки от сил трения вращающихся деталей работает на изгиб.
Предлагаемое раэт емное замковое соединение обладает повыщенной надежностью в работе и технологичностью его изготовления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Разъемное замковое соединение | 1979 |
|
SU846820A1 |
Стопорная шайба | 1982 |
|
SU1117411A1 |
РОЛИКОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 1971 |
|
SU432311A1 |
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ | 1993 |
|
RU2079736C1 |
БЫСТРОРАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ | 2007 |
|
RU2343332C1 |
СТОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СТАТОРА КРУПНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2530014C1 |
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1990 |
|
RU2010936C1 |
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО БУРОВОГО ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА | 2001 |
|
RU2191245C1 |
ШЕСТЕРЕНЧАТЫЙ НАСОС С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 1973 |
|
SU374859A1 |
МУФТА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2115042C1 |
РАЗЪЕМНОЕ ЗАМКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее две зафиксированные между собой шайбы с одинаковой формой отверстий, размещенные на оси с заходной частью, по форме соответствующей форме отверстий в шайбах, и кольцевой канавкой под шайбу с расточной на торце, совпадающей по диаметру с наружным диаметром оси, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности соединения и технологичности его изготовления, заходная часть оси и отверстия в шайбах выполнены цилиндрическими и расположены с эксцентриситетом к их диаметральной плоскости, одинаковым у вбех сопрягаемых деталей и составляющим не более половины глубины кольцевой канавки оси, на торце одной из щайб, расположенном со стороны контакта с другой шайбой, выполнен серпообразный выступ, внутренняя цилиндрическая поверхность которого совпадает с поверхностью отверстия шайбы, а наружная поверхность очерчена радиусом, равным радиусу этого отверстия, и смещена к внешнему диаметру шайбы на величину, равную глубине кольцевой канавки на оси, при этом серпообразный выступ размешен в зазоре между внутренней поверхностью эксцентричного отверстия в сопряженной шайбе и наружной поверхностью заходной части оси.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Замок для безрезьбового крепления детали на валу | 1976 |
|
SU585326A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Разъемное замковое соединение | 1979 |
|
SU846820A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1983-05-15—Публикация
1981-06-10—Подача