Устройство для контроля якорей коллекторных электрических машин Советский патент 1983 года по МПК G01R31/06 

Описание патента на изобретение SU1018060A1

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к устройствам для обнаружения дефектов в обмотках якорей коллекторных электрических машин, и может быть использовано в процессе производства.

Известно устройство .контроля якоря электродвигателя постоянного тока на обрыв, содержащее генератор импульсов с большой скважностью, расширитель, триггер управления индикацией, схему индикации, ключевую .пороговую схему из опорного диода, транзисторного ключа и фильтра, подключенную параллельно измерительному элементу в виде резистора. Испытуемый двигатель включен между расширителем импульсов и ключевой пороговой схемой, выход которой подключе к нулевому входу триггера, единичный вход которого подключен к генератору импульсов DJНедостатком данного устрой ства является невозможность определения местоположения обрыва обмотки якоря, так как контроль якоря производится в собранном виде.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для поверки якорей машин постоянного тока, содержащее механизм вращения якоря генератор тока повышенной частоты, подключенный к электромагниту и электронному блоку контроля, прерыватель, индикатор вида дефекта и два щупа, накладываемых на смежные пластины коллектора проверяемого якоря. Электронный блок контроля состоит из формирователя сигнала, выполненного в виде тиратронного реле и блока сравнения, выполненногов виде двух дифференциально включенных трансформаторов, под-.ключенных в сеточную цепь тиратрон ного. реле. Первичная обмотка первого трансформатора подключена к генератору тока повышенной частоты, являющегося источником опорного напряжения. Первичная обмотка второго трансформатора подключена к щупам. Прерыватель вращается оинхронно с якоре и включен в анодную цепь тиратронного реле.

Недостатком известного устройства является невозможность точной фиксации местоположения обнаруженного дефекта обмотки якоря, так как после срабатывания тиратронного реле, в силу инерционности механизма вращения

якоря, местоположение дефекта якоря будет смещено относительно щупов. Кроме того, в известном устройстве необходимо в исходном положении ориентировать испытуемый якорь относительно щупов, что требует либо большого количества подготовительных операций, либо дополнительных ориентирующих устройств. Таким образом, недостатком известного устройства является невысокая точность контроля местоположения дефекта якоря и низкая производительность.

Цель изобретения -повышение точности контроля местоположения дефекта и производительности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля якорей коллекторных, электрических машин, содержащее механизм вращения объекта контроля, источник питания, генератор повышенной частоты, выход которого соединен с выводами двух щупов и входом блока сравнения, выхо которого соединен с формирователем амплитуды сигнала, индикатор вида дефекта, введены второй блок сравнения, второй формирователь амплитуды сигнала, два блока селекции и задержки, второй индикатор вида дефекта, элемент ИЛИ, блок памяти, причем выхды генератора тока повышенной ча- стоты соединены с входами втррого блока сравнения, выход которого соединен с входом второго формирователя амплитуды сигнала, выход которого и выход первого формирователя амплитуды сигнала соединены с входами соответствующих блоков селекции и задержки, выходы которых соединены с входами соответствующих индикаторов вида дефекта и с соответствующими входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с входом блока памяти, соединенного с механизмом вращения объекта контроля.

На чертеже изображена электрическая блок-схема устройства..

Устройство содержит механизм 1 вращения испытуемого якоря 2, два контактных щупа 3, генератор k тока повышенной частоты, блоки 5 и 6 сравнения, примем уровень опорного напряжения в блоке 5 сравнения выше уровня опорного напряжения в блоке 6 формирователи 7 и 8 амплитуды сигнала (формирователь 7 преобразует входной сигнал в логический сигнал 1 только при превышении амплитуды входного сигнала опорного напряжения блока 5 сравнения, формирователь 8 преобразует входной сигнал в логический сигнал 1 только при амплитуде, меньшей опорного напряжения блока,6 сравнения), блоки 9 и 10 селекции и задержки (время задержки в блоках 9 и to установлено равным удвоенной длительности прохождения под щупами изоляционных промежутков индикатор 11 вида дефекта, элемент 12 ИЛИ, индикатор 13 вида дефекта, блок И памяти местоположения дефекта, который связан (механическим или электромеханическим путём) с механизмом 1 вращения. Устройство также содержит блок 15 питания, обе печивающий подачу напряжения на все электронные блоки и механизм 1 вращения, Перед проверкой якорей производят настройку устройства. Включается блок 15 питания. Бездефектный якорь 2 устанавливается на механизм 1 вращения, и на коллектор яко ря 2 накладываются щупы 3. Включа- ется механизм вращения 1, и якорь 2 начинает вращаться с постоянной угловой скоростью. При вращении якоря 2 на щупах 3 возникает последова тельное чередование следующих пакетов импульсов: 1 - импульсы малой длительности с большой амплитудой, возникающие при прохождении под щупами изоляционных промежутков, 2 импульсы большей-длительности с амплитудой, пропорциональной числу витков в секциях обмотки якоря, воз никающие при прохождении под щупами коллекторных пластин. Длительность этих импульсов в 4-5 раз больше ji предыдущих, так как коллекторные пластинышире изоляционных промежутков. Поступающие в блок 5 сравнения импульсы сравниваются с опорным напряжением, которое устанавливается таким образом,чтобы на выходе формирователя 7 появился логигическии сигнал 1 при прохождении изоляционных промежутков, а при прохождении коллекторных пластин - логический сигнал О, Длительность логических сигналов равна длительности входных импульсов. Поступающие в блок 6 сравнения импульсы Сравниваются с опорным напряжением, которое устанавливается таким-.образом, чтобы на выходе формирователя 8 появились логические как при прохождении изосигналыляционных промежутков, так и при прохождении коллекторных пластин. Устройство pa6otaeT следующим образом. Испытуемый якорь 2 устанавливается в механизм 1 вращения и на коллектор якоря 2 накладываются щупы 3 Включается механизм 1 вращения и на щупы 3 подается высокочастотное напряжение от генератора , Если в испытуемом якоре 2 имеется обрыв обмотки, то при прохождении дефектной секции под щупами 3 возникает дефектный импульс напряжения большой длительности и большой амплитуды, так как в случае сопротивление обмотки соизмеримо с сопротивлением изоляционного промежутка. Возникший импульс поступает на блоки селекции и сравнения 5 и 6, но поскольку блок 6 сравнения преобразует сигнаг i с малой амплитудой, то на выходе формирователя 8 будет логический сигнал О, а на выходе формирователя 7 появится логический сигнал 1 большой длительности. Так как длительность логического сигнала 1 значительно больше времени задержки блока 9, то на выходе блока 9 появляется также логический сигнал 1, который поступает на индикатор 11, а после прохождения логического элемента 12 ИЛИ включает блос 1, связанный с механизмом вращения. На блоке 1 будет зафиксировано местоположение дефектной секции обмотки якоря 2, например угол поворота якоря в момент нахождения дефектной секции под щупами. Если в испытуемом якоре 2 имеется межвитковое замыкание обмотки, то при прохождении дефектной секции под щупами 3 возникает импульс напряжения большой длительности и малой амплитуды, вследствие того, что сопротивление дефектной секции значительно меньше сопротивления бездефектной .Возникший импульс поступает на блоки5 и6 сравнения,нотак какблок 5 Сравненияпреобразует сигналыс большой амплитудой, то на входе формирователя. 7 будет логический сигнал О, а на выходе формирователя В появится логический сигнал 1 большой длительности. Поскольку длительность логического сигнала 1 значительно больше времени задержки блока 10, то на выходе блока 10 появляется 51 таюке логический сигнал 1, который поступает на индикатор 13 а после прохождения логического элемента 12 ИЛИ включает блок I, на котором будет зафиксировано местоположение дефектной секции. Использование предлагаемого устройства для контроля якорей коллекторных электрических машин обеспечивает точное определение местопо018060 6 , ложения наиболее распространенных видов дефектов в обмотках якорейнезависимо от ориентации установки якоря при контроле. Это позволяет $ встраивать устройство в автоматические линии изготовления и контроля якорей. Кроме того, предлагаемое устройство повышает производительность и качество контроля при to замене субъективного контроля вручную.

Похожие патенты SU1018060A1

название год авторы номер документа
Устройство для комплексного контроля дефектов в обмотке якоря электрической машины 1976
  • Чмищенко Валерий Семенович
SU657527A1
Устройство для контроля качества поверхности изделий 1983
  • Баранов Виктор Михайлович
  • Ермолаев Сергей Михайлович
  • Кудрявцев Евгений Михайлович
SU1116388A1
Феррозондовый дефектоскоп 1982
  • Колыхалов Владимир Константинович
SU1035502A1
Устройство для измерения интенсивности искрения на коллекторе электрической машины 1981
  • Сире Борис Ефимович
  • Ложкин Леонид Васильевич
  • Лапенко Юрий Яковлевич
SU987747A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ И КАТУШКАХ ИНДУКТИВНОСТЕЙ 2016
  • Фащук Вадим Игоревич
  • Лагутин Евгений Юрьевич
RU2664682C2
Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя 1981
  • Чмищенко Валерий Семенович
SU970284A1
Устройство для обнаружения замыканий при испытании изоляции обмоток электрических машин 1983
  • Чмищенко Валерий Семенович
  • Барамзин Александр Александрович
SU1114988A1
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОКА РАЗРЫВА ПРИ КОНТРОЛЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ИСКРЕНИЯ ЩЕТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1992
  • Рябцун А.А.
  • Чжан А.Ю.
RU2037835C1
Способ ультразвуковой дефектоскопии трехслойных конструкций и устройство для его осуществления 1988
  • Пахомов Евгений Алексеевич
SU1633354A1
Устройство для селекции изображений объектов 1987
  • Држевецкий Алексей Львович
  • Абульханов Рашит Алимбекович
SU1608710A1

Реферат патента 1983 года Устройство для контроля якорей коллекторных электрических машин

УСТРОЙСТВО ДЯЯ КОНТРОЛЯ ЯКОРЕЙ КОЛЛЕКТОРНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, еодержащее механизм вращения объекта контроля, источник питания, генератор тока повышенной частоты, выход которого соединен с выводами двух щупов и входом блока сравнения, выход которого соединен с формирователей ампли- ; туды , индикатор вида дефекта ,| о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, i с целью повышения точности контроля и производительности устройства, в него введены второй блок сравнения, второй формирователь амплитуды сигнала, два блока селекции и задержки, второй индикатор вида дефекта, элемент ИЛИ, блок памяти, причем.выходы генератора тока повышенной частоты соединены с входами второго блока сравнения, выход которого соединен с входом формирователя амплитуды сигнала, выход которого и выход первого формирователя-амп;тту фй сигнала соединены с входа «1 сс ответствую1цих блоков задержки и селекции, выходы которых соединены с входами соответствующих индикаторов вида дефекта и с соответствующими входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с входом блока памяти, соединенного с , механизмом вращения объекта контроля. 00 о сх

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1018060A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство контроля якоря электродвигателя постоянного тока на обрыв 1973
  • Каримуллин Равиль Хабибуллович
  • Карасев Валерий Павлович
SU737888A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для поверки якорей машин постоянного тока 1960
  • Кутасов В.Ф.
  • Серебряков Е.Х.
SU132320A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
()

SU 1 018 060 A1

Авторы

Кипнис Аврам Аронович

Муратов Владимир Михайлович

Архипов Евгений Алексеевич

Шустров Олег Сергеевич

Даты

1983-05-15Публикация

1981-08-26Подача