Коробка передач Советский патент 1983 года по МПК B60K17/08 B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1020266A1

L

Риг.1 Изобретение относится к транспо ту и может быть использовано в мех нических и гидромеханических транс миссиях транспортных средств преим -щественно большой единичной мощнос (самосйалов особо больиюй грузоподъ ности, колесных тягачей и др.). Известна коробка передач, содержащая размещенные в корпусе трехсту пенчатый планетарный механизм, соетоящий из взаимосвязанных дифференциалов, двухзальный редуктор с тремя параллельными зубчатыми передача ми, ведомый вал которого связан с. элементами планетарного механизма, муфты, входной и выходной валы упомянутого механизма-, первый из которых связан с ведомым валом редуктора. Данная конструкция предусматрива ет переключение ступеней вального редуктора при неподвижном транспорт ном средстве и нейтрали в планетарном механизме, что характерно, например, для тракторов и землерюйных машин. Это позволило использовать в качестве элементов управления компактные зубчатые муфты и раэместить их в зоне большей нагрузки на выходе коробки. Соответственно, планетарный механизм, элементы управления которого переключаются на ходу, {эазмещен в зоне малых нагрузок - на выходе L1J Недостатками такой конструкции применительно к транспортным средствам большой мо)ости с переключением всех ступеней на ходу являются перегрузка вального редуктора вслед ствие его расположения на входе, большие осевые габариты коробки передач ввиду расположения в редуктор трех элементов управления в ряд, а также сложность, обусловленная использованием трех дифферен1даалов планетарного механизма. Цель изобретения - упрощение кон .струкции и уменьшение осевых габаритов путем сокращения числа состай ляюпдах трехзвенных дифференциалов планетарного механизма. Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач, содержащей размещенные в корпусе трехступенчатый планетарный механизм, состоящий из взаимосвязанных дифференциалов , двухвальный редуктор с тремя параллельными зубчатыми передачами ,- ведомый вал которого связан с элементами планетарного механизма муфты входной и выходной валы упомянутого механизма,первый из которых связ с ведущим валом редуктора, планетарный механизм состоит из двух диф ференциалов с общим водилом, выполненным заодно с выходным валом коробки передач, солнечная шестерня одного из дифференциалов связана с ведомым валом редуктора, а коронная шестерня этого дифференциала свяеана через муфту с ведомой шестерней третьей зубчатой передачи редуктора, ведущая шестерня которой жестко -связана с его ведущим «валом, первая и вторая зубчатые передачи редуктора связаны с его валами посредством двух муфт, а ведущий вал редуктора соединен с входным валом коробки передач, при этом упомянутый корпус выполнен в виде двух разъемных блоков, в первом из которых помещены первая и вторая зубчатые передачи двухвального редуктора, а во втором планетг.рный механизм и третья зубчатая передача указанного редуктора, при этом ведущая шестерня третьей зубчатой передачи установлена консольно на высТУпамаем хвостовике ведущего вала редуктора.. На фиг. 1 показана блок схема коробки передач; на фиг. 2 - кинематическая схема коробки передач. Коробка 1 передач (фиг. 1) состоит из двухвального редуктора 2 и планетарного механизма 3. Перед ними может быть установлен гидротрансформатор 4 (показан пунктиром). Коробка передач имеет входной вал 5, две кинематические связи 6 и 7, соединяющие вальный редуктор и планетарный механизм, и выходной вал 8. Входной вал 5 соединен с вало 9 двигателя транспортного средства. Вальный редуктор 2,.(фиг.) содержит три пары зубчатых передач. На входном валу 5 установлены их ведущие шестерни 10, 11 и ,12, две из которых (10 и 12) закреплены жестко, а шестерня 11 связана с валом 5 через многодисковую фрикционную муфту 13. Ведомые шестерни 14, 15 и 16 расположены на выходном валу 7 вального редуктора, причем шестерня 15 установлена жестко, а шестерня 14 связана с ним через фрикционную муфту 17. Вал 7 является акже входттл валом планетарного механизма 3. Планетарный механизм 3 состоит из двух дифференциалов. Коронная, шестерня 18 первого дифференциала связана с тормозом 19, а через фрикионную муфту 20 - с ведомой шестерней 16 третьей зубчатой передачи редуктора. Зубчатое зацепление шестерен 12 и 16 реализует кинематическую связь 6 (фиг.2). СГси сателлитов 21 и 22 дифференциалов установлены в водиле, связанном с валом 8. На Валу.7 установлена солнечная шестерня 23. Солнечная шестерня 24 второго ифф рёвщиала связана с коронной естерней 18 первого дифференциала. Вторюй дифференциал имеет коронную

шестерню 25, связанную с тормозом 26 и фрикционной муфтой 17.

Гидротрансформатор 4 может иметь насосное колесо 28, турбинное колесо 29, связанное с валом 5, и муфту 30 блокировки.

Порядок включения муфт и TOI IOзов коробки передач на различных ступенях приведен в таблице.

Коробк передач работает следующим образом.

На первой ступени в соотпгхотвии с таблицей включав ся фрикционная

муфта 20 и тормоз 26. Крутящий момевт Передается на пару шестерен 12 и 16

и через муфту 20 на коронную шестерт ню 18 первого дифференциала (коронк

ная шестерня 25 второго дифференциала заторможена тормозом 26) и дгшее через сателлиты 22 на водило и выходной вал 8.

Похожие патенты SU1020266A1

название год авторы номер документа
Коробка передач 1984
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Шаколин Владимир Николаевич
  • Кочергин Валерий Иванович
  • Селицкий Павел Иванович
SU1181903A1
Трансмиссия транспортного средства с конической главной передачей и межколесным дифференциалом /ее варианты/ 1983
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Шаколин Владимир Николаевич
  • Кочергин Валерий Иванович
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Митин Борис Ефимович
  • Иванов Эраст Иванович
  • Митяев Альберт Федорович
  • Ковалев Алексей Филиппович
SU1252198A1
Коробка передач 1988
  • Митин Борис Ефимович
  • Шопов Владимир Егорович
  • Ксендзов Вечислав Никитович
  • Чушенков Михаил Егорович
  • Шаколин Владимир Николаевич
SU1504111A1
Коробка передач транспортного средства и ее варианты 1982
  • Альгин Владимир Борисович
  • Грицкевич Вацлав Владимирович
  • Косткин Олег Львович
  • Меленцевич Владимир Петрович
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Шейнкер Израиль Гильевич
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
  • Калацкий Леонид Владимирович
SU1073138A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1992
  • Чапыгин Игорь Ильич
RU2068516C1
ДВУХСКОРОСТНОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ЗАДНЕГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОПАШНОГО ТРАКТОРА 1991
  • Бобровник Александр Иванович[By]
RU2025306C1
АКТИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ, КОРОБКА ПРЯМОГО ВКЛЮЧЕНИЯ (МЕХАНИЧЕСКАЯ), КОРОБКА СКОРОСТЕЙ С ПЛАНЕТАРНЫМ ФРИКЦИОНОМ И НЕЗАВИСИМОЙ ЗАДНЕЙ ПЕРЕДАЧЕЙ, РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА С МЕХАНИЗМОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОСЯМИ (КОЛЕСАМИ) 2004
RU2292270C2
МНОГОПОТОЧНАЯ ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2019
  • Саламандра Константин Борисович
RU2724943C1
СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Круташов Александр Васильевич
  • Серебряков Владимир Витальевич
  • Баулина Елена Евгеньевна
RU2606652C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Котиев Георгий Олегович
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479445C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 020 266 A1

Реферат патента 1983 года Коробка передач

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, преимущественно для транспортных средств большой мощности, содержащая размещенные в корпусе трехступенчатый плане тарный механизм,состоящий из взаимосвязанных дифференциалов, двухвальный редуктор с тремя параллельными зубчатыми передачами, ведомый вал которюгЬ связан с элементами планетарного механизма, муфты, входной и выходной валы упомянутого механизма, первый из которых связан с ведущим валом редуктора, о и ч а И щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения осевых габаритов путем сокращения числа составляющих трехзвенных дифференциалов планетарного механизма, планетарный механизм состоит кэ .двух дифференциалов с общим водилом, выполненным заодно с выходным валом коробки передач, солнечная шестерня одного из дифференциалов связана с -ведомым валом редуктора, а коронная шестерня этого д ифференциала связана через муфту с ведомой шестерней третьей зубчатой передачи редуктор, ведущая шестерня которой жестко связана с его ведущим валом, первая и вторая зубчатые передачи редуктора i связаны с его валами посредством двух муфт, а ведущий вал .редуктора СП соединен с входным валом коробки передач, при этом упомянутый корпус выполнен в виде двух разъемных блоков, в первом из которых помещеныS первая и вторая зубчатые передачи е двухвального редуктора, а во втором планетарный механизм и-третья зубчатая передача указанного редуктора, при этом ведущая шестерня третьей зубчатой передачи установлена конND сольно на выступающем хвостовике ведущего вала редуктора. Ю О) А

Формула изобретения SU 1 020 266 A1

П |t|

У

У1

УН У1И

3.x.13.x.2

.На второй и третьей ступени включаются поочередно фрикционные муфты 13 и 17 и замкнут тормоз 19. Крутящий момент передается на пары шестерен 11 и 15 или 10 и 14 и далее через вал-7 на шестерню 23 первого дифференциала, коронная шестерня которого заторможена тормозом 19, и далее через сателлиты 21 и водило - на выходной вал 8.

На четвертой ступени включаются фрикционные муфты 20 и 26. Крутящий момент передается через зубчатую пару 12 и 16 и муфту 20 на коронную шестерню 18, причем планетарный механизм заблокирован муфтой 27, т.е. вращается как одно целое.

На пятой и шестой ступенях постоянно включена фрикционная муфта 20, а поочередно включаются муфты 13 и 17. Крутящий момент передается потокгимш через кинематические связи 6 и 7 на коронную 18 ,и солнечную 23 шестерни первого дифференциала, а выход осуществляется через сателлиты 21 и 22 и водила на выходной вал 8.

Седьмую и восьмую ступени получают поочередным включением фрик- -«4+ +

+ +

+ «

ционных муфт 13 и 17 при включенной муфте 27.

Задний ход получают поочередным включением муфт 13 и 17 прю постоянно замкнутом тормоза 26. Крутящий момент в зтом случае передается через шестерни 11, 15 и 10, 14 на солнечную шестерню 23 первого дифференциала, а коронная шестерня 25 второго заторможена 26.

В предлагаемой коробке передач получено восемь ступеней переднего хода и две заднего хода при двух планетарных дифференциалах и шести элементах управления, тогда как в прототипе для получения меньшего числа ступеней необходимо три дифференциала. Исключение третьего дифференциала упрощает конструкцию. Поскольку в предлагаемой коробке передач в один ряд расположены только три фрикционных муфты (против шести в .прототипе), значительно сокращаются осевые габариты.

Фрикционные муфты вального редуктора, размеры которых ограничены межцентровым расстоянием зубчатых передач, в коробке передач расположены во входной части и не передают максимального крутящего момента. Это загружает указанные муфты, а так же подшипники зального редуктора, что по выпиf т надежность и долговеч носхь всей передачи и создает благоприятные условия для работы при повьшюнных мощностях. В зоне высоких крутящих моментов, превшиаювшх входной момент в соответствии с. передаточными числами вал ного редуктора 2, расположен планетарный механизм 3, несущая Способность которого значительно выше, чем у вальных механизмов. Таким образом, по сравнению с известлыми предлагаемая коробка переда hponje чисто планетарных, поскольку имеет лишь два дифференциала, а по сразнен ю с чисто вальными облегчает

г /а ff

обеспечение работоспособности при болышх мощностях ввиду простоты вального механизма и расположения его в зоне меньших нагрузок. При этом коробка передач более компактна и по сравнению с прототипом имеет большее число ступеней при одина ковом числе элементов управления. Кроме того, на двух высших ступенях КПД коробки передач намного выше, чем в прототипе, так как крутящий момент передается только одной парой шестерен, в то время как в прототипе работает еще и планетарный механизм.. Это особенно вгикно для быстроходных транспортных средств, в которых преимущественно (по времени работы) используются высшие ступени..

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1020266A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США 4074592, кл
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада 0
  • Названов М.К.
SU74A1

SU 1 020 266 A1

Авторы

Красневский Леонид Григорьевич

Шаколин Владимир Николаевич

Цитович Игорь Сергеевич

Митин Борис Ефимович

Шопов Владимир Егорович

Кочергин Валерий Иванович

Марчик Иван Альбинович

Шейнкер Израйль Гильевич

Меленцевич Владимир Петрович

Даты

1983-05-30Публикация

1981-06-18Подача