Трансмиссия гусеничной машины Советский патент 1983 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1020268A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям гусеничных машин. Известна трансмиссия гусеничной MauBiHbTJ содержащая коробку передач, главный вал которой кинематически свяран с ведущими колесами машины, гидрообъемную передачу, вал гидрона соса которой связан с первичным валом коробки передач, а гидромотора дополнительным валом, два трехзве ных планетарных механизма, в каждом . из которых одно звено связано с выходным. валом трансмиссии, второе с главным валом коробки пере;цач, и устройство для соединения третьего звена одного планетарного механизма с дополнительным валом l. Недостатком известной трансмиссии является большая масса и габари ты, nptf повороте машины мощность, проходящая через гидрообъемную пере дачу, идет как на забегающую так и на отстающую гусеницы. Так как при повороте резко возрастает сопротивление на гусеницах, мощность, про|ходя1цая через гидрообъемную передачу, на некоторых режимах поворота становится соизмеримой с мощностью, требуемой на прямолинейном движении (например, двигатель, устойчиво работающий на прямолинейном движении может заглохнуть при повороте машины). Масса и габариты гидрообъемных передач, как известно, превышают массу и габариты механических передач, такой же мощности, поэтому общая масса известной трансмиссии, коробки передач и гидрообъемной передачи может более чем в два раза превышать массу одной механической коробки передач. Цель изобретения - уменьшение мас совых и габаритных показателей транс миссии . Указанная цель д эстигается тем, что трансмиссия гусеничной машины, содержащая коробку передач, главный вал которой кинематически связан с ведущими колесами машины, гидрообъем ную передачу, вал гидронасоса, который связан с первичным валом коробки передач, а гидромотора - с допэл- нительным валом, два трехзвенных пла нетарных механизма, в каждом из кото рых одно звено связано с выходным валом трансмиссии, а другое - с глав ным валом коробки передач, и устройство для соединения третьего звена одного планетарного механизма с дополнительным валом, снабжена допол нительным устройством для соединения третьего звена другого планетарного механизма с дополнительным валом, причем каждое из упомянутых устройст для соединения включает фрикционные муфты и дополни те.пь мне фрикционные муфты для соединений третьих звеньев планетарных механизмов с передаточньлм валом коробки передач.. Кроме того, каждая пара фрикционных муфт для связи третьего звена планетарного механизма соответственно с передаточным и дополнительным валом снабжена общим рычагом управления. На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемой трансмиссии. Трансмиссия содертит первичный вал 1, передаточный вал 2 с ведущими шестернями 3, Главный вал 4 с ведомыми шестернями 5 и два выходных вала 6 и 7, связанных с ведущими колесами машины (не показаны). На выходных валах б и7 установлены остановочные тормоза 8 и 9. Ведущие цилиндрические шестерни 3 находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями. Для каждой передачи имеется своя пара находящихся в постоянном зацеплении шестерен, причем одна шестерня посажена на один из валов свободно., w; другая жестко закреплена на друг гом валу. Включение скоростей осуществляется блокировкой с соответствукндим валом одной из свободно посаженных на вал шестерен с помощью муфты 10. Имеются также дополнительный вал 11 и гидрообъемная передача, состоящая из гидронасоса 12 и гидромотора 13. Гидронасос 12 связан с первичным валом 1, а гидромотор 13 через шестерни 14 и 15 - с дополнительным валом 11. Предлагаемое устройство содержит также два трехзвенных планетарных механизма 16 и 17. В каждом планетарном механизме родержится по три основных звена - эпициклические шестерни 18 и 19, водила 20 и 21 и солнечные шестерни 22 и 23. На осях водила установлены сател.питы. Эпициклические шестерни 18 и 19 планетарных механизмов соединены с главным валом 4, а водила 20 и 21 - с выходными валами 6 и 7. На передаточном валу 2 установлены два устройства для соединения. Первое подключагадее устройство предназначено для соединения солнечных шестерен 22 и 23 планетарных механизмов с дополнительным валом 11 и состоит из чДвух фрикционов 24 и 25 (по одному на каждый борт). Соединение фрикционов 24 и 25 с валом 11 осуществляется с помощью шестерен 26 и 15, 27 и 28. Второе подключаквдее устройство предназначено для соединения солне -ных шестерен 22 и 23 планетарных механизмов с передаточным валом 2 и также состоит из двух фрикционов 29 и 30 (по одному на каждый борт). Фрикционы, взаимодействующие с одним и тем же планетарным механизмом на каждом борту, попарно объединены в блоки (фрикционы 24 и 29 составляют один блок 31, а фрикционы 25 и 30 - второй блок 32, фрикционы каждого блока имеют общий наружный барабан). Блоки фрикционов снабжены механизмами 33 и 34 управ ления, Кс1ждый из которых является, общим для/обоих фрикционов соответствуюадего блока и обеспечивает вклю чение одногоиэ фрикционов при одновременном выключении другого или од о ременное выключение обоих Фрик ционов. Благодаря этому обеспечивается попеременное соединение солнеч ной шестерни каждого планетарного механизма с дополнительным валом 11 или передаточным валом 2, или отсоединение ее от обоих валов. ; Параметры гидрообъемной передачи а также шестерен/ осуществляющих кинематическую связь ее с солнечным шестернями, выбраны такими, что час тота вращения ведущих элементов фрикционов 24 и 25 первого подключающего устройства равна частоте ве jiyiWiJC элементов фрикционов 29 и 30 второго подключающего устройства. Благодаря этому обеспечивается легкое переключение кинематической .связи солнечных шестерен с дополни:тельным валом 11 насвязь с .переда:ТОчным валом 2 и наоборот. Трансмиссия работает следующим образом. При прямолинейном движении гусени ной мацмны мощность от двигателя к планетарным механизмам 16 и 17 пере дается двумя потоками. Первый лоток от первичного вала 1 передается на передаточный вал 2 и далее через па ру шестерен 3 и 5 одной из передач, включенной с помощью соответствующей муфты 10 - на главный вал 4 и эпициклические шестерни 18 и 19 планетарных механизмов .16 и 17. Вто рой- поток мощности передается, от первичного вала 1 через гидрообъемную передачу и шестерни 14 и 15 на дополнительный вал 11 и далее через шестерни 15, 26, 28 и 27 и включенные фрикционы 24 и 25 первого подключающего устройства - на солнечные шестерни 22 и, 23 планетарных механизмов (фрикционы 29 и 30 второ го подключающего устройства при этом выключены). В планетарных механизмах подведенные к ним оба потока мощности суммируются на водилах 20 и 21, в результате чего водила nj iобретают определенную частоту вращения и передают суммарный крутящий момент на выходные валы 6 и 7 и далее к бортовым передачам и к ведупдам колесам. .Скорость пряя молинейнрго движения зависит от включенной передачи. При движении машины на низиих передачах часть мощности, подводимая вторым потоком к солнечным шестерням 22 и 23, составляет примерно третью часть всей мощности, поступающей от двигателя. Остальная,большая часть мощности, передается первым потоком к эпициклическим шестерням 18 и 19. На повьпиенных передачах за счет изменения передаточного отноше ния между валами 2 и 4 (при включении пары шестерен повышенной передачи) доля мощности первого потока увеличивается, а второго уменьшается и может составить 10-20% всей передаваемой мощности. Поворот машины осуществляется путем уменьшения скорости одной из гусениц (отстающей) при сохранении скорости другой гусеницы (забггаюл щей). Для осуществления поворота необходимо на забегающей стороне (например, со стороны выходного вала 7) при помоши механизма. 34 управления выключить фрикцион 25 и включить фрикцион 30. Этим самым на забегающей стороне разрывается кинематическая связь солнечной шестерни 23 с дополнительным валом 11, а следовательно, и.с гидрообъемной передачей и обеспечивается связь ее с передатОчным валом 2. При этом частота вра- щения солнечной шестерни 23 на за- бегающей стороне нэ меняется, скорость забегакоцей гусеницы также остается неизменной. Одновременно с переключением фрикционов 25 и 30, осуществляемым на забегающей стороне, путем регулирования гидромотора 13 уменьшается частота вращения дополнительного вала 11. С дополнительным валом с помощью фрикциона 24 связана только солнечная шестерня 22 отстающей стороны, и частота вращения ее также уменьшается. Так как эпициклические шестерни 18 и 19 вращаются с одинаковой частотой, а солнечная шестерня 22 медленнее, чем шестерня 23, то и водило 20 будет вращаться медленнее, чем водило 21, обеспечивая замедление скорости отстающей стороны и поворот машины. Плавным изменением частоты вращения солнечной шестерни на отстающей стороне достигается бесступенчатое изменение Фиксированного радиуса поворота машины. Путем реверсирования гидрообъемной передачи можно изменить направление вращения солнечной шестерни 22 на отстающей стороне на противоположное (при неизменном направлении вращения эпициклической шестерни 18) и обеспечить полную остановку водила 20. Машина при этом будет поворачивать с минимальным радиусом поворота. Поворот маиины с минимальньлм радиусом можно осуществлять также путем выключения фрикционов 24 и 29 на отстающей стороне (т.е. отключения солнечной шестерни 22 как от дополнительного, так и передаточного вала) с одновременным включением остановочного тормоза 8 на отстающей стороне. В известном устройстве при поворо те машины мощность от гидрообъемной передачи передается как на забегающую, так и на отстающую гусеницы. На некоторых режимах поворота мощность, затрачиваемая на поворот ма686шины, соизмерима с максимальной мощностью прямолинейного движения. В предлагаемом устройстве при прямолинейном движении через гидрообъемную передачу передается меньше половины всей мощности, передаваемой на гусеницы, а при повсфоте - еще меньшая ее часть, т&к как мощность от гидрообъемной передачи передается только на отстающую гусеницу. Таким образом, максимальная мощность, передаваемая через гидрюобъемнук) передачу в процессе эксплуатации машины, в предлагаемом устройстве меньше,чем в известном. Поэтому габазиты и масса гидрообъемной передачи, а следовательно, и всей трансмиссии меньше.

Похожие патенты SU1020268A1

название год авторы номер документа
ГИДРООБЪЕМНАЯ ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА 2003
  • Филичкин Н.В.
  • Морев К.Н.
RU2247037C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С БОРТОВЫМИ КОРОБКАМИ ПЕРЕДАЧ 2009
  • Филичкин Николай Васильевич
  • Вансович Егор Иванович
  • Беспалов Александр Владимирович
  • Кучерина Павел Игоревич
RU2412847C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ 2010
  • Филичкин Николай Васильевич
  • Вансович Егор Иванович
  • Булатов Александр Вячеславович
  • Пуртов Константин Сергеевич
RU2438908C1
ТРАНСМИССИЯ БЫСТРОХОДНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Филичкин Николай Васильевич
RU2307758C1
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БЫСТРОХОДНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2003
  • Филичкин Н.В.
RU2233760C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2005
  • Филичкин Николай Васильевич
  • Майборода Сергей Сергеевич
RU2297926C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Филичкин Николай Васильевич
  • Дуюн Владимир Иванович
  • Черепанов Сергей Игнатьевич
  • Козьминых Владимир Александрович
  • Глухов Максим Сергеевич
  • Быков Иван Валерьевич
RU2299146C1
Трансмиссия гусеничной машины 1988
  • Володин Александр Николаевич
  • Карпов Владимир Юрьевич
  • Кувшинов Виктор Владимирович
  • Павлов Владимир Викторович
  • Стребко Олег Александрович
  • Шумилин Александр Викторович
SU1527072A1
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Гусев Михаил Николаевич
  • Ширшов Юрий Иванович
RU2298505C2
Трансмиссия гусеничной машины 1984
  • Павлов Владимир Викторович
SU1162628A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 020 268 A1

Реферат патента 1983 года Трансмиссия гусеничной машины

1. ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЯ МАШИНЫ, содержащая коробку передач, главный вал которой кинематически свяэЗн с ведущими колесами машины, гидрообъемную передачу, вал гидронасоса которой связан с первичньвл валом коробки передач, a гидромотора - с дополнительным валом, два трехзвенных планетарных механизма, в каждом из KOTOiHaX одно звено связано с вьосодным валом транскшссии, a другое - с главным валом коробки передач,и устр ййство для соединения третьего звена одного планетарного механ1 эма с дополнительным валом , отличающаяся тем, что, с целью уменьшения массовых и габа{жтных показателей, она снабжена дополнительным устройством для соединения третьего звена другого планетарного механизма с дополнительным валом, примем каждое из упомяиутых устройств. для соединения SKJOOчает фрикционные муфты и дополнительные фрикционные муфты для соединения третьих звеньев планетарных механизгФэв с передаточным валом коробки передач. 2. Трансмиссия по п. 1, о т л %чающаяся тем, что каждая пара фрикционных муфт для связи трет 1(0 его звена планетарного механизма со ответственно с передаточным и до- полнительным валами снабжен обищм рычагом управления..1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1020268A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
ТРАНСМИССИЯ ТРАКТОРА 0
SU313730A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 020 268 A1

Авторы

Нечаева Ольга Николаевна

Олейников Николай Георгиевич

Даты

1983-05-30Публикация

1981-07-13Подача