0т двигателя
5 которых соединены с ведущими колесами, вторые 6 - с глав1гым валом Д, а третьи 7 - с дополнительным приводом, С помощью муфты 25 можно обеспечить две- ступени на низшей передаче: нормальную при блокировке планетарного ряда и пониженную при фиксации одного ия его звеньев г корпусом 1 коробки передач. Для поворота на нейтрали с нулевым радиусом с помощью стопора 28 останавливают главный вал А, а мощность к ведущим колесам идет через дополнительный привод, 1 з,п. ф-лы, 1 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2031808C1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2267432C2 |
Трансмиссия гусеничной машины | 1984 |
|
SU1162628A1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2037443C1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С БОРТОВЫМИ КОРОБКАМИ ПЕРЕДАЧ | 2009 |
|
RU2412847C1 |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2297355C2 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2258623C1 |
МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ БЫСТРОХОДНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2015 |
|
RU2645487C2 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2438908C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU610689A1 |
Изобретение относится к трансмиссиям гусеничных машин. Цель изобретения - повышение скоростных свойств и улучшение маневренности. Трансмиссия снабжена эпициклическим планетарным рядом, выполненным блокируемым посредством зубчатой подвижной муфты 25, размещенной внутри ведомой шестерни низшей передачи 19 главного вала 4 коробки передач, раздаточный вал 3 которой выполнен полым, а консольно ему размещен дифференциальный механический редуктор 10 дополнительного привода, содержащего также регулируемую гидрообъемную передачу, регулируемый насос 12 которой соединен с ведущим валом 2 коробки передач, а нерегулируемый гидромотор 13 - с ведущей конической шестерней 15 редуктора 10. Одна из ведомых шестерен 16 редуктора 10 выполнена полой и охватывает дополнительный вал 18, размещенный внутри раздаточного вала 3. Трансмиссия однопоточная при прямолинейном движении машины и двухпоточная при повороте. Для суммирования потоков мощности от двигателя используются две бортовые трехзвенные планетарные передачи, первые звенья 5 которых соединены с ведущими колесами, вторые 6 - с главным валом 4, а третьи 7 - с дополнительным приводом. С помощью муфты 25 можно обеспечить две ступени на низшей передаче: нормальную - при блокировке планетарного ряда, и пониженную - при фиксации одного из его звеньев с корпусом 1 коробки передач. Для поворота на нейтрали с нулевым радиусом с помощью стопора 28 останавливают главный вал 4, а мощность к ведущим колесам идет через дополнительный привод. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств и предназначено для использования на быстроходных гусеничных мащинах.
Цель изобретения - повышение скоростных свойств и улучшение маневренности.
На чертеже изображена кинематическая схема трансмиссии гусеничной машины.
Трансмиссия состоит из корпуса 1 коробки передач, содержащей ведущий 2, связанный с двигателем мащинь, раздаточный 3 и главный 4 валы,Тее, основной лриводе Оба конца главного вала 4 соединены с бортовыми трех- звенными суммирующими планетарными передачами, В частности,применены эпициклические планетарные ряды или передачи, первые звенья 5 которых или водила снабжены остановочными тормозами и связаны с ведущими колесами. Вторые звенья 6 соединены с главным валом 4, а третьи 7 - с двигателем машины через дополнительный
привод,
В дополнительный привод входят две пары цилиндрических шестерен 8 и 9 постоянного зацепления, связанные с третьими звеньями 7,дифференциальный механический редуктор 10, корпус 11 которого прифланцован к корпусу 1 коробки передач, и регулируемая гидрообъемная передача,состощая из регулируемого аксиально- или радиальнопоршневого насоса 12 и нерегулируемого гидромотора 13 того ж типа.
Насос 12 и гидромотор 13 связаны гидравлически, имеют систему подпит ки, гидробак и прочее. Они могут быть выполнены и в едином блоке. Управление насосом 12, т,е, изменение его производительности,осуществляется водителем посредством руле
вого привода. Насос 12 приводится во вращение от ведущего вала 2 за счет зубчатой конической передачи 14, Вал гидромотора 13 соединен с ведущей конической шестерней 15 дифференциального механического редуктора 10, которая взаимодействует с парой ведомых конических шестерен 16 и 17, Одна из ведомых шестерен, например 16, выполнена полой, как и раздаточный вал 3, и соединена с парой щестерен 8 постоянного зацепления. Другая ведомая коническая шестерня 17 связана с одним из концон дополнительного вала 18, также входящего в дополнительньп привод данной трансмиссии и вторым своим концом соединенного с другой парой шестерен 9 постоянного зацепления. Дополнительный вал 18 размещен внутри раздаточного вала 3 и конической шестерни 16,
На главном валу 4 коробки передач установлены ведомые иестерни 19 низшей передачи, заднего хода 20 и промежуточных передач,, позиции на которые условно не даны, но они вьще- лены пунктиром, I
Внутри ведомой шестерни 19,находящейся в постоянном заиеплении с ведущей шестерней 21 раздаточного
вала 3, размещен эпициклический планетарный ряд, выполненнъш с возможностью блокировки, т.е, получения передаточного числа этого ряда,равного 1,0, Эпициклическая шестерня 22 планетарного ряда соединена с шестерней 19 и через сателлиты 23 связана с солнечной шестерней 24,Последняя имеет полый вал, на наружных пшицах которого размещена подвижная зубчатая муфта 25, она может быть и другой конструкции, но желательно ее унифицировать с трансмиссией. Водило 26 этого ряда жестко
соединено с главнь(м валом 4 коробки передач, а ведомая шестерня 19 установлена на валу 4 свободно, на под- шипнрже. Муфта 25 имеет свободу в осевом направлении и три позиции: нейтральную первую, когда она блокирует планетарный ряд, соединяя,например, водило 26 и солнечную шестерню 24, и вторую, когда соединяет полый шлицевой вал солнечной шестерни 24 с корпусом коробки 1 посредством зубьев, кулачков или иных конструктивных элементов.
Таким образом, в первой позиции муфты 25, показанной римской цифрой I, передаточное число эпициклического планетарного ряда равно единице, а общее передаточное число коробки передач на низшей передаче
и
.
П 111
где число зубьев ведомой шестерни 19;
же ведущей шестерни 21, Во второй позиции муфты 25,показанной римской цифрой ТТ, вал солнечной шестерни 24 посредством шлицев, муфты 25 и специальных зубцов на стенке корпуса 1 или других элементов практически блокируется с корпусом I, затормаживая солнечную шестерню 24, При этом передаточное число эпициклического ряда
и,
к
Р к где К - передаточное отношение центральных колес планетарного ряда относительно водила или параметр планетарной передачи. Общее передаточное число коробки
передач низшей передачи в этом случае равно
5UJ
К +
-г
Вторая ступень низшей передачи используется для движения машины с малыми скоростями и с большими тяговыми усилиями на гусеницах.
Кроме того, одно из третьих звеньев 6 (в данном случае эпициклическая шестерня бортовой трехзв н- ной суммирующей планетарной передачи) снабжено упорами 27, расположенными по периферии. Упоры 27 могут
0
5
0
5
0
5
0
5
быть съемными, лег ко мот ирон.тп.г я к любому из звеньев 6. Их чиглп м(-- жет быть произво;гьным, но не монсс одного. Для обеспечения надеяногти конструкции и быстрой остановки ЗПР- на 6 без достаточно больших удлроп минимально должно быть не менее трех-четырех упоров 27, выгюлнеипих в виде зубьев, прикрепляем1,гх к нярут- ной поверхности звена 6.
На стенке корпуса 1 коробки передач имеется опора, на которой тарим)- но на оси с возможностью поворота в одной плоскости на ограниченный угол размещен стопор 28, Последний снабжен приводом и системой управления и может иметь два положения: в первом он взаимодействует с одним из упоров 27, т.е. блокирует звено 6 с корпусом 1, не давая ему возможности кругового проворота относительно центральной оси и главного вала 4, а во втором повернут нп иеко- торьш угол, достаточный для освобождения упора 27 и, следовательно,тво- на 6.
Схема привода стопора 28 не приводится, поскольку она относится к системе управления, а не к собственно трансмиссии. Но принципиально онл может быть гидравлического приипиил действия и иметь в качестве источника энергии насос подпитки рогу;тч1 - мой гидрообъемной передачи догихтии- тельного привода. Для упрлвлеипя гюии- ротом стопора 28 можно испольтсч лть гидроцилиндр, а для включени т послед- него, т,е, соединения его нлпориой полости с источником энергии, - гидрораспределитель с электромагнитным управлением,
В качестве источника электро нер- гии системы управления приводом целесообразно использовать аккумуляторные батареи гусеничной машины, VпpлвлeIП( включением привода стопорл 28 должно осуществляться водителем, дл чего может быть предусмотрена кнонкл управления, размещенная на штурвлле rvic- вого привода или в зоне дейгтрия водителя, В системе управления д.1л- ны быть предусмотрены cигtIЛльн лp, блокирующие привод стопора 8, и предохранительные устро11ст( л.
Трансмиссия работает следу щ - образом.
Дополнительный привод трлнг шгг-ри используется для осуществлопнч ноч,рота гусеничной машины, обеспечивая бесступенчатое регулирование величины радиуса поворота. При повороте машины мощность от двигателя к ведущим колесам поступает через основной и дополнительньгй приводы, В прямолинейном движении мощность поступает только одним потоком через основной привод, а звенья 7 бортовых трехзвенных суммирующих планетарных передач гидравлически заторможены, так как насос 12 развивает нулевую производительность и вал гидромотора 13 остановлен,
Для остановки машины применяют остановочные тормоза, связанные с первыми звеньями 5 обеих бортовых трехзвенных суммирующих планетарных передач,
Для осуществления поворота машины на нейтрали в коробке передач с нулевым радиусом при помощи стопора 28 останавливают звено fS и, следователь- но, главный вал 4, а затем при данных, определяемых подачей топлива в ц1Ш1Шдры двигателя, оборотах насоса 12, изменяй производительность последнего, производят поворот. При этом мощность к ведущим колесам от двигателя nocTvnaeT только через дополнительный пптгвод.
При поворотах на различных переда чах в коробке мощность от двигателя к ведущим колесам проходит по основному и дополнительному приводам Звенья 7 за счет имеющегося дифференциального механического редуктора 10 вращаются в противоположные стороны, но с одинаковыми скоростяЬш, Скорост вращения звеньев 6 определяется включенной передачей в коробке передач. Изменяя производительность насоса 12 регулируют частоту вращения вала гидромотора 13 н, следовательно, скорость вращения звеньев 7, Мощность суммируется на звеньях 5 и поступает к вeдyщ гм колесам Частота вращения вала гидромотора 13, ведущей конической шестерни 15 дифферендиального механического редуктора 10 возрастает с увеличением производительности насоса 12, Величина радиуса поворота магаины зависит от включенной передачи в кор|--.бке передач н от положения органа )егупирования производительности КЯПТГ.Т 12в
Формула изобретения
1,Трансмиссия гусеничной машины, содержащая основной привод,размещенный в корпусе вальной коробки передач и включающий бортовые трехзвен- ные суммирующие планетарные передачи первые звенья которых кинематически связаны с ведущими колесами, вторые через главный вал с установленными на нем ведомыми шестернями и подвижными зубчатыми муфтами, полый раздаточный вал связаны с ведущими шестернями и третьи через дополнительный привод снабженный дополнительным валом, с цилиндрическими щестернями постоянного зацепления и дифференциальным механическим редуктором с двумя ведомыми коническими шестернями, связанными с валом двигателя, отличающая- с я тем, что, с целью повьш1ения скоростных свойств и улучшения маневренности, она снабжена гидрообъемной передачей и эпициклическим планетарным рядом, выполненным блокируемым посредством подвижной зубчатой муфты
и размещенным внутри ведомой шестерни низшей передачи, эпициклическая шестерня которого соединена с упомянутой ведомой шестерней, водило - с главным валом, а солнечная шестерня - с полым шлицевым валом, на наружных шлицах которого размещена подвижная зубчатая муфта с возможностью осевого перемещения и соединения этого вала с корпусом коробки передач,причем дифференциальный механический редуктор размещен консольно с одной стороны дополнительного вала, одна из ведомых конических шестерен дифференциального механического редуктора выполнена полой, охватьшающей дополнительный вал, и связана с первыми цилиндрическими шестернями постоянного зацепления дополнительного привода,другая, соединенная с концом дополнительного вала, - с вторыми цилиндрическими шестерняж постоянного зацепления, а ведущая шестерня, зацепленная с ведомыми коническими шестернями, связана с гидромотором гидрообъемной передачи,
2,Трансмиссия по п,1, о т л и - чающаяся тем, что, с целью обеспечения нулевого радиуса поворо- та, одно из вторых звеньев бортовых трехзвен гьгх суммирующих планетарных
91527072I
передач снабжено упорами, в- пимацей- имеющим опору п KOfnivr.- кормОки -ч- стиующими с поворотным стопором, редач и прмпод ого ,-1.
Носов Н.А | |||
и др | |||
Расчет и конструирование гусеничных машин | |||
- Л,: Мятиностроение, 1972, с | |||
Передвижная комнатная печь | 1922 |
|
SU383A1 |
Приспособление, увеличивающее число оборотов движущихся колес паровоза | 1919 |
|
SU146A1 |
Авторы
Даты
1989-12-07—Публикация
1988-04-04—Подача