АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ, ПУСКАЕМЫЙ В ХОД БЕЗ РЕОСТАТА Советский патент 1926 года по МПК H02K3/06 

Описание патента на изобретение SU1024A1

Как известно, один из главных недостатков коротко замкнутых обмоток ротора асинхронных двигателей заключается в том, что, вследствие их малого омического сопротивления, начальный момент вращения двигателей с такими роторами получается небольшим.

Предметом настоящего изобретения является такая обмотка ротора, коротко замкнутого типа, которая отличается тем, что в момент пуска в ход двигателя и при приключении обмотки статора с одного числа полюсов на другое, омическое сопротивление этой обмотки ротора может быть сделано большим, чем при нормальной работе, благодаря чему достигаются условия получения высокого начального момента вращения двигателя.

На фиг. 1 и 2 изображены схемы такой обмотки ротора в двух вариантах.

Как показывает фиг. 1, вся обмотка ротора состоит из ряда коротко замкнутых секций; расстояние между каждыми двумя проводами а-b, а1-b1, а2-b2 и т.д., образующими эти секции, должно быть равно, приблизительно, одному полюсному делению машины при нормальном (рабочем) соединении статорной обмотки; на фиг. 1 одна из этих секций а-b показана жирными линиями. Кроме того, из фиг. 1 видно, что секции а-b и a1-b1, а2-b2 и a3-b3 и т.д. соединены между собою соответственно через сопротивления r, r, r… и r1, r1, r1

Согласно настоящему предложению, при пуске двигателя в ход, обмотка статора переключается на двойное число полюсов; при этом получается ширина полюсного деления t2 в два раза меньше, чем полюсное деление t1 при нормальном (рабочем) соединении обмотки статора (фиг. 1). Если бы при этом отдельные секции обмотки ротора не были соединены между собою при помощи сопротивлений r, r и r1, r1…, то при этих условиях в обмотке ротора не появилось бы совсем тока, так как электродвижущие силы, индуктированные в проводах каждой секции, при этих условиях оказываются направленными друг против друга (фиг. 1 пунктирные стрелки в проводах а и b указывают направления индуктированных вращающимся потоком электродвижущих сил в проводах а-b в какой-нибудь момент времени).

Благодаря, однако, наличности вышеупомянутых соединений r, r и r1, r1 - в обмотке ротора, кроме замкнутых секций с шириной t1, образуются еще секции с шириной, приблизительно равной Одна из таких секций, состоящая из проводов а2-b, показана на фиг. 1 жирными линиями; на этой же фиг. пунктирные стрелки указывают направление индуктированных электродвижущих сил в проводах а2-b в какой нибудь момент времени. Таким образом, из фиг. 1 видим, что при пуске в ход, в секциях ротора, образованных проводами а2-b, а3-b1…, будут наводиться электродвижущие силы, которые будут складываться друг с другом, а не вычитаться, вследствие чего в этих секциях потекут токи, которые будут вынуждены замкнуться через большие сопротивления r, r…, r1, r1… и т.д., что создаст благоприятные условия для образования большого начального момента вращения.

После того, как число оборотов двигателя возрастет в достаточной мере и скорость двигателя достигнет приблизительно половины нормальной, можно произвести переключение обмотки статора не меньшее, половинное, число полюсов. При этом ширина полюсного деления увеличится в два раза t1=2t2, вследствие чего электродвижущие силы, индуктированные в проводах секций а-b, а1-b1, а2-b2 и т.д., будут складываться друг с другом, а не вычитаться, как это имело место раньше при двойном числе полюсов в статоре; на фиг. 1 сплошными стрелками показано направление электродвижущих сил, индуктированных в проводах а-b в какой-нибудь момент времени при уменьшенном числе полюсов в статоре.

Так как омическое сопротивление секций а-b, а1-b1, а2-b2 с шириной t1, значительно меньше, чем омическое сопротивление секций а2-b, а3-b1, a4-b2 и т.д. с шириной t2, то при половинном числе полюсов статора сопротивления r, r, r1, r1… в значительной мере будут разгружены от токов.

На фиг. 2 показана обмотка ротора в другом видоизменении.

Эта обмотка с одной стороны имеет замыкающее медное кольцо К и состоит из ряда замкнутых секций с шириной приблизительно равной полюсному делению t1, при нормальном соединении обмотки статора (одна из таких секций, состоящая из проводов а-b, на фиг. 2 показана жирными линиями). Все вышеупомянутые секции соединены друг с другом при помощи сопротивлений r, r…, благодаря чему в роторе появляются также замкнутые секции с шириной, равной приблизительно половине полюсного деления (одна из таких секций показана на фиг. 2 жирными линиями). Направление токов, текущих в какой-нибудь момент времени по проводам при пуске в ход показано на этой фиг. пунктирными стрелками, сплошные же стрелки указывают направление токов при нормальной работе.

Для уменьшения толчка тока при пуске в ход, можно соединить между собой при помощи сопротивлений r, r, … не все секции, как на фиг. 2, а только часть, как показано на фиг. 3.

Переключение числа полюсов статорной обмотки при пуске в ход, согласно описанному здесь принципу, не обязательно должно происходить в отношении 1, 2, но мыслимы также и другие отношения числа полюсов при переключении. При переключении статорной обмотки для уменьшения происходящих при этом толчков тока возможно также при этом воспользоваться переключением со звезды на треугольник; так, например, на фиг. 4 показана статорная обмотка, соединенная при пуске в ход в звезду. Как видно из этой фиг., каждая из фаз состоит из двух частей: первая фаза состоит из частей 1-11, вторая фаза состоит из частей 2-21, третья фаза состоит из частей 3-31. При схеме по фиг. 4 статорная обмотка имеет 4 р. полюсов. На фиг. 6 показана статорная обмотка того же двигателя, имеющая 2 р. полюсов; схема фиг. 6 отличается от схемы фиг. 4 тем, что концы обмоток 112131 переключены между собою, вследствие чего направление токов, текущих в этих частях фаз, изменяется на обратное и в статоре получается половинное, по сравнению с предыдущим случаем, число полюсов, равное 2 р. (См. Arnold, Wechselstromtechnik, III). Как показывает исследование, при таком переключении обмоток направление вращения вращающегося поля изменяется на обратное; поэтому на фиг. 6 провода, идущие к одной паре из всех трех зажимов, показаны перекрещенными для того, чтобы направление вращающегося потока осталось то же самое, что и при схеме фиг. 4. Для уменьшения толчков тока при этих переключениях можно, совокупно с переключением полюсов, применять также переключение со звезды на треугольник. При этом способе пуска в ход статор вначале соединяется в звезду, имея двойное число полюсов; при увеличенной скорости двигателя производится переключение статора на треугольник с тем же двойным числом полюсов (фиг. 5), при дальнейшем возрастании скорости двигателя производится переключение статорной обмотки опять на звезду, но с половинным числом полюсов (фиг. 6) и, наконец, статор из последнего соединения переводится на соединение в треугольник с тем же половинным числом полюсов (фиг. 7).

Похожие патенты SU1024A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1926
  • Шенфер К.И.
SU7507A1
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ МАШИНА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1924
  • Шенфер К.И.
SU1055A1
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2015
  • Татевосян Андрей Александрович
  • Татевосян Александр Сергеевич
  • Огорелков Борис Иванович
RU2585279C1
Асинхронное мотор-колесо с повышенным магнитным сцеплением 2018
  • Вагнер Вальдемар Олегович
  • Щуровский Денис Васильевич
RU2706669C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ВО ВРАЩЕНИЕ МАШИН-ОРУДИЙ 1932
  • Фридкин П.А.
SU42629A1
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1926
  • Э. Ротер
  • У. Ион
SU7530A1
Одноименнополюсная индукторная машина 1957
  • Амбарцумов Т.Г.
SU116262A1
Однофазный вентильный двигатель 1934
  • Бабат Г.И.
SU48771A1
ДВУХСКОРОСТНОЙ СИНХРОННО-АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1997
  • Стрижков И.Г.
  • Коляда С.Л.
  • Лайко А.В.
  • Стрижков С.И.
RU2141714C1
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2015
  • Татевосян Андрей Александрович
  • Татевосян Александр Сергеевич
RU2604051C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 024 A1

Формула изобретения SU 1 024 A1

1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, пускаемый в ход без реостата, характеризующийся тем, что статорная обмотка его устроена так, чтобы, при пуске в ход, она могла быть включена на двойное число полюсов сравнительно с нормальным и затем, при увеличении скорости, переключена на нормальное число полюсов, а роторная обмотка состоит из ряда отдельных коротко замкнутых секций, шириною почти равной полюсному шагу при нормальном числе полюсов, причем эти секции соединены друг с другом сопротивлениями r, r, r… и r1, r1, r1… (фиг. 1), так, чтобы при пуске через них проходил вторичный ток (с целью получения повышенного пускового момента) и чтобы при нормальной работе, когда обмотка статора переключена на нормальное число полюсов, вторичный ток проходил только по секциям.

2. Видоизменение охарактеризованного в п. 1 асинхронного двигателя, отличающееся тем, что обмотка ротора состоит из ряда секций, соединенных друг с другом с одного конца медным кольцом, а с другого конца через сопротивления r, r, r… (фиг. 2).

3. Видоизменение охарактеризованного в п. 1 асинхронного двигателя, отличающееся тем, что обмотка статора при пуске включается на двойное число полюсов звездою, а при увеличении скорости переключается последовательно: треугольником с двойным числом полюсов, звездою с нормальным числом полюсов, и, наконец, треугольником с нормальным числом полюсов (фиг. 4-7).

SU 1 024 A1

Авторы

Шенфер К.И.

Даты

1926-02-27Публикация

1923-08-08Подача