Изобретение относится к области судостроения, а именно к судам на подводных крыльях.
Известно бортовое крыльевое устройство быстроходного судна, содержащее стойку с подводным крылом, установленную с возможностью поворота вокруг оси.
Недостатком этого устройства являются увеличенные габариты корпуса судна по ширине на величину размаха крыльев и возникновение аварийной ситуации при ударе на ходу о плавающие предметы или отмели.
Целью изобретения является уменьшение габаритов судна по ширине в рабочем и поднятом положениях крыльев и обеспечение безаварийности при ударах о препятствия.
Указанная цель достигается тем, что в бортовом крыльевом устройстве быстроходного судна, содержащем стойку с подводным крылом, установленную с возможностью поворота вокруг оси, ось поворота установлена под углом 60-85о к диаметральной плоскости судна в проекции на горизонтальную плоскость и под углом 10-35о к горизонтальной плоскости в проекции на плоскость мидель-шпангоута, причем ось направлена от борта в нос и к днищу судна.
Кроме того, бортовое крыльевое устройство снабжено секторной коробкой с радиальной направляющей, установленной на борту судна, для поворота стойки и с подпружиненным шариковым фиксатором для этой стойки, а на стойке установлена с возможностью перемещения в упомянутой радиальной направляющей опора для вышеуказанного фиксатора.
На фиг. 1 изображено крыльевое устройство, общий вид; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 вид по стрелке Б на фиг.1.
Бортовое крыльевое устройство быстроходного судна содержит подводное крыло 1, закрепленное на стойке 2, установленной на оси 3 (0-0), на борту 4 судна 5, секторную коробку 6 с радиальной направляющей 7.
На стойке 2 имеется опора 8 для взаимодействия с радиальной направляющей 7, а на секторной коробке 6 имеется подпружиненный шариковый фиксатор 9, установленный в упоре 10. На палубе 11 в носу 12 судна 5 имеется гнездо 13 для стойки 2.
Ось поворота 3 стойки 2 расположена под углом θ 60-85о к диаметральной плоскости (ДП), в проекции на горизонтальную плоскость, и под углом γ 10-35о к горизонтальной плоскости, в проекции на плоскость мидель-шпангоута.
Работа крыльевого устройства осуществляется следующим образом. При ударе на ходу судна подводным крылом 1 об отмель или плавающий предмет сила удара начинает поворачивать стойку 2 относительно оси 3, при этом опора 8 сжимает подпружиненный шариковый фиксатор 9 и, достигая усилия выше нормированного (заданного пружиной), выходит из зацепления с упором 10. Указанная опора, оставаясь внутри радиальной направляющей 7, вращает стойку 2 в плоскости, параллельной секторной коробке 6, с помощью пружинно-поворотного устройства, вследствие чего стойка 2 поворачивается на угол 60-80о вокруг оси 3 до положения выше уровня воды В, в свою очередь направляя движение крыла 1 к корме и поперек судна за габариты корпуса без пересечения с его элементами.
Из положения В крыло 1 может быть возвращено в рабочее положение Г для продолжения рейса, или уложено в гнездо 13 на палубе 11 в носу 12 продолжением поворота относительно оси 3 на угол 130-170о для подхода к берегу, или для стоянки в положении Д.
Использование изобретения может обеспечить безаварийность эксплуатации судов на подводных крыльях при ударах на ходу крыльями о плавающие предметы и отмели, а также улучшить характеристики ходкости и снизить расходы топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЗЛЁТА ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ КРЫЛАТОЙ СИСТЕМЫ | 2001 |
|
RU2238883C2 |
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2212352C1 |
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА | 2013 |
|
RU2562086C2 |
Плавучее волностойкое крановое судно универсального типа | 2018 |
|
RU2712486C2 |
СКОРОСТНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2167078C1 |
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ | 1994 |
|
RU2086455C1 |
КАТАМАРАН (ВАРИАНТЫ) | 2021 |
|
RU2763078C1 |
Быстроходный катер | 1971 |
|
SU472056A1 |
ПОЛИМАРАН | 1992 |
|
RU2051060C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО | 1993 |
|
RU2088463C1 |
Патент США N 2906229, кл | |||
Способ получения борнеола из пихтового или т.п. масел | 1921 |
|
SU114A1 |
Авторы
Даты
1995-11-20—Публикация
1981-04-21—Подача