...;..
Изобретение относится.к аварийно-спасательным средствам, а конкретно - к средствам для повышения остойчивости и плавучести судна, и может быть использовано на судах при штормовых и аварийных ситуациях для уменьшения осадки судна при прохождении по мелководью или для увеличения грузоподъемности судна.
Известно устройство для повышения остойчивости и плавучести судна, содержащее пневмобаллон -из эластичного материала, кронштейн и трос для их соединения 1.
Недостатками известного устройства являются неудобство и сложность его устан-овки и низкая надежность работы. Требуются значительные затраты физического труда, а также сравнительно большое время на сборку устройства и приведение его в действие. В условиях шторма или аварийной ситуации, для вытаскивания мягкой оболочки на палубу, расправления, закрепления и приведения ее в действие усилий одного человека недостаточно.
Целью изобретения является обеспечение автоматизации, быстродействия и повышения надежности работы устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем пневмобаллон, из эластичного материала, кронштейн и трос для их соединения, кронштейн выполнен в виде телескопической штанги, состоящей из коробчатых балок прямоугольного поперечного сечения, и снабжен механизмом их выдвижения, который установлен в наклонной бортовой шахте корпуса судна выше ватерлинии, причем внутри балок пропущен трос, закрепленный одним концом к днищу шахты, а другим, пропущенным через блок на торце концевой балки, - к пневмобаллону.
кроме того, механизм выдвижения балок содержит баллон со сжатым газом, редуктор и датчик .угла крена, содержащий корпус, отвес с иглой на его кончике и мембрану, перекрывающую отверстие для поступления газа из баллона в шахту.
На фиг. I изображены пневмобаллоны устройства в свернутом состоянии и кронштейны, закрепленные в наклонных шахтах корпуса судна; на фиг. 2 - кронштейны устройства, выдвинутые из щахт корпуса судна к пневмобаллоны, наполненные сжатым воздухом; на фиг. 3 - кронштейн устройства с укрепленным на нем баллоном со сжатым газом, общий вид.
Устройство содержит пневмобаллон 1, который выполнен из мягкого (эластичного) газоводонепроницаемого материала и наполняется воздухом из баллонов сжатого воздуха нли другим газом от газогенератора. Пневмобаллон в нерабочем состоянии свернут и хранится на шлюпочной палубе судна или в нише фальшборта.
Свернутый пневмобаллон удерживается от выпадепия с помощью лямок 2.
Кронштейн 3 выполнен в виде телескопического устройства, состоящего из коробчатых балок прямоугольного поперечного се чения. На верхнем торце каждой балки кронштейна 3 имеется донышко 4 с фланцем 5, обращенным внутрь, а на нижнем.торце - с фланцем 6, обращенным наружу. Между сопряженными балками кронштейна установлены пружины 7, торцы которых упираются во фланцы (наружный одной балки и внутренний - другой). Каждую балку в выдвинутом (рабочем) состоянии фиксирует защелка 8, которая препятствует перемещению балки обратно в щахту под действием силы плавучести пневмобаллона. В донышке балок (за исключением концевой) выполнены отверстия для пропускания воздуха.
0 Кронштейн 3 устанавливается в наклон. ной шахте 9 корпуса судна, ось которой образует острый угол с вышележащей частью борта. Этот угол устанавливается для конкретных судна и устройства, из расчета обеспечения свободного выдвижения балок
5ч кронштейна 3 из шахты выпадения кронштейна) под действием силы тяжести при аварийном (для данного типа судна в грузу) угле крена. На торце концевой балки кронштейна установлен блок 10 для свободного перемещения троса 11, проходящего внутри балок телескопического устройства и закрепленного одним концом к перфорированной пластине 12 днища шахты 8, а другим к эластичному баллону I, например, при помощи балки, закрепленной вдоль продоль- ной образующей баллона.
Внутри корпуса судна на шахте 9 размещен механизм выдвижения балок телескопического устройства, который содержит баллон 13 со сжатым газом, к которому
0 подключен редуктор 14, соединенный в свою очередъ с датчиком 15 угла крена, представляющим из себя, например, обычный маятниковый кренометр, на кончике которого закреплена игла. Там же, в корпусе кренометра выполнено отверстие, через которое газ поступает в полость щахты, закрытое металлической мембраной. На уровне мембраны установлен соленоид. В его цепь включен источник питания и кнопки замыкания : цепи (кнопки пуска).
0 В положении по походному, когда отсутствует необходимость в дополнительной плавучести и остойчивости, устройство «заряжено - кронштейн в собранном виде лежит в бортовой шахте. Телескопическое устройство удерживается от выпаденияиз шахты
5 с помощью упора 16, вставляемого в корпус шахты на уровне нижнего торца нижней балки телескопического устройства.
Бортовое отверстие шахты, расположенное над ватерлинией, закрыто крышкой 17, предохраняющей шахту от попадания воды. В крышке нмеется отверстие с уплотнени,ем, через которое проходит трос из шахты вверх по борту к пневмобаллону. Для предохраненения троса от случайных повреждений на борту установлены защитные вертикальные полуцилиндрические бурты. Трос проходит между ними. Между главной и шлюпочной талубой трос проходит в вертикальном , служащем однбвременио стойкой (пиллерсом).
Устройство работает следующим образом.
При крене судна, достигающем аварийной величины, под действием силы тяжести кронштейна, упор 16 поворачивается на оси, преодолевая силу действия пружины снизу, и освобождает путь для движения кронштейна. Кронштейн открывает крышку 17, натягивает трос 11. Натяжение троса вызывает раскрытие замков на лямках 2, включение клапана подачи воздуха впиевмобаллон и его выпадение за борт.
Безударному выходу балок из шахты :споеобствуют пружины 7. После прохода фланцев 5 рядом с Защелками 8 они срабатывают и препятствуют складыванию телескопического устройства. В этот момент начинается интенсивное заполнение пневмобаллона I газом.
В случае, если по какой-либо причине при аварийном угле крена телескопическое устройство не приходит в движение под действием силы тяжести, а угол крена увеличивается и становится .больше аварийного, отвес датчика 15, повернувшийся на соответствующий угол, с помощью иглы прокалывает мембрану датчика, и сжатый воздух из баллона 13, проходя через отверстия
пластины 12 шахты 9 и отверстия дОяыШёК 4 балок телескопического устройства, .возд ствуя на доныщки.выдвигает балки устройства. Остальные операции, как в случае. -/..-. „,-.
Устройство может быть приведено в действие в любой момент по волечеловека, например, при каких-либо неблагоприятных ситуациях (посадке на мель, столкновении и т. д.) путем управления с командного
мостика с помощью, например, электривдской схемы (не показана) включаются соленоид, установленный в корпусе датчика 15 угла крена и другие элементы; Отвес с иглой при этом повернется на угол, достаточный для разрушения мембраны. Сжатый возДух
приведет в действие телескопическое устройство. Остальные операции, как в первом , случае.
Предлагаемое устройство парное, Т. е. с другого борта имеется симметрнчио рас-..
положенная такая же конструкция. Кронштейн нагружен силой, в.ыталкивающей баллон из воды. При отсутствии Крена моменты сил, действующие по каждому борту относительно ДП судна, взаимно уравновешены. . При крене судна усилие, действующе
на баллон, выходящий из воды, уменьшается за счет уменьшения погруженного объема и суммарный момент сил плавучести баллонов обоих бортов начинает действовать в сторону уменьшения крена, создавая дополнительный восстанавливающий момент, т. ё. увеличивая остойчивость судна:
Изобретение позволяет автоматизировать процесс приведения устройства для повышения остойчивости и плавучести судна в действие, достичь его быстродействия и высокой . надежности и тем самым повысить безопзсность плавания судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для повышения остойчивости и плавучести судна | 1987 |
|
SU1627452A1 |
Устройство для поддержания аварийного судна на плаву | 1990 |
|
SU1766772A1 |
МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО | 1992 |
|
RU2084368C1 |
СПОСОБ ПЕРЕВОРАЧИВАНИЯ СУДНА | 2001 |
|
RU2217349C2 |
Безэкипажный катер - носитель сменной полезной нагрузки | 2022 |
|
RU2780086C1 |
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603818C1 |
ПЕНТАМАРАН | 1991 |
|
RU2076056C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2257310C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПЛАВУЧЕГО ПОЛУПОГРУЖНОГО БУРОВОГО СУДНА И ЕГО УСТРОЙСТВО | 2013 |
|
RU2524700C1 |
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА С ПЛ-ТАНКЕРА В АВАРИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КРЕНЕ И ДИФФЕРЕНТЕ | 2000 |
|
RU2174088C1 |
. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАВУЧЕСТИ СУДНА, содерясащее пневмобаллон из эластичнвиго материала, кронштейн и трос для fix соединения, отличающееся тем, что, с целью автомгггизации, быстродействия и повышения надежности устройства, кронштейн выполнен в виде телескопической штанги, состоящей из коробчатых балок прямоугольного поперечного сечения, и снабжен механизмом их выдвижения, который установлен в наклонной бортовой шахте корпуса судна выше ватерлинии, причем внутри балок пропущен трос, закрепленный одним концом к днищу шахты, а другим, пропущенным через блок на торце концевой балки, - к пневмобаллону. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм выдвижения балок содержит баллон со сжатым газом, редуктор и датчик угла . крена, содержащий корпус, отвес с иглой на его кончике и мембрану, перекрывающую отверстие для поступления газа из баллона в шахту. (Л оо а О5 со
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для создания допольнительной остойчивочти малотоннажному судну | 1977 |
|
SU713761A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1983-08-23—Публикация
1982-02-22—Подача