Изобретение относится к аварийно-спасательным средствам для маломерных парусных судов, преимущественно яхт, снижающим опасность их опрокидывания "кверху килем" и полного затопления.
Для маломерных парусных судов, преимущественно яхт, остойчивость которых непосредственно связана с продвижением вперед, так как сила тяги приложена на значительной высоте над уровнем воды, а вода, в свою очередь, оказывает существенное сопротивление движению, крен может достигать критических величин, что приводит к опрокидыванию этого типа судов.
Само по себе опрокидывание яхт, особенно гоночных, происходящее при превышении допустимого крена судна, вызываемого неблагоприятными погодными условиями (шквалистый ветер) или маневрами экипажа, явление нередкое. Гораздо существенней опасность переворачивания яхт "кверху килем" и их полного затопления, что усложняет их последующий подъем и приведение в рабочее состояние.
Известно аварийно-спасательное устройство судна, содержащее эластичную емкость, подключенную к источнику подачи сжатого газа, и механизм управления подачей сжатого газа [1].
Устройство предназначено для повышения остойчивости и плавучести судов, сила тяги которых приложена непосредственно к корпусу судна, ниже поверхности воды, поэтому расположение эластичных емкостей по бортам судна вполне оправдано.
Для маломерных парусных судов, особенно яхт, на которых сила тяги приложена на значительной высоте над уровнем воды и опрокидывающий момент определяется ветровой нагрузкой на вою площадь парусного вооружения, подобное расположение эластичных емкостей не предотвратит опасность опрокидывания такого типа судов.
Кроме того, представляется сравнительно сложной система газонаполнения эластичных емкостей и сам механизм перемещения телескопического кронштейна.
Известно аварийно-спасательное устройство судна, содержащее помещенную в контейнер эластичную емкость, подключенную к источнику сжатого газа, и механизм управления подачей сжатого газа [2].
Устройство предназначено для поддержания судна на плаву в аварийной обстановке. Как и предыдущий аналог [1], оно может быть использовано для судов, сила тяги которых приложена непосредственно к корпусу, ниже уровня водной поверхности, поэтому расположение эластичных емкостей по периметру корпуса судна вполне закономерно.
Однако крепление контейнера с эластичной емкостью к корпусу судна оказывается малоэффективным для маломерных парусных судов, особенно яхт, сила тяги которых создается рабочей площадью парусности и приложена на значительной высоте над водной поверхностью. Именно наличие этого фактора, который практически отсутствует у судов, для которых предназначены приведенные выше устройства, и определяет опасность опрокидывания и затопления парусных судов, преимущественно яхт.
Целью изобретения является снижение опасности опрокидывания маломерных парусных судов, преимущественно яхт, "кверху килем" или их полного затопления, а также упрощение последующего проведения аварийно-спасательных работ.
Указанная цель достигается тем, что в известной конструкции аварийно-спасательного устройства судна, содержащей помещенную в контейнер эластичную емкость, подключенную к источнику сжатого газа, и механизм управления подачей сжатого газа, контейнер с эластичной емкостью закреплен на мачте, выше места крепления к ней бортовых вантов, а механизм управления подачей сжатого газа выполнен в виде упругого элемента, взаимодействующего с рычагом переключающего клапана, фиксируемого спрессованным брикетом растворимого во воде органического вещества, например технического сахара, причем упругий элемент и брикет растворимого в воде вещества помещены в корпус с перфорированным днищем, покрытый сверху водозащитной пленочной рубашкой с уплотнительной резиновой манжетой под рычаг переключающего клапана, при этом механизм управления подачей сжатого газа снабжен принудительно срабатываемой дублирующей системой газонаполнения эластичной емкости.
Установка контейнера с эластичной емкостью на мачте парусного судна при опрокидывании последнего позволяет при срабатывании устройства уравновесить массу мачты и намокшего парусного вооружения и обеспечить поддержание судна в исходном положении до проведения подъемных работ, значительно снизив опасность переворачивания его "кверху килем" или полного затопления. Это, в свою очередь, позволяет упростить последующий подъем судна и приведение его в рабочее состояние при сравнительно небольших затратах.
Выполнение механизма управления подачи сжатого газа в виде упругого элемента, взаимодействующего с рычагом переключающего клапана, фиксируемого спрессованным брикетом растворимого в воде органического вещества, например технического сахара, обеспечивает простоту и надежность работы в автоматическом режиме всей системы газонаполнения пневматической емкости.
Наличие принудительно срабатываемой дублирующей системы газонаполнения еще в большей степени повышает надежность работы устройства.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 показано размещение заявляемого устройства на мачте парусного судна, на фиг.2 - то же, вид в плане (разрез А-А на фиг.1), на фиг.3 - общий вид заявляемого устройства (узел I на фиг.1), на фиг.4 - то же (вид Б на фиг.3), на фиг.5 - механизм управления подачей сжатого газа в эластичную емкость (узел II на фиг.4).
Аварийно-спасательное устройство для маломерных парусных судов, преимущественно яхт, размещается на мачте 1 судна 2 выше места крепления к ней бортовых вантов 3. Оно содержит помещенную в контейнер 4 эластичную емкость 5, соединенную гибким трубопроводом 6 с баллоном 7 сжатого газа.
В гибкий трубопровод встроен переключающий клапан 8, рачат 9 которого выведен в корпус 10 и зафиксирован между находящимися там упругим элементом 11 и спрессованным брикетом 12 растворимого в воде органического вещества, например технического сахара.
Корпус имеет перфорированное днище 13 и паз для перемещения рычага переключающего клапана. Сверху корпус закрыт винтовой крышкой (не показано).
Для предохранения от попадания атмосферных осадков к растворимому в воде брикету корпус накрыт сверху водозащитной пленочной рубашкой 14 с уплотнительной резиновой манжетой 15 под рычаг переключающего клапана.
Механизм управления подачей сжатого газа в эластичную емкость предусматривает установку принудительно срабатываемой дублирующей системы газонаполнения, включающей гибкий трубопровод 16 с переключающим клапаном 17 и рычагом 18, управление которым посредством тросика 19, перекинутого через скобу 20, выведено непосредственно на мостик управления судна.
Для яхт длиной свыше 8 метров, имеющих значительную массу мачты и парусного вооружения, баллон со сжатым газом может быть установлен на корпусе судна.
Устройство работает следующим образом. При аварийном крене парусного судна 2, вызвавшем его боковое опрокидывание, мачта 1 с закрепленным на ней устройством оказывается в воде.
Вода через перфорацию днища 13 корпуса 10 проникает внутрь него, растворяя брикет технического сахара 12.
Под действием упругого элемента 11 происходит поворот рычага 9, и переключающий клапан 8 открывает доступ сжатому газу из баллона 7 в полость эластичной емкости 5. Наполняясь газом, эластичная емкость отбрасывает выполненные заодно крышку и переднюю стенку контейнера 4 и оказывается на поверхности воды. Будучи прикрепленной к мачте 1, наполнившаяся сжатым газом до заданных объемов эластичная емкость 5 будет удерживать опрокинутое на бок парусное судно в фиксированном положении, снижая опасность переворачивания его "килем вверх" или полного затопления.
В случае отказа срабатывания по какой-либо причине автоматической системы управления подачей сжатого газа производится ее принудительное включение. Для этого выведенным к рулевому управлению тросиком 19, перекинутым через скобу 20, поворачивают рычаг 18 переключающего клапана 17, встроенного в гибкий трубопровод 16, сообщая баллон 7 с полостью эластичной емкости 5.
Источники информации
1. SU 1627452 А, 15.02.1991.
2. RU 2009066 С1, 15.03.1994 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАВУЧЕСТИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ | 2021 |
|
RU2770038C1 |
СУДНО С УСТРОЙСТВОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ПЛАВУЧЕСТИ И НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ ПРИ АВАРИИ | 2008 |
|
RU2401768C2 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СУДНА ПЛЕХОВА Г.Г. | 1998 |
|
RU2137675C1 |
Спасательное устройство | 1988 |
|
SU1588636A1 |
ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО ТИПА "КОВЧЕГ-1" | 2008 |
|
RU2398707C2 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2171195C1 |
ПАРУСНЫЙ НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ КУЩЕНКО В.А. | 2009 |
|
RU2403171C1 |
ЭВАКУАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С АВАРИЙНОГО СУДНА | 2014 |
|
RU2582589C1 |
ГИКА-ТАЛЬ | 2013 |
|
RU2538886C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ И ПОДЪЕМА СУДОВ И КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2005 |
|
RU2299831C2 |
Изобретение относится к аварийно-спасательным средствам для маломерных парусных судов, преимущественно яхт. Аварийно-спасательное устройство для маломерных парусных судов, преимущественно яхт, содержит помещенную в контейнер эластичную емкость, подключенную к источнику сжатого газа, и механизм управления подачей сжатого газа. Контейнер с эластичной емкостью закреплен на мачте, выше места крепления к ней бортовых вантов, а механизм управления подачей сжатого газа выполнен в виде упругого элемента, взаимодействующего с рычагом переключающего клапана, фиксируемого спрессованным брикетом растворимого в воде органического вещества, например технического сахара. Упругий элемент и брикет растворимого в воде вещества помещены в корпус с перфорированным днищем, покрытый сверху водозащитной пленочной рубашкой с уплотнительной резиновой манжетой под рычаг переключающего клапана. Достигается снижение опасности опрокидывания маломерных парусных судов вверх килем и их полного затопления. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СУДНА НА ПЛАВУ В АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ | 1990 |
|
RU2009066C1 |
Устройство для повышения остойчивости и плавучести судна | 1987 |
|
SU1627452A1 |
US 3822662 А, 09.07.1974 | |||
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕРИЛЛИЕВОГО БЛОКА ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА | 2001 |
|
RU2184401C1 |
Авторы
Даты
2005-07-27—Публикация
2002-02-05—Подача